Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:46, курсовая работа
В связи с этим получение бесплатной медицинской помощи полностью в необходимом объеме за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования в ближайшем будущем останется проблематичным. С другой стороны, дальнейшее распространение получат альтернативные источники оплаты медицинской помощи, одним из которых является добровольное медицинское страхование. В настоящее время по размеру привлекаемых ресурсов ДМС является третьим дополнительным финансовым источником после соплатежей населения и платных медицинских услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
1 ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ……………………………………………………………………... 6
2 ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………… 18
3 КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………………………….. 26
4 РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы……………………………………………………………….. 50
Источник:
Доклад о развитии человека. 2005. Международное
сотрудничество на перепутье: помощь,
торговля и безопасность в мире неравенства.
– М.: Весь Мир, 2005 г.
Финансирование здравоохранения осуществляется на основе сложившейся бюджетно-страховой модели: за счет поступлений из консолидированного государственного бюджета и средств медицинского страхования (обязательного и добровольного), а также личных средств граждан.
В
России на 1 человека тратится из государственных
источников 577 долл. по ППС, что в 3,8 раза
меньше, чем в среднем в странах
ОЭСР (по данным за 2007 г.). Удельный вес
государственных расходов в Российской
Федерации в 1,8 раза ниже, чем в среднем
в странах ОЭСР (3,7% ВВП против 6,6%; рисунок
1).
Рисунок 1 – Общие и государственные расходы на здравоохранение
в доле ВВП в странах мира (2006 г.), %
Источник:
Данные ВОЗ.
В Российской Федерации частные расходы (расходы населения) на медицинскую помощь составляют 32% от общих расходов на здравоохранение, что выше, чем в развитых странах – в среднем 27%. Частные расходы складываются из личных расходов населения на платные медицинские услуги, приобретение лекарственных средств, на оплату санаторно-курортного лечения, а также из взносов населения и работодателей на ДМС. Большая доля расходов населения на медицинские услуги в РФ свидетельствует о недофинансировании здравоохранения из государственных источников. Российские граждане, имея более слабое здоровье и низкий уровень жизни в целом, вынуждены оплачивать медицинские услуги в большей степени, чем жители стран мира с развитой экономикой. Соотношение источников финансового обеспечения отрасли зависит не только от уровня государственных расходов, но и от масштабов и структуры заболеваемости населения, материальной базы медицинских учреждений.
Обеспечение
граждан бесплатной медицинской
помощью гарантировано
Однако конституционные гарантии бесплатной медицинской помощи выполняются не в полной мере и не сбалансированы с финансовыми ресурсами, а права граждан на ее получение четко не определены, что ведет к снижению доступности медицинской помощи для населения.
Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий (ТПГГ) позволил установить, что при значительном увеличении государственного финансирования уровень финансовой обеспеченности ТПГГ составляет менее 100%. То есть государство пока не выполняет даже утвержденные нормативы финансирования (рисунок 2).
Рисунок 2 – Финансовое исполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за 2002-2008 гг.
Источник:
по материалам Минздравсоцразвития России.
При этом наблюдается значительная дифференциация регионов по этому показателю. Так, в 2007 г. в 60 субъектах РФ финансирование ТПГГ было дефицитным (всего 65,4 млрд. руб.). Наиболее дефицитными в 2007 г. были ТПГГ в субъектах Южного федерального округа: республиках Ингушетия (56,4%), Дагестан (51,1%), Чеченская (36,1%), Кабардино-Балкарская (36,6%) и в Ставропольском крае (30%). Значительный дефицит финансирования ТПГГ установлен также в Республике Хакасия (34,5%), Приморском крае (30,5%), Тамбовской (28,9%) и Курганской (28,4%) областях.
Неравенство регионов сохраняется и в подушевом финансировании территориальных программ государственных гарантий – от 1959,1 руб. в Республике Ингушетия до 32217,2 руб. в Чукотском автономном округе (т.е. в 16,4 раза). Одной из причин формирования значительного неравенства в финансировании социальных расходов, в частности на отрасль здравоохранение, является то, что более чем на 70% финансовое обеспечение осуществляется за счет региональных бюджетов. Вследствие этого в регионах-реципиентах финансирование отрасли существенно ниже, чем в регионах-донорах. Неравенство формируется и в рамках каждого макрорегиона.
Таким образом, в России имеет место значительное недофинансирование системы здравоохранения. Вместе с тем существует пропорциональная зависимость между государственным финансированием здравоохранения и показателями здоровья населения, в частности ожидаемой продолжительностью жизни. Из диаграммы рассеяния (рисунок 3) видно, что для достижения ожидаемой продолжительности жизни – 75 лет – необходимо государственное финансирование здравоохранения не ниже 1500 – 2000 долл. по ППС в год на одного человека.
Рисунок 3 – Взаимосвязь ожидаемой продолжительности жизни и уровня финансирования здравоохранения в странах Европейского региона (2006 г.)
Источник:
данные ВОЗ.
3
КАДРОВЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ
РЕСУРСЫ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
На качество медицинской помощи в значительной степени оказывает влияние слабая организация ее первичного звена (в том числе укомплектованность врачебным и средним медицинским персоналом), интенсивность оказания стационарной помощи (продолжительность пребывания в больнице), в меньшей – обеспеченность больничными койками и количество госпитализаций в расчете на 100 чел. населения.
В 2008 г. в учреждениях здравоохранения Российской Федерации работали 1958 тыс. работников с высшим и средним медицинским образованием. Из них 621,8 тыс. врачей и 1336,2 тыс. среднего медицинского персонала. Обеспеченность врачами на 1000 населения составила 4,3, что в 1,4 раза выше, чем в среднем в странах ОЭСР, где она составляет 3,1 на 1000 населения. В то же время в РФ заболеваемость и смертность населения выше, чем в странах ОЭСР.
При
более высокой общей
Есть основания полагать, что истинный уровень обеспеченности медицинским персоналом в России ниже учитываемого статистикой. Это подтверждается неукомплектованностью штатных должностей физическими лицами и широким распространением совместительства. Все это ведет к снижению качества предоставляемых услуг и деградации медицинского персонала.
Для России характерно территориальное неравенство в обеспеченности населения медицинским персоналом в разрезе город/село. В сельской местности обеспеченность врачебными кадрами почти в 4 раза ниже, чем в среднем по РФ (1,2 на 1000 человек, проживающих в сельской местности), а средним медперсоналом – в 2 раза (5,5 на 1000 человек, проживающих в сельской местности). Это снижает доступность качественной медицинской помощи для сельских жителей и является одним из факторов снижения их здоровья.
Наиболее существенные причины недостатка специалистов с высшим медицинским образованием – низкий уровень заработной платы в сфере здравоохранения, неудовлетворительное оснащение медицинским оборудованием и медикаментами, особенно сельских больниц и ФАПов.
Россия
остается единственной в Европе страной,
где минимальная заработная плата устанавливается
ниже прожиточного минимума. Работники
здравоохранения являются одной из низкооплачиваемых
категорий работающих. Система и уровень
оплаты труда не мотивируют их к качественной
и результативной работе. Несмотря на
значительный рост (в период с 2000 по 2008
г. оплата труда медицинских работников
увеличилась в 10 раз), ее уровень в 1,3 раза
ниже, чем по экономике в целом (таблица
5).
Таблица 5 – Соотношение средней номинальной заработной платы по экономике РФ в целом и в здравоохранении, руб.
Оплата труда | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Сред.
з/п
по эконом-е |
2 223,4 | 3 240,4 | 4 360,3 | 5 498,5 | 6 739,5 | 8 554,9 | 10 633,9 | 13 593,4 | 17 290,1 |
Сред.
з/п
в здравоох-и |
1 333,3 | 1 959,9 | 3 141,3 | 3 662,6 | 4 612,0 | 5 905,6 | 8 059,9 | 10 036,6 | 13 209,0 |
Крайне низкий размер повышения зарплаты в бюджетной сфере не компенсирует в полном объеме уровень инфляции. В то же время заработная плата врачей в странах ЕС, например в Германии, в 3 – 5 раз превышает заработную плату рабочих и в 2 раза – служащих.
Из-за отсутствия соответствующего финансирования у подавляющего большинства медицинских учреждений слабая материально-техническая база. Число стационаров на 100 тыс. населения в России хотя и превышает в 2 раза число стационаров в Европе, но оснащение абсолютного большинства из них значительно отстает от европейских стандартов.
Отсутствует
необходимое финансирование капитальных
ремонтов учреждений, очень скудно
финансируется повышение
Для Российской Федерации характерна неоправданная избыточная госпитализация: пациент проходит курс лечения в стационарных условиях (связанных с высокими общественными затратами), в то время как необходимый набор медицинских услуг в соответствии с его клиническим случаем де-факто мог быть оказан ему с достаточной эффективностью и в амбулаторных условиях. Около 30% госпитализаций в России являются не обоснованными с медико-экономической точки зрения.
В
России обеспеченность населения больничными
койками на 40% превышает средний показатель
по Европейскому Союзу, а значение интегрального
показателя объемов госпитализации (число
койко-дней в расчете на человека) в два
раза превосходит его общеевропейский
уровень. По уровню общей госпитализации
страна близка к некоторым развитым европейским
странам (таким, как Германия и Норвегия),
но продолжительность лечения в стационарных
условиях, превышающая таковую как в развитых
странах, так и в трансформационных экономиках,
свидетельствует о низкой эффективности
медицинской помощи, а не о более широком
предоставлении ее гражданам (таблица
6).
Таблица 6 – Показатели стационарной помощи в ряде стран мира
Страны | Число поступивших
в стационары на 100 человек населения |
Средняя
продолжительность
пребывания в стационаре (все виды стационаров), дн. | ||||
1998 г. | 2000 г. | 2007 г. | 1998 г. | 2000 г. | 2007 г. | |
Швеция | 18,02 | 15,87 | 15,63 | 7,2 | 6,8 | 6,2 |
Норвегия | 15,55 | 16,77 | 18,82 | 7,7 | 7,8 | 7,0 |
Германия | 22,06 | 23,5 | 22,64 | 7,5 | 6,8 | 11,4 |
Россия | 20,66 | 21,95 | 23,67 | 16,3 | 15,5 | 13,6 |
ЕС (члены с 2004 или 2007 гг.) | 17,92 | 18,93 | 20,52 | 10,5 | 9,6 | 7,6 |
СНГ | 18,95 | 19,01 | 20,79 | 15,6 | 14,8 | 12,6 |
Информация о работе Развитие и формирование медицинского страхования в России