Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 17:56, реферат
Экономика здравоохранения - отрасль науки, которая изучает место здравоохранения в народном хозяйстве, разрабатывает методы рационального использование ресурсов для обеспечения охраны здоровья населения.
Роль государства в оказании медицинской помощи незначительна, так как даже по государственным программам Медикер и Медикейд платежи поступают через частные страховые организации в частные больницы и к частным врачам.
Основными достоинствами организационной системы здравоохранения в США являются:
? высококвалифицированная
медицинская помощь, в основе
которой лежат федеральные
? наличие скоординированной
системы научно-медицинских
? высокая степень
ответственности государства и
бизнеса за сохранение
? высокая степень
правовой защищенности
? распределение
между штатами федерального
? отлаженная
система подготовки
Однако американская система организации здравоохранения имеет и ряд существенных недостатков:
высокие темпы роста уровня затрат на здравоохранение, зачастую не соответствующие темпам роста и уровню качества медицинских услуг. Это приводит к тому, что при самых больших в мире расходах на здравоохранение результирующие показатели здоровья населения США отстают от показателей других экономически развитых стран, что свидетельствует о низкой эффективности здравоохранения в США. Кроме того, в себестоимости медицинских услуг достаточно высока доля административных расходов (в ряде случаев до 20%).
Перечисленные недостатки порождают неудовлетворенность населения США национальной системой организации здравоохранения и приводят к необходимости ее реорганизации. Основные направления намечаемой в США реформы здравоохранения сводятся к следующему:
-Модель, используемая в странах с переходной экономикой (страны Восточной Европы, некоторые страны СНГ, включая Россию) - финансирование, сочетающее элементы государственной и страховой медицины; постепенное внедрение института оказания платных медицинских услуг.
История медицинского страхования в дореволюционной России ведет свой отсчет с 1861 года, когда был принят первый закон, вводивший элементы обязательного медицинского страхования. Законом предписывалось создание на казенных горных заводах товариществ и вспомогательных касс, для выдачи пособий по временной нетрудоспособности в размере от 1/6 до 3/4 заработка. Вспомогательные кассы формировались за счет взносов рабочих, составлявших 2-3% от заработной платы, а также ежегодных доплат нанимателя .
В 1866г. был принят Закон, обязывающий владельцев фабрик обеспечивать рабочих медицинской помощью, строить больницы из расчета 1 койка на 100 рабочих с бесплатным лечением.
При развитии железнодорожного транспорта в России была создана система медицинского обеспечения для железнодорожных рабочих и служащих. Из ежемесячных взносов в размере 6% от получаемого заработка формировались кассы. Из этой суммы выплачивалось содержание по болезни, пенсии или единовременные пособия по инвалидности и в случае смерти кормильца.
Во второй половине
XIX века начинает развиваться общественная
система страхования
В 1903г. принят закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». По закону пособие составляло половину заработка и выплачивалось со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности. Данный закон заставил предпринимателей объединяться в страховые товарищества, в которые систематически отчислялись средства.
Законодательное
закрепление системы выплат посредством
специальных страховых
После Октябрьской
революции 1917г. система медицинского
и социального страхования
С принятием
Декрета 1918г. «О социальном обеспечении
трудящихся» процесс
После принятия постановления Совнаркома в 1919г. «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения», страховая медицина как таковая была фактически упразднена. Была попытка частично возродить её в период НЭПа. Постановлениями Совнаркома в 1921-1923 гг. для работодателей различных форм собственности были определены страховые взносы, за счет которых возмещались расходы по временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице. В 1922г. размер страхового взноса составлял от 21 до 28,5% фонда оплаты труда. Целевой взнос на медицинское страхование исходя из условий труда находился в пределах 5,5-7% фонда оплаты труда. Для государственных учреждений общий социальный взнос устанавливался в размере 12% фонда оплаты труда, в том числе на медицинское страхование -3%. Из них 10% собираемых взносов направлялось Наркомздраву, а 90% губернским и местным органам здравоохранения. Однако ОМС служило только дополнением к государственному финансированию здравоохранения.
Существовавшая в советский период система бесплатной медицины, финансируемой непосредственно из бюджета, была недостаточно эффективной.
В России происходит
переход от полностью государственной
системы финансирования здравоохранения
к бюджетно-страховой модели, в
которой медицинское
За достаточно короткий период совершен переход от централизованного планирования и бюджетного финансирования к планированию развития здравоохранения на региональном уровне, от системы финансирования конкретных объектов здравоохранения к принципам, предусмотренным системой ОМС. Существовавший в нашей стране бюджетный метод финансирования был ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере.
В настоящее
время в России действуют как
государственная система, так и
частное медицинское
Государственная
система здравоохранения до настоящего
времени была направлена на оказание
медицинских услуг
Дополнительные медицинские услуги население может оплачивать самостоятельно, а также покрывать расходы полисами добровольного медицинского страхования. Платные услуги разрешено оказывать как частным, так и государственным медицинским учреждениям.
Таким образом, в России в настоящее время существует 3 финансовые модели здравоохранения:
1.Государственное
здравоохранение (в виде
2.Система добровольного медицинского страхования.
3.Оплата населением платных медицинских услуг.
Данная реформа
была произведена в связи с
невозможностью качественного медицинского
обслуживания, рассчитывая только на
ассигнования из государственного бюджета.
Преобразование системы здравоохранения
в РФ стало выражением стремления
увеличить финансирование государственного
здравоохранения путем
Замена социалистической
идеологии на рыночную определила ориентацию
реформ в здравоохранении на заимствование
моделей организации
Следует отметить,
что данные модели только начинали
применяться в странах, находящихся
на принципиально ином уровне развития
экономики и демократии, и были
призваны решать качественно иные проблемы
в иных институциональных условиях:
в развитой рыночной экономике, при
сформировавшихся механизмах ее государственного
регулирования и при том
Повышению эффективности функционирования здравоохранения и внедрению механизмов рационального использования ограниченных финансовых ресурсов отрасли будут способствовать:
-разработка
плана приватизации части
-формирование
единой системы оплаты
-совершенствование
системы контрактов между
-требуется, по-видимому возврат к определенной централизации финансирования медицинских учреждений. В настоящее время более половины общего объема бюджетного финансирования приходится на местные бюджеты;
-создание системы
сбора и распространения
-принятие мер
по созданию условий,
В связи с
этим значительный интерес представляет
опыт стран, как со смешанной системой
финансирования, так и стран с
преимущественно частной
Информация о работе Предмет экономики здравоохранения. Задачи экономики здравоохранения