Развитие и формирование медицинского страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:46, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим получение бесплатной медицинской помощи полностью в необходимом объеме за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования в ближайшем будущем останется проблематичным. С другой стороны, дальнейшее распространение получат альтернативные источники оплаты медицинской помощи, одним из которых является добровольное медицинское страхование. В настоящее время по размеру привлекаемых ресурсов ДМС является третьим дополнительным финансовым источником после соплатежей населения и платных медицинских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1 ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………………………………... 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………… 18
3 КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………………………….. 26
4 РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы……………………………………………………………….. 50

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

     Между тем, несмотря на сложность обоснования методики расчета стоимости медицинских услуг, практика ее решения давно сложилась за рубежом. В ее основе выделение материальных составляющих затрат и гонораров врачей. Стоимость медикаментов, перевязочных средств, продуктов питания, оборудования, мягкого инвентаря и т.д. определена ценой их приобретения и легко поддается прогнозу, даже с учетом роста цен.

     Что же касается фонда оплаты труда, то здесь встает проблема дифференциации оплаты по видам услуг. В этом отношении  интересен опыт Германии. При расчете стоимости лечения медицинское учреждение исходит из стандартной спецификации услуг, оказываемых пациенту. По законодательно утвержденной таблице, в которой описывается содержание медицинских услуг и приведены их оценки, выраженные определенным количеством баллов (например, консультация «стоит» 80 баллов, выписка повторного рецепта или направления — 30, постановка капельницы — 253 балла и т.д.), рассчитывают гонорары врачей. Для стоматологов и врачей-гомеопатов приняты свои таблицы гонораров. Величина вознаграждения за оказанные услуги определяется путем умножения суммы баллов на цену одного балла. Утвержденная стоимость одного пункта (базовая ставка) составляет 0,114 евро и периодически пересматривается.

     Правила оплаты гонораров предусматривают  максимальные границы вознаграждения, установленные через повышающие коэффициенты к базовой ставке. Повышающий коэффициент устанавливается исходя из затрат времени и сложности процесса лечения. Например, стоимость вознаграждения за консультативную помощь врача находится в интервале от 1,0 до 2,3 к базовой ставке. Максимальный коэффициент увеличения составляет 3,5, однако, чтобы его получить, необходимо представить соответствующее письменное обоснование. В исключительных случаях может иметь место специальная договоренность о величине отклонения гонорара от установленных стандартов.

     Тенденция удорожания медицинских услуг и  роста убыточности медицинского страхования характерна для большинства  стран. В связи с этим предпринимаются  попытки внесения радикальных изменений в организацию системы медицинского обслуживания населения. Лидером в этом процессе выступают США, где формируются общества взаимного страхования здоровья, организующие медицинское обслуживание своих членов на основе прямого заключения договоров с медицинскими учреждениями. Страхование и лечение в таких организациях стоит дешевле, так как общество осуществляет полный оперативный контроль использования собранных средств. Эта форма практикуется только в коллективном страховании, осуществляемом совместно работодателями и наемными работниками. По всей вероятности, это направление развития перспективно и для России.

 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     До  настоящего времени развитие здравоохранения  в нашей стране не приобрело характер зависимости от потребностей граждан, как потребителей медицинской помощи. Человек не стал центральной фигурой при формировании правоотношений на получение медицинской помощи. Потребности человека, государства, направленные на обеспечение необходимого уровня здоровья, не стали основой формирования организационно-экономической модели здравоохранения.

     В настоящее время необходима модернизация и повышение эффективности здравоохранения  исходя из главного приоритета — сохранение и укрепление здоровья человека. В  этой связи возрастает значимость системы  здравоохранения как важного компонента обеспечения здоровья населения.

     Здравоохранение как социальный институт, воздействуя  на формирование и эффективное использование  человеческого капитала, может выступать  в качестве социальной предпосылки  экономического роста, фактора обеспечения конкурентоспособной экономики страны на мировом рынке.  

     Современный этап экономических реформ сопровождается кардинальными преобразованиями социальной структуры российского общества, темпы которых сильно дифференцируются в различных регионах страны. Происходящие изменения находят свое отражение в тенденциях общественного здоровья.

     За  благоприятный период социально-экономического развития государства с 2000 по 2008 г. наметились положительные изменения в демографической ситуации: рост ожидаемой продолжительности жизни населения; снижение инвалидизации; сокращение общей смертности среди населения во всех группах причин, особенно смертности от воздействия внешних причин; значительное сокращение младенческой смертности. Но общий уровень этих показателей по-прежнему значительно отстает от такового в развитых странах.

     В то же время во всех регионах России отмечается рост заболеваемости населения. В период с 1998 по 2008 г. уровень первичной  заболеваемости увеличился на 15%. Ее структура  практически не изменилась: ведущими причинами остались болезни органов дыхания, травмы и отравления, болезни кожи и подкожной клетчатки, инфекционные и паразитарные заболевания. Сохраняется высокой заболеваемость социально обусловленными болезнями.

     Проведенные исследования показали весьма значительные масштабы экономического урона от заболеваемости, инвалидности и смертности, что требует разработки специальных медико-профилактических программ, направленных на снижение потерь здоровья, увеличение экономической отдачи от сохранения здоровья населения. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008 – 2009 гг., который поставил под угрозу достигнутые результаты по стабилизации общественного здоровья. 

     Сегодня необходимо решать задачу формирования общей государственной стратегии  повышения показателей здоровья нации на основе единой структурированной  системы охраны здоровья населения, создания государственной статистики общественного здоровья и разработки механизмов взаимодействия системы охраны здоровья с другими системами.

     Необходимость и срочность ее принятия определяется ухудшением популяционного и индивидуального (личного) здоровья населения, пониманием приоритета сохранения и укрепления здоровья, потребностью в оптимизации затрат на здравоохранение и растущим спросом на качественные медицинские услуги.

     Приоритетом должно стать формирование системы  охраны здоровья, а все ее компоненты должны стать самостоятельными подсистемами. Система охраны здоровья, сформированная структурно, должна определяться показателями, характеризующими каждую ее составляющую. В этом случае появится реальная возможность оценивать влияние на здоровье населения всех включенных в систему компонентов, в том числе и здравоохранения. 
 

     Уровень развития системы здравоохранения  и структура ее базовых институтов определяются комплексом политических, социально-экономических и культурных факторов, существующими в обществе на конкретном историческом этапе, правовыми  нормами и моральными ценностями.

     Существовавшая  в СССР государственная модель здравоохранения  в последние десятилетия подвергается модернизации. В качестве дополнительных институтов медицинской помощи формируются системы обязательного и добровольного медицинского страхования (ОМС и ДМС).

     Правовые, экономические и организационные  основы ОМС в России определены законом  «О медицинском страховании в Российской Федерации», введенным в действие в 1993 г. Формирование института ОМС с ее специализированным финансово-экономическим механизмом, позволило в сложных условиях перехода к рынку создать независимый (от противоречивого бюджетного процесса и систематической нехватки средств) и стабильный финансовый источник медицинской помощи населению и сделать первые шаги на пути к формированию дополнительной медицинской инфрастуктуры и страховых механизмов финансирования здравоохранения.

     В настоящее время структура системы  ОМС организационно оформилась практически во всех субъектах Российской Федерации. Законодательно определены субъекты медицинского страхования, в качестве которых выступают: застрахованные (работающие и неработающие граждане), страхователи, страховщики, медицинские учреждения. Их правоотношения регулирует система публично-правовых (законодательно-обязательных) и гражданско-правовых (договорных) отношений. Сформирован кадровый потенциал системы.

     Страхователями  работающих граждан по ОМС являются работодатели, неработающих граждан  — местные администрации субъектов  Российской Федерации.

     Договорами  об ОМС охвачено около 130 млн. (почти 90%) жителей РФ. На договорной основе с ОМС работает около 6,5 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений и 4,4 тыс. стоматологических учреждений. Средства ОМС занимают второе место среди источников финансирования здравоохранения (около 32% всех затрат).

     Однако, десятилетний опыт функционирования ОМС  свидетельствует о необходимости  существенной модернизации медицинского страхования. В условиях бюджетного недофинансирования отрасли здравоохранения  средства ОМС оказались по своей  сути бюджетозамещающими, а поэтому страховой ресурс ОМС использовался на другие цели. Это в свою очередь, привело к другой причине слабого развития страховых механизмов: объем и качество медицинского лечения не зависит от накопленных страховых прав застрахованных.

     Поэтому дальнейшее развитие ОМС требует внедрения экономико-правовых механизмов, направленных на обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК использованных  ИСТОЧНИКОВ   и    литературы 

     
  1. Лукашев, А.М. Общественное здоровье и управление здравоохранением / Б.Б. Прохоров, А.М. Лукашев, Ю.В. Шиленко. – М., 2005 – с. 392
  2. Лучкевич, В. С.,  Поляков, И. В. Общественное здоровье и здравоохранение / В.С. Лучкевич, И.В. Поляков. – СПб., 2005 – с. 88
  3. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю.П. Лисицын. – М., 2002 – с. 416
  4. Прохоров, Б.Б. Общественное здоровье и экономика / Б.Б. Прохоров, И.В. Горшкова, Д.И. Шмаков, Е.В. Тарасова. – М.: МАКС Пресс, 2007 – с. 288
  5. Сулакшин, С.С. Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике: в 5-ти томах / С.С. Сулакшин. – М.: Научный эксперт, 2008 – Т. 3 – с. 145
  6. Черешнева, В.А., Татаркина А.И. Социально-демографическая безопасность России / В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. – Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2008 – с. 138
  7. Шмаков, Д.И. Разработка методики оценки потерь капитала здоровья. Научные труды / Д.И. Шмаков. – М.: МАКС-Пресс, 2004 – Т. 2 – с. 527-539
  8. Юрьев, В.К., Куценко, Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение / В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. – СПб.: Петрополис, 2000 – с. 45
  9. База данных «Здоровье для всех» (БД ЗДВ), Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген (январь 2009 г.). – URL: http://data.euro.who.int/hfadb/
  10. Демографический ежегодник России 2008: стат. сб. / Росстат. – М., 2008 – с. 557
  11. Демографический ежегодник России 2009: стат. сб. / Росстат. – М., 2009 – с. 525
  12. Доклад о развитии человека. 2009 г. «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие». ПРООН. – М.: Весь Мир, 2009 – с. 232
  13. Тенденции в странах Европы и Северной Америки. Статистический ежегодник. Европейская экономическая комиссия. – ООН, Нью-Йорк – Женева, 2004 г.
  14. Медико-демографические показатели Российской Федерации в 2006 году: стат. мат. – М., 2007 – с. 191
  15. Мировая статистика здравоохранения.  – Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2009 – с. 150
  16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004: стат. сб./Росстат. – М., 2004 – с. 966
  17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб./Росстат. – М., 2007 – с. 991
  18. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб./Росстат. – М., 2008 – с. 999
  19. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб./Росстат. – М., 2009 – с. 990
  20. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. / Росстат. – М., 2007 – с. 825
  21. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. – М., 2008 – с. 847
  22. Вялков, А.И. Методология оценки общественного здоровья / А.И. Вялков, И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Проблемы управления здравоохранением. – 2006. – № 1, 2006. – с. 5-9
  23. Доклад о развитии человека. 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства. – М.: Весь Мир, 2005 – с. 416
  24. Калининская, А.А. Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи: организация и эффективность деятельности / А.А. Калининская, А.Ф. Стукалов, Т.Т. Аликова // Здравоохранение Российской Федерации – 2008. – № 6. – С. 5-8
  25. Каткова, И.П. Реформа российского здравоохранения на современном этапе социально-экономического развития общества. Реформы российского здравоохранения в условиях глобального экономического кризиса: бремя решений: сб. матер. круглого стола (19 февраля 2009 г.). – М.: ИСЭПН РАН, 2009 – с. 96
  26. Найговзина, Н.Б. Проблемы охраны здоровья, здравоохранения и возможные меры их решения / Н.Б. Найговзина // Аналитический вестник – 2005. – № 9. – с. 6
  27. О ходе реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в 2007 г. (по материалам Минздравсоцразвития России) // Здравоохранение – 2008. – №10. – с. 65
  28. Прохоров, Б.Б. Динамика социально-экономического реформирования России в медико-демографических показателях / Б.Б. Прохоров // Проблемы прогнозирования – 2006. - № 5. – с. 124-137
  29. Римашевская, Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России / Н.М. Римашевская // Вестник Российской академии наук – 2004. - № 3. – с. 209-218
  30. Столбова, М.В. Фармакоэкономический анализ стационарозамещающих технологий / М.В. Столбова // Здравоохранение Российской Федерации – 2007. -     № 3. – с. 20-23
  31. Улумбекова, Г. Здоровье населения и здравоохранение в России: анализ проблем и перспективы / Г. Улумбекова // Общество и экономика – 2010. - № 2. – с. 332-63 
  32. Чубарова, Т. Система здравоохранения в России: экономические проблемы теории и практики / Т. Чубарова // Вопросы экономики – 2009. - № 4. – с. 129-144
  33. Шабунова, А.А., Дуганов М.Д., Калашников К.Н. Подушевое финансирование в здравоохранении: вопросы практической реализации / А.А. Шабунова, М.Д. Дуганов, К.Н. Калашников // Вестник ИНЖЭКОНа – 2009. - № 7. – с. 95-100
  34. Шабунова, А.А. Проблемы доступности медицинской помощи для населения / А.А. Шабунова // Федерализм – 2010. – № 1. – с. 209-218
  35. Шишкин, С. Вызовы системе здравоохранения / С. Шишкин // Социально-экономическое развитие России: новые рубежи (материалы международной конференции). – М.: ИЭПП, 2008. – с. 93-114
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лист  нормоконтроля 
 

    Наименование  документа ФИО

    разработчика

    Заключение  нормоконтролера
         
 
 
 

Дата___________            

  

Нормоконтролер____________                                     ________________

                                   подпись                                          фамилия, инициалы  
 
 

Информация о работе Развитие и формирование медицинского страхования в России