Современные аспекты работы фармацевтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

О маркетинге известно давным-давно, еще в начале 70-х годов в нашей стране состоялось первое знакомство с маркетингом, а уже во второй половине 80-х годов в отечественной фармацевтической службе начали формироваться предпосылки для практического использования маркетинга: разрушение государственной монополии, изменение отношений собственности, появление проблем со сбытом отдельных наименований лекарственных средств.

Содержание

Введение.. 3


Определение маркетинга.. 3


Этапы исторического развития маркетинга.. 3


Общие принципы, лежащие в основе маркетинга как системы управления. Их воплощение в аптечном предприятии. 4


Маркетинговая деятельность аптечного предприятия по изучению рынка. Изучение потребностей в фармпрепаратах. 6


Схема маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств 8


Сегментация фармацевтического рынка. 9


Направления фармацевтического маркетинга. 11


Рынок и службы маркетинговых исследований. 13


Исследование закупок розничных лекарственных средств аптеками.. 14


Маркетинговые исследования в больницах.. 15


Исследования оптовых закупок.. 15


Исследования розничной продажи рецептурных средств. 17


Опрос врачей.. 18


Опрос работников, занятых стимулированием сбыта. 19


Исследования розничной продажи. 19


Другие службы и источники информации.. 20


Мероприятия по стимулированию сбыта фармпрепаратов. 21


Реклама.. 21


Маркетинговые данные. Анализ и интерпретация. 22


Заключение.. 26


Литература.. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.docx

— 39.39 Кб (Скачать)

Методология, применяемая  для сбора информации о закупках, фактически сводится к изучению накладных. 

Эти исследования являются противоположностью исследованиям, имеющим  дело с «выходным потоком» (например, изучение рецептов), который отражает движение продукта из аптек к конкретным потребителям. Теоретически в любое  время, изучая списки и архивы, можно  узнать разницу между «входными» и «выходными» потоками 

В частных аптеках  опрос проводится ежемесячно по всему  списку закупок. Исследование розничной  продажи не ограничивается изучением  рецептов, но включает, как правило, и свободно продаваемые (безрецептурные).

Маркетинговые исследования в больницах 

С точки зрения общей  методологии, стиля и фармацевтической работы исследования больниц аналогичны исследованиям розничных аптек. Но основная разница заключается  в том, что эти исследования направлены на изучение потребителей в больницах. За последнее десятилетие доля потребления  на рынке лекарственных средств  больницами существенно возросла. Эта  часть фармацевтического рынка  является значительно более стабильной. Кроме того, в последние 10 лет  отмечен рост амбулаторных пациентов  в больницах, что выражается в  увеличении потребления больницами лекарств для этих больных. 

Таким образом, анализ результатов двух вышеупомянутых типов  исследований должен выполняться в  контексте с конкретными фармацевтическими  продуктами. При этом должны собираться и обрабатываться данные об иных предметах, например, туалетных принадлежностях  и т.д. Наконец, необходима информация о таких предметах, как иглы, нити для наложения швов, покровный  материал, рентгеновская пленка и  реагенты для диагностик.

Исследования оптовых  закупок 

Эта часть исследований фармацевтического рынка имеет  дело с оптовыми закупками лекарств у оптовых торговцев и на складах. Объект этих исследований – «выходной  поток» фармацевтической продукции  со складов, который одновременно является основным при рассмотрении «входного  потока» поступления лекарств со склада в аптеки и больницы. Поскольку  характер закупок со складов очень  похож на закупки у оптовых  торговцев, возникает вопрос о целесообразности двух типов исследований. Однако, надо заметить, что между исследованиями закупок со складов и исследованиями закупок у оптовых торговцев  существует разница. Анализ потока продукции, поступающей от оптовых торговцев, дает возможность установить, покупают ли больницы или аптеки лекарства  напрямую или же через посредников. Исследования только закупок со складов  не дает возможности ответить на этот вопрос. 

С другой стороны, хотя анализ рынка базируется на исследованиях  в больницах и аптеках, оптовые  закупки являются во всех отношениях общими показателями активности фармацевтического  рынка. Объем информации, которую  можно получить благодаря этим исследованиям, значительно больше, чем при исследовании розничных закупок. Большой объем полученных данных позволяет изолировать и затем анализировать отдельно различные области фармацевтического рынка, например, динамику продаж или территориальные зависимости. Эта возможность особенно важна при анализе таких параметров рынка, как покупательский потенциал отдельных регионов, различия покупательских интересов внутри них, региональные различия потребностей в лекарственных средствах, различие форм продаж. 

Если фирма–оптовик  рассматривает себя в роли физического  дистрибьютора, то в соответствии с  концепцией физической дистрибьюции она  должна максимально удовлетворить  потребности того рынка, на котором  она работает. Однако специфика фармацевтического  рынка такова, что каждому встречному поставки медикаментов невозможны. 

Для того чтобы личная продажа была эффективной, торговый агент должен стремиться получить максимально  возможный объем информации о  потребителе как до начала переговоров  о продаже, так и во время них. 

Провести информационную разведку до начала переговоров –  это значит попытаться дать ответы на следующие десять основных вопросов: 

1. Кто ваш покупатель (его положение, привычки, интересы)? 

2. Каковы его потребности  (его проблемы, возможные мотивы  покупки)? 

3. Что вы можете  предложить (ваш товар, сопутствующие  услуги)? 

4. Каковы главные  достоинства вашего товара? 

5. Насколько потребитель  знает вас и ваш товар? 

6. Как согласуются  потребности покупателя с достоинствами  вашего товара? 

7. Какую выгоду  потребитель сможет извлечь, купив  ваш товар? 

8. Какие возражения  он сможет выдвинуть, и как  вы на них можете ответить? 

9. На какие уступки  вы можете пойти? 

10. Как завершить  продажу, к чему стремиться? 

Разведка до начала переговоров должна быть дополнена  «разведкой боем», т.е. уточнением информации в самом начале непосредственного  контакта с покупателем  

В связи с этим заметим следующее: обычно средняя  и крупная фармацевтическая фирма  представляет собой сложное образование  из десятка служб, и все проблемы и недостатки этих служб ложатся  на менеджера (или частично на оператора), поскольку именно он находится между  фирмой и клиентами. Верно и обратное – вся информация от клиента о  его потребностях и изменениях рынка  так же попадает к менеджеру и  от него зависит как лицо фирмы, так  во многом и решение, которое принимает  фирма на основе получаемой от менеджера  информации.

Исследования розничной  продажи рецептурных средств.  

Проводятся для  маркетингового анализа рецептурных  средств, поступающих из аптек к  конкретным потребителям. По данным рецептурного спроса можно, например, определить увеличение количества покупок антибиотиков в  августе, в преддверии «сезона антибиотиков». Но следует помнить, что этот всплеск  не связан с изменением мнения врачей об антибиотиках. Данные рецептурного спроса также рассматриваются многими  исследователями как лучший индикатор  результатов их усилий в области  маркетинга или рекламы. При рассмотрении только покупательского спроса на лекарственные  средства невозможно определить эффективность  усилий в области маркетинга, так  как неизвестно, какое количество пациентов уже употребляло эти  лекарственные средства, а какое  – стало употреблять в результате успешных маркетинговых операций. Однако изменение количества рецептов, выписываемых на это лекарственное средство, является индикатором тенденции в реализации этого препарата. 

Существуют два  основных метода сбора информации для  долговременных исследований рецептурной  части фармацевтического рынка. 

Первый метод основан  на исследовании розничных аптек, так  как фармацевты в каждой из них  регистрируют информацию, касающуюся рецептов, реализованных данной аптекой. 

Второй метод использует достижения в области фармацевтических услуг – системы регистрации  рецептов; при этом требуемая информация выдается компьютерами. 

Каждый метод имеет  свои преимущества и недостатки. Количество компьютерных данных велико, они легко  и быстро доступны, просто обрабатываются. Однако эти данные представляют информацию только о том, какие средства приготовлены в данной аптеке. 

Метод опроса фармацевтов  поставляет меньшее количество данных, требует больше времени на их сбор и обработку, но получаемые сведения отражают и количество средств, выписанных врачами, и количество лекарств, приготовленных фармацевтами. Идеально исследования должны совмещать в себе лучшие стороны  обоих методов.

Опрос врачей 

Большинство исследований, описанных выше, ориентированы на изучение движения продукта от одной  стороны к другой, опрос врачей позволяет описывать использование  продукта в различных его вариациях. 

Опросы проводятся в определенной группе врачей. Каждый врач опрашивается с целью получения  специальной информации о каждом пациенте, принятом в период опроса. Запрашиваются данные о диагнозе, характеристиках пациента, типе визита (на дому, в поликлинике), выписанных лекарствах, их действии. После оценки количества примененных лекарственных  средств и результатов их использования  данные, полученные в результате этих исследований, используются для установления взаимосвязей между следующими параметрами: в каких условиях применялось  лекарственное средство, с какой  целью, частотой и для какого типа пациентов, по какой специализации  врача. 

Другой тип опросов  применяется для сбора самых  свежих данных о рецептах от частнопрактикующих врачей. Данные этих опросов за некоторый  период времени демонстрируют изменения  приверженности врача или выборки  врачей к той или иной группе лекарств, зависимости этой приверженности от специализаций врача, месторасположения, возраста и объема выписываемых средств. Результаты такого опроса часто используются при апробации нового препарата: определяется, какие врачи стали  его применять и благодаря  каким характеристикам; выписываются ли рецепты на новое лекарственное  средство и, если да, то в каком объеме, как долго и по каким причинам, если, конечно, выпускались опытные  партии данного препарата.

Опрос работников, занятых  стимулированием сбыта. 

Три сегмента рекламной  деятельности должны изучаться при  долговременных исследованиях фармацевтического  рынка – «детальная» реклама, журнальная реклама и реклама  по почте. Результаты «детальной» рекламы, которая направлена на частнопрактикующих врачей, и результаты почтовой рекламы  в отношении той же группы врачей могут быть получены на основе информации из опросов группы врачей, которая  сообщает свое мнение относительно качества усилий, направленных на изучение сбыта. Так же может быть проведено исследование, которое отражает заинтересованность врачей.

Исследования розничной  продажи. 

Этот метод используется очень давно в основном для  маркетингового анализа нерецептурных  средств. Один из типов исследования розничной продажи может быть определен как «начальный список»  плюс «совершенные продажи» минус «конечный  список». Этот тип исследований является основным для долговременного анализа  и обзора фармацевтического рынка. Поскольку в процессе исследования розничной продажи собирается информация о количестве реализованных упаковок лекарств в денежном и количественном выражении, то возможно проведение анализа  цен на лекарственные средства. 

Главной цепью исследований рецептурной торговли является определение  общего количества реализованных рецептурных  средств, но при этом может быть также  собрана информация о прописываемых  дозах, их количестве и стоимости  лечения. Следует указать, что очень  важно использование в этих исследованиях  результатов других работ. Например, данные о рецептурных лекарственных  средствах дают информацию как о  них самих, так и о сырье, Из которого они приготовлены. Наконец, в последние годы достигнут большой  прогресс в объединении результатов  отдельных исследований в общие  базы данных, что позволяет произвести практически неограниченное изучение их взаимозависимости.

Другие службы и  источники информации 

Кроме вышеуказанных, существует множество иных маркетинговых  услуг и типов исследований, предоставляемых  исследователям рынка. Часть этих услуг  предоставляется в виде результатов  анализа или обзоров специальными фирмами, другие выполняются индивидуально  путем опроса работающих или с  использованием техники «фокусной  группы». «Фокусная группа» предоставляет  небольшое число людей, взаимодействующих  между собой и решающих общую  проблему. 

Ниже приводятся некоторые типы дополнительных исследований и анализа в различных областях: 

         реклама и ее потребители: 

         эффективность деятельности по  увеличению сбыта; 

         место на рынке: 

         нововведения; 

         осведомленность и использование  информации; 

         проверка состояния маркетингового  анализа: 

         выявление врачей, выписывающих  максимальное количество рецептов: 

         патентованные и лицензионные  исследования; 

         частное и стратегическое планирование. Дополнительно к уже описанным  существует множество других  источников маркетинговой информации.

Мероприятия по стимулированию сбыта фармпрепаратов.

Реклама 

Составной частью маркетинга является реклама. Современная реклама  фармапрепаратов – глубоко продуманный  и научно организованный процесс. Информация о состоянии фармацевтического  рынка собирается и детально анализируется  в рамках маркетингового исследования, касается характеристик лекарств–аналогов, конкурентов, потребителей. Она подвергается комплексному анализу с целью  выявления той части фармацевтического  рынка, на которую поступает новый  фармпрепарат; определяется степень  его конкурентоспособности, круг потенциальных  потребителей – населения и лечебно–профилактических учреждений. 

Информация о работе Современные аспекты работы фармацевтов