Танцтерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 01:23, реферат

Описание работы

Танцтерапия стремится дать возможность каждому пациенту реализовать свои ощущения в непосредственном потоке самовыражения, представляющем собой скорее естественные, самопроизвольные и неограниченные движения, чем выполнение формальных танцевальных движений. Танцтерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного, и многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. История возникновения танцтерапии…………………………………....5

Развитие танцтерапии………………………………………………..………..6

Основные принципы и цели танцтерапии…………………………..……….12

Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцтерапии………………..…...15

2.1 Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание……….18

2.2. Эмоции и движение……….……….…………………………………..……...19

2.3. Работа с межличностными отношениями в танцтерапии…………………..22

Заключение…………………………………………………………………………..25

Список используемой литературы………………………………………………....28

Работа содержит 1 файл

каченя.doc

— 260.00 Кб (Скачать)
"justify">В качестве примера рассмотрим более детально подход Фельденкрайза как пример работы с телом через осознание, так как проблемы осознанности образа "Я" являются одними из основных в психологии. 

Фельденкрайз в своей работе "Сознавание через движение" рассматривает вопросы, связанные с образом "Я" и движением. "Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе". Фельденкрайз выделяет 4 компонента образа себя:

1. Движение.

2. Ощущение.

3. Чувствование.

4. Мышление. 

Соотношение этих компонентов в различных действиях у разных людей отличаются, но обязательно все 4 компонента должны присутствовать в каждом движении. Фельденкрайз приводит примеры для объяснения этого утверждения: "Чтобы ощущать - видеть, слышать, или ощущать тактильно - человек должен быть заинтересован, испуган или заметить нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать". Если хотя бы один из элементов действия уменьшается до исчезновения, существование становится под угрозу. Трудно поддержать жизнь без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет стимула жить, лишь чувство удушья заставляет дышать. 

Автор говорит о том, что для изменения привычного способа действования требуется много сил, так как велика роль привычки. Многие части тела человек просто не осознает, а соответственно, не может включить их в новое действие, так как оно требует осознания. 

По Фельденкрайзу, "полный образ себя" - это сознавание всех связок скелетной мускулатуры и всей поверхности тела - спины, боков, головы и

т. д. Это идеальное состояние и оно редко встречается. Человек действует в соответствии со своим субъективным образом. "То, как человек держит плечи, голову, живот, его голос, интонация, способ передвигаться, представляться и многое другое основывается на образе себя. Но, как считает автор, этот образ может быть урезан или раздут, в соответствии с той маской, которую человек хочет показать другим людям. Только сам человек может понять, что в его внешности - фиктивно, а что - подлинно, однако не каждый может оценить, таким образом, себя и здесь может помочь опыт других. 

По мнению Фельденкрайза, совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Фельденкрайз выдвигает следующие основания: 

1. Нервная система занята преимущественно движением

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат

4. Способность к движению существенна для самооценки

5. Всякая мышечная деятельность - это движение

6. Движения отражают состояния нервной системы

7. Движение - основа сознания

8. Дыхание - это движение

9. Основа привычки - движение.

Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании. Фельденкрайз разработал методику работы с движением через осознавание, основанную на изложенных выше принципах. 

Рассмотренные системы, использующие работу с телом (body-work) можно рассматривать как одно из оснований (наряду с упомянутыми выше теоретическими и практическими основаниями) для развития танцтерапии, принципы которой будут представлены в следующей главе. 

1.2. Основные принципы и цели танцтерапии. 

Основная задача танцтерапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танцтерапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые были упомянуты выше), в танцтерапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танцтерапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцтерапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит. 

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танцтерапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса: 

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, "double messages", когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека). 

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение). 

3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное движение как метод танцтерапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус. 

Джоан Смолвуд пишет о том, что "Танцтерапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного".С помощью танцтерапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцтерапия использует сны, образы или символы в работе с телом. 

Танцтерапия - это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танцтерапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. 

Танцтерапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время - для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента. (Например, люди, которые не ощущают собственного веса, обычно имеют трудности в умении заставить своего партнера выслушать их). Танцтерапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт - клиент, клиент - пространство, осознанные движения - неосознанные. Танцтерапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. 

Индивидуальная форма: исследование клиентом с помощью терапевта спектра своих движений, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле и освоение новых движений (замена старых, неадекватных форм реагирования) 

Групповая форма: Процесс групповой танцтерапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.). Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоциональные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плеч и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. 

Танцтерапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми". 

Раньше танцтерапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцтерапии.

 

Глава 2. Здоровье и танец. Методики и анализ танцтерапии. 

Техника арабского танца имеет много маленьких секретов. Один из них - выполнение всех элементов в состоянии неги. Хорошая танцовщица имеет текучую пластичность в теле. Каждым движением она лепит свое тело, как будто бы у нее нет костей, а вся она из глины. Овладение методом релаксации, умелое чередование напряжения и расслабления при выполнении связок из элементов приучают организм к длительным и разнообразным физическим нагрузкам. Уже после первого месяца занятий повышается тонус. Чередование элементов арабского танца, пластики, ударов, трясок делает более гибкими мышцы и связки. Во время трясок осуществляется уникальный массаж внутренних органов живота и малого таза. Хорошо купируются застойные явления в органах и тканях, растягиваются спайки, улучшается кровообращение и двигательная функция кишечника. Трехлетние наблюдения позволяют говорить о хорошем эффекте от занятий танцем живота при дискенезиях желчевыводящих путей, хронических воспалительных заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта. В течение 2-3 месяцев занятий наступает заметное улучшение самочувствия при гинекологических заболеваниях: нормализуется менструальный цикл, отмечается стихание болей при воспалительных и спаечных процессах в малом тазу, заметно повышается либидо. В движении танца живота участвуют все отделы позвоночника, что хорошо укрепляет мышцы спины и поясницы. Изменяется осанка, появляется грациозность в движениях, исчезает сутулость. Особенности техники танца на расслабленных, подогнутых коленях, позволяют снизить нагрузку на коленные, голеностопные суставы. Поэтому полиартрит не является противопоказанием для занятий. Некоторые тряски живота осуществляются на задержке дыхания, на выдохе, что прекрасно тренирует дыхательную систему. Belly dance (танец живота) эффективен при хронических бронхитах, астматических состояниях. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру. Это помогает на долгие годы сохранить прекрасную форму груди. (Курис И., 1994).

Продолжительные занятия танцем корректируют фигуру. Вспомним азиатский женский стандарт красоты: тонкая талия, развитая грудь, округлые бедра. Элементы танца живота способствуют перераспределению подкожных отложений, и фигура меняется на глазах. Неотъемлемый элемент belly dance - тряска - выступает в роли дорогостоящего вибрирующего массажера, так часто рекламируемого по телевизору, который избавит Вас от целлюлита.

Ваша увлеченность и энтузиазм поддерживают в Вас позитивный настрой для принятия больших и, предположительно, непривычных физических нагрузок. Но давайте задумаемся об осторожности. Как уберечь себя от повреждающего эффекта сверхдействия? Ведь мера у каждого своя. Как избежать травматического повреждения здоровых органов и тканей? Как предупредить возможное обострение имеющегося хронического заболевания? Ваше продвижение в занятиях складывается от освоения простых элементов и движений с постепенным переходом к более сложным. Без простого не бывает сложного. Время, требующееся для освоения движений, у каждого свое. Определите минимум по количеству движений при регулярных занятиях и выполняйте его. Нет смысла делать больше определенного количества. Спешить надо медленно.

В танце и занятиях чередуйте напряжение и расслабление. Такой подход лежит в основе арабского танца. Это способствует наработке выносливости, умению переключаться с одного вида деятельности на другой, способствует сбережению энергии, необходимой для жизни. 

Резкие и сильные движения без разминки и без предварительной подготовки могут вызвать растяжение и разрывы связок и мышечных сухожилий, смещение позвонков, подвывих и вывих суставов. Разминка в невысоком темпе в течение 3-10 минут достаточно разогревает мышцы и делает их более эластичными и устойчивыми к повреждению. Постепенное замедление темпа нагрузки перед прекращением занятия предотвращает головокружение, так как не приводит к нарушению нормального кровотока. Резкое прекращение напряженной физической нагрузки временно уменьшает кровоснабжение мозга и способствует застою крови в венах нижней половины тела. Результатом может быть головокружение и даже обморок. Постепенное снижение темпа получаемой нагрузки также способствует удалению продуктов обмена веществ, в частности молочной кислоты, из мышц, что уменьшает, но полностью не снимает их болезненность на следующий день, вызванную повреждением мышечных волокон.

Следует обратить внимание на подбор одежды для занятий. Она должна быть удобной, комфортной, отвечать Вашему вкусу и принятым требованиям, о которых Вы можете узнать у преподавателя. Следует позаботиться о платке или накидке, которые можно набросить на разгоряченные плечи во время паузы в разминке или во время объяснений, не связанных с физическими упражнениями. После интенсивной физической нагрузки не спешите сразу выйти на улицу, особенно при выраженной температурной разнице в помещении для занятий и вне его. 
Позаботьтесь о полноценном питании и поддержании водного баланса. В Вашем рационе должны быть продукты, содержащие питательные вещества, витамины и микроэлементы в соответствии с Вашими потребностями. Вода составляет 60% веса тела. В теле человека весом 70 кг содержится приблизительно 40 л воды. Из этого количества до 28 л находится внутри клеток, 8 л - в тканях, и чуть меньше 4 л, то есть приблизительно 8% от общего количества воды, - в кровотоке. Поддержание этого объема воды в кровотоке очень важно. Поступление воды в организм должно уравновешивать ее потери во время энергичных физических занятий или в жару, когда потоотделение возрастает, тогда водный баланс в организме будет постоянным.

Информация о работе Танцтерапия