Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:06, контрольная работа
Цель исследования:
Определение психологических особенностей людей, заболевающих раком. Формирование психокоррекционного подхода, направленного на " деинфантилизацию".
Задачи исследования:
1. Анализ наличествующих представлений о психологическом аспекте онкологического заболевания.
2. Исследование психологических особенностей онкологических больных по сравнению с другими группами испытуемых.
3. Выявление некоторых особенностей преморбидного и детского душевного опыта у онкологических больных по сравнению с другими группами испытуемых.
4. Выделение психологических особенностей испытуемых, находящихся в ремиссии по поводу онкозаболеваний.
5. Определение критериев эмоционально-психологической незрелости (инфантильности).
6. Построение психологического "профиля" людей, больных онкологическими заболеваниями.
7. 0писание возможностей психокоррекционной работы, направленной на "деинфантилизацию".
11. Quality of the Life (QoL) of the elderly patients with Hodgkm Disease (HD) Abstracts of 4th Intern Congress of Psycho-Oncology, 1998 Hamburg // Psycho-Oncology, 1998 - V 7, p 75 (совместно с Н.Е. Шкловским - Корди и М.А. Калмыковой на англ. яз.).
(54) СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С
Изобретение относится к области медицины
и психологии, а именно к нефрологии и
медицинской психологии, и может использоваться
для психологической реабилитации больных
с хронической болезнью почек (ХБП), находящихся
на лечении гемодиализом. Сущность изобретения
заключается в сочетании использования
медикаментозного и психологического
воздействий по индивидуальной лечебно-реабилитационной
программе и обучения групповым способом
по реабилитационной образовательной
программе, включающей цикл занятий, на
которых группе больных соответствующие
специалисты рассказывают об истории
развития гемодиализа, о методах заместительной
терапии, о вводном периоде в гемодиализе,
о путях профилактики осложнений гемодиализной
терапии, об особенностях диетотерапии
у больных на гемодиализе, о технике приготовления
и химического контроля диализирующих
растворов, о физической реабилитации
больных на гемодиализе, о психической
адаптации и качестве жизни больных, получающих
гемодиализ, о психическом здоровье больных
на гемодиализе, о методах психической
саморегуляции и обучении основам аутогенной
тренировки. Проводят групповой психологический
тренинг с использованием методик поведенческой
психотерапии, формируют установку на
соблюдение лечебного режима с использованием
методики смены мотивации, в течение каждого
занятия специалисты отвечают на вопросы,
проводят групповую дискуссию с участием
больных и специалистов, формируют конструктивные
способы преодоления трудностей, проигрывая
различные ситуации, с которыми сталкивается
больной при лечении гемодиализом и в
обыденной жизни в целом, проводя совместное
групповое обсуждение. По результатам
каждого занятия вносят коррективы в индивидуальные
реабилитационные программы больных.
До начала и по окончании обучения оценивают
следующие показатели: уровень знаний
больного по опроснику уровня знаний о
хронической болезни почек и ее лечении,
включающему не менее 35 вопросов, охватывающих
все темы занятий; уровень качества жизни
по опроснику MOS SF-36, уровень невротизации
больного по шкале для психологической
экспресс-диагностики уровня невротизации,
частоту применения способов преодоления
трудностей по опроснику «Способы копинга».
Сравнивают результаты до и после обучения
и добиваются положительной динамики,
повторяя цикл обучения, считая при этом,
что психологическая реабилитация тем
эффективнее, чем выше уровень знаний
о заболевании и его лечении, чем выше
уровень качества жизни, ниже уровень
невротизации и конструктивнее используемые
способы преодоления трудностей. Способ
позволяет повысить эффективность психологической
реабилитации за счет повышения объема
и качества знаний больных о заболевании
и его лечении, создания более тесного
контакта врач-больной, групповой поддержки
больных с аналогичным заболеванием, формирования
более конструктивных способов преодоления
трудностей при групповом обучении. 2 табл.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Изобретение относится к медицине и психологии,
а именно к нефрологии и медицинской психологии,
и может использоваться для психологической
реабилитации больных с хронической болезнью
почек (ХБП), находящихся на лечении гемодиализом
(ГД).
В последние годы при проведении реабилитационных
мероприятий с больными, страдающими хроническими
заболеваниями, все большая роль отводится
образовательным программам для больных.
На примере таких патологий, как сахарный
диабет, бронхиальная астма и гипертоническая
болезнь, было показано, что информированность
больных об имеющемся у них заболевании
и обучение пациента навыкам самоконтроля
приводит к улучшению компенсации, снижению
частоты осложнений и повышению качества
жизни пациентов зачастую быстрее и лучше,
чем традиционная медицинская помощь
(Assal J, Muhlhauser I, Pernet A et al. Patient education as the basis
for diabetes care in clinical practice and research. Diabetologia 1985;
28: 602-613); Оганов P.Г. Проблема контроля артериальной
гипертонии среди населения. Кардиология,
1994; 3: 80-83; Брюханов А.Н., Лукьяненко П.Т.,
Петрова А.С. "Школа гипертоника"
в поликлинике. Врач, 1998; 10:19-20).
Предпринимались отдельные попытки разработки
групповых образовательных программ для
больных с ХБП (Bergstrom К., Barany P., Holm I. An educational
programme for persistent life-style changes in patients with chronic
renal disease. //Edtna-Erca J. - 1999. - Vol.25, №4. - P.42-44). Однако
внимание этих зарубежных исследователей
было сосредоточено лишь на преддиализной
подготовке и не охватывало период лечения
ГД ( Devins G.M., Hollomby D.J., Barre P.E. et al. Long-term knowledge
retention following predialysis psychoeducational intervention. //Nephron.
- 2000, - Vol. 86, №2. - P.129-134; Mahlmeister J., Wanner С., Fritchka
E. Effect of a new renal educational programme on kidney function and
risk factors in predialysis patients. //Nephrol. Dial. Transplant. -
2003. - Vol.18, Abstracts, Suppl.4. - P.128-129). Мало изучены
способы повышения уровня информированности
пациентов о заболевании почек и специфике
ГД терапии.
Известен способ психологической реабилитации
больных с ХБП, находящихся на лечении
ГД, заключающийся в использовании индивидуальной
психологической лечебно-реабилитационной
программы, которая включает наряду с
медикаментозным воздействием методы
психологической коррекции, проводящиеся
с каждым больным индивидуально с учетом
особенностей его личности, психического
состояния, стресс-факторов, связанных
с лечением ГД, и присущего пациенту типа
отношения к болезни (Васильева И.А., Петрова
Н.Н. Современные подходы к психологической
реабилитации больных с хронической почечной
недостаточностью. /Пособие для врачей.
- СПб.: Издательство СПбГМУ, 2003. - 24 с). Этот
способ принят за прототип.
К недостаткам известного способа можно
отнести недостаточность знаний больного
о ХБП, отсутствие общения с больными,
имеющими аналогичное заболевание и свой
опыт в преодолении трудностей, связанных
с заболеванием, отсутствие мотивации
для соблюдения лечебного режима: водно-питьевого,
диеты, физической нагрузки, что значительно
снижает эффективность проводимых мероприятий.
Задачей изобретения является повышение
эффективности психологической реабилитации
больных с ХБП, находящихся на лечении
ГД, за счет повышения объема и качества
знаний больных о заболевании и его лечении,
более тесного контакта врач-больной,
групповой поддержки больных с аналогичным
заболеванием, формирования более конструктивных
способов преодоления трудностей при
групповом обучении.
Указанный технический результат достигается
тем, что в известном способе психологической
реабилитации больных с ХБП, находящихся
на лечении гемодиализом, включающем медикаментозное
и психологическое воздействия по индивидуальной
лечебно-реабилитационной программе,
согласно изобретению дополнительно больных
обучают групповым способом по реабилитационной
образовательной программе, включающей
цикл занятий, на которых группе больных
соответствующие специалисты рассказывают
об истории развития ГД, о методах заместительной
терапии, о вводном периоде в ГД, о путях
профилактики осложнений ГД терапии, об
особенностях диетотерапии у больных
на ГД, о технике приготовления и химического
контроля диализирующих растворов, о физической
реабилитации больных на ГД, о психической
адаптации и качестве жизни больных, получающих
ГД, о психическом здоровье больных на
ГД, о методах психической саморегуляции
и обучении основам аутогенной тренировки,
проводят групповой психологический тренинг
с использованием методик поведенческой
психотерапии, формируют установку на
соблюдение лечебного режима с использованием
методики смены мотивации, в течение каждого
занятия специалисты отвечают на вопросы,
проводят групповую дискуссию с участием
больных и специалистов, формируют конструктивные
способы преодоления трудностей, проигрывая
различные ситуации, с которыми сталкивается
больной при лечении ГД и в обыденной жизни
в целом, проводя совместное групповое
обсуждение, по результатам каждого занятия
вносят коррективы в индивидуальные реабилитационные
программы больных; до начала и по окончании
обучения оценивают следующие показатели:
уровень знаний больного по опроснику
уровня знаний о ХБП и ее лечении, включающему
не менее 35 вопросов, охватывающих все
темы занятий; уровень качества жизни
по опроснику MOS SF-36, уровень невротизации
больного по шкале для психологической
экспресс-диагностики уровня невротизации,
частоту применения способов преодоления
трудностей по опроснику «Способы копинга»,
сравнивают результаты до и после обучения
и добиваются положительной динамики,
повторяя цикл обучения, считая при этом,
что психологическая реабилитация тем
эффективнее, чем выше уровень знаний
о заболевании и его лечении, чем выше
уровень качества жизни, ниже уровень
невротизации и конструктивнее используемые
способы преодоления трудностей.
С целью создания нового способа психологической
реабилитации больных с ХБП, находящихся
на лечении ГД, авторами была разработана
реабилитационная образовательная программа,
получившая название «Школа пациента»,
включающая цикл из 15 занятий. Продолжительность
занятия составляла 40-50 минут, частота
встреч - 1 раз в неделю. Реабилитационная
образовательная программа базируется
на мультидисциплинарном подходе с участием
врачей-нефрологов, диетолога, кардиолога,
невролога, врача лечебной физкультуры,
специалиста по приготовлению и химическому
контролю диализирующих растворов, психолога,
психотерапевта. Научно-методический
уровень лекций был высокий. В качестве
лекторов выступили 2 доктора и 5 кандидатов
наук.
С целью контроля за эффективностью обучения
проведено контролируемое проспективное
исследование. В экспериментальную группу
были включены 24 больных с ХБП, получавших
лечение на отделении ГД клиники пропедевтики
внутренних болезней СПбГМУ им. акад. И.П.Павлова
по вторникам, четвергам и субботам. Эти
больные прошли обучение по реабилитационной
образовательной программе. В контрольную
группу вошли 39 больных смены «понедельник,
среда, пятница», получавших стандартное
лечение на этом же отделении ГД и не прошедших
обучение в «Школе пациента». Поскольку
распределение больных по сменам является
случайным, такой способ формирования
групп обеспечил одинаковую вероятность
попадания пациентов в экспериментальную
или контрольную группу.
Для прослеживания динамики уровня знаний
(информированности) пациентов до и после
обучения был разработан опросник уровня
знаний. Опросник состоит из 35 вопросов
следующего содержания.
1. Какие виды сосудистого доступа Вы знаете?
- а) катетер, б) фистула, в) шунт, г) перитонеальный
катетер.
2. Какие виды диализаторов Вы знаете? -
а) катушечные, б) пластинчатые, в) капиллярные,
г) бикарбонатные.
3. Какие антикоагулянты Вы знаете? - а)
гирудин, б) гепарин, в) фенилин, г) протромбин.
4. Препараты эритропоэтина увеличивают
показатели: - а) эритроцитов, б) гемоглобина,
в) качества жизни, г) паратгормона.
5. На эффективность гемодиализа не влияет:
- а) площадь поверхности мембраны диализатора,
б) скорость тока крови через диализатор,
в) процент содержания кальция в диализирующем
растворе, г) продолжительность сеанса
гемодиализа.
6. Диализ с низким содержанием кальция
в диализирующем растворе позволяет: -
а) избежать колебаний артериального давления
во время сеанса диализа, б) успешнее бороться
с анемией (снижением уровня гемоглобина),
в) уменьшить диализное время, г) применять
более высокие дозировки препаратов кальция
и витамина D.
7. После успешной трансплантации почки,
как правило, сохраняется необходимость:
- а) в приеме препаратов, понижающих артериальное
давление, б) в ограничении потребления
калия, в) в ограничении потребления воды,
г) в применении эритропоэтина.
8. Достоинствами перитонеального диализа
являются: - а) менее строгие ограничения
массы тела, б) отсутствие повышения уровня
сахара в крови, в) меньшая частота инфекционных
осложнений, г) лучшая коррекция анемии
(снижения уровня гемоглобина).
9. Сколько времени длится вакцинация против
гепатита В? - а) 2 месяца, б) 4 месяца, в) 6
месяцев.
10. Сколько раз вводится вакцина против
гепатита В? - а) один раз, б) два раза, в)
три раза, г) четыре раза.
11. При каком произведении концентраций
кальция и фосфора в плазме появляется
опасность «минерализации» мягких тканей?
- а) 2 ммоль/л, б) 3 ммоль/л, в) 4 ммоль/л, г)
5 ммоль/л, д) больше 5 ммоль/л.
12. Какой фактор является ведущим при развитии
остеомаляции у больных на гемодиализе?
- а) гиперфосфатемия, б) гиперпаратиреоз,
в) отложения алюминия в костях.
13. Какой фактор является ведущим при развитии
фиброзного остеита у больных на гемодиализе?
- а) гиперфосфатемия, б) гиперпаратиреоз,
в) отложения алюминия в костях.
14. Высокое артериальное давление не является
непосредственной причиной развития:
- а) внутричерепных кровоизлияний, б) синдрома
запястного канала, в) энцефалопатии (поражения
головного мозга), г) судорог.
15. Синдром «беспокойных ног», как правило,
не обусловлен: а) недостаточно продолжительным
диализом, б) дефицитом витаминов группы
В, в) бесконтрольным приемом некоторых
снотворных препаратов (диазепинов), г)
чересчур продолжительным диализом.
16. Какое количество жидкости в сутки допустимо
употреблять при лечении гемодиализом?
- а) 1000-1200 мл, б) 1500-1700 мл, в) суточный диурез
+ 500-700 мл, г) суточный диурез + 1000-1200 мл,
д) 200-300 мл.
17. Для повышения уровня железа крови лучше
использовать в пищу: - а) гранаты, гранатовый
сок, б) свеклу, красные яблоки, в) печень,
г) икру рыб, д) говядину, курицу, индейку.
18. При повышенном уровне холестерина
крови употребление каких продуктов не
надо ограничивать? - а) сливочное масло,
б) желтки яиц, в) белки яиц, г) икру рыб,
д) шпиг, е) колбасу.
19. Какие фрукты и ягоды содержат меньше
калия? - а) бананы, б) виноград, в) курага,
г) садовая земляника, д) черная смородина,
е) яблоки, ж) дыня.
20. Какой из нижеперечисленных продуктов
содержит меньше фосфора? - а) икра рыб,
б) сыр, в) субпродукты, г) морепродукты,
д) яичный белок, е) яичный желток, ж) яйцо
куриное целиком.
21. Какие параметры контролируются при
определении чистоты воды? - а) микробиологическая
контаминация, б) бактериальные эндотоксины,
в) количество механических примесей,
г) концентрация неорганических микрокомпонентов.
22. Какие соли входят в состав концентрата
А? - a) NaCl - хлорид натрия (поваренная соль),
б) KCl - хлорид калия, в) CaCl2, MgCl2 - хлориды
кальция и магния, г) NaNO 3 - нитрат натрия.
23. Что представляет собой концентрат
В? - а) раствор поваренной соли, б) раствор
уксусной кислоты, в) раствор соды.
24. Какие электролитные параметры контролируются
на аппарате «Искусственная почка»? - а)
электропроводность диализирующего раствора,
б) концентрация натрия в диализирующем
растворе, в) концентрация хлора в диализирующем
растворе, г) концентрация кальция в диализирующем
растворе, д) рН.
25. Что используется для дезинфекции и
декальцификации оборудования? - а) раствор
надуксусной кислоты с перекисью водорода,
б) раствор лимонной кислоты, в) раствор
йода, г) раствор хлорной извести.
26. Противопоказаниями для занятий лечебной
гимнастикой являются: - а) высокое артериальное
давление, б) боли в сердце, в) низкое артериальное
давление.
27. Занятия лечебной гимнастикой: - а) понижают
уровень холестерина, б) уменьшают плотность
кости, в) увеличивают мышечную массу,
г) снижают уровень гемоглобина.
28. Конструктивными способами совладания
с трудными ситуациями являются: а) поиск
виноватых, б) обращение за помощью, в)
отрицание наличия проблемы, г) сотрудничество
с окружающими, д) планирование решения
проблемы, е) смирение, покорность, ж) подавление
эмоций.
29 Абсолютным показанием для обращения
за помощью к психотерапевту является:
- а) кожный зуд, б) мысли о нежелании жить,
в) ссора в семье, г) желание поделиться
впечатлениями о прочитанной книге, д)
плохое настроение.
30. Ухудшение памяти и внимания: - а) неизбежно
появляется с возрастом, б) не поддается
лечению, в) может быть следствием интоксикации,
г) успешно отодвигается на многие годы
при выполнении необходимых лечебно-профилактических
мероприятий.
31. Какие критерии эффективности ГД терапии
Вы знаете? - а) показатель KT/V, б) качество
жизни, в) уровень креатинина сыворотки
крови, г) уровень альбумина сыворотки
крови, д) отсутствие анемии (снижения
уровня гемоглобина), е) отсутствие повышения
артериального давления, ж) похудание,
з) высокий уровень железа в крови.
32. Какова верхняя граница нормального
АД? - а) 125/80, б) 139/89, в) 145/95, г) 160/90.
33. Какие боли в груди типичны для стенокардии?
- а) сжимающие, б) давящие, в) колющие, г)
ноющие.
34. Зачем нужно проведение мониторирования
ЭКГ? - а) для выявления недостаточного
кровообращения в сердце, б) для выявления
безболевой ишемии миокарда, в) для оценки
эффективности сокращений сердца, г) для
диагностики инфаркта.
35. Проведение эхокардиографии (УЗИ сердца)
позволяет: - а) оценить состояние сердечных
клапанов, б) оценить эффективность сокращений
сердца, в) определить толщину сердечной
мышцы, г) определить наличие стенокардии.
Пациенты заполняли опросник два раза:
исходно и сразу после окончания образовательного
цикла. За время обучения уровень знаний
больных вырос более чем в два раза. Если
перед началом образовательного цикла
больной правильно отвечал в среднем на
15% вопросов, то после окончания - на 36%.
Поскольку каждый вопрос предполагал
один или несколько верных ответов, рассчитывали
также процент верных ответов. Этот показатель
увеличился с 28% до 58%. В контрольной группе
динамики уровня знаний пациентов за отчетный
период не отмечено.
В ходе психологического тестирования
осуществлялось мониторирование качества
жизни пациентов, оценивались динамика
психического состояния больных и способы
преодоления трудностей. Психологическое
обследование проводилось до и после обучения
со всеми пациентами экспериментальной
и контрольной групп. Программа тестирования
включала следующие психодиагностические
методики:
1. Опросник MOS SF-36 для оценки связанного
со здоровьем качества жизни с регистрацией
следующих показателей - способности выдерживать
физические нагрузки (PF); влияния физического
состояния на повседневную деятельность
(RP); чувствительности к боли (ВР); общего
состояния здоровья (GH); общей активности/энергичности
(V); социального функционирования (SF); влияния
эмоционального состояния на повседневную
деятельность (RE) и психического здоровья
(МН). Баллы по каждой из шкал данной методики
изменяются от 0 до 100: чем выше балл, тем
выше качество жизни.
2. Опросник «Способы копинга», разработанный
S. Folkman, R. Lazarus. Методика позволяет охарактеризовать
частоту применения восьми способов преодоления
трудностей (копинг-стратегий). Опросник
включает следующие шкалы. 1) Конфронтативный
копинг (агрессивные усилия по изменению
ситуации, готовность к риску). 2) Дистанцирование
(желание отстраниться от ситуации или
уменьшить ее значимость). 3) Самоконтроль
(усилия по регулированию своих чувств
и действий). 4) Поиск социальной поддержки.
5) Принятие ответственности (признание
своей роли в возникновении проблемы и
принятие на себя ответственности за ее
разрешение). 6) Бегство-избегание (пассивные
и неадекватные способы реагирования
на ситуацию, например, «пытался улучшить
самочувствие едой, выпивкой, курением
или лекарствами», «спал больше обычного»,
«избегал общения с людьми», «надеялся
на чудо», «фантазировал, как все могло
бы обернуться»). 7) Планирование решения
проблемы. 8) Положительная переоценка
(усилия по приданию ситуации положительного
смысла: ситуация способствует личностному
совершенствованию). Включает и религиозное
измерение.
В предлагаемом способе методика «Способы
копинга» впервые применена на российском
контингенте ГД больных.
3. Шкала для психологической экспресс-диагностики
уровня невротизации (УН). Эта методика
позволяет оценить степень выраженности
невротизации в баллах, а также вероятность
наличия невротизации. Оценки по шкале
могут принимать значения от -98 до +84 у
мужчин и от -103 до +133 у женщин. При высоком
уровне невротизации (высокая по абсолютной
величине отрицательная оценка) может
наблюдаться выраженная эмоциональная
возбудимость, продуцирующая различные
негативные переживания (тревожность,
напряженность, беспокойство, растерянность,
раздражительность) и легкую фрустрируемость
различными «внешними» и «внутренними»
обстоятельствами. Выражены чувство собственной
неполноценности, затрудненность в общении,
социальная робость, зависимость и, в конечном
итоге, дезадаптированность в общесоциальном
плане. При низком уровне невротизации
(высокая по абсолютной величине положительная
оценка) отмечается эмоциональная устойчивость
и положительный фон основных переживаний
(спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность
формируют чувство собственного достоинства,
социальную смелость, независимость и
связанную с этими качествами хорошую
стрессоустойчивость.
Таблица 1
Показатели копинг-стратегий Исходно
После обучения в «Школе пациента» Достоверность
различий, р
Конфронтативный копинг 42,0±19,9 41,7±20,5 НД
Дистанцирование 53,7±18,0 49,8±17,9 НД
Самоконтроль 69,7±15,8 72,7±15,6 НД
Поиск социальной поддержки 59,1±20,3 62,9±19,2
НД
Принятие ответственности 58,5±22,4 63,9±20,3
НД
Бегство-избегание 42,0±14,8 33,1±15,2 р=0,047
Планирование решения проблемы 67,0±14,2
75,8±16,4 р=0,038
Положительная переоценка 50,8±18,8 51,1±17,7
НД
Таблица 2
Показатель качества жизни Исходно После
обучения Достоверность различий, р
PF 54,3±25,8 58,8±19,4 НД
RP 21,3±22,4 28,1±23,4 НД
ВР 63,4±28,7 66,7±27,0 НД
GH 37,0±12,1 37,1±14,5 НД
V 47,0±16,3 47,4±21,3 НД
SF 58,8±26,9 74,7±27,8 р=0,043
RE 53,3±21,7 68,8±26,2 р=0,048
МН 57,4±12,6 70,4±18,4 р=0,011
Как видно из табл.1 и 2, за время обучения
в «Школе пациента» наблюдались достоверный
рост показателей качества жизни и частоты
применения эффективных способов преодоления
трудностей, а также снижение частоты
использования неконструктивных копинг-стратегий.
Средний фоновый показатель уровня невротизации
в экспериментальной группе составил
+15,5±19,3, исходная вероятность наличия
невротизации 0,37. По окончании обучающей
программы степень выраженности невротизации
в этой группе пациентов уменьшилась до
+40,5±20,1, а вероятность наличия невротизации
снизилась до 0,20, что соответствует пониженному
уровню невротизации и достаточно хорошей
стрессоустойчивости.
Способ осуществляют следующим образом.
Группу больных ХБП, находящихся на лечении
ГД, обучают по реабилитационной образовательной
программе, включающей 15 занятий следующего
содержания.
1 занятие: История развития ГД. Понятие
диализа. Экспериментальный период в диализе.
Начало диализа у человека. «Эволюция»
диализаторов. История сосудистого доступа.
Диализная аппаратура. Перитонеальный
диализ. Занятие проводится в музее ГД.
2 занятие. Методы заместительной терапии:
ГД, перитонеальный диализ, пересадка
почки. Цели и задачи заместительного
лечения и показания для его применения.
ГД. Биофизические принципы ГД. Разновидности
ГД. Экономические аспекты ГД и его распространенность.
Перитонеальный диализ (ПД). Биофизические
принципы ПД. Разновидности ПД. Экономические
аспекты ПД и его распространенность.
Трансплантация почки. Общие хирургические
принципы трансплантации почки (техника
операции, забор донорских почек). Иммунологический
аспект трарсплантации (подбор доноров,
необходимость иммуносупрессии). Экономическая
и социальная стороны трансплантации.
Преимущества и недостатки ГД, ПД, трансплантации
почки: сравнительная характеристика
методов.
3 занятие. Вводный период в ГД. 1) Введение
больного в программный ГД: а) подбор диализатора
(мембраны), б) антикоагуляция (подбор инфузионной
гепаринизации), в) время ГД. 2) Ультрафильтрация
и «сухой вес». 3) Возможные осложнения
во вводном периоде и их предупреждение.
4) Диета и водный режим во вводном периоде
ГД.
4 занятие. Пути профилактики осложнений
ГД терапии: а) сердечно-сосудистые заболевания.
Понятие об атеросклерозе, сущность заболевания.
Понятие о липидном обмене, липидные «бляшки».
Понятие о факторах риска сердечно-сосудистых
заболеваний в общей популяции и у больных
на ГД. Особенности функционирования сердечно-сосудистой
системы у больных на ГД. Частота осложнений
сердечно-сосудистых заболеваний на ГД.
Понятие мониторинга состояния здоровья
(клинико-лабораторные показатели). Воздействие
на модифицируемые факторы риска (липидный
обмен, артериальная гипертензия, гипергомоцистеинемия).
Диета. Лекарственные средства.
5 занятие - б) желудочно-кишечная патология.
Патология желудка при ХБП. Уремические
гастриты, язвенная болезнь: этиология,
клиника, лечение, профилактика. Патология
печени и желчевыводящих путей у больных
на ГД. Вирусные гепатиты (В и С). Токсические
гепатиты: этиология, клиника, лечение,
профилактика.
6 занятие: в) костная патология. Нарушение
фосфорно-кальциевого обмена. Вторичный
гиперпаратиреоз. Остеопороз. Отложение
солей кальция в мягких тканях. Замещение
костной ткани солями алюминия. Понятие
остеомаляции.
7 занятие: г) неврологическая патология.
Периферическая полинейропатия. Снижение
скорости проведения импульса возбуждения
по нервам. Мышечная слабость и болевой
синдром. Парестезии.
8 занятие. Особенности диетотерапии у
больных на гемодиализе. Основные правила
питания больных в диализном периоде ХБП.
Пути повышения мышечной массы. Соевый
изолят SUPRO 760. Контроль за режимом питания
больных с ХБП.
9 занятие. Вопросы техники приготовления
и химического контроля диализирующих
растворов. Чистая вода и чистые соли.
Контроль за показателями химической
чистоты. Методика приготовления концентратов
растворов. Готовые диализирующие растворы.
Бактериологический контроль. Химический
контроль микро- и макроэлементов.
10 занятие. Физическая реабилитация больных,
находящихся на лечении гемодиализом.
Значение физической активности для организма
здорового и больного. Особенности реабилитационных
мероприятий у больных с ХБП в додиализный
период и на диализе. Значение лечебной
гимнастики в сохранении мышечной массы,
профилактике ишемической болезни сердца,
гипотонии, остеопороза и других осложнений
диализа. Лечебная гимнастика как средство
улучшения физической и социальной реабилитации.
Примерный комплекс физических упражнений
для больных во время сеанса ГД и в междиализный
период.
11 занятие. Психическая адаптация и качество
жизни больных, получающих лечение ГД.
Понятие психической адаптации к лечению
ГД. Психотравмирующие факторы, действующие
на разных этапах ГД терапии. Плановое
и экстренное начало ГД. Тип отношения
к болезни и особенности личности как
факторы, влияющие на успешность психической
адаптации к ГД. Качество жизни больных
как один из критериев эффективности ГД
терапии.
12 занятие. Психическое здоровье больных
на ГД. Социальная адаптация больных к
лечению ГД. Семейная адаптация (необходимость
перестройки отношений в семье, формирования
направленности на сотрудничество с медперсоналом).
Соматогенные психические нарушения (астения,
депрессия, неврозоподобные состояния
и др.), их сочетание с психоорганическими
и психогенными расстройствами. Лечение
психических расстройств. Участие психиатра-психотерапевта
в ведении больных с хроническим болевым
синдромом и синдромом зуда.
13 занятие. Методы психической саморегуляции.
Обучение основам аутогенной тренировки.
Показания и противопоказания для занятий
аутогенной тренировкой. Техника аутогенной
тренировки. Примеры упражнений. Общие
принципы составления формул самовнушения.
Типичные ошибки при занятиях аутогенной
тренировкой. Метод произвольного воспроизведения
навязчивых мыслей. Имаготерапия.
14 и 15 занятия. Групповой психологический
тренинг с использованием методов поведенческой
психотерапии. Составление поведенческого
контракта. Положительное и отрицательное
подкрепление, социальное подкрепление.
Система жетонов. Самомониторирование.
Контроль за результатами выполнения
контракта. Обмен опытом. Конструктивные
и неконструктивные способы преодоления
трудностей. Выработка навыков конструктивного
поведения.
В процессе обучения применялись методы
поведенческой психотерапии. Так, для
борьбы с чрезмерным употреблением жидкости
несколько пациентов заключили контракт
следующего содержания: «На протяжении
следующего месяца моя междиализная прибавка
веса будет составлять не более 2,5 кг».
Контракт был записан письменно. Пациенты
фиксировали ежедневное потребление жидкости.
На следующем групповом занятии происходило
обсуждение выполнения контракта и в случае
успеха психотерапевт и другие больные
- члены группы хвалили пациента, давались
призы (положительное подкрепление), в
случае неуспеха его не хвалили и на первый
раз никак не реагировали. В дальнейшем
после окончания работы Школы также осуществлялся
контроль за выполнением контракта. Один
из пациентов так сформулировал содержание
контракта: «Уменьшить количество выпиваемой
за день жидкости на один стакан». Аналогичным
образом проводился контроль за соблюдением
контракта. Изменения количества употребляемой
жидкости фиксировались письменно. С целью
создания установки на соблюдение лечебного
режима проводилась работа с мотивацией
с использованием методики смены мотивации.
Пациенты, пока не заключившие контракт,
глядя на успехи других, готовились к заключению
контрактов. С целью формирования конструктивных
способов преодоления трудностей проигрывались
различные ситуации, с которыми сталкивается
больной при лечении гемодиализом и в
обыденной жизни в целом. Шло совместное
групповое обсуждение, обмен опытом. Вновь
выработанные навыки подкреплялись похвалой,
эмоциональной поддержкой (положительное
подкрепление).
Способ подтверждается следующими примерами.
Пример 1. Больная К., 63 лет. Диагноз: хронический
гломерулонефрит. Получает лечение ГД
в течение 1 года. Образование - высшее.
На пенсии, вдова, живет одна, занимается
домашним хозяйством. Входила в состав
экспериментальной группы. До начала занятий
по образовательной программе отмечались
невысокие показатели психологической
составляющей качества жизни: SF (соцальное
функционирование) - 37,5; МН (психическое
здоровье) - 52; RE (выраженность ограничений
в повседневной деятельности в связи с
эмоциональным состоянием) - 66,7. Исходный
уровень невротизации по методике УН был
(-9), вероятность наличия невротизации
0,49. Выше нормы балл по неконструктивной
стратегии преодоления трудностей «бегство-избегание»,
связанной с пассивным уходом от решения
проблем, - 54. Частота применения эффективной
копинг-стратегии «планирование решения
проблемы» - на среднем уровне (61 балл).
До начала образовательного цикла смогла
правильно ответить на 20% вопросов опросника
уровня знаний, процент верных ответов
составил 31. После окончания цикла занятий
процент верных ответов вырос до 62 (в два
раза), смогла дать правильные ответы на
57% из числа предложенных вопросов. Результаты
психологического тестирования по окончании
занятий. Достоверный рост показателей
психологической компоненты качества
жизни: SF - 75, МН - 80, RE - 100. Балл по степени
выраженности невротизации снизился (+20),
а вероятность наличия невротизации понизилась
до 0,18. Частота использования неконструктивной
стратегии «бегство-избегание» уменьшилась
до 29 баллов. Адаптивная стратегия поведения
по типу «планирования решения проблем»
стала применяться значительно чаще -
показатель 100.
Пример 2. Больной К., 49 лет. Диагноз: быстропрогрессирующий
нефротический синдром. Находится на лечении
гемодиализом в течение 4 месяцев. Образование
среднее. Не работает, разведен, живет
с родителями. Входил в состав контрольной
группы и не занимался в «Школе пациента».
Исходные показатели качества жизни: SF
- 75, МН - 72, RE - 0. Показатель степени невротизации
(+28), вероятность наличия невротизации
- 0,21. Низкий показатель применения копинг-стратегии
«планирование решения проблемы» - 28. Достаточно
частое использование пассивных и неадекватных
способов реагирования на сложную ситуацию
по типу «бегства-избегания» - показатель
50. Уровень информированности по опроснику:
правильно ответил на 10% из числа предложенных
вопросов; процент верных ответов составил
25. За период времени, соответствующий
циклу обучения по образовательной программе,
динамики исследуемых показателей не
наблюдалось.
Пример 3. Больная Т., 43 лет, диагноз: хронический
гломерулонефрит. Находится на лечении
ГД 4 года. Не работает, замужем, образование
- высшее. Пациентку отличали большие междиализные
прибавки веса (абсолютная прибавка доходила
до 4 кг, относительная - до 7% от сухого
веса больной). Средние значения артериального
давления были 130/80, максимальные -180/100.
Для коррекции междиализной прибавки
веса использованы методы поведенческой
терапии и самовнушения (повторение про
себя фразы: «Я не хочу пить»). Пациентка
заключила самоконтракт следующего содержания,
который был записан письменно: «На протяжении
следующего месяца моя междиализная прибавка
веса будет доведена до 3 кг за счет того,
что я постепенно буду сокращать количество
употребляемой ежедневно жидкости на
один стакан в неделю. Таким образом, максимальная
междиализная прибавка веса уменьшится
за месяц примерно на литр». Контракт был
записан письменно, результаты его выполнения
(изменения количества выпиваемой жидкости)
фиксировались в виде графиков - домашних
заданий (фиксируемых в дневнике для домашней
работы). Использовались следующие способы
сокращения выпиваемой за день жидкости:
сначала полоскать рот, пить из маленькой
кружки, пить маленькими глотками. На следующем
групповом занятии происходило обсуждение
выполнения контракта и в случае успеха
психотерапевт и другие больные - члены
группы хвалили пациентку, давались призы
(положительное подкрепление группой
- похвала, аплодисменты, комлименты, задавали
вопросы с целью обмена опытом), в случае
неуспеха ее не хвалили, на первый раз
никак не реагировали, имело место игнорирование.
Таким образом, для контроля за выполнением
контракта использовались методы положительного
подкрепления и самоподкрепления. Метод
выработки несовместимого поведения состоит
в поведении по типу «клин клином»: когда
хочется пить, пойти погулять с собакой,
отвлечься любым способом (поесть, сыграть
в карты, теннис, пососать кусочек масла),
отвлечь внимание на что-то интересное,
где нет доступа к воде (сходить в кино,
театр, лес). «Не заклиниваться на жажде».
Часто это помогает. В результате применения
методик поведенческой психотерапии и
самовнушения удалось добиться выполнения
заключенного контракта: через месяц обучения
междиализная прибавка веса составляла
3 кг. Динамика показателей качества жизни
у больной Т. за период обучения в «Школе»:
до начала занятий в «Школе пациента»
SF (социальное функционирование) - 50; МН
(психическое здоровье) - 44; RE (выраженность
ограничений в повседневной деятельности
в связи с эмоциональным состоянием) -
25. Исходный уровень невротизации по методике
УН был (-22), вероятность наличия невротизации
0,79. Балл по неконструктивной копинг-стратегии
«бегство-избегание» - 40. Частота применения
эффективной копинг-стратегии «планирование
решения проблемы» - 59 баллов. До начала
образовательного цикла смогла правильно
ответить на 15% вопросов опросника уровня
знаний, процент верных ответов составлял
28. После окончания «Школы пациента» процент
верных ответов вырос до 56 (в два раза),
смогла дать правильные ответы на 46% вопросов.
Результаты психологического тестирования
после «Школы пациента». Достоверный рост
показателей психологической составляющей
качества жизни: SF - 100, МН - 76, RE - 75. Балл
по степени выраженности невротизации
снизился (+25), а вероятность наличия невротизации
понизилась до 0,18. Частота использования
неконструктивной стратегии «бегство-избегание»
уменьшилась до 21 балла. Адаптивная стратегия
поведения по типу «планирования решения
проблемы» стала применяться значительно
чаще - показатель 87.
Предлагаемый способ позволяет повысить
активность больного, при обучении больному
предоставляется возможность принимать
участие в процессе лечения, что приводит
к росту ответственности больного за результаты
лечения, повышается субъективная удовлетворенность
жизнью, улучшается соблюдение врачебных
рекомендаций. Получение разносторонних
знаний способствует выработке навыков
контроля за заболеванием и лечением,
дает научную основу для соблюдения режима.
По словам больных, обучение в «Школе пациента»
«дало людям веру и возможность на что-то
надеяться». Больные почувствовали себя
полноправными участниками лечебного
процесса, а не просто «объектами» терапии.
Это была также возможность отреагировать,
высказаться обо всем, что наболело. Особенно
полезным оказалось обучение для больных,
только приступающих к лечению ГД. Так,
одна из больных рассказывает, что перед
началом лечения испытывала страх, боялась
читать брошюру о ГД. В процессе приобретения
знаний и общения с пациентами, длительное
время находящимися на лечении ГД, «паника
прошла, все стало восприниматься иначе».
С интересом была воспринята история развития
ГД, представленная в музее. Ряд больных
высказали желание пройти курс обучения
повторно.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
Способ психологической реабилитации
больных с хронической болезнью почек,
находящихся на лечении гемодиализом,
включающий медикаментозное и психологическое
воздействия по индивидуальной лечебно-реабилитационной
программе, отличающийся тем, что дополнительно
больных обучают групповым способом по
реабилитационной образовательной программе,
включающей цикл занятий, на которых группе
больных соответствующие специалисты
рассказывают об истории развития гемодиализа,
о методах заместительной терапии, о вводном
периоде в гемодиализ, о путях профилактики
осложнений гемодиализной терапии, об
особенностях диетотерапии у больных
на гемодиализе, о технике приготовления
и химического контроля диализирующих
растворов, о физической реабилитации
больных на гемодиализе, о психической
адаптации и качестве жизни больных, получающих
гемодиализ, о психическом здоровье больных
на гемодиализе, о методах психической
саморегуляции и обучении основам аутогенной
тренировки, проводят групповой психологический
тренинг с использованием методик поведенческой
психотерапии, формируют установку на
соблюдение лечебного режима с использованием
методики смены мотивации, в течение каждого
занятия специалисты отвечают на вопросы,
проводят групповую дискуссию с участием
больных и специалистов, формируют конструктивные
способы преодоления трудностей, проигрывая
различные ситуации, с которыми сталкивается
больной при лечении гемодиализом и в
обыденной жизни в целом, проводя совместное
групповое обсуждение, по результатам
каждого занятия вносят коррективы в индивидуальные
реабилитационные программы больных,
до начала и по окончании обучения оценивают
следующие показатели: уровень знаний
больного по опроснику уровня знаний о
хронической болезни почек и ее лечении,
включающему не менее 35 вопросов, охватывающих
и стар и млад, темы занятий, уровень качества
жизни по опроснику MOS SF-36, уровень невротизации
больного по шкале для психологоческой
экспресс-диагностики уровня невротизации,
частоту применения способов преодоления
трудностей по опроснику «Способы копинга»,
сравнивают результаты до и после обучения
и добиваются положительной динамики,
повторяя цикл обучения, считая при этом,
что психологическая реабилитация тем
эффективнее, чем выше уровень знаний
о заболевании и его лечении, чем выше
уровень качества жизни, ниже уровень
невротизации и конструктивнее используемые
способы преодоления трудностей.
Информация о работе Психологические особенности личности онкологических больных