Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:46, курсовая работа
В связи с этим получение бесплатной медицинской помощи полностью в необходимом объеме за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования в ближайшем будущем останется проблематичным. С другой стороны, дальнейшее распространение получат альтернативные источники оплаты медицинской помощи, одним из которых является добровольное медицинское страхование. В настоящее время по размеру привлекаемых ресурсов ДМС является третьим дополнительным финансовым источником после соплатежей населения и платных медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1 ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………………………………... 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………… 18
3 КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………………………….. 26
4 РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы……………………………………………………………….. 50
Источник:
База данных «Здоровье для всех».
– Копенгаген: Европейское региональное
бюро ВОЗ.
Немаловажное значение имеют и другие факторы, в силу исторических и социально-экономических причин способствовавшие абсолютизации стационарной помощи и приданию ей статуса единственно результативной. Это традиционно низкая развитость амбулаторного звена в условиях сельской местности, недостаточная мотивация поликлинических врачей к эффективному лечению на первичном этапе медицинской помощи, отягощенная их ограниченной ответственностью за результаты лечения, низкая медицинская активность населения, ведущая к распространению хронических заболеваний и т. д.
Повышению эффективности функционирования сферы здравоохранения способствует развитие дневного стационарного обслуживания при больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Но
создание дневных стационаров и
развитие других стационарозамещающих
технологий происходит медленно. За последнее
десятилетие всего на 10% увеличилось число
операций, проведенных в амбулаторных
условиях. На сегодняшний день складывается
заметная дифференциация регионов РФ
по показателям внедрения в практику здравоохранения
малозатратных и эффективных форм медицинской
помощи (таблица 7).
Таблица 7 – Показатели развития и функционирования дневных стационаров при амбулаторно-поликлинических учреждениях в регионах РФ в 2006 г.
Обеспеченность
населения койко-местами в ДС
при амбулаторно- | |||
Регионы с высоким уровнем развития ДС (область/республика) | Регионы с низким уровнем развития ДС (область/республика) | ||
Ивановская | 30,72 | Ингушетия | 0,49 |
Пензенская | 19,13 | Дагестан | 0,85 |
Кемеровская | 18,0 | Кар.-Черкесия | 1,84 |
Башкортостан | 17,07 | Рязанская | 2,63 |
Ульяновская | 16,68 | г. Москва | 3,12 |
Воронежская | 15,92 | Каб.-Балкария | 3,20 |
Калмыкия | 15,84 | Курская | 3,43 |
Вологодская | 14,96 | Московская | 3,48 |
Свердловская | 14,72 | Калининградская | 3,58 |
Мордовия | 14,50 | Тверская | 3,63 |
В среднем по РФ – 8,04 | |||
Число
больных, пролеченных в ДС при
амбулаторно-поликлинических | |||
Ивановская | 57,76 | Ингушетия | 1,60 |
Кемеровская | 55,87 | Дагестан | 2,32 |
Воронежская | 50,57 | Рязанская | 5,53 |
Пензенская | 50,26 | Курская | 6,56 |
Ульяновская | 48,67 | Каб.-Балкария | 6,87 |
Коми | 46,77 | Смоленская | 7,95 |
Бурятия | 46,05 | Московская | 8,98 |
Тыва | 43,39 | г. Москва | 9,16 |
Тульская | 41,83 | Тверская | 11,18 |
Вологодская | 38,75 | Ростовская | 11,23 |
В среднем по РФ – 21,90 |
Источник:
Калининская А.А., Стукалов А.Ф., Аликова
Т.Т. Стационарозамещающие формы оказания
медицинской помощи. // Здравоохранение
Российской Федерации. – 2008. – №6.
Развитие стационарозамещающих технологий определяется также степенью распространенности услуг, оказываемых в стационарах, на дому, и количеством высокотехнологичных операций, осуществляемых в специализированных центрах амбулаторной хирургии. Из стационарозамещающих технологий (дневные стационары в поликлинике, палаты дневного пребывания в больнице, стационары на дому) на территории РФ наиболее распространены дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях.
По оценкам специалистов, стоимость лечения больных в дневном стационаре приблизительно на 30% меньше, чем в круглосуточном. Однако помимо экономической целесообразности дневные стационары имеют и значительный социальный эффект, являясь более привлекательным способом лечения для больных, поскольку не требуют круглосуточного пребывания в стенах стационара.
Одна
из проблем развития практики стационарозамещающего
лечения – недостаточная
Подобная
ситуация требует принятия соответствующих
инициатив – как по разработке ряда
регламентирующих документов, отвечающих
современным требованиям медицинской
практики, так и по активизации научных
исследований в сфере экономического
анализа медицинских технологий.
Следует подчеркнуть, что сокращение емкости больниц не является самоцелью – речь идет о реструктуризации коечного фонда. Сокращение должно коснуться тех направлений госпитализации, для которых оказание медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара нецелесообразно не только с экономической, но и с медицинской точки зрения, причем этот процесс должен сопровождаться пропорциональным развитием амбулаторных служб, включая и стационарозамещающие.
Кроме того, представляется неправильным ограничение объемов госпитализации больных, поскольку повышение эффективности медицинской помощи должно проявляться не в ограничении доступа к лечению в стационаре, а в сокращении сроков пребывания пациентов в нем, в том числе и за счет распространения однодневных госпитализаций. В то же время следует учитывать, что интенсификация деятельности стационаров может проводиться лишь при существенном улучшении качества медицинской помощи в них, в противном случае больные будут выписываться «недолеченными», что приведет к рецидивам и осложнениям заболеваний.
Опыт стран Западной Европы и Северной Америки свидетельствует: проблема избыточного коечного фонда не может быть решена ни посредством простого сокращения емкостей больниц без их закрытия или перепрофилирования (поскольку значительная доля больничных расходов связана с эксплуатацией зданий и оборудования), ни путем простой ликвидации ряда учреждений, поскольку проблема качества для оставшихся ЛПУ (материальная обеспеченность, квалификация персонала и т. д.) в этом случае не будет решена.
Реструктуризация предполагает комплексный характер реализации, а не уход в частные действия по выполнению федеральных нормативов. В противном случае она становится деструктивным явлением, неизбежно приводящим к ограничению доступности медицинской помощи для населения.
Политика
реструктуризации не может быть эффективной
без изменений как в
Реструктуризация сети лечебно-профилактических учреждений с приоритетом амбулаторно-поликлинического звена осуществляется медленно. В целом сохраняется госпитальный тип системы здравоохранения, обусловленный неготовностью амбулаторно-поликлинических учреждений к принятию на себя больших объемов медицинской помощи из-за низкой укомплектованности первичного звена, недостаточного технического оснащения. Вместе с тем значимой проблемой для современной России являются низкий уровень квалификации и отсутствие должного стимулирования у участковых врачей, осуществляющих первичный прием населения.
Качество
приема пациентов российскими врачами
«первичного контакта»
Разрешение ситуации неоправданной обращаемости к врачам узкого профиля не может произойти без увеличения кадровой обеспеченности первичного звена и существенного повышения уровня профессиональной компетентности специалистов терапевтических служб. Доля неверных диагнозов и назначений, допускаемых российскими врачами на первичном приеме, достигает 40% (для сравнения: в Англии величина подобных ошибок не превышает 9,3%).
В национальном проекте «Здоровье», стартовавшем в России в 2006г., главной задачей стоит улучшение первичной медико-санитарной помощи, т.е. необходимо сделать доступным и качественным первый контакт человека с медицинским работником в сельском фельдшерско-акушерском пункте, сельском врачебном участке, скорой помощи, в детских и взрослых поликлиниках, женских консультациях. Эти задачи невозможно решить без кадров, однако в целом по России дефицит медицинских сестер и врачей в первичном звене составляет 30-40%.
Успешное
лечение больных как одна из важных
задач здравоохранения во многом
зависит от структурно-технологических
показателей деятельности отрасли. Исследования,
проведенные в Институте системного анализа,
подтверждают тесную взаимосвязь результатов
лечения с показателями здравоохранения
(таблица 8).
Таблица 8 – Значимость влияния факторов, связанных с состоянием отрасли здравоохранения, на результаты лечения больных
Фактор | Показатель
корреляции |
Уровень квалификации кадров | + 0,95 |
Рациональное размещение объектов, оказывающих медицинские услуги населению | + 0,95 |
Уровень медико-технологического обеспечения | + 0,94 |
Уровень развития медицинской науки и медицинской техники | + 0,92 |
Обеспеченность населения больничными койками | + 0,88 |
Обеспеченность населения врачами | + 0,88 |
Укомплектованность врачебных должностей | + 0,68 |
Обеспеченность
населения амбулаторно- |
+ 0,67 |
Укомплектованность должностей участковых врачей | + 0,59 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений | + 0,52 |
Источник:
Сулакшин С.С. Государственная экономическая
политика и экономическая доктрина
России. К умной и нравственной
экономике: в 5-ти томах. – М.: Научный
эксперт, 2008. – Т. 3.
Исходя из выявленных зависимостей, для повышения эффективности лечения усилия следует сосредоточить на развитии медицинской науки и техники, повышении квалификации кадров и оснащении медицинских учреждений современным технологическим оборудованием, при обеспечении равного доступа населения к медицинским услугам. В условиях недостаточного государственного финансирования региональные структуры здравоохранения вынуждены изыскивать пути, позволяющие увеличить финансирование, а также максимально эффективно использовать имеющиеся средства.
Таким
образом, можно отметить, что за период
с 2000 по 2008 г., при некотором улучшении
показателей функционирования системы
здравоохранения, принципиальных изменений
в существующих тенденциях не произошло.
4 РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ | |
Зарождение элементов
социального страхования и В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Но открывшиеся больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной. Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий. В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. После
Февральской революции 1917 г. к власти
пришло Временное правительство, которое
с первых шагов своей деятельности
начало реформы в области · Предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы). · Повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек. · Полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования». Основные положения Декларации были следующие: |
Информация о работе Развитие и формирование медицинского страхования в России