Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:15, научная работа

Описание работы

Наиболее влиятельная локальная производственная фармкомпания. Наиболее влиятельная иностранная производственная компания. Наиболее влиятельная дистрибьюторская компания. Наиболее влиятельная аптечная сеть. Наиболее влиятельный предприниматель/руководитель коммерческой структуры. Наиболее влиятельный государственный или общественный деятель/деятель науки. Наиболее влиятельная профессиональная некоммерческая ассоциация. Наиболее влиятельное некоммерческое партнерство/пациентское объединение.

Работа содержит 1 файл

Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г..doc

— 729.50 Кб (Скачать)

Таблица 7. 10 наиболее влиятельных профессиональных некоммерческих объединений и ассоциаций

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельное некоммерческое партнерство/пациентское объединение

Данная номинация представлена в Рейтинге влиятельности во второй раз (впервые — в 2009 г.), поэтому уже накопилась минимальная «история».

Пациентские объединения и некоммерческие партнерства онкологической направленности по-прежнему доминируют в количественном отношении (3 из 10). Лидер рейтинга не изменился: межрегиональное общественное движение «Вместе против рака» (табл. 8). Вместе с тем, существенно (более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г.) увеличилось количество рейтинговых баллов, набранных некоммерческим партнерством по содействию в продвижении социальных программ в области здравоохранения «Равное право на жизнь», что способствовало перемещению указанной организации на 3-ю строчку рейтинга (4-е место в 2009 г.).

Среди пациентских объединений наибольшую активность, как и год назад, демонстрируют те, в которых участники отличаются особой сплоченностью «по жизненным показаниям». Диабет, ревматологические и нефрологические заболевания существенно ухудшают качество жизни пациентов и при отсутствии должной поддержки со стороны государства зачастую приводят к инвалидности, в том числе и ранней. Для людей, находящихся в группе риска онкологических заболеваний или с уже выявленными заболеваниями, жизненно важны как диагностика на ранних стадиях, так и своевременное и эффективное лечение.

Именно эти факторы объясняют активность, в том числе и информационную, со стороны движений и объединений, составляющих TOP10 рейтинга.

Таблица 8. 10 наиболее влиятельных некоммерческих партнерств и пациентских объединений

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельное профессиональное объединение врачей

Эта номинация также существует в Рейтинге влиятельности только с 2009 г. Врачи, не будучи непосредственными участниками фармрынка, являются одними из его важнейших стейкхолдеров, продвигая идеи доказательной медицины и одновременно аккумулируя опыт назначения препаратов. Объем выписки лекарств по-прежнему зависит не только от эффективности работы медицинских представителей фармкомпаний, но и от личных пристрастий врачей к определенным схемам лечения в отсутствие всеобъемлющих стандартов лечения в российской медицинской практике.

Всероссийское научное общество кардиологов вышло на 1-е место (2-е в 2009 г.) в подтверждение «печальной» статистики, доказывающей лидерство сердечно-сосудистых заболеваний среди факторов смертности населения. На одну позицию поднялась и Ассоциация онкологов России (табл. 9). К сожалению, фронт работ для врачей-онкологов в России, как и в целом в мире, постоянно расширяется.

В целом, в данной номинации сохранился «рисунок» предыдущего года: TOP5 объединений лидируют с существенным отрывом от остальных пяти, но в рамках «пятерок» разрывы относительно невелики. По нашему мнению, это свидетельствует о соразмерности выборки и ответственном отношении респондентов к участию в опросе.

Таблица 9. 10 наиболее влиятельных профессиональных объединений врачей 

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельный медицинский/фармацевтический вуз

В рейтинге профильных вузов — новый «старый» лидер: Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова стала университетом (не перестав быть в среде выпускников 1-м медом), но не утратила своей известности среди респондентов (табл. 10). Закончилась судебная шумиха вокруг бывшего ректора «сеченовки» Михаила Пальцева, приведшая к его отставке. Назначен новый ректор — Петр Глыбочко, кандидатура которого была выбрана из состава президентского кадрового резерва.

На 2-й позиции «железно» (второй год подряд) держится Пятигорская государственная фармакадемия. На наш взгляд, это связано с тем, что выпускники этой академии работают по всей стране, тем самым расширяя известность своего вуза. Некоторые выпускники широко известны в фармотрасли, что также имеет значение.

Существенно улучшил свою позицию (перемещение с 5-й на 3-ю позицию), при этом набрав меньше баллов, чем годом ранее, Санкт-Петербурский государственный медуниверситет им. академика И.П. Павлова.

В целом, в тройке лидеров по итогам 2010 г. прослеживается существенное «проседание» по количеству баллов по сравнению с 2009 г., что наводит на мысль о том, что через год нас может ждать сюрприз — как приятный, так и неприятный. Существенную часть баллов «отвлек» на себя Российский государственный медуниверситет им. Н.И. Пирогова (2-й мед), наконец-то вошедший в TOP10 (сразу на 8-е место).

«Питерские» вузы по-прежнему преобладают численно (3 из 10). Из успехов региональных вузов отметим повышение рейтинговой позиции Воронежской государственной медакадемии им. Н.Н. Бурденко (c 10-й в 2009 г. до 7-й в 2010 г.) при существенном увеличении количества баллов.

Таблица 10. 10 наиболее влиятельных медицинских и фармацевтических вузов

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее популярный интернет-сайт

В номинации сайтов события развивались особенно бурно. Достаточно взглянуть на первые две строки рейтинга, чтобы понять, насколько явью за минувший год стало понятие «электронное правительство». Всплеск законотворчества и активизация надзорных функций со стороны государства вывели в несомненные лидеры рейтинга сайты двух федеральных ведомств — Росздравнадзора и Минздравсоцразвития (табл. 11). Сайт Росздравнадзора, возглавивший рейтинг, годом ранее довольствовался 8-м местом. Минздравсоцразвития вообще не попадало в десятку со своими электронными ресурсами.

Резкий рывок интернет-ресурсов федеральной власти закономерен: если ранее фармотрасль едва ли не десятилетиями была вынуждена руководствоваться потерявшими несовершенными, но при этом действующими законами, то в 2010 г. правительство словно бы решило разом наверстать упущенное. Понятно, что теперь участники рынка вынуждены следить за проектами законов, публикуемыми для общественного обсуждения, и работать с принятыми законодательными актами едва ли не в режиме реального времени.

Из электронных бизнес-ресурсов отметим попадание в десятку, причем сразу на 7-е место, сайта компании Roche. Этот сайт относительно новый; тем отраднее то, что респонденты в достаточно часто упоминали его в своих ответах, что свидетельствует о его полезности.

Таблица 11. 10 наиболее популярных интернет-сайтов

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее популярный Rx-препарат

По итогам 2010 г. наиболее популярным Rx-препаратом наконец-то стала Виагра (Pfizer) (табл. 12). На протяжении последних трех лет этот завсегдатай рейтинга стабильно занимал 2-е место, уступая пальму первенства так называемым «хитам года». В этот раз сенсаций не произошло. Набрав примерно такое же количество баллов, как и в прошлом году (406 баллов в 2009 г.), Виагра признана лидером рецептурного сегмента.

В свою очередь, бывший победитель — противовирусное средство Тамифлю, — опустился на 5 строчку. Также потеряли свои позиции, но все же остались в рейтинге влиятельности, ТМ Предуктал и Энап (3-е и 4-е места в 2009 г., соответственно).

Единственный российский препарат рейтинга — Ингавирин (Валента), набрав 222 балла, буквально взлетел с 8-го на 2-е место.

А вот число 183 стало в этом году счастливым для компании Nycomed. Именно такое количество баллов вернуло ТМ Актовегин в десятку наиболее популярных рецептурных брендов и позволило ТМ Конкор значительно улучшить свое положение (7-е место в 2009 г.)

Те же цифры, но в другой комбинации — 138 балла, — характеризуют абсолютного новичка рейтинга ТМ Алфлутоп.

Таблица 12. 10 наиболее популярных рецептурных препаратов

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее популярный ОТС-препарат

Подводя итоги 2010 г., можно вздохнуть с некоторым облегчением: грипп отступил! Симптомы отступления таковы: снизилась популярность Оциллококцинума (Laboratoires Boiron) у потребителей. Он занял лишь 5-е место в рейтинге 2010 г. после почетного 2-го в 2009 г. Покинул первую «десятку» Гриппферон (Фирн-М) (табл. 13).

Однако было бы преждевременным полагать, что бдительность потребителей в отношении коварной инфекции гриппа ослаблена. Запасшись Арбидолом (Фармстандарт) и обеспечив тем самым ему 1-е место в рейтинге наиболее популярных безрецептурных препаратов, потребитель спокойно переживает опасные холодные времена. При малейшем проявления простуды, не обнаружив под рукой Арбидола, потребитель принимает решение об ответственном самолечении и облегчает досадные симптомы гриппа с помощью Терафлю (Novartis), занимающего 2-е место в рейтинге популярности (видимо, этот факт и обеспечил его взлет с 5-го на 2-е место).

Грипп — гриппом, а о печени необходимо заботиться по расписанию. Две таблетки три раза в день — и 3-е место Эссенциале (Sanofi-Aventis) в рейтинге обеспечено. Тот факт, что это место принадлежит Эссенциале уже второй год, наводит на мысль о повышении гражданской ответственности за здоровье своей печени… или о грамотном маркетинге препарата. Мезим (Berlin-Chemie/Menarini) — «для желудка незаменим» — второй год сохраняет за собой 4-е место среди прочих популярныхOTC-препаратов. И это закономерно: улучшив свое пищеварение с помощью Мезим форте единожды, каждый пожелает сохранить его на должном уровне.

Прибавилось, однако, в 2010 г. головной боли (и, видимо, прочих болей) у потребителей. Недаром в рейтинг на 8-е место попал Пенталгин (Фармстандарт).

Но что бы ни говорили злые языки — лучше на Руси жить стало в 2010 г., спокойнее. Незаметно исчез с 10-го места рейтинга снимающий тревогу и стресс Афобазол (Фармстандарт), а его место занял Компливит того же производителя — старый добрый витаминно-минеральный комплекс.

Таблица 13. 10 наиболее популярных безрецептурных препаратов

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее успешный вывод препарата на рынок («Золотой лонч»)

Ежегодно в процессе подготовки Рейтинга наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка аналитики компании Фармэксперт отслеживали динамику продаж торговых марок, внедрение которых в медицинскую практику в России произошло в течение последних пяти лет. По итогам 2010 г. аналитики осознали необходимость создания отдельной номинации, в рамках которой будут отмечены (в соответствующих подноминациях) наиболее успешные торговые марки, относительно недавно появившиеся на рынке.

Процедура вывода нового продукта на рынок (лонч) сложна; она требует интенсивных действий и мобилизации определенных ресурсов от компании, в том числе и финансовых (рекламные и маркетинговые расходы). Лонч — это первая и крайне важная фаза жизни торговой марки, в которой материализуются все ее недостатки и преимущества, а характер запуска продукта на рынок подчас определяет его дальнейшую судьбу. Среди препаратов, старт-ап которых осуществлялся, начиная с 2008 г., наибольшие среднегодовые показатели прироста продаж продемонстрировали торговые марки СНУП (антиконгестант для местного применения в ЛОР-практике), Вагинорм-С (антисептик для интравагинального применения), препарат для лечения заболеваний печени, в том числе хронических гепатитов Резалют про, а также оригинальный противовирусный препарат Ингавирин.

Подноминация «Наиболее успешный лонч локального препарата»

ТМ Ингавирин демонстрирует высокие темпы прироста: если в 2009 г. его доля в группе J05 «Противовирусные препараты системные»  составляла порядка 1%, то к 2010 г. прирост доли составил +118% (2,4% от всех продаж препаратов этой группы). Тот факт, что данный препарат отпускается по рецепту, значительно повлиял на методы его продвижения: информация о данном препарате, помимо публикаций в специализированных медицинских изданиях, размещалась в телевизионных программах о здоровье, распространялась на научных конференциях, «круглых столах» и т.п. Росту продаж способствовала эпидемия свиного гриппа (Ингавирин рекомендован Минздравсоцразвития для лечения взрослых, больных среднетяжелыми и тяжелыми формами гриппа, вызванного штаммом вируса A/H1N1; препарат используется также для лечения ОРВИ негриппозной этиологии; он входит в перечень препаратов, эффективных в отношении свиного гриппа, рекомендуемых Роспотребнадзором).

 

Рис. 1. TOP10 торговых марок с наибольшим суммарным объемом продаж (USD) за три года (2008—2010 гг.) 



Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России 

Большой интерес также представляют самые «свежие» лончи — препараты, запуск которых произошел в 2010 г. Нас привлек сегмент ЛЛО (включая тот его сегмент, который связан с льготным лекарственным обеспечением на основе списков регионального уровня, не пересекающихся со списками программ ОНЛС и ВЗН) как социально значимый и сложный для проведения лончей новых препаратов ввиду жесткого государственного регулирования. Поскольку наиболее весомый вклад в этот сегмент вносит обращение препаратов для лечения онкологических заболеваний, возникла следующая подноминация — «Наиболее успешный лонч 2010 г. в сегменте онкологических препаратов».

Подноминация «Наиболее успешный лонч 2010 г. в сегменте онкологических препаратов»

В сегменте «Онкология» первенство в ряду высокотехнологичных инновационных препаратов, выпущенных на рынок в 2010 г. и сумевших сохранить в течение года высокий положительный прирост, принадлежит ТМ Ревлимид.

Новый оригинальный препарат Ревлимид был зарегистрирован в России в 2009 г. для лечения множественной миеломы — неизлечимого заболевания кроветворной ткани. В 2010 г. препарат был введен в практику российских гематологов.

Ранее множественная миелома считалась безнадежным заболеванием: средняя продолжительность жизни пациентов составляла 1—2 года. Причина злокачественного течения болезни — быстрое увеличение количества опухолевых клеток, вытесняющих здоровые плазматические клетки. Это приводит к тяжелому поражению почек, костной ткани, а также к развитию серьезных инфекций. Ситуацию усугубляет быстрое формирование резистентности к традиционно используемым видам химиотерапии. Обладая исключительно цитостатическим действием, химиопрепараты лишь уменьшают количество опухолевых клеток, но после прекращения терапии оставшиеся клетки снова начинают размножаться. При этом новая опухоль резистентна ко всем видам терапии. С 2006 г. российские пациенты получили возможность терапии бортезомибом. Однако, по мнению ведущих специалистов, более 40% пациентов резистентны к бортезомибу. В странах Европы и в США для лечения этих пациентов наряду с бортезомибом применяют леналидомид (Ревлимид), который демонстрирует достоверное преимущество в выживаемости пациентов (согласно данным рандомизированных исследований). Ревлимид имеет двойной механизм действия и является как цитостатиком, так и иммуномодулятором. Он подавляет опухоль и блокирует ее повторное появление за счет мобилизации иммунной системы пациента. Более того, благоприятный профиль безопасности позволяет проводить длительное лечение и максимально продлить ремиссию. 

Информация о работе Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.