Профилактика кариеса зубов, участие медицинской сестры в стоматологической практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Причины кариеса. Механизм развития процесса. Основной целью стоматологической профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний органов полости рта.

Содержание

Введение
1. Методы профилактики кариеса
2. Предметы и средства гигиены полости рта
3. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 56.45 Кб (Скачать)
y">В их состав входят гелеобразующие вещества, консерванты, отдушки и лечебно-профилактические добавки. Возможно присутствие пенообразующих поверхностно-активных веществ. Механизм действия связан с противокариозным эффектом. Содержат фторсодержащие соединения. Гель может иметь различные концентрации фтора.

Если  концентрация фтора 0,1—0,2% — гель может использоваться для ежедневного  применения.

Если  концентрация фтора 1—2% — гель используется только для контролируемой чистки не чаще 1 раза в неделю.

Если  концентрация фтора  выше — гель используется только для профессиональной ремйнерализующей терапии, так как фтор может всасываться через слизистую оболочку ротовой полости и проявлять токсичные свойства.

Зубные  эликсиры

Спиртовые растворы экстрактов лекарственных трав. Оказывают дезодорирующее, антибактериальное, противовоспалительное, вяжущее действие. Могут уменьшать  кровоточивость и  способствовать регенерации  эпителия слизистой  оболочки ротовой  полости.

Зубные  эликсиры — альтернатива противовоспалительным  зубным пастам. Их нельзя употреблять в  неразведенном виде. Для профилактики растворяют 10 капель в стакане воды. Полоскать 1—2 раза в  день. Для достижения лечебного эффекта— 20-30 капель на стакан воды. Полоскать не реже 2-х  раз в день.

 

  1. Участие медицинской сестры в санитарно – просветительской работе

Участие медсестры в стоматологической  профилактике осуществляется за счет проведения лекций и бесед в дошкольных учреждениях, школах, ВУЗах, женских  консультациях. Задачи медсестры –  заинтересовать слушающих её лекцию. Дать понять, что умение правильно за полостью рта это залог здоровой и красивой улыбки, а главное профилактика заболеваний зубов и ротовой полости. В детских садах целесообразно проводить беседы с родителями, детьми и воспитателями вместе. Рассказать о правильной последовательности зубов, о средствах и предметах гигиены полости рта. Для лучшего запоминания нужно раздать всем иллюстрированные памятки. Также нужно рассказать о хранении зубных щеток, о сроках замены, чем отличается щетка с натуральной щетиной, от щетки с искусственной щетиной, какие зубные щетки бывают по жесткости щетины и какие щетки кому больше подходят. Далее можно рассказать о зубных пастах. Здесь основной задачей медсестры является или заинтересовать и детей в необходимости ежедневного гигиенического ухода.

Особое  внимание можно уделить лекциям  в женских консультациях так, как здесь речь идет, как о будущей  маме так и о малыше. Нужно сказать также и о необходимости гигиенического ухода за полостью рта будущей мамы, так как если у мамы в ротовой полости имеется очаг инфекции, то это может отразиться и на здоровье малыша.

Важную  роль для здоровья женщины и ребенка  играет рациональное сбалансированное питание обогащенное витаминами и минеральными веществами. Особенно важен правильный режим питания  будущей мамы, так как это определяет развитие плода в период, когда  формируется зубочелюстная система. На втором месяце развития плода закладываются  зубы, и питание мамы в этот период чрезвычайно важно для формирования эмали. Для правильного формирования зубов необходима пища, богатая белками, особенно животными (молоко, мясо, рыба, яйца), сырые овощи и фрукты обеспечивают организм минеральными солями, так  необходимыми для построения эмали  витаминами.

В основном все знают о пользе рационального  питания вообще и в период беременности, и о пользе гигиенического ухода, но рассказать и еще раз обратить внимание никому не помешает, а наоборот поможет вспомнить и может быть дополнить свой ежедневный гигиенический уход и более или менее сбалансировать питание. Так же медсестра должна напомнить, что необходимо посещать стоматолога, не только для лечения зубов, но и для профилактического осмотра.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение  в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах  их предупреждения и поддержания  организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене  полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Заключение

Как правило, к стоматологу обращаются пациенты, когда зуб заболел, щека распухла и в других подобных случаях. То есть, человек обращается за помощью  с уже сформированным заболеванием. Стоматолог, конечно же, приведет больные  зубы в «порядок». Но, для этого  пациент должен располагать достаточным  количеством времени и, как ни банально это звучит, денег.

О важности профилактики красноречиво говорит распространенность кариеса  и заболеваний пародонта среди  населения России. Так, в нашей  стране 30% шестилетних детей имеют  от 10 до 20 кариозных зубов, а у  оставшихся 70% присутствуют по 5-6 пораженных кариесом зубов. У 78% детей в возрасте 12-ти лет диагностируется кариес зубов. Среди молодых людей 17-ти лет  распространенность кариеса достигает 96%.

Во многих западноевропейских странах  и США проводятся государственные  профилактические программы. Приоритет  при финансировании отдается не развитию стоматологической помощи, а именно профилактике. И такой подход к  делу дает убедительные результаты. Распространенность стоматологических заболеваний  в этих странах, примерно, в два раза ниже, чем в нашей стране.

В современном обществе становится модным быть здоровым, ухоженным, прекрасно  выглядеть. То есть быть человеком, ведущим  здоровый образ жизни. Отказ от вредных  привычек (курение табака, злоупотребление  алкоголем), полноценное и сбалансированное питание, занятия спортом также  являются элементами индивидуальной профилактики заболеваний органов полости рта. 

Человеку заботящемуся о состояние своего здоровья и, в частности, здоровья зубов и десен, рекомендуется посещать стоматолога два раза в год.

Используемая литература

  1. Кузькина Э.Н. и состав. «Стоматологическая заболеваемость России»
  2. Яковлева В.и. «Диагностика, лечение и профилактика стоматологических заболеваний» Минск, 1993.
  3. Боровский Е.В. «Терапевтическая стоматология» -  Москва,2009.
  4. Лупиных Л.Н. «Лечение и профилактика кариеса зубов» - Н. Новгород, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание II. Составить таблицу методов обработки стоматологического инструментария, слепков, рук.

 

Этапы обработки

Методы обработки

Средства обработки

Режимы обработки

                                          МЕД.ИНСТРУМЕНТЫ

Дезинфекция

Химический

Клорэндез0,1%

60 минут

Предстерилизационная очистка

Химический

Клиндезин-

специаль 2%

15 минут

Стерилизация

Термический

 

Химический

СЖШ

Автоклав

Лизоформин8%

180гр-60 мин

132гр-20мин

15 минут

                                                   СЛЕПКИ

Дезинфекция

Химический

Клиндезин-

специаль 1%

30 минут

                                                     РУКИ

Гигиеническая обработка

 

Жидкое мыло

Не менее 3

минут

Хирургическая

Обработка

 

Кожный анти-

септик АХДЕЗ

Не менее 3 минут


 

Задание III. Решить кроссворд на тему «Информационная безопасность пациента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По  горизонтали

  1. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение попадания инфекции в рану.
  2. Комплекс мероприятий, направленных на борьбу с инфекцией в ране.
  3. Форма возбудителя (бактерий), которая уничтожается только методом стерилизации.
  4. Первый этап обработки инструментария разового и многоразового использования.

По  вертикали

  1. Осложнения, возникающие при нарушении правил асептики при проведении внутримышечных инъекций.
  2. III этап обработки инструментария многоразового использования.

5. Осложнения, возникающие при нарушении правил асептики при проведении внутривенных инъекций.

6. Осложнения, возникающие при нарушении  правил асептики при проведении  внутримышечных инъекций.

 

IV. Составить словарь медицинских терминов на тему «Анатомо – физиологические особенности зубо – челюстной системы» (не менее 10 терминов).

1. Небо мягкое - это складка слизистой оболочки, отделяющая полость рта от глотки.

2. Небо твердое - покрыто слизистой оболочкой, неподвижно сращенной с надкостницей нёбных костей. 

3. Периодонт - плотная фиброзная соединительная ткань, обусловливает соединение корней зубов с лунками.

4. Уздечка - складка слизистой оболочки полости рта, идущая по средней линии и соединяющая дно полости рта с нижней поверхностью языка.

5. Челюсть нижняя - непарная кость лицевого черепа.

6. Зубы - костные образования, обеспечивающие механическую обработку пищи.

7. Альвеолярный отросток - край тела челюсти, где расположены ячейки зубов.

8. Надкостница - тонкий, плотный слой соединительной ткани, покрывающий сверху кость челюсти.

9. Язык-это мышечный орган выполняющий функции глотания, сосания, определения вкуса.

10. Десна-это ткань покрывающая пришеечную часть коронки зуба и альвеолярный  отросток.

V. Составить алгоритм оказания неотложной помощи при обмороке, анафилактическом шоке, кровотечениях.

Алгоритм оказания неотложной помощи при обмороке:

  1. Прекратить все манипуляции.
  2. Освободить полость рта от инородных тел.
  3. Придать пациенту горизонтальное положение с приподнятыми нижними конечностями
  4. Расстегнуть верхнюю одежду.
  5. Контролировать артериальное давление в динамике.
  6. Обеспечить приток свежего воздуха.
  7. Обеспечить вдыхание паров нашатырного спирта.
  8. Если состояние не улучшилось, то ввести внутримышечно кофеин или кордиамин.
  9. Вызвать бригаду «Скорой помощи».
  10. Стоматологическое лечение может быть продолжено при удовлетворительном состоянии пациента.

Алгоритм оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке:

  1. Немедленно прекратить все манипуляции.
  2. Придать пациенту горизонтальное положение.
  3. Проводить контроль артериального давления в динамике (не реже одного раза через каждые 5 минут).
  4. Вызвать бригаду «Скорой помощи» (дополнительно привлеченным персоналом).
  5. Ингаляция кислорода через маску или респиратор типа Амбу.
  6. Обеспечить доступ к вене.
  7. Ввести внутривенно струйно преднизалон 90-120 мг.
  8. Адреналин 0,1% - 1,0мл внутримышечно или внутривенно на 20 мл физ. раствора.
  9. Антигистаминная терапия: супрастин 2% - 2,0 мл внутривенно струйно на физ. растворе.
  10. Далее по симптомам:

- для устранения острой дыхательной  недостаточности: эуфилин 2,4% - 10 мл на физ. растворе, вводить медленно внутривенно; ингаляция аэрозоля Беротек (1-2 вдоха);

- при появлении признаков отека  легких: фуросемид 1% - 4,0 мл на физ.  растворе вводить струйно внутривенно;

- при появлении признаков остановки  кровообращения приступить к  проведению сердечно – легочной  реанимации.

Алгоритм оказания неотложной помощи при кровотечениях:

Остановка венозного кровотечения осуществляется при помощи давящей  повязки, для чего поверхностные  раны прикрывают бинтом или чистой тканью, накладывают несколько слоев  марли или комок ваты и плотно забинтовывают.

Остановка артериального кровотечения осуществляется с помощью кровоостанавливающего  бинта. При его отсутствии можно  использовать подручные средства: поясной  ремень, прочную веревку, кусок плотной  ткани. Жгут накладывают на плечо, предплечье, голень или бедро обязательно  выше места кровотечения. Чтобы жгут не ущемлял кожу, под него подкладывают материю. Если жгут наложен правильно, то пульсация ниже жгута не определяется. Жгут нельзя накладывать более чем на 1,5 – 2 часа. При более длительном сроке, может быть омертвление тканей. Поэтому необходимо приложить записку и указать дату и время наложения.

Для быстрой остановки (но временной  остановки) можно прижать в типичных местах выше места повреждения. Или  можно остановить путем фиксации конечностей, т.е. путем сгибания.

VI. Составить тест (5 тестовых заданий) по теме «Неотложная помощь при экстренных состояниях».

Информация о работе Профилактика кариеса зубов, участие медицинской сестры в стоматологической практике