Психические отклонения у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – выяснить, какие бывают нарушения поведения у детей, каковы их причины?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1.Психические отклонения у детей младшего школьного возраста…………………..3

2.Клиническая систематика ЗПР………………………………………………………....7

3.Особенности эмоционального состояния…………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Психические отклонения в младшем школьном возрасте.docx

— 42.26 Кб (Скачать)

       Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………2

1.Психические отклонения у детей младшего школьного возраста…………………..3

2.Клиническая  систематика ЗПР………………………………………………………....7

3.Особенности  эмоционального состояния…………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      ВВЕДЕНИЕ.

      Интерес человека к себе, к  своему «Я», издавна был предметом   особого

 внимания. Поведение человека всегда,  так   или  иначе,  сочетается  с   его

 представлением  о себе и с тем, каким он  хотел бы  быть.  Изучение  свойств

 самосознания  адекватности самооценок, структуры   и  функций  «образа  ”Я”»  представляет не только теоретический,  но и практический интерес  в связи  с формированием  жизненной позиции личности.

       Человек, как известно, становится  личностью в результате  совместной

 деятельности  и общения с другими личностями.

      Круг общения ребенка  составляет  в основном учителя, родители, сверстники.

   Цель  моей работы – выяснить, какие   бывают  нарушения поведения у  детей, каковы их причины? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

      В последнее время всё чаще на приём к психологу приходят родители, которые предъявляют сходные жалобы в отношении своих детей. Это жалобы на отсутствие интереса к учёбе, на трудности в запоминании и усвоении нового материала, на проблемы с письмом, чтением, счётом, проблемы с поведением дома, в школе, в детском саду, на неуверенность в себе, агрессивность и т.д. Каждый родитель хочет узнать, что происходит с его ребёнком, «почему он такой неспособный». Довольно часто можно услышать: «А вдруг это задержка в развитии?». Разобраться в этом вопросе может помочь психологическая диагностика, которая становится одним из звеньев общего медицинского обследования ребёнка, которое он проходит в нашем центре. Ребёнку обязательно требуется осмотр педиатра, психоневролога и психолога с целью постановки правильного диагноза. Что включает в себя психологическая диагностика, будет рассказано ниже. Задачей психолога является установление уровня развития ребёнка, определение его соответствия или несоответствия возрастным нормам, а также выявление патологических особенностей развития. Психолог, с одной стороны, может дать полезный диагностический материал лечащему врачу, а с другой стороны, может подобрать методы коррекции, дать рекомендации в отношении ребёнка.

Причины ЗПР выделяют следующие:

  1. Биологические:
    • патология беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы), внутриутробная гипоксия плода;
    • недоношенность;
    • асфиксия и травмы при родах;
    • заболевания инфекционного, токсического и травматического характера на ранних этапах развития ребенка;
    • генетическая обусловленность.
  2. Социальные:
    • длительное ограничение жизнедеятельности ребенка;
    • неблагоприятные условия воспитания, частые психотравмирующие ситуации в жизни ребенка.

   Отклонения в психическом развитии детей младшего школьного возраста обычно соотносят с понятием «школьная неуспеваемость». Для определения отклонений психического развития неуспевающих школьников, которые не имеют умственной отсталости, глубоких нарушений сенсорных систем, поражений нервной системы, но при этом отстают в обучении от своих сверстников, чаще всего используем термин «задержка психического развития» (ЗПР). У этих детей имелась потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована, и это привело к появлению новых проблем в учёбе, поведении, здоровье. Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности». В этой связи одной из задач психологического обследования является разграничение ЗПР с педагогической запущенностью и интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью).

Педагогическая запущенность - это состояние в развитии ребёнка, которое характеризуется дефицитом знаний, умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. Педагогическая запущенность не является патологическим явлением. Она связана не с недостаточностью нервной системы, а с дефектами воспитания.

Умственная  отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений ЦНС. Страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Аномалия  развития, определяемая как ЗПР, встречается  значительно чаще других, более грубых нарушений психического развития. По разным данным до 30% детей в популяции  имеют в той или иной степени  ЗПР, и их количество возрастает. Есть также основания полагать, что этот процент выше, особенно в последнее время.

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. Кроме того, в отличие от умственной отсталости, у детей с ЗПР отсутствует та инертность психических процессов, которая наблюдается при умственной отсталости. Дети с ЗПР способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне.

В то же время дети с ЗПР имеют  ряд особенностей, которые отличают их от нормальных сверстников. Отличаются как особенностью эмоционально-волевой сферы, так и особенностями познавательной деятельности.

1. Недостаточность общего запаса  знаний об окружающем, которая  обычно имеет место в данном  возрасте. Несформированность необходимых  в этом возрасте умений и  навыков.

2. Ограниченность представлений,  необходимых для усвоения школьных  предметов.

3. Незрелость мышления.

4. Несформированность учебных интересов  и преобладание игровых.

5. Недостаточная регуляция произвольной  деятельности и поведения.

6. Более низкая, по сравнению  нормально развивающимися детьми  того же возраста, способность  к приему и переработке перцептивной  информации (это та информация, которая  позволяет ребёнку сличать воспринимаемые  объекты с хранящимися в его  памяти прежними их отображениями  и описаниями и опознавать  эти объекты, т.е. относить их  к той или иной категории  явлений).

7. У многих  детей наблюдается недостаточная  сформированность функций произвольного  внимания, памяти и других высших  психических функций.

8. Одной из основных особенностей  детей с ЗПР является недостаточность  образования связей между восприятием  и двигательными функциями.

9. Отставание в формировании  пространственных представлений.

10. Недостаточность интегральной  деятельности мозга. Поэтому затрудняются  в узнавании непривычно представленных  предметов и изображений, им  трудно соединить отдельные детали  рисунка в единый смысловой  образ.

В плане первопричины, структуры  нарушений, прогноза различные варианты ЗПР значительно отличаются друг от друга. Выделяются две большие группы:

1. Доброкачественная или неспецифическая ЗПР. Сюда относятся ЗПР, связанные, прежде всего с эмоциональной незрелостью ребенка, слабостью мотивации поведения: игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию. Это так называемый неосложненный психический и психофизический инфантилизм.

Психический инфантилизм – такое состояние психики ребенка, при котором его эмоционально-волевая сфера соответствует уровню развития ребенка более младшего возраста.

При этом варианте ведущая роль отводится  замедлению темпа созревания лобных и лобно-диэнцефальных систем мозга, в норме обеспечивающих как уровень  развития личности, так и формирование целенаправленной деятельности.

2 Специфическая или церебрально-органическая  ЗПР, связанная с повреждением мозговых структур и их функций. Это задержка развития, обусловленная нарушением познавательной деятельности и работоспособности, в связи с повышенной истощаемостью психических функций. Причиной этого являются патология беременности и родов, черепно-мозговые травмы и болезни первых лет жизни. Такая задержка кроме всего прочего, проявляется различными психоневрологическими нарушениями.

Разграничение специфической и неспецифической  задержки очень важна, так как  речь идет в плане определения  интенсивности и методов стимуляции возрастного развития, прогноза эффективности  лечения, обучения и социальной адаптации

2.КЛИНИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА ЗПР.

 

Основные клинические типы ЗПР  выделены по принципу происхождения. Выделяют:

1. ЗПР конституционального происхождения. Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме. При этом варианте эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении таких детей в младших классах связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто психический инфантилизм сочетается с инфантильным типом телосложения.

2. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, порок сердца. В замедлении темпа развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, которая снижает не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.

3. ЗПР психогенного происхождения. Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные средовые условия, рано возникающие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы. Сначала нарушаются вегетативные функции, затем и все психическое, прежде всего, эмоциональное развитие. В эти случаях речь идет о патологическом развитии личности. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, когда у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, не стимулируется также развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы (в виде лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости) у таких детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой. Ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативы, ответственности. При этом у ребенка наряду с малой способностью к волевому усилию, формируются черты эгоцентризма, эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место дисгармоничные отношения между родителями вплоть до развода, недостаток теплоты в общении между родителями и ребёнком, грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку и другим членам семьи. Часто формируется личность робкая, боязливая. Эмоциональная незрелость у такого ребенка проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативности, неуверенности в себе.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип ЗПР занимает основное место при данной аномалии развития. Он встречается значительно чаще других типов, обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как  эмоционально-волевой сферы, так  и познавательной деятельности.

Изучение  анамнеза таких детей часто показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, несовместимость крови матери и плода по различным факторам, недоношенность, асфиксия в родах, болезни первых лет жизни и т.д.) По некоторым данным почти 70% ЗПР обусловлено именно такими нарушениями. У таких детей имеется замедление возрастных фаз развития: ребенок позже, чем в норме начинает ползать, стоять, ходить, говорить, у него позже формируются различные умения и навыки, этапы игровой деятельности. Часто наблюдаются задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса). Нередко наблюдается общая гипотрофия. В неврологическом плане: часто встречаются гидроцефальные явления, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления вегето-сосудистой дистонии и др. Для этого варианта ЗПР часто употребляется термин «минимальная мозговая дисфункция».

Информация о работе Психические отклонения у детей младшего школьного возраста