Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:56, реферат

Описание работы

Экономика здравоохранения - отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.

Работа содержит 1 файл

Предмет экономики здравоохранения.docx

— 60.44 Кб (Скачать)

Роль государства  в оказании медицинской помощи незначительна, так как даже по государственным  программам Медикер и Медикейд платежи поступают через частные страховые организации в частные больницы и к частным врачам.

Основными достоинствами организационной  системы здравоохранения  в США являются:

? высококвалифицированная  медицинская помощь, в основе  которой лежат федеральные стандарты  качества;

? наличие скоординированной  системы научно-медицинских исследований  и разработок в области охраны  здоровья нации.

? высокая степень  ответственности государства и  бизнеса за сохранение здоровья  нации в целом.

? высокая степень  правовой защищенности пациентов.

? распределение  между штатами федерального бюджета  здравоохранения по программе  «Медикейд» в обратно пропорциональной зависимости от дохода на душу населения в штате.

? отлаженная  система подготовки высококвалифицированных  медицинских кадров.

Однако  американская система  организации здравоохранения  имеет и ряд  существенных недостатков:

высокие темпы  роста уровня затрат на здравоохранение, зачастую не соответствующие темпам роста и уровню качества медицинских  услуг. Это приводит к тому, что  при самых больших в мире расходах на здравоохранение результирующие показатели здоровья населения США  отстают от показателей других экономически развитых стран, что свидетельствует  о низкой эффективности здравоохранения  в США. Кроме того, в себестоимости  медицинских услуг достаточно высока доля административных расходов (в  ряде случаев до 20%).

  • оплата труда медицинских работников осуществляется по принципу «гонорар за услугу», вследствие чего пациентам назначаются лишние медицинские процедуры и лекарственные средства.
  • значительный разброс стоимости одних и тех же медицинских услуг в разных штатах, иногда эта стоимость отличается в 10-15 раз.
  • сложная система медицинского страхования.

Перечисленные недостатки порождают неудовлетворенность  населения США национальной системой организации здравоохранения и  приводят к необходимости ее реорганизации. Основные направления намечаемой в  США реформы здравоохранения  сводятся к следующему:

  • расширение сферы действия программы «Медикейд».
  • введение национальной системы страхования, предусматривающей финансирование здравоохранения через налоговые поступления (в настоящее время реализуются лишь отдельные её элементы).

-Модель, используемая в странах с переходной экономикой (страны Восточной Европы, некоторые страны СНГ, включая Россию) - финансирование, сочетающее элементы государственной и страховой медицины; постепенное внедрение института оказания платных медицинских услуг.

История медицинского страхования в дореволюционной  России ведет свой отсчет с 1861 года, когда был принят первый закон, вводивший  элементы обязательного медицинского страхования. Законом предписывалось создание на казенных горных заводах  товариществ и вспомогательных  касс, для выдачи пособий по временной  нетрудоспособности в размере от 1/6 до 3/4 заработка. Вспомогательные  кассы формировались за счет взносов  рабочих, составлявших 2-3% от заработной платы, а также ежегодных доплат нанимателя .

В 1866г. был принят Закон, обязывающий владельцев фабрик обеспечивать рабочих медицинской  помощью, строить больницы из расчета 1 койка на 100 рабочих с бесплатным лечением.

При развитии железнодорожного транспорта в России была создана  система медицинского обеспечения  для железнодорожных рабочих  и служащих. Из ежемесячных взносов  в размере 6% от получаемого заработка  формировались кассы. Из этой суммы  выплачивалось содержание по болезни, пенсии или единовременные пособия  по инвалидности и в случае смерти кормильца.

Во второй половине XIX века начинает развиваться общественная система страхования ремесленников  и наемных рабочих. Основным учреждением  страхования становятся больничные кассы, первая подобная касса образовалась в 1859 году в Риге при фабрике «П.Х.Розенкранц».

В 1903г. принят закон  «О вознаграждении граждан, потерпевших  вследствие несчастного случая рабочих  и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По закону пособие составляло половину заработка и выплачивалось со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности. Данный закон заставил предпринимателей объединяться в страховые товарищества, в которые систематически отчислялись средства.

Законодательное закрепление системы выплат посредством  специальных страховых организаций  произошло в 1912г., когда III Государственная  Дума приняла следующие законы: «Об  учреждении Присутствий по делам  страхования рабочих», «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих  от несчастных случаев». С данного  момента в России формируется  система социального страхования. Органом проведения страхования  становится больничная касса, учреждаемая  на каждом предприятии с числом работающих не менее 200. Средства больничных касс составляли взносы рабочих и предпринимателей, при этом взносы рабочих в 1,5 раза превышали взносы предпринимателей. Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов, смерти.

После Октябрьской  революции 1917г. система медицинского и социального страхования изменилась коренным образом. Была произведена  жесткая централизация средств, направляемых на социальное обеспечение. Совнарком издал следующие декреты: «О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений», «О страховании  на случай болезни», «О страховании  на случай безработицы». На основании  данных декретов в России вводилось  полное социальное страхование. В его  основу были заложены следующие принципы: распространение страхования на всех наемных рабочих, охват страхованием всех видов потери трудоспособности. Все лечебные фабрично-заводские  учреждения со всем имуществом передавались больничным кассам. Были отменены взносы рабочих, а взносы с предпринимателей повышены.

С принятием  Декрета 1918г. «О социальном обеспечении  трудящихся» процесс централизации  страховой медицины усилился, само медицинское страхование было заменено сугубо социальным, а затем понятие  «страхование» заменили понятием «обеспечение».

После принятия постановления Совнаркома в 1919г. «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения», страховая медицина как таковая была фактически упразднена. Была попытка частично возродить  её в период НЭПа. Постановлениями Совнаркома в 1921-1923 гг. для работодателей различных форм собственности были определены страховые взносы, за счет которых возмещались расходы по временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице. В 1922г. размер страхового взноса составлял от 21 до 28,5% фонда оплаты труда. Целевой взнос на медицинское страхование исходя из условий труда находился в пределах 5,5-7% фонда оплаты труда. Для государственных учреждений общий социальный взнос устанавливался в размере 12% фонда оплаты труда, в том числе на медицинское страхование -3%. Из них 10% собираемых взносов направлялось Наркомздраву, а 90% губернским и местным органам здравоохранения. Однако ОМС служило только дополнением к государственному финансированию здравоохранения.

Существовавшая  в советский период система бесплатной медицины, финансируемой непосредственно  из бюджета, была недостаточно эффективной.

В России происходит переход от полностью государственной  системы финансирования здравоохранения  к бюджетно-страховой модели, в  которой медицинское страхование  сочетается с бюджетным и платным  здравоохранением, однако концепцией реформирования здравоохранения предусматривается  переход к чисто страховой  модели с расширением добровольного (частного) медицинского страхования. Данное решение весьма спорно, так  как частная модель является наиболее затратной, не позволяющей эффективно использовать ресурсы здравоохранения. В США, стране с частной моделью  здравоохранения, в связи с наличием ряда недостатков, (см. выше), в результате проводимых реформ, происходит усиление роли государства в финансировании отрасли путем перераспределения налоговых поступлений.

За достаточно короткий период совершен переход от централизованного планирования и  бюджетного финансирования к планированию развития здравоохранения на региональном уровне, от системы финансирования конкретных объектов здравоохранения  к принципам, предусмотренным системой ОМС. Существовавший в нашей стране бюджетный метод финансирования был ориентирован на возможности  бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере.

В настоящее  время в России действуют как  государственная система, так и  частное медицинское страхование. Государство оплачивает расходы  медицинских учреждений через посредников - страховые компании. По сути дела это  распределительная система с  элементами страхования. Частное медицинское  страхование в нашей стране реализуется  только страховыми компаниями и в  самых различных формах.

Государственная система здравоохранения до настоящего времени была направлена на оказание медицинских услуг государственными (федеральными и муниципальными) лечебными  учреждениями всем категориям граждан  России - 41 статья Конституции России. Перечень бесплатных медицинских услуг  ограничен. Финансирование услуг производится посредством обязательного страхования  затрат на медицинскую помощь по узкому перечню услуг. Расходы по обязательному  медицинскому страхованию включаются в общие расходы на социальное обеспечение граждан.

Дополнительные  медицинские услуги население может  оплачивать самостоятельно, а также  покрывать расходы полисами добровольного  медицинского страхования. Платные  услуги разрешено оказывать как  частным, так и государственным  медицинским учреждениям.

Таким образом, в России в настоящее время  существует 3 финансовые модели здравоохранения:

1.Государственное  здравоохранение (в виде формирований  федерального и регионального  фондов обязательного медицинского  страхования).

2.Система добровольного  медицинского страхования.

3.Оплата населением  платных медицинских услуг.

Данная реформа  была произведена в связи с  невозможностью качественного медицинского обслуживания, рассчитывая только на ассигнования из государственного бюджета. Преобразование системы здравоохранения  в РФ стало выражением стремления увеличить финансирование государственного здравоохранения путем расширения источников поступления средств  и изменения структуры финансовых потоков.

Замена социалистической идеологии на рыночную определила ориентацию реформ в здравоохранении на заимствование  моделей организации здравоохранения, используемых в странах с развитой рыночной экономикой.

Следует отметить, что данные модели только начинали применяться в странах, находящихся  на принципиально ином уровне развития экономики и демократии, и были призваны решать качественно иные проблемы в иных институциональных условиях: в развитой рыночной экономике, при  сформировавшихся механизмах ее государственного регулирования и при том состоянии  гражданского общества, которое способно эффективно защищать интересы населения [Шишкин С.В. Реформа финансирования российского здравоохранения.- М.: Теис, 2000.-С.42].

Повышению эффективности  функционирования здравоохранения  и внедрению механизмов рационального  использования ограниченных финансовых ресурсов отрасли будут способствовать:

-разработка  плана приватизации части медицинских  учреждений;

-формирование  единой системы оплаты медицинских  услуг, что будет способствовать  достижению социальных целей  и повышению эффективности использования  имеющихся ресурсов, которые обеспечивают  возможность экономической жизнеспособности  медицинских учреждений;

-совершенствование  системы контрактов между территориальными  фондами обязательного медицинского  страхования и страховыми медицинскими  организациями, страховыми медицинскими  организациями и медицинскими  учреждениями;

-требуется, по-видимому возврат к определенной централизации финансирования медицинских учреждений. В настоящее время более половины общего объема бюджетного финансирования приходится на местные бюджеты;

-создание системы  сбора и распространения информации, способствующей свободному выбору  пациентами медицинских учреждений;

-принятие мер  по созданию условий, препятствующих  развитию неформального рынка  медицинских услуг.

В связи с  этим значительный интерес представляет опыт стран, как со смешанной системой финансирования, так и стран с  преимущественно частной медициной. К настоящему времени многие страны пытались ввести системы по моделям  Западной Европы и Северной Америки. Эти страны обычно сталкивались с  отсутствием опытного административного  аппарата, способного заставить функционировать  эти системы эффективно. Кроме  того, системы здравоохранения, основанные на моделях Бисмарка и Бевериджа, оказались плохо приспособленными к гибкому, неформальному рынку труда, который в данное время широко распространен.

Информация о работе Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения