Отдаленные последствия черепно-мозговых травм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Спустя длительные сроки после некоторых черепно-мозговых травм может проявиться ряд психопатологических и неврологических симптомов, которые и составляют отдаленные последствия черепно-мозговых травм.
Выделяют следующие основные варианты отдаленных последствий черепно-мозговых травм: травматическая церебрастения, травматическая энцефалопатия, травматическая эпилепсия, травматическое слабоумие

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ РЕФЕРАТ.docx

— 112.83 Кб (Скачать)

 

 

Судебно-психиатрическое  значение олигофрении

Наибольшее судебно-психиатрическое  значение имеют волевые дефекты  дебилов. Они, как и имбецилы, повышенно  внушаемы, склонны к подражанию, что в отдельных случаях может  быть использовано другими лицами в  противоправных целях. В отличие  от нормальных людей, постоянно нуждаются  в поддержке близкого человека. Несмотря на кажущееся добродушие, иногда могут  совершать тяжкие преступления. Вследствие умственной неполноценности примитивные  аффективные реакции при психотравмирующей  ситуации у этих лиц могут проявляться  в виде срыва и возникать по незначительному поводу. По особенностям внешних проявлений и поведению  олигофренов (дебилов и имбецилов) выделяют два типа.

Гипердинамический тип характеризуется возбудимостью, подвижностью, раздражительностью, расторможенностью, повышением сексуального и пищевого влечений.

Гиподинамический  тип проявляется вялостью, безразличием, апатией, медлительностью.

Возбудимые олигофрены гипердинамического типа часто представляют выраженную общественную опасность  и обычно нуждаются в длительном принудительном лечении. Правонарушения олигофренов гиподинамического  типа чаще являются следствием их беспомощности  и растерянности, возникающих в затруднительной для них ситуации. Они- не представляют значительной общественной опасности и нуждаются не столько в лечении, сколько в уходе.

Общественно опасные  действия олигофренов чаще диктуются  насущными потребностями или  ничем не сдерживаемыми влечениями. Иногда правонарушение олигофренами совершается в состоянии ярости, гнева и других аффектов, которые они не в состоянии преодолеть в связи с ослаблением тормозных процессов.

СПЭ идиотов и  дебилов не вызывает затруднений, они, как правило, признаются невменяемыми. При экспертизе дебилов учитываются  данные клинического обследования в  условиях стационара. Основной критерий — мог ли испытуемый по умственным способностям достаточно правильно  осознавать фактический характер и  общественную опасность своих действий и руководить ими, способен ли он был  противостоять своим влечениям.

Олигофрены с  неглубоким умственным дефектом могут  быть допрошены в качестве свидетелей или потерпевших. При глубокой степени  олигофрении лицо, не способное правильно  ориентироваться в ситуации, последовательно  восстановить, события и правдиво сообщить о них, не может давать показания  по делу, а данные им ранее показания  не считаются источником доказательств.

В некоторых случаях  олигофрены проявляют склонность к  оговорам и самооговорам, что является результатом повышенной внушаемости, испуга, растерянности.

В гражданском процессе идиоты, имбецилы, дебилы с глубокой степенью умственной отсталости признаются недееспособными, они не вправе оформлять  браки (оформленный брак расторгается), лишаются родительских прав, гражданские  сделки с их участием признаются недействительными.

Легкая степень  дебильности не влечет потерю дееспособности, такие лица могут вступать в брак, обладают родительскими правами, вправе заключать гражданские сделки и договоры.

Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Детский аутизм

Довольно частыми  расстройствами у детей являются нарушения речевой функции, ее задержка или искажение, в результате чего снижается возможность установления контакта с близкими и окружающими. Эти нарушения проявляются в характере артикуляции и эксперессивности речи. Они часто не связаны с интеллектуальной недостаточностью. Отмечаются также нарушения в овладении школьными знаниями: письма, чтения, математики. Эти нарушения могут относиться к отдельным дисциплинам или к их комплексу. Приведенные выше расстройства нельзя объяснить состоянием интеллектуального отставания или неадекватностью обучения детей.

Особо выделяется в  расстройстве психического развития детей и подростков формирование синдрома аутизма. На этот синдром было обращено внимание еще в XIX в. Но более тщательное изучение его началось после введения термина «аутизм» Е. Блейлером для характеристики больных шизофренией. При дальнейшем изучении были выделены различные варианты аутистического синдрома со своими особенностями клиники. Эти варианты получили названия по именам авторов, описавших их.

Детский аутизм Канера. Возникает с самого раннего возраста, отличается дисгармоничным развитием эмоциональной, познавательной и моторной функций, стереотипной формой игровых действий, отсутствием адекватных эмоциональных реакций на окружающее и близких.

Синдром аутизма  Аспергера. Здесь также наблюдается  отчужденность от окружающего мира. Мотивацией поведения, основой интересов служат внутренние побуждения. У таких пациентов более развита речь и интеллект по сравнению с больными с синдромом Канера. Проблемы возникают при поступлении в школу в связи с трудностями адаптации.

Синдром аутизма  Ретта. Заболевание возникает у детей при нормальной беременности и родах матери, а и также раннем нормальном развитии до 1,5 лет. В последующем происходит регресс. В динамике регресса синдрома выделяются стадии: первая - аутистическая. В дальнейшем нарастает психическая деградация вплоть до слабоумия, соматических и неврологических расстройств.

По поводу изучения причин этого расстройства накопилось много данных: как клинических  наблюдений, так и специальных исследований с помощью различных методов. Однако общепризнанная концепция об их происхождении пока не сформулирована.

В спектре концепций  отмечается роль психогенных факторов (в плане психодинамической психиатрии), взаимоотношений матери и ребенка, других обстоятельств, в частности  сенсорной депривации, а также  биологических факторов в широком  смысле их значения (генетических, различных органических вредностей, пренатальных, пери- и постнатальных, приводящих к нарушению развития, дисфункции головного мозга ребенка).

Лечение этих больных  в настоящее время направлено на повышение их адаптационных возможностей в среде их пребывания, предупреждение или минимизацию психических расстройств при прогредиентном развитии болезни.

Основной синдром - аутистический - может сочетаться с другими психопатологическими расстройствами: аффективными, двигательными  и т. д. Это требует индивидуальной оценки состояния больного и индивидуальной тактики лечения. Для этих целей  могут применяться психотропные средства, средства по устранению неврологических  и соматических расстройств, физиотерапия, ЛФК, психотерапия, в том числе  семейная, психолого-педагогическая коррекция.

В группе расстройств  психического развития часто встречаются такие варианты нарушений, как инфантилизм и гиперкинетический синдром.

Инфантилизм характеризуется  наличием в психике личности особенностей, присущих детскому возрасту: доверчивости, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой недостаточности, наивности и поверхностности в суждениях и умозаключениях. Интересы поверхностны и неустойчивы. Мотивация к любой деятельности, требующей напряженных усилий, нестойкая.

Выделяется гармоничный  и дисгармоничный инфантилизм. При  гармоничном инфантилизме наблюдается  сочетание психического инфантилизма с особенностями соматической конституции. Личность выглядит моложе своих лет - инфантильный тип телосложения.

Дисгармоничный  инфантилизм. Здесь помимо общих  признаков инфантилизма имеется гипертрофия ряда психологических качеств личности: эмоциональная повышенная возбудимость, конфликтность, эгоизм и другие психопатические черты.

Этиология инфантилизма сложна, обусловлена многими факторами  как эндогенной, так и экзогенной природы: конституционально-генетическими, микропоражениями головного мозга при развитии плода, родах, дефектами воспитания в раннем возрасте.

Лечение: психокоррекция (психолого-педагогические методы, индивидуальная и семейная психотерапия, ноотропы, психофармакологические средства для коррекции поведения). При декомпенсации состояния — мягкие антидепрессанты, седативные средства.

Поведенческие и  эмоциональные расстройства, проявляющиеся обычно в детском и подростковом возрасте (неспецифированные расстройства).

Гиперкинетический синдром. Синдром характеризуется  ранним началом. Ребенок не может сколько-нибудь длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо занятии, предмете, крайне отвлекаем, беспокоен. Испытывает напряжение, дискомфорт, если вынужден ограничить свою двигательную активность. Его действия, поступки часто маломотивированы, производят впечатление импульсивных и неадекватных ситуации, в которой он находится. Со временем, в подростковый период, его поведение становится более спокойным, а внимание - более организованным. В ряде случаев в редуцированном виде черты этого синдрома сохраняются долгое время. Причины синдрома полиэтиологичны, обусловлены как физиологическими, так и психологическими факторами.

Для лечения рекомендуются  ноотропы, седативные средства, семейная психотерапия, социально-профессиональная реабилитация.

Расстройства поведения. Проявляются преимущественно диссоциальной  направленностью: девиантностью и  агрессивностью. Расстройство устойчиво и не способствует заострению отдельных характерологических черт у подростков в связи с пубертатными кризами (с претензиями на независимость, самостоятельность). В поведении подростков наблюдаются жестокость к животным, людям, игнорирование общественных норм поведения, кражи, бегство из дома и т. д.

Отмечаются также  парциальные проявления диссоциального и социального поведения: диссоциальное  поведение ребенка, подростка в рамках своей семьи и социальное поведение в среде своих сотоварищей. При специальном рассмотрении эмоциональных расстройств учитывается возрастной фактор. В МКБ-10 указывается, что для такого рассмотрения имеются традиционные обоснования: исследования показали, что большинство детей с эмоциональными расстройствами в дальнейшем становятся нормальными взрослыми людьми. И наоборот, у многих взрослых с невротическими расстройствами не наблюдалось значимых психопатологических предвестников. Допускается положение, что многие эмоциональные расстройства у детей, по-видимому, являются в большей степени заостренными проявлениями нормального развития, чем патологического. Высказываются предположения о различии психогенных механизмов, включающихся в эмоциональные расстройства у детей и у взрослых, вызывающих у них невроз. В связи с этим рекомендуется тревожно-фобические реакции у детей (например, агорафобию) кодировать в блоке невротических расстройств.

Другие поведенческие  и эмоциональные расстройства в  детском и подростковом возрасте: тики (непроизвольные мышечные подергивания), энурез неорганической природы (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание и др. Общепризнанной концепции по поводу этих расстройств пока нет.

Особо следует обращать внимание на неожиданные изменения в поведении подростка, для которых отсутствуют видимые причины. В таком случае необходимо иметь в виду, что одной из таких причин может быть употребление подростком психоактивных средств: бытовой химии (различные растворители), психотропных препаратов, наркотиков. После вдыхания паров различных химических растворителей у подростков часто на лице выступают аллергические высыпания, при внутривенном введении наркотических препаратов - следы от уколов на руках, со стороны психического состояния наблюдается повышение настроения, эйфории, говорливость без видимых причин, иллюзорные восприятия, галлюцинаторные переживания. Возможны также острые психотические расстройства, в том числе и различные по степени выраженности нарушения сознания.

Необъяснимые на первый взгляд нарушения поведения  у подростков могут быть результатом  начала эндогенного психического расстройства, в частности шизофрении. Подросток становится замкнутым, утрачивает контакты со сверстниками, теряет интерес к занятиям в школе. Часто появляется безразличие к близким, а нередко и враждебность, агрессия. Вместе с тем может наблюдаться появление новых необычных интересов, увлечений, занятий философией, астрономией. Этим увлечениям уделяется все свободное время, однако подросток бывает не в состоянии изложить, в чем состоит суть его познаний в этих областях. В психиатрии такая особенность увлечения подростка квалифицируется как философская интоксикация. Также в подростковом возрасте отмечаются нарушения поведения, определяющиеся расторможенностью низших влечений (склонность к сексуальным эксцессам, алкоголизации, воровству). Эти особенности поведения сочетаются с эмоциональным огрублением. Такие психопатологические проявления квалифицируются как гибоидный синдром. Последний встречается при шизофрении и патологических расстройствах личности (психопатиях), вследствие чего лечение и профилактика данных расстройств должны проводиться с учетом этого обстоятельства.

Следует иметь в  виду, что при определении тактики  лечения этих больных помимо указанных  расстройств, занимающих ведущее место в клинической картине расстройства, присутствуют, как правило, эмоциональные нарушения, а также нередко соматическая и неврологическая патология. Поэтому для выбора адекватного лечения необходима тщательная оценка как психического, так и соматоневрологического состояния больного. С учетом этих данных следует строить комплексную терапию: применение психотропных средств индивидуальной и семейной психотерапии, коррекция сопутствующих соматоневро-логических расстройств.

 

 

Судебно-психиатрическая  экспертиза несовершеннолетних

Судебно-психиатрическая  экспертиза несовершеннолетних представляет значительные трудности. Согласно законодательному положению в России совершеннолетними считаются лица, достигшие 18-летнего возраста, в то же время уголовную ответственность несут лица 16-летнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК РФ), а за наиболее тяжкие уголовные деяния - в 14-летнем возрасте. Последние две группы несовершеннолетних в силу социально-психологической незрелости не всегда могут осознавать меру своей ответственности перед законом и руководить своими действиями в деликтных ситуациях. Также для данной возрастной группы свойственны пубертатные кризы, психолого-характерологические особенности с различной степенью выраженности и отклонениями.

В УК РФ включено положение, предусматривающее особенности медицинского критерия для судебно-психиатрической оценки несовершеннолетних (ч. 3 ст. 20 УК РФ), которое гласит: «Если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно-опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности». В этой формулировке подчеркивается альтернативность разграничения между понятиями «отставание в психическом развитии» и «психическое расстройство» в отношении несовершеннолетних; тем более, когда речь идет о такой степени отставания в психическом развитии, при которой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности. Поэтому вряд ли правомерно противопоставлять данные два понятия, так как термин «отставание в развитии» характеризует патогенез, условия формирования психологической несостоятельности личности, в то время как психические расстройства - это психопатологические особенности проявления данного дефекта. В связи с этим п. 3 ст. 20 УК РФ нуждается в дополнениях и уточнении. Следует согласиться с критическими замечаниями, которые высказаны по этому поводу В. А. Гурьевой и Е. В. Макушкиным. Это обстоятельство делает необходимым для проведения судеб-но-психиатрической экспертизы несовершеннолетних, в связи с совершением ими уголовно наказуемых деяний, включение в экспертную комиссию психиатров, имеющих специализацию в области детской и подростковой психиатрии, психологов, а также других специалистов, каждый из которых решает собственные задачи экспертной оценки.

 

 

Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика. Старческое слабоумие

Среди больных психическими расстройствами, обусловленными органическим поражением головного мозга и патологией других систем организма, больные старческого (76 лет и более) и предстарческого (55-75 лет) возраста составляют большинство.

Старение организма  сопровождается изменением всех его  функций - как биологических, так  и психических. Однако характер этих изменений и время их проявления имеют индивидуальные особенности и колеблются в широких пределах: психические возрастные изменения не всегда коррелируют с соматическими проявлениями старения организма. Кстати, и сами соматические проявления у стареющих людей изменяются неоднозначно. Незначительность или даже отсутствие возрастных изменений в одних системах организма может сочетаться с выраженностью таких изменений в других. Так, например, при выраженных возрастных изменениях со стороны двигательного аппарата сосудистые нарушения, связанные с возрастом, могут быть незначительными. Однако чаше всего возрастные изменения проявляются во всех функциональных системах организма.

Изменение психического функционирования в связи с возрастом может проявляться избирательно и в различные возрастные периоды. Так, сравнительно рано начинает ослабевать у человека способность воображения - его яркость, образность, ухудшается также подвижность психических процессов, возможность быстрого переключения внимания. Несколько позже ухудшается усвоение новых знаний. Возникают трудности в воспроизведении нужных в данный момент сведений (элективное расстройство памяти). Однако спустя какое-то время эти данные, сведения вспоминаются. Свойственное личности качество интеллектуальных процессов сохраняется довольно долго. Но в связи с замедлением темпа течения психических процессов решение тех или иных задач требует больше времени.

Эмоциональные проявления с возрастом также видоизменяются. Развивается эмоциональная неустойчивость, тревога. Возникает склонность к фиксации на неприятных переживаниях, тревожно-депрессивная окраска настроения. Время появления возрастных изменений психики относительно индивидуально. Вместе с тем выделяются определенные периоды жизни индивидуума, в которых наблюдается появление этих возрастных изменений. Один из них возрастной - календарный, другой - время наступления гормонально-физиологических изменений в организме. Возраст, который обычно считается началом возникновения психических изменений, связанных с инволюцией, составляет 50-60 лет. Психические расстройства у лиц пожилого и старческого возрастов могут проявляться как в форме пограничных психических расстройств, так и в виде выраженных расстройств психики - грубые расстройства памяти, слабоумие, бред и т. д.

Среди людей старше 65 лет психические нарушения различной степени составляют 30-35%, из них психозы с выраженными расстройствами – 3-5%. Пограничные расстройства включают неврозоподобные нарушения, аффективные расстройства и изменение личности.

Неврозоподобные нарушения  проявляются в виде нарушения сна, различных неприятных ощущений в теле, эмоционально-неустойчивого настроения, раздражительности, безотчетной тревоги и опасений за благополучие близких, свое здоровье и т. д. Случаи физического недомогания, соматическое неблагополучие часто наводят на мысль о наличии какого-либо неизлечимого, «смертельного» заболевания. Происходящие изменения личности больного захватывают как характерологические, так и интеллектуальные его свойства. В характерологических особенностях происходит как бы заострение и утрирование отдельных, свойственных больному ранее личностных черт. Так, недоверчивость переходит в подозрительность, бережливость - в скупость, настойчивость - в упрямство и т. д. Интеллектуальные процессы утрачивают свою яркость, ассоциации становятся бедными, снижается уровень обобщения понятий. Осмысление новых событий и явлений требует большого напряжения и времени. Новая информация или вообще не усваивается, или усваивается с трудом. Прежде всего нарушается память на текущие события. С трудом, например, вспоминаются события прошедшего дня. Происходит также и снижение критики - возможность правильно оценивать свое психическое состояние и происходящие изменения.

Ведущими изменениями  в клинической картине лиц  предстарческого и старческого  возраста являются: ослабление памяти, от легких расстройств до амнестического (корсаковского) синдрома, ухудшение интеллектуальных способностей вплоть до слабоумия, нарушение эмоций - слабодушие, слезливость, апатия и т. д.

Тяжелые психические  расстройства, встречающиеся у ряда больных в предстарческом и старческом возрасте, связаны с дегенеративными  и атрофическими изменениями  головного мозга и изменениями  в функционировании других систем организма.

Все эти изменения  сопровождаются типичными психическими расстройствами, получившими название болезней Альцгеймера, Пика (по имени психиатров, впервые их описавших), старческого слабоумия и т. д.

Болезнь Альцгеймера. Более половины лиц, умирающих с  диагнозом деменции, по данным Национального института старения (США), умирают от болезни Альцгеймера. Заболевание чаще развивается постепенно, средний возраст больных, когда они заболевают, 55-60 лет, женщины заболевают в три и более раза чаще, чем мужчины. Для заболевания типичны прогрессирующая амнезия и тотальное слабоумие. В инициальном периоде болезни часто наблюдаются слезливо-раздражительные депрессии, параллельно с этим отмечается быстро нарастающее ухудшение памяти, близкое к прогрессирующей амнезии. Вскоре после появления первых признаков болезни развивается дезориентировка в пространстве. Особенностью болезни Альцгей-мера является то, что больные довольно долго сохраняют общее формальное критическое отношение к своему состоянию в отличие от страдающих болезнью Пика. С развитием болезни прогрессирует слабоумие (тотальное). Поведение таких больных становится нелепым, они утрачивают все бытовые навыки, движения их часто совершенно бессмысленны. У больных рано проявляются речевые расстройства, афазии, эпилептиформные припадки, спастические контрактуры и т. д. Нередко наблюдаются психические расстройства в виде несистематизированных идей преследования, ущерба, отравления, слуховые и зрительные галлюцинации, состояние спутанности и психомоторного возбуждения, усиливающееся, как правило, в ночное и вечернее время, а также эпизоды расстроенного сознания. По мере развития атрофического процесса в головном мозге к нарастающим психическим и неврологическим расстройствам присоединяются и трофические. Продолжительность заболевания варьирует в пределах от нескольких месяцев до 10 лет. Прогноз этого заболевания неблагоприятный.

Болезнь Пика. Это  заболевание возникает обычно у  людей в возрасте 50-60 лет, встречается  в четыре раза реже, чем болезнь Альцгеймера. При этом заболевании прежде всего наблюдается прогрессирующее расстройство личности: развивается аспонтанность, равнодушие, безразличие. Больные ничего не делают по собственной инициативе, однако при наличии побуждающего стимула со стороны могут выполнять даже сложную работу. Иногда состояние приобретает псевдопаралитический характер и выражается благодушно-эйфорическим настроением с элементами расторможенности влечений. Отмечаются грубые расстройства памяти: больные забывают события прошедшего дня, текущие события, не узнают знакомых лиц, встречая их в непривычной обстановке. Критическое отношение к своему состоянию отсутствует, и, хотя больные огорчаются, когда убеждаются в своей несостоятельности, такая реакция кратковременна. Обычно же у больных ровное, благодушное настроение. Отмечаются грубые нарушения мышления (тотальное слабоумие). Они не замечают явных противоречий в своих суждениях и оценках. Так, больные планируют свои дела, не учитывая при этом собственную несостоятельность. Не понимают смыслового значения тех или иных событий, ситуаций. Грубые нарушения осмысления легко выявляются при психологических обследованиях. Больные не в состоянии передать смысл сюжетных изображений и ограничиваются лишь простым перечислением компонентов. Для больных с болезнью Пика типичны так называемые стоячие симптомы - многократные повторения одних и тех же речевых оборотов. По мере развития болезни появляются и неврологические расстройства: агнозия, расстройство речи, апраксия и т. д.

Старческое слабоумие. При старческом слабоумии, как видно из названия, ведущее значение принадлежит тотальному слабоумию в сочетании с особыми мнестическими и интеллектуальными нарушениями. Болезнь начинается, как правило, незаметно. Постепенно меняется психический облик больного, наблюдается эмоциональное оскудение с раздражительностью и ворчливостью, резкое снижение круга интересов, настороженность, упрямство наряду с внушаемостью и доверчивостью. Наиболее яркими признаками заболевания, определяющими его клиническую картину, являются прогрессирующие расстройства памяти и слабоумие (тотальное). Формируются также бредовые идеи ограбления, обнищания и разорения. Память ухудшается прежде всего на текущие события, затем мнестические расстройства распространяются и на более ранние периоды жизни больного. Образовавшиеся пробелы памяти больные заполняют ложными воспоминаниями-псевдореминисценциями и конфабуляциями. Обильные конфабуляции у отдельных больных могут создавать впечатление бредовой продукции. Однако они отличаются нестойкостью и отсутствием определенной тематики. Эмоциональные проявления больных резко сужаются и изменяются, наблюдаются либо благодушие, либо угрюмо-раздражительное настроение. Отмечается диссонанс между нарушенной возможностью понимания ситуации и достаточной сохранностью привычных форм поведения и навыков, невозможность правильной оценки ситуации и обстановки в целом. В поведении отмечаются пассивность и инертность, больные ничем не могут заняться или, напротив, суетливы, собирают вещи, пытаются куда-то уйти. Утрачивается критика и способность адекватного понимания окружающего, текущих событий, отсутствует понимание болезненности своего состояния. Нередко поведение больных характеризуется расторможенностью инстинктов - повышенным аппетитом и гиперсексуальностью. Сексуальная расторможенность проявляется в идеях ревности, в попытках совершения развратных сексуальных действий в отношении малолетних.

От проявлений старческого  слабоумия следует отличать состояния, определяемые понятием «снижение уровня личности», выражающиеся общим снижением темпа течения психических процессов, значительной трудностью в усвоении нового, ухудшением уровня суждения, критики, обеднением эмоциональной жизни.

Сканирование мозга  больных позволяет выявить у  них морфологические изменения мозга, имеющие важное значение для диагностики заболевания. У больных болезнью Альцгеймера - дегенеративные изменения в височно-теменной и лобной коре, гипокампе и некоторых подкорковых узлах, при болезни Пика - атрофию коры, преимущественно в лобно-теменных отделах.

Патологоанатомические изменения при старческом слабоумии сходны с таковыми при болезни Альцгеймера. Сложность диагностики может возникнуть на начальном этапе при их отграничении от атеросклероза головного мозга.

В данном случае важным критерием отграничения служит тип  изменения личности и, в частности, особенности расстройства интеллекта: в первом случае - различной степени снижение критики в оценке своего состояния, своих действий (тотальное слабоумие), во втором - преимущественно нарушение памяти с пониманием дефектов своего состояния и характера поступков (лакунарное слабоумие). Такое диагностическое разграничение важно для прогноза болезни.

Галлюцинаторные и  бредовые состояния. Психические состояния в виде галлюцинаторных (чаще делириозных) и бредовых проявлений у лиц старческого и пожилого возраста встречаются почти так же часто. Эти расстройства могут наблюдаться в начале заболевания при отсутствии у больных выраженного слабоумия, а также являться основным психическим расстройством. Галлюцинаторные проявления, преимущественно зрительные и тактильные галлюцинации, могут как появляться эпизодически, так и быть продолжительными. Больные высказывают различные по содержанию бредовые идеи преследования, виновности, обнищания и ипохондрические. Бредовые переживания соотносятся с конкретной ситуацией. Часто галлюцинаторные переживания больных связаны с бредовыми идеями. Эпизодически могут возникать состояния расстроенного сознания с обильными конфабуляциями в дальнейшем.

Отмечена возможность  волнообразного течения бредовых психозов в пожилом возрасте. Эти состояния  могут повторяться по нескольку  раз. Между ними имеются различной  продолжительности светлые промежутки.

Дифференциальная  диагностика этих психотических  состояний основывается на следующих предпосылках: возраст больного в период возникновения заболевания, наличие церебральной патологии, наличие временной связи между провоцирующими факторами и психотическими состояниями, прекращение психотических расстройств, улучшение психического состояния после устранения предполагаемой причины.

 

 

Судебно-психиатрическая  экспертиза больных с психическими расстройствами в предстарческом и  старческом возрасте

Приведенные выше три  психических заболевания, возникающие в предстарческом и старческом возрасте, объединяются важным патоморфологическим процессом в головном мозге. Причина такой патологии как в целом, так и отдельных ее проявлениях не ясна, если не считать установленной в последнее время связи болезни Альцгеймера с аномалией 21-й хромосомы.

Причины острых психических  расстройств имеют комплексный характер. Наряду с возрастными изменениями сосудисто-церебрального характера играют определенную роль соматические и психогенные факторы.

Лечение и профилактика психических расстройств у больных  предстарческого и старческого  возраста

Выбор психотропных препаратов определяется особенностями психопатологической структуры расстройств, а также соматическим состоянием больного. Общие принципы терапевтической тактики сходны с показаниями применения психотропных средств при других психических заболеваниях. Вместе с тем психотропные средства для пожилых больных обычно назначаются в значительно меньших дозах. При сходных психопатологических проявлениях у больных пожилого возраста лечение необходимо начинать с меньших доз. Увеличение доз проводится при строгом контроле за соматическим состоянием больных и особенно за деятельностью сердечно-сосудистой системы. При наличии состояния психомоторного возбуждения положительный эффект наблюдается от применения препаратов нейролептического ряда. Широко используются не только седативные нейролептики, но и тимолептические: левомепромазин, тиоридазин. Больные пожилого возраста нередко плохо переносят нейролептические препараты. Поэтому их применение следует начинать с минимальных доз.

Нейролептические  препараты (аминазин, трифтазин, галоперидол, лепонекс) показаны при лечении больных  с бредовыми и галлюцинаторными синдромами. В тех случаях, когда  бредовая или галлюцинаторная симптоматика сочетается с депрессивными проявлениями, положительный терапевтический эффект достигается от комплексного применения нейролептиков с антидепрессантами. В случаях, когда психические нарушения у больных проявляются пограничными расстройствами, показано применение транквилизаторов (сибазон, мезапам, лоразепам, феназепам, нитрозепам и др.).

Для сохранения стойкого терапевтического эффекта нередко  необходима длительная терапия психотропными  средствами в течение многих месяцев, а иногда и лет. С целью предупреждения различного рода побочных действий терапию нейролептиками следует сочетать с применением корректоров (артана, циклодола и др.).

Терапия дементных  форм у лиц пожилого возраста малоэффективна, она сводится в основном к поддержанию удовлетворительного физического состояния больных и снятию психопатологической продуктивной симптоматики с помощью психотропных средств. Применяются ноотропы. В последнее время рекомендуют препараты ингибиторы холинэстеразы (амиридин, аминостигмин, такрин, экселон). По существующему мнению, эти препараты позволяют восполнить дефицит холинэстеразы в мозге, которой отводят главную роль в механизме нарушения когнитивно-мнестических функций.

В профилактике психических  расстройств у лиц пожилого возраста большое значение имеют предупреждение у них соматических и инфекционных заболеваний, устранение психо-травмирующих обстоятельств. Отмечено, что соматические заболевания воспринимаются пожилыми людьми как проявление общей несостоятельности и возрастных изменений, в то время как психические отклонения сами по себе не вызывают у них отрицательных реакций. Перед пожилыми людьми часто встает проблема определения своего места в жизни в связи с изменением психического и соматического состояния. В решении этого вопроса могут оказать большую помощь психотерапевтические воздействия и меры по социальной реабилитации.

Предстарческий  и старческий возраст характеризуется  значительным снижением частоты преступлений, особенно с применением насилия, однако число половых преступлений, особенно против маленьких детей, снижается не так заметно, как другие виды преступлений, и чаще всего это впервые совершенные преступления. Предпосылка, что эти действия - следствие церебральной дегенерации, требует дальнейшего изучения. Заметное снижение уголовных преступлений с возрастом идет параллельно со снижением частоты в этой возрастной группе впервые выявляющихся случаев наркомании и снижением распространенности хронического алкоголизма.

В связи с наличием грубых психических расстройств  лица пожилого возраста могут совершать  социально опасные действия, поступки, а также утратить возможность полноценно выполнять гражданские обязанности и пользоваться своими гражданскими правами.

В тех случаях, когда  эти лица совершают уголовно наказуемые деяния или возникают сомнения в разумности их действий, поступков, относящихся к гражданским делам, проводится судебно-психиатрическая экспертиза. В первом случае решается вопрос об их вменяемости, а во втором - о дееспособности, т. е. о возможности разумно вести гражданские дела и пользоваться правами.

Больные с выраженными  психическими расстройствами (психотические  состояния и состояния слабоумия) признаются невменяемыми и недееспособными.

Информация о работе Отдаленные последствия черепно-мозговых травм