Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:15, научная работа

Описание работы

Наиболее влиятельная локальная производственная фармкомпания. Наиболее влиятельная иностранная производственная компания. Наиболее влиятельная дистрибьюторская компания. Наиболее влиятельная аптечная сеть. Наиболее влиятельный предприниматель/руководитель коммерческой структуры. Наиболее влиятельный государственный или общественный деятель/деятель науки. Наиболее влиятельная профессиональная некоммерческая ассоциация. Наиболее влиятельное некоммерческое партнерство/пациентское объединение.

Работа содержит 1 файл

Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г..doc

— 729.50 Кб (Скачать)

И еще один законодательный сюрприз для иностранных производителей от российского законодательства в 2010 г.: Минздравсоцразвития составило новый перечень стратегически значимых лекарств, которые должны производиться в России. Если учесть, что ранее эти препараты не имели аналогов среди отечественных лекарств и производились в подавляющем большинстве за рубежом, это послужило дополнительным огорчением для некоторых иностранных корпораций. По предварительным оценкам экспертов, если выпуск этих лекарственных средств наладят российские компании, нынешние производители могут потерять 21,5 млрд RUB.

Таблица 2. 10 наиболее влиятельных иностранных фармацевтических производственных компаний

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельная дистрибьюторская компания

Минувший год для фармацевтических дистрибьюторов выдался достаточно сложным: помимо последствий экономического кризиса, на развитие оптовой торговли фармацевтической продукцией существенное влияние оказали также новые условия регулирования уровня наценок на ЛС. По большому счету, именно оптовые компании в наибольшей степени ощутили на себе влияние от ограничения наценок на ЖНВЛП, доля которых в общем объеме рынка приближается к 50%, а для ряда специализированных дистрибьюторов и вовсе может составлять 100% оборота. Ограничение наценок закономерно привело к заметному снижению активности вторичной дистрибуции у ряда крупных компаний. Серьезные изменения происходили в ассортиментной и ценовой политике оптовых компаний.

Наиболее влиятельной дистрибьюторской компаний по итогам 2010 г. отраслевые эксперты вновь назвали Протек (табл. 3). Отметим, что, несмотря на системные проблемы в сфере оптовой торговли ЛС, с которыми компаниям пришлось столкнуться в минувшем году, Протек активно развивался: весной компания вышла на рынок публичного размещения акций (IPO); она также занималась активной диверсификацией своего розничного бизнеса.

На одну рейтинговую позицию в текущем рейтинге (по сравнению с 2009 г.) поднимается компания Катрен. Этот дистрибьютор не только значительно увеличивает объемы продаж, но и активно развивается в пространстве СНГ: в 2008 г. компания вышла на рынок Украины, после чего было завершено еще две сделки, в результате которых за последние два года дистрибьютор стал владельцем оптовых компаний в Казахстане и Беларуси. Опыт Катрена тем более важен в свете возникновения такого явления, как единое таможенное пространство, объединившее с 2010 г. Россию, Казахстан и Беларусь.

Компания СИА Интернейшнл, которая год назад располагалась на 2-й строчке, в текущем рейтинге опускается на 3-е место; впрочем, отрыв от ближайшего конкурента минимальный. Интересно, что, несмотря на лидерство компании в абсолютном выражении (СИА Интернейшнл лидирует по показателю валового товарооборота среди фармацевтических оптовиков), значительная доля оборота компании приходится на вторичную дистрибуцию: соответственно, деятельность компании менее заметна широкой общественности. Впрочем, дистрибьютор объявлял о намерении активно развивать производственный сегмент, что должно быть положительно оценено бизнес-сообществом.

Эксперты пока не отреагировали на активное развитие производственного направления компанией Р-Фарм: компания по-прежнему находится на 9-й строчке. Вероятнее всего, это происходит из-за специфики бизнеса данного дистрибьютора, специализирующегося на поставках дорогостоящих ЛС по государственным программам. Из новичков рейтинга хотелось бы отметить компанию Пульс, которая ранее не входила в десятку наиболее влиятельных дистрибьюторов, а по итогам 2010 г. замыкает ТОР10. Компания в период кризиса активно развивала направление B2C — прямые поставки ЛС; это позволило оптовику достаточно стабильно чувствовать себя в период ограничения уровня наценок на ЖНВЛП.

Таблица 3. 10 наиболее влиятельных дистрибьюторских компаний

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельная аптечная сеть

Прошедший год изобиловал различными мерами в сфере регулирования фармрынка, что повлекло за собой ощутимые перемены в деятельности сетевой розницы. В течение года и сетевая, и независимая розница предпринимали различные действия по развитию бизнеса, стремясь к росту выручки и прибыльности. Крупные компании, а также сети, входящие в структуру бизнеса игроков из других секторов рынка, могли позволить себе достаточно серьезные обновления. В частности, сети активно развивали новые форматы торговли, экспериментировали с ассортиментом и даже, несмотря на пост-кризисную рыночную среду, возобновили экстенсивный рост, покупая региональных игроков и открывая новые точки.

Сети, не имеющие возможности осуществить масштабные инвестиционные проекты, развивались, в основном, за счет использования внутренних ресурсов: сокращали издержки, увеличивали оборачиваемость, сокращали запасы товара и т.д. Отметим, что в целом сети средних размеров определили положительную динамику развития всего сетевого сегмента, обеспечивая существенные темпы роста продаж и увеличение рыночной доли всего сетевого сегмента.

Интересно, что в рейтинге по показателю влиятельности (табл. 4а) компании расположились совсем не в соответствии со своими рыночными позициями, если не считать сетей федерального уровня. Учитывая сложности, с которыми аптечным сетям пришлось столкнуться на протяжении последних двух лет, степень влиятельности той или иной компании участники профессионального сообщества ассоциировали, скорее, не с объективными показателями успешности бизнеса, а с прежними достижениями сетей. Впрочем, были и исключения: так, по итогам 2010 г. сеть Мелодия здоровья поднялась с 10-го на 4-е место, а сеть А5 впервые попала в ТОР10. Обе упомянутые компании активно открывали новые точки и смогли существенно увеличить объем продаж. Среди региональных аптечных сетей (табл. 4b) лидируют компании, демонстрирующие активную общественную позицию (например, участвующих в общественных объединениях и отраслевых ассоциациях). В рейтинге также нашла отражение тенденция роста популярности сетей-дискаунтеров, которые в условиях кризиса оказались очень востребованным форматом.

Наступивший год обещает в значительной степени изменить аптечную розницу. Меняется фискальная политика государства в отношении фармацевтической розницы. Можно предполагать, что в результате роста налогового бремени значительное количество независимых аптек будет закрыто по причине нерентабельности. В связи с этим, возможно, в ближайшее время мы сможем наблюдать рост доли сетевого ретейла, демонстрировавшего отрицательную динамику на протяжении последних лет.

Таблица 4a. 10 наиболее влиятельных НАЦИОНАЛЬНЫХ и МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ* аптечных сетей 

*Сети, представленные более чем в трех субъектах РФ.

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Таблица 4b. 5 наиболее влиятельных РЕГИОНАЛЬНЫХ* аптечных сетей 

*Сети, представленные в одном-двух субъектах РФ.
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельный предприниматель/руководитель коммерческой структуры

В рейтинге наиболее влиятельных предпринимателей и руководителей коммерческих структур окончательно определились блоки «бессменных» и «сменных». «Бессменными» являются персоны, занимающие позиции с 1-й по 7-ю (табл. 5). По итогам 2010 г. существенно сократился разрыв в рейтинговых баллах между бессменным лидером рейтинга г-ном Рудинским, возглавляющим компанию СИА Интернейшнл, и «персоной № 2», в роли которой на сей раз оказался генеральный директор дистрибьюторской компании Катрен Леонид Конобеев. В рейтинге наиболее влиятельных фармдистрибьюторов компания Катрен также переместилась на 2-ю позицию, обогнав «серебряного медалиста» 2009 г. СИА Интернейшнл. В последние три года Катрен демонстрирует устойчивый и ощутимый рост продаж, а в 2010 г. компания переместилась в самую высокую категорию среди национальных фармдистрибьюторов в совокупном рейтинге дистрибьюторов — сразу вслед за Протеком и СИА Интернейшнл.

Отметим взлет с 6-й позиции на 3-ю генерального директора Фармстандарта Игоря Крылова. Фармстандарт идет широким фронтом, покоряя новые рынки и беря под свою опеку — в продвижение — очередные многообещающие торговые марки, так что все закономерно.

Почти уже мифологическая (для российского рынка) фигура г-на Брынцалова, владельца одноименной компании, все еще не покинула рейтинг. Ярчайший пример того, что россияне продолжают смешивать понятия «влияние» и известность», особенно — скандальная известность!

Интересно более пристально взглянуть на тех, кто по результатам 2010 г. пополнил десятку лидеров (т.е. трое из десятки выпали и трое же в нее вошли).

Игорь Варламов, почти четыре года простоявший у руля дистрибьюторской компании Alliance Healthcare Russia, в феврале 2011 г. резко сменил курс, возглавив производственную компанию Биннофарм. Однако его попадание в десятку наиболее влиятельных руководителей коммерческих структур является отражением его деятельности именно в сфере фармдистрибуции. Если учесть, что подавляющее число респондентов Рейтинга влиятельности — руководители аптек и аптечных сетей, известность г-на Варламова свидетельствует о том, что Alliance Healthcare Russia эффективно работает с аптечными учреждениями.

Татьяна Мунина, генеральный директор и владелец относительно небольшой (20+ аптек) сети Аптека Авиценна, являет собой пример эффективного собственника регионального уровня. Кстати, именно эта аптечная сеть стала победителем среди наиболее влиятельных региональных сетей по итогам 2010 г. Аптеки этой сети действуют в г. Иркутске и Новосибирской области. Сеть Аптека Авиценна является участником Аптечной гильдии, что косвенно свидетельствует о четко выбранном стратегическом курсе собственников и руководства сети, а также о намерении использовать площадку профессиональной ассоциации для влияния на отрасль.

Положительные плоды вертикальной интеграции бизнеса можно увидеть на примере достаточной личной известности Александра Афанасьева, основателя, владельца и президента группы компаний Фармакор. В группу входят производственная компания Фармакор Продакшн и достаточно крупная (более 400 учреждений) аптечная сеть Фармакор, оперирующая в С.-Петербурге и Северо-Западном ФО.

Справедливости ради следует отметить, что количество баллов, набранных «новичками» рейтинга, не слишком велико, что дает основания ожидать появление новых влиятельных персон по итогам 2011 г.

Таблица 5. 10 наиболее влиятельных предпринимателей, руководителей коммерческих структур

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельный государственный или общественный деятель/деятель науки

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова продолжает возглавлять десятку персон, пользующихся общегосударственным влиянием и известностью и оказавших наибольшее влияние на фармотрасль в 2010 г. (табл. 6). С одной стороны, это — закономерно, поскольку минувший год запомнился множеством широкомасштабных регуляторных инициатив, исходящих именно от федеральной власти. С другой, — невозможно не отметить то, что премьер Путин не только сохранил 2-е место, но и фактически количество рейтинговых баллов по сравнению с 2009 г., тогда как министр Голикова потеряла около 1000 рейтинговых баллов.

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который, казалось бы, всегда на слуху, уступил место в прошлогодней тройке лидеров президенту Медведеву. Ощущение такое, что нет пандемии — и Роспотребнадзор уходит в тень. Впрочем, так должно быть в цивилизованной стране.

Однако минувшим летом в Московском регионе был суперсмог, и проблемы с дыханием почувствовали на себе все без исключения жители и гости региона. Таким образом, логически объяснимо появление в рейтинге директора Института пульмонологии и одновременно Главного терапевта России Александра Чучалина, который, будучи, по понятным причинам, не в состоянии противостоять силам природы и отчасти — человеческому разгильдяйству, которое довело до интенсивного горения торфяников, достаточно эффективно контролировал ситуацию на своем уровне — как врач, облеченный властью.

Появление в рейтинге «телевизионного деятеля» Елены Малышевой не удивляет: более 10-и лет, проведенных в эфире на ниве здоровья граждан, объясняют то, что г-жа Малышева прочно ассоциируется в умах респондентов с теми, кто способен влиять на ситуацию в отечественном здравоохранении в целом и в фармотрасли в частности.

А вот ассоциированность губернатора С.-Петербурга Валентины Матвиенко со сферой здоровья граждан можно объяснить тем, что губернатор имеет обыкновение проверять правдивость победных реляций своих подчиненных (докладывающих, например, о том, что в городе на Неве ликвидирована проблема попадания на прием к врачам-специалистам) и инкогнито норовит звонить в поликлиники и пытаться записаться к врачам. Когда ей отказывают из-за отсутствия талона на прием, она рекомендует подчиненным опираться на факты из жизни, а не из малоубедительных отчетов.

Отметим, что существенно (по сравнению с 2009 г.) пошатнулись позиции Леонида Рошаля, председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения. Это наводит на невеселые мысли о том, что общественность имеет все меньший вес в качестве фактора влияния на отрасль, связанную со здоровьем той же самой общественности. Парадокс? Едва ли!

Таблица 6. 10 наиболее влиятельных государственных и общественных деятелей, деятелей науки

Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг

Наиболее влиятельная профессиональная некоммерческая ассоциация

Среди топовой десятки в данной номинации нет новичков по сравнению с 2009 г. Однако заметны знаковые смены рейтинговых позиций. С одной стороны, резко (если оперировать статистическими данными, то в 2 раза по количеству набранных балов и на четыре рейтинговые позиции) уменьшилось влияние Ассоциации российских фармпроизводителей (табл. 7), что странно, особенно с учетом усилившегося государственного курса на импортозамещение, утверждения списка из 57 препаратов, производство которых должно быть организовано в России до 2015 г. и Стратегии—2020, ориентирующей отрасль на 50%-ную долю отечественного фармрынка, занятую продукцией локальных игроков.

С другой стороны, резко взлетели «акции» РОСМЕДПРОМа, по итогам рейтинга 2009 г. занимавшего 9-ю позицию, а в 2010 г. поднявшегося на 2-ю и удвоившего количество рейтинговых баллов. А возглавила рейтинг РОСФАРМА.

В принципе, ничего фатального по итогам рейтинга не наблюдается. Но возникает вопрос: а не образовался ли на нашем рынке избыток профессиональных организаций, имеющих в своем названии корень «фарм» и призванных влиять на ситуацию в фармотрасли? Сразу отметим, что этот вопрос не относится к AIPM и ВМА: в их деятельности присутствует ярко выраженный международный аспект. Мы также не имеем в виду РАФМ и ФАРМАСК. Но мы готовы пожать руку тому знатоку, который недвусмысленно объяснит разницу между оставшимися шестью влиятельными игроками.

Информация о работе Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.