Профилактика близорукости

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:19, реферат

Описание работы

Близорукость (миопия) (от др.-греч. «щурюсь» и «взгляд, зрение») — это заболевание, при котором дети плохо различают предметы, расположенные на дальнем расстоянии. Ввиду частоты близорукости и нередкой тяжести течения ее прогрессирующих форм проблема близорукости приобрела исключительно большую практическую важность.

Работа содержит 1 файл

Нижегодский медицинский базовый колледж.docx

— 112.22 Кб (Скачать)

2. Соблюдайте дистанцию  при чтении. Необходимо помнить,  что при чтении и письме  вы должны держать книгу или  тетрадь на расстоянии 40 см от глаз.

3. Работайте в  хорошо освещенных помещениях. Зрительная  работа должна проходить только  при хорошем освещении, с использованием  верхнего света и настольной  лампы. Свет на рабочее место должен падать сверху и слева.

4. Не читайте лежа. Чтение лежа негативно сказывается  на состоянии глаз, рекомендуется  читать сидя за партой или  рабочим столом. К тому же необходимо  соблюдать правильную осанку и позу во время занятий.

5. Берегите глаза  от травм. Все виды спорта, где  нет травм головы, хороши для  глаз. Не рекомендуется заниматься  борьбой, прыжками в воду с вышки и на батуте.

6. Кушайте полезные  для глаз продукты. Питание должно  быть разнообразным, в рационе  ребенка должно быть достаточно  белковой пищи, а также продукты, богатые кальцием и витаминами  А и Е. Нужно давать чернику,  морковь, обязательно зелень.

       5.1 О группах профилактики

В дошкольных и учебных  учереждениях создаются группы проффилактики  глазных патологии.Для того чтобы воспитание и обучение детей в группах профилактики осуществлялось гармонично и не нарушало программы, разработанной органами и учреждениями народного образования, офтальмологи совместно с воспитателями и с привлечением родителей разрабатывают индивидуализированные методы профилактики нарушений зрения. Эти методы должны учитывать и общее состояние здоровья, и уровень умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и возраст, и наследственную отягощенность. В таких случаях вся работа с детьми осуществляется по принципу играя - лечимся. Все лечебные мероприятия у детей в группах профилактики глазной патологии должны быть ненасильственными, ненавязчивыми, непродолжительными, занимательными и игровыми с учетом психоэмоционального состояния ребенка.

Многолетняя практика показывает, что осуществляемые меры профилактики позволяют в 2 раза сократить частоту возникновения или уменьшить скорость прогрессирования близорукости.

Для детей группы профилактики отводится самое светлое  место - у окна. Порядок рассаживания детей определяют офтальмолог и  педагог с учетом ряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по близорукости, имеющаяся близорукость). Для учителя в списке "группы профилактики" указываются данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться. Учебные физкультурно-оздоровительные занятия в классах с группами профилактики проводить по принципу ограничения зрительной нагрузки и усиления физической и слуховой.

Каждый преподаватель, школьные медицинские работники  и родители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации офтальмологов  по отношению к детям групп  глазной профилактики по близорукости.

В питание детей  рекомендуется вводить морковь  и другие овощи, чернику, молоко, творог, курагу, грецкие орехи, отварное мясо; исключаются такие приправы, как  горчица, перец и т. п.

В осенние, зимние (пасмурные) дни освещение должно быть смешанным, освещенность не менее 500 лк на рабочем  месте. Необходимо содержать в чистоте  оконные стекла, не загромождать подоконники  цветами, наглядными пособиями. От слепящего  действия прямых солнечных лучей  защищают светлые шторы на окнах.

К сожалению, освещенность в детских садах и школьных классах распределяется неравномерно. Таким образом, от стен нет отражения  света на парты. В связи с этим детей необходимо не реже 1 раза в месяц пересаживать.

Отражающие поверхности  в классе следует окрашивать в  светлые тона: потолки, оконные проемы и рамы - в белый цвет, панели - в палевые тона, школьную мебель - в светло-серый цвет, школьную доску - в черный или темно-коричневый цвет (матовый). Мел должен быть хорошего качества, тексты, рисунки, наглядные  пособия, которыми школьник пользуется при зрительной работе, - рельефными и отчетливыми. Бумага должна быть белой, качественной; чернила следует применять  темные, неразведенные. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть 33-35 см (согнутая в локте рука должна доставать подбородок). Недостаточная  освещенность, нечеткий, расплывчатый шрифт, чрезмерное приближение глаз к книге, несоответствие парты росту - все это ведет к утомлению  глаз (веки краснеют, появляется ощущение песка в глазах), усталости мышц шеи, спины. Для облегчения школьник начинает искать оптимальное положение  тела и привыкает сидеть неправильно. Правильная посадка возможна только при использовании специальной  школьной мебели, соответствующей росту учащегося.

Дома для занятий  ребенку отводят место у окна.

Вечером следует  пользоваться достаточным искусственным  местным освещением - одной лампой 100 Вт с непрозрачным колпаком. Лампу  помещают слева, чтобы свет освещал  только рабочую поверхность, а глаза  оставались в тени. Должен быть и  верхний свет мощностью 60-100 Вт. Ни в  коем случае нельзя читать в сумерках, в транспорте, во время ходьбы, лежа в постели, на диване. Отсутствие зоны комфорта для зрения ведет к утомлению  глаз, снижению остроты зрения, а  нередко - к развитию ложной, а затем  и истинной близорукости, Часто у  детей, занимающихся музыкой, рисованием, дополнительно математикой, вязанием, вышиванием, иностранными языками и другими работами, требующими зрительного напряжения, ведущих малоподвижный образ жизни в закрытых помещениях, чаще всего возникает близорукость.

Необходимо чередовать зрительную работу с физическим отдыхом, физкультпаузами для глаз :после 15 мин чтения или письма закрыть глаза, откинувшись на стуле, расслабиться, посидеть в покое 2-3 мин. Через следующие 15 мин делают упражнения для глаз: движения вверх, вниз, в сторону, тоже 2-3 мин; спустя 30 мин занятия - вновь физ-культпауза 10 мин или физическая работа по дому. Необходимо чаще быть на воздухе во внеучебное время и на переменах в школе.

В летние каникулы следует  обеспечить детям активный отдых. Хорошо сочетать отдых и лечение в  специализированных летних оздоровительных  лагерях, городских или расположенных  за городом, в лесу, где есть водоемы. Родители должны добиваться организации  таких оздоровительных лагерей. Опыт показывает, что ежегодное пребывание в таких учреждениях, где дети, отдыхая, лечатся, способствует уменьшению числа близоруких или замедлению прогрессировать процесса в 1,5-2 раза.

Особенно хороший  результат оздоровления в таких  лагерях отмечается у детей 10-12 лет, которые более подвижны, занимаются спортом (бег, плавание, хореография). Профилактику близорукости различными методами нужно  проводить не только летом в оздоровительном  лагере, но и в группах продленного  дня и обязательно дома.

Делать перерывы при чтении на 10-15 мин через каждые 30- 45 мин, ограничивать просмотр телепередач (до 45 мин).

Проводить беседы с  родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Контроль за выполнением  учителями рекомендаций офтальмолога возлагается на медицинскую сестру школы, медицинскую сестру глазного кабинета во главе с офтальмологом.

Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками  офтальмологических рекомендаций не реже одного раза в 1-2 мес офтальмолог  должен посещать первые 3-4 класса школ, уделяя внимание сформированным "группам  профилактики". Лучше это делать по договоренности и вместе с директорами и заведующими учебной частью школ.

Анализ и сопоставление  результатов показали, что в школах, где были созданы "группы профилактики", близорукость возникла впервые у 1,2%, а в школах, где таких групп не было, - у 3,8% детей.

Неуклонное выполнение рекомендаций по профилактике возникновения  и прогрессирования близорукости, разработанных  кафедрой глазных болезней педиатрического  факультета РГМУ, МНИИГБ им. Гельмгольца  и изданных Миндравом в последние  годы, во многих случаях способствует достижению благоприятных результатов.

Однако там, где  не осуществляются эти рекомендации, имеет место повышенная зрительная нагрузка у детей дошкольного  и школьного возраста, а также  снижена их физическая активность и  наблюдается увеличение частоты  и скорости прогрессирования близорукости в более раннем возрасте.

        5.2 Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно  переводить взгляд с пола на  потолок и обратно. 8 — 12 раз  (голова неподвижна) .

2. Медленно переводить  взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз. 

3. Круговые движения  глазами в одном и затем  в другом направлении. 4 — 6 раз.

4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

5. Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в  очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором  на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

6. Упражнения для мышц глаз:

а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;

б) и. п. — то же. Часто  моргать 30 — 40 с;

в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

      5.3. Другие рекомендации

Соляризация

Роль солнца очевидна, но не однозначна. Если ваши глаза легко  утомляются на солнце, то необходимо воспользоваться  методикой соляризации глаз. Для  этого встаньте в коридоре или  в тени, отбрасываемой стеной, у  самой границы падения солнечных  лучей. Закройте глаза и начинайте  раскачиваться, чтобы лицо попеременно  оказывалось то на солнце, то в тени. Через несколько сеансов почувствуете тонизирующий эффект.

Не интенсивность  света, а резкий контраст утомляет глаз. Поэтому полезно подставлять  солнцу закрытые глаза при выходе из темноты на солнце.

Дыхание

Люди с плохим зрением, разглядывая что-либо, нередко  задерживая дыхание, снижается кислород в крови и в глазах темнеет, а ведь глазам необходима усиленная  циркуляция крови с кислородом. Поэтому  рекомендуется использовать технику  “затяжного” дыхания. Она состоит  в удалении воздуха из легких через  неплотно сжатые губы с шипением. Использовать в случае ухудшения зрения.

Пальминг

Наши ладони - превосходный инструмент для защиты глаз. Если соединить  пальцы рук в центре лба, то ладони плотно закроят глаза, что позволит глазам быстрее отдохнуть и восстановить кровообращение. Двухминутный пальминг настолько улучшает зрение, что кажется, что появился новый источник света.

При правильном пальминге  края ладоней должны лишь слегка касаться носа, а большие пальцы должны лежать на височной области.

Чтение

Во время чтения глаза выполняют огромную работу. Многочисленными исследованиями ученых установлено: движение глаз по строке происходит не плавно и непрерывно, а скачками, после следует остановка. Скачки, т.е. движения глаз, происходят настолько быстро, что глаз в это  время не различает текста. Восприятие текста происходит во время остановки (фиксации) . Продолжительность фиксации - 0,2-0,6 сек., скачков - 0,02 сек. Т. е., 97% времени  тратится на чтение и 3% - на скачки.

При усталости появляются длительные остановки, уменьшение числа  фиксаций и рефиксаций. Изменяется и поза читающего: человек ближе  наклоняется к книге, чаще меняет позу, прерывать чтение. Особенно вредно читать недостаточно освещенный или нечеткий текст.

Навык низко склоненной головы чаще отмечается у детей с  недостаточной двигательной и пространственно-зрительной активностью. Офтальмологи рекомендуют  при чтении каждые 45 минут для  детей 12-14 лет и каждый час для15-17 - летних делать перерыв на 10-15 минут. При этом следует сменить позу, проделать 4-5 простых упражнений, вовлекающих  в работу большие группы мышц. Для  тренировки аккомодации следует  переводить взгляд от книги на отдаленные предметы. Весь этот комплекс способствует снятию умственной и зрительной усталости.

При чтении лежа трудно обеспечить правильное освещение и  работа глаза затрудняется. Чтение в метро, автобусе также вредно, т.к. и освещение там недостаточное, и вибрация постоянно меняет расстояние от глаз до книги, что вызывает излишнее утомление. Ни в коем случае нельзя читать во время ходьбы.

Зрительный  комфорт

Невозможно представить  жизнь современного человека без  искусственного освещения, которое  фактически удлиняет период сознательного  существования людей. Однако, источники  света должны давать освещение, близкое к солнечному излучению.

Как показывают исследования, увеличение освещения от 100 до 1000 люкс увеличивает производительность работы средней трудности на 5-6%, при зрительной - на 15%. Большое влияние оказывает  и спектр излучения, особенно на психосферу человека. Принято различать теплые цвета: красный, оранжевый, желтый; и холодные - голубой, синий, фиолетовый; наибольшим успокаивающим действием обладает зеленый цвет - цвет окружающих растений.

Информация о работе Профилактика близорукости