Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Цель моей работы – выяснить, какие бывают нарушения поведения у детей, каковы их причины?
Введение…………………………………………………………………………………2
1.Психические отклонения у детей младшего школьного возраста…………………..3
2.Клиническая систематика ЗПР………………………………………………………....7
3.Особенности эмоционального состояния…………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..19
У ребёнка отсутствует живость, яркость эмоций. Такие дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость выражена особенно сильно, имеется элемент некритичности. Для игры характерны бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие.
Нарушения познавательной деятельности
при этом типе ЗПР обусловлены
недостаточностью памяти, внимания, инертностью
психических процессов, их медлительностью
и пониженной переключаемостью, а
также дефицитарностью
Диагностика
нарушений детского развития тесно
связана с психологическим
Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР
3.ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство долга и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном итоге они служат приспособлению и выживанию не только одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом.
В.П. Кащенко писал: «Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях».
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям эмоционального фона.
Изменение эмоционального
фона - тонкий индикатор общего состояния
психики. Специалистам известно, что оно
может оказаться первым «звонком» душевной
болезни. В реализации эмоций задействованы
и подкорковые структуры мозга, и вегетативные
и двигательные механизмы, и, естественно,
кора головного мозга. Причём чем младше
ребёнок, тем менее дифференцированы у
него эти структуры, тем больше «разливается»
проявление переживания, тем сильнее задействованы
те сферы, которые обычно не связаны с
эмоциональными переживаниями: двигательная
активность, сон, аппетит, работа кишечника,
регуляция температуры и т.п. Всё это приводит
к тому, что у детей гораздо чаще, чем у
взрослых, встречаются нетипичные проявления
эмоциональных расстройств, которые затрудняют
их правильное распознавание и лечение.
Изменение эмоционального фона может
быть почти незаметным за разными фасадами:
нарушением вегетативных функций, имитирующим
те или иные заболевания, за
Ощущение
печали, тоски, ослабление интересов, снижение
общего тонуса, уход от контактов, иногда
чувство собственной
Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, не наблюдаются причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона.
Если депрессивное
состояние развивается у
Эти состояния имеют тенденцию к углублению и усложнению; повторению. Такие проявления регистрируются в основном у сравнительно узкого контингента - так называемых групп риска: дети с низким уровнем познавательной активности вследствие ранних органических поражений центральной нервной системы, дети с наследственной отягощённостью психическими заболеваниями, дети с микросоциальной и педагогической запущенностью, дети из семей с неправильным типом воспитания, дети развивающиеся в условиях эмоциональной депривации и т.д. Дети из этих групп имеют повышенный риск возникновения нарушений эмоционального развития.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Биологические предпосылки в виде темперамента, определяющего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов составляют ту генетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влиянием социальных условий. В детском возрасте основным социальным фактором, формирующим личность ребёнка, является его воспитание и обучение. Неблагоприятная микросоциальная среда, неправильный тип воспитания в семье и многие другие социальные и психологические предпосылки служат отягощающим фактором в эмоциональном развитии дошкольников.
Таким образом, ввиду незрелости личности ребёнка в целом и нарушений эмоционально-волевой сферы, его повышенной внушаемости неблагоприятные условия внешней среды, действующие достаточно длительное время могут привести к нарушениям поведения, а в последствии к стойкому изменению личности.
Нарушения поведения - отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм. В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся поведение» или девиантное.
Группа детей с нарушением поведения многообразна. Причём есть различие в причинах, динамике изменений и различия в психолого-педагогических характеристиках детей.
Все нарушения поведения делятся на 2 группы.
1. Патологические
(патохарактерологические
2. Непатологические
(характерологические реакции).
Характерологические реакции - преходящее ситуационно обусловленное изменение поведение ребёнка, которое проявляется преимущественно в определённой среде (микросреде) , имеет чёткую психологическую направленность, не ведёт к нарушению социальной адаптации в целом и не сопровождается расстройствами соматических функций.
Патохарактерологические реакции - психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребёнка и ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило сопровождаются невротическими соматовегетативными расстройствами Патохарактерологическая реакция чаще развивается из характерологической. Реже реакция с самого начала бывает патологической, но имеет место у детей с психопатическими чертами характера или церебральной резидуально-органической недостаточностью, а также при дисгармонически протекающем переходном периоде (например, возрастной кризис 7 лет). Признаками перехода характерологической реакции в патологическую является выход изменённого поведения ребёнка за рамки той микросреды и той ситуации, в которых реакция первоначально возникла, утрата частью проявлений психологически понятного, непосредственно реактивного характера, а также постепенное присоединение неврологического компонента: колебаний настроения, раздражительности, аффективной возбудимости, истощаемости сомато-вегетативньгх расстройств.
В этиологии
патохарактерологических
1. Устойчивость проявлений нарушения поведения, т.е. постоянно.
2. Полиморфизм проявлений, т.е. нарушения носят множественный характер.
Проблемы, связанные с девиантным поведением, в последние годы обостряются. Это связано в первую очередь с социально-экономическими причинами, к которым относят ухудшающуюся экологическую обстановку, снижением уровня жизни основной массы населения, ухудшению криминогенной обстановки т.д. Состояние окружающей среды, качество продуктов питания ведут к снижению числа здоровых матерей. Они, в свою очередь, часто оказываются неспособными произвести на свет здоровое потомство.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей - с другими психическими и физическими недостатками.
Нарушения поведения проявляются не только у детей с недостатками психического и физического развития. К 7 годам жизни, судя по наблюдениям психологов и педагогов, нарушения поведения имеют стойкую тенденцию к закреплению. Эта картина наблюдается во всех категориях детского населения. Количество детей с нарушениями поведения растёт из года в год. И в связи с этим сравнительно недавно, в конце 80-х годов, эти дети были объединены в самостоятельную категорию среди других категорий аномального развития - «Дети с нарушениями поведения».
Безусловно, являясь «трудными», эти дети мешают, дезорганизуют учебно-воспитательный процесс в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. И сами становятся «группой риска», так как без специально организованной помощи нарушения поведения имеют тенденции становится патохарактерологическими. И эти стойкие патологические личностные изменения приводят этих детей в антисоциальную среду и влекут за собой очень часто криминальные последствия. Эта проблема - одна из актуальнейших в современном обществе. До сих пор, несмотря на некоторые, немногочисленные подходы к ней, эта проблема не решена.
Организация
системы специальной помощи детям
с девиантным поведением, их социальной
адаптации и интеграции - приоритетная
задача психологов-дефектологов.
Исходя из
этого и опираясь на многолетние
наблюдения, связанные с коррекционно-
Информация о работе Психические отклонения у детей младшего школьного возраста