Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:15, научная работа
Наиболее влиятельная локальная производственная фармкомпания. Наиболее влиятельная иностранная производственная компания. Наиболее влиятельная дистрибьюторская компания. Наиболее влиятельная аптечная сеть. Наиболее влиятельный предприниматель/руководитель коммерческой структуры. Наиболее влиятельный государственный или общественный деятель/деятель науки. Наиболее влиятельная профессиональная некоммерческая ассоциация. Наиболее влиятельное некоммерческое партнерство/пациентское объединение.
Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.
22.03.2011
В целом можно смело сказать, что год удался! Рынок восстановился после кризиса: стабилизировался спрос на ЛС, государство активно финансировало расходы на лекарственное обеспечение. Вообще без преувеличения можно сказать, что основным фактором влияния на отрасль на протяжении всего минувшего года оставалось государство. Участники рынка научились жить в условиях жесткого ценового регулирования; появился наконец-то столь ожидаемый Закон об обращении ЛС; изменилась фискальная политика: ЕСН заменили страховые взносы, а с 2011 г. аптеки лишились права использования льготного режима налогообложения ЕНВД.
Были, безусловно, и другие значимые для рынка события: например, аномальная жара значительно стимулировала продажи целого ряда лекарственных препаратов; помимо этого, в течение года было начато строительство ряда фармацевтических предприятий, а также, несмотря на недавний кризис, компании выходили на биржу, участвовали в M&A и т.д.
Однако следует отметить, что предпочтения отраслевого сообщества консервативны: победители ряда номинаций год от года не меняются, независимо от того, будоражили ли они информационное поле громкими новостями или нет. Но таково мнение рынка. Принимаем его как данность.
Степень влияния того или иного субъекта или действия на фармацевтический рынок оценить чаще всего непросто. Более того, известно, что наибольшее воздействие на систему, как правило, оказывают явления, которые не лежат на поверхности, а также персоны, которые не обязательно являются публичными. Тем не менее, комплексная оценка происходящих на рынке процессов очень важна, поскольку она позволяет сориентироваться в текущей расстановке сил на рынке, оценить статус тех или иных субъектов и их вклад — пусть иногда и опосредованный — в функционирование и развитие отрасли в целом.
Для проведения комплексной оценки влияния тех или иных субъектов на российский фармацевтический рынок компания Фармэксперт Аналитика и Консалтинг провела в конце 2010 — начале 2011 гг. очередную волну проекта «Рейтинг влиятельности субъектов российского фармацевтического рынка».
География исследования охватывает 35 регионов России по восьми федеральным округам. Отбор городов осуществлялся, исходя из численности населения, а также объемов фармацевтического рынка в данных регионах (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по федеральным округам
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Доля анкет в федеральном округе рассчитывалась по формуле:
Доля анкет в ФО = Выборочная совокупность (1300 респондентов) * Доля (%) ФО в общей совокупности потребления на душу населения в коммерческом секторе/100.
Расчет выборки осуществлялся по уже ставшей традиционной методике на основании целевого отбора респондентов из шести экспертных групп: представители науки; государственные служащие, представители российских и иностранных фармпроизводителей; представители компаний-дистрибьюторов; директора/заведующие аптеками (рис. 2). Охваченные в ходе исследования целевые аудитории обладают специализированной на фармацевтическом рынке информацией и характеризуются как экспертные. Общий объем выборочной совокупности ежегодно определяется в количестве 1300 экспертов.
Рис. 2. Распределение респондентов по экспертным группам
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Эксперты определяли пятерку самых влиятельных на фармацевтическом рынке субъектов в следующих номинациях: «Локальные фармпроизводители», «Иностранные фармпроизводители», «Дистрибьюторы», «Аптечные сети», «Вузы», «Наиболее популярные препараты» (при рассмотрении номинация была разделена на подгруппы Rx и ОТС), а также тройку наиболее влиятельных субъектов в номинациях: «Предприниматели, руководители коммерческих структур», «Государственные и общественные деятели, деятели науки», «Профессиональные некоммерческие ассоциации», «Некоммерческие партнерства и пациентские объединения», «Профессиональные объединения врачей» и «Интернет-сайты».
Вопросы в двух номинациях — «Предприниматели, руководители коммерческих структур» и «Государственные и общественные деятели, деятели науки» — были открытыми, т.е. предполагали варианты ответа респондента в произвольной форме. По остальным номинациям вопросы предполагали выбор из перечня ответов. К таким вопросам предоставлялись карточки, где варианты ответов были выстроены в алфавитном порядке и закодированы.
Варианты ответов к закрытым вопросам предназначались только для интервьюеров, поэтому вопросы анкеты задавались в открытой форме и предполагали спонтанный ответ респондента. После этого интервьюер проставлял код из соответствующей карточки к закрытым вопросам. Если такого варианта не находилось, интервьюер вписывал ответ словами.
Сбор данных осуществлялся интервьюерами, не имеющими фармацевтического и медицинского образования, что исключало возможность «подсказки» при заполнении анкет.
Расчет количества баллов при составлении рейтинга также производился по классической методике. За каждое 1-е место присваивалось по 7 баллов; каждое 2-е место получало 6 баллов; за 3-е, 4-е, и 5-е места присваивалось, соответственно, по 5, 4 и 3 балла. Далее просчитывались суммарные баллы, на основании которых субъекты ранжировались в порядке убывания степени влияния на фармацевтический рынок.
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению каждой номинации, рассмотрим общие характеристики полученных результатов, позволяющих сделать определенные обобщения и выявить важные закономерности формирования информационного поля отрасли. Так, сравнение числа набранных баллов лидерами в каждой номинации (рис. 3) позволяет составить представление о степени значимости той или иной группы субъектов рынка с точки зрения ее влияния на процессы, происходящие в системе. Как и год назад, по числу набранных баллов по итогам 2010 г. лидирует номинация «Локальные фармпроизводители»: производственный сектор по-прежнему находится в центре внимания как с точки зрения информационной нагрузки, так и с точки зрения инвестиционной активности. Здесь заявлены громкие инфраструктурные проекты, связанные со строительством новых заводов, — как с участием иностранных компаний (в числе которых Sanofi-Aventis, Novartis, AstraZeneca, Novo Nordisk и ряда других), так и с участием российских предприятий (Биокад, Герофарм, Р-Фарм и др.). Номинация «Дистрибьюторы», занявшая лидирующую позицию по числу баллов вплоть до 2008 г., в текущем рейтинге находится на 2-м месте: с одной стороны, роль оптовых компаний на рынке по-прежнему очень важна; с другой, — дистрибьюторы стали активными участниками процесса развития фармацевтической промышленности. Помимо ставшего классикой примера компании Протек, которой принадлежит производственное предприятие Сотекс, а также производственных подразделений компаний СИА Интернейшнл и Биотэк, минувший год приятно удивил участников рынка активным развитием в сфере фармацевтического производства компании Р-Фарм и многими другими примерами.
Традиционно низкие позиции в этом неформальном рейтинге занимает категория «Предприниматели, руководители коммерческих структур». Нужно отметить, что страна плохо знает своих «героев». Респонденты часто называют даже не конкретную фамилию, а просто используют формулировку «директор компании такой-то», очевидно, апеллируя к успеху конкретного предприятия. По этой же причине при опросах до сих пор называют персон, которые уже давно не играют никакой существенной роли применительно к функционированию фармрынка. В частности, в десятку лидеров из года в год упорно попадает г-н Брынцалов, после известных неудач сравнительно давно переключившийся с российского на белорусский фармацевтический рынок. Впрочем, большинство респондентов знает его не как Владимира Брынцалова, а как некоего мифического Брынцалова А., ассоциируя, по всей видимости, эту персону с фармацевтической компанией ЗАО Брынцалов-А. Похожая ситуация — и с номинацией «Профессиональные общественные объединения и организации». Год от года в ней лидирует ассоциация Росфарма, на самом деле, выключившаяся из процесса лоббирования интересов розничного сегмента.
Рис. 3. Сравнительная характеристика лидера в каждой номинации по количеству набранных баллов
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Количество фигурантов, названных внутри каждой номинации (рис. 4), позволяет дать оценку степени дифференцированности каждой группы субъектов. Традиционно здесь лидирует номинация «Наиболее популярный препарат»; 2-е место занимает номинация «Предприниматели, руководители коммерческих структур». Несмотря на то, что конкретные персоны известны широкой профессиональной общественности слабо, респонденты часто называют значительное количество персон регионального уровня, которые, с одной стороны, им ближе, а с другой, наверное, действительно в значительной степени формируют векторы влияния в конкретных регионах страны.
Рис. 4. Сравнительная характеристика каждой номинации по количеству названных фигурантов
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Отрыв лидера в номинации от ближайшего конкурента (рис. 5) позволяет оценить уровень конкуренции субъектов в информационном пространстве. Наименьший отрыв зафиксирован в номинации «Иностранные фармпроизводители»: очевидно, уровни активности крупных иностранных компаний в отношении своего имиджа (в широком смысле слова) примерно сопоставимы. Аналогичная ситуация наблюдается в номинациях «Профессиональные объединения врачей» и «Дистрибьюторы». Нужно заметить, что еще год назад минимальный отрыв был зафиксирован как раз в номинации «Дистрибьюторы»; тот факт, что отрыв растет, позволяет сделать вывод о том, что восприятие лидера рынка за минувший год информационным сообществом существенно изменилось. Максимальные показатели отрыва от ближайших конкурентов по номинациям мы зафиксировали в группах «Препараты» и «Локальные фармпроизводители». Примечательно, что препаратом лидером стал Арбидол, а наиболее влиятельной локальной компанией — Фармстандарт. По остальным препаратам и компаниям столь прочной ассоциативной привязки не прослеживается.
Далее рассмотрим каждую из номинации в отдельности.
Рис. 5. Сравнительная характеристика лидера в каждой номинации по отрыву в рейтинговом балле от ближайшего конкурента, %
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Наиболее влиятельная локальная производственная фармкомпания
Из года в год, четвертый раз подряд, Фармстандарт возглавляет рейтинг наиболее влиятельных локальных фармпроизводителей (табл. 1). Очевидно, что в информационном поле компания занимает совершенно уникальное место, не только обгоняя всех прочих российских производителей, но и более чем вдвое опережая по сумме баллов крупнейшую из иностранных компаний. Столь высокую оценку от профессионального сообщества сложно объяснить только PR-активностью компании или эпидемией гриппа, как это было год назад. По всей видимости, эксперты оценивают не только сегодняшние позиции компании на рынке, но и отдают должное ее планам — в частности, активному развитию рецептурного направления, в т.ч. за счет сотрудничества с компанией Лекко в рамках проекта «Генериум».
Не изменилась по сравнению с прошлым годом позиция в рейтинге второго по размерам российского фармпроизводителя ШТАДА СиАйЭс. Здесь, безусловно, сыграли свою роль активные действия компании на рынке, а также уникальность компании в целом: по сути, это — пока единственный реализованный пример столь масштабных иностранных инвестиций в российскую фармпромышленность. Впрочем, в ближайшее время отрасль ожидает значительного роста инвестиционной активности с участием иностранного капитала. На протяжении 2010 г. целый ряд профильных инвесторов высказывал намерения о строительстве собственных производственных мощностей в России: в их числе — AstraZeneca, Novartis, Novo Nordisk, Sanofi-Aventis и ряд других международных фармкомпаний.
Замыкает тройку лидеров — с существенным отрывом от 4-го места и практически «дыша в спину» ШТАДА СиАйЭс — компания Акрихин. По сравнению с результатами рейтинга предыдущего года компания сделала внушительный рывок, поднявшись с 7-й на 3-ю позицию. Такая оценка профессионалами фармотрасли деловой активности Акрихина, несомненно, связана с укреплением позиций компании на рынке, стартом масштабной инвестиционной программы по модернизации и расширению производства, амбициозными планами по расширению продуктового портфеля. В частности, в 2010 г. Акрихин заключил ряд соглашений с зарубежными корпорациями по выводу на российский рынок препаратов «тяжелого» ассортимента (для лечения онкологических заболеваний, а также ВИЧ-инфекции/СПИД).
Серьезным ростом отметилась в рейтинге компания Озон. Предприятие производит широкий перечень сравнительно дешевых дженериков, которые, очевидно, востребованы рынком. Отметим, что Озон демонстрирует один из наиболее высоких темпов роста продаж (в USD) по итогам 2010 г., уступая только таким компаниям, как Лекко и Биокад, значительный прирост продаж которых связан с успешным продвижением препаратов Коагил VII и Ронбетал в сегменте государственных закупок. Последние пока в «верхушку» наиболее влиятельных не попадают, однако успех этих торговых марок очевиден и наверняка будет оценен информационным сообществом, тем более, что в планах компаний вывод на рынок и других потенциальных «блокбастеров».
Таблица 1. 10 наиболее влиятельных локальных фармацевтических производственных компаний
Источник: Фармэксперт Аналитика и Консалтинг
Наиболее влиятельная иностранная производственная компания
Несмотря на то, что аббревиатура M&A не связана непосредственно с фармотраслью, она уже давно и прочно вошла в словарь всех экспертов и игроков фармрынка России. 2010 год окончательно утвердил в лексиконе участников рынка аббревиатуру R&D (Research & Development), вытеснившую старый добрый НИОКР. Участниками деятельности, связанной с R&D, становятся иностранные компании на базе российских производственных предприятий. Это веянье принес тот же могучий циклон, который заставил фармсообщество говорить о фармкластерах, инновациях и GMP в российском фармпроизводстве. И все эти процессы не обходятся без участия иностранных компаний. Циклон этот был порожден представителями государственной власти, которым стало окончательно ясно, что российскую систему здравоохранения необходимо развивать и серьезно улучшать.
Иностранные участники фармрынка рассматривались государством и как потенциальная угроза, и как возможность для развития. Иностранная фармкорпорация — это тот игрок рынка, который может обогатить культуру российского фармпрома инновационными препаратами, высокотехнологичными процессами и предприятиями, соответствующими требованиям GMP, т.е. приоритетными составляющими Стратегии «Фарма—2020». Поэтому на российском рынке иностранные фармкомпании принимают практически «с распростертыми объятиями». Нужно отметить, что иностранцы отнюдь не занимаются благотворительностью, организуя совместные предприятия и занимаясь строительством собственных заводов в России. Поскольку дальнейшее насыщение рынка в развитых странах не прогнозируется, а экономический рост позволяет правительствам развивающихся государств быстрее увеличивать расходы на социальные нужды, в первую очередь на образование и здравоохранение, — рынок России является лакомым куском для иностранных компаний.
Вместе с тем, понимая опасность экспансии иностранных фармкомпаний при отсутствии государственного контроля и регулирования, все та же Стратегия «Фарма—2020» держит курс на импортозамещение, декларируя рост доли продукции отечественного производства на внутреннем рынке к 2020 г. с 20 до 50%. По предварительным данным, вскоре «локальным» будет признан продукт, для создания которого используются технологически значимые компоненты, произведенные в РФ. Следовательно, хорошим способом избежать протекционистского преимущества российских препаратов для иностранных фармпроизводителей остается создание производственных мощностей на территории России.
Курс на импортозамещение — не единственный «бич» для иностранных фармкорпораций. В соответствии с принятым в 2010 г. «Законом об обращении лекарственных средств», государственную регистрацию импортное лекарство может получить, только если пройдет многоцентровые клинические исследования, вторая и третья фаза которыхдолжны проводиться на территории РФ. Почему это невыгодно иностранным компаниям? Потому, что получение разрешения, позволяющего проводить исследования в нашей стране, может занять от двух месяцев до полугода. Плюс два года уйдет на сами клинические испытания, общие затраты на которые составляют 60—80 млн USD.
Информация о работе Рейтинг наиболее влиятельных субъектов российского фармрынка, 2010 г.