Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 03:51, реферат
Цель данной работы описать основные психопатологические синдромы, лежащие в основе клинической картины психических заболеваний.
Для этого выдвигаются следующие задачи:
1. Провести разграничение позитивных и негативных психопатологических синдромов.
2. Представить описание каждого психопатологического синдрома.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Позитивные психопатологические синдромы…………………………5
Глава II. Негативные психопатологические синдромы ……………………....21
Заключение……………………………………………………………………. ...31
Список литературы………………………………………………………………32
Олигофренический
синдром в трех его вариантах встречается
при различных заболеваниях от генетической
патологии (хромосомная, моногенная, с
наследственным предрасположением), внутриутробном
и перинатальном повреждении головного
мозга (инфекции, интоксикации, травмы
и т. д.).
Приобретенный психический дефект включает преимущественно аномальные развития личности, личностные, интеллектуально- мнестические расстройства или их сочетание. Появление приобретенного психического дефекта может быть обусловлено как собственно нарушениями развития и формирования личности (расстройства личности, акцентуации характера, психопатии), так возникшими в результате заболевания. Последние могут носить как преходящий, стационарный, так и нарастающий характер. Чем глубже нарастают личностные негативные расстройства, тем больше стираются индивидуальные многогранные личностные особенности и начинают преобладать признаки интеллектуально-мнестического дефекта, переходя в глубокие приобретенные психические дефекты (деменция, психический маразм).
К приобретенному психическому дефекту по существу относят все негативные синдромы, истощаемость психической деятельности, субъективное осознание изменения “Я”, объективно определяемые изменения личности, дисгармонии личности, снижение энергетического потенциала личности, снижение уровня личности, регресс личности, амнестические расстройства (лакунарное слабоумие), тотальная деменция, психический маразм.
Негативные расстройства встречаются при всех психических заболеваниях. Но при одних заболеваниях часть из них формально обратимы, т. е. могут регрессировать вместе с продуктивной симптоматикой; при других не только не регрессируют, а по мере развития болезни прогрессируют.
Формально
обратимыми независимо от нозологической
принадлежности являются первые четыре
негативных синдрома. Так, при неврозах,
реактивных психозах, маниакально-депрессивном
психозе, наблюдаемые истощение
психической деятельности, субъективные
и объективные изменения Я
регрессируют, то же происходит при
рекуррентной шизофрении. В то время
как нарастание негативных синдромов
отмечается при непрерывно прогредиентной
шизофрении, эпилепсии, старческих и ряде
пресенильных психозах, экзогенно-органических
и органических психических заболеваниях,
тяжелых стадиях алкоголизма и наркоманиях.
Истощаемость
психической деятельности. При
сохранности задатков, опыта и навыков
личности нарушается проявление преимущественно
количественных и отдельных качественных
ее сторон. Отмечается несоответствие
глубины и длительности психической истощаемости
сравнительно небольшой умственной, реже
физической нагрузки. Замедляются быстрота
и глубина припоминания, запоминания,
удержания информации, снижается продуктивность
мышления, в первую очередь, творческого
мышления, решения мыслительных задач,
проведения сравнений, обобщения, анализа
и синтеза замедляется; новые задачи, новые
идеи и решения крайне трудны, практически
нерешаемые в прежнем объеме. Падает волевая
активность, настойчивость в решении мыслительных
задач, нарушается прежняя твердость в
принятых решениях. Появляется сензитивность,
эмоциональная возбудимость. В характере
начинают преобладать ригидность и интроверсия,
уменьшаются пластичность и прежняя экстравертированность.
Возникает субъективное ощущение скуки,
сплина, усталости, вялости, сомнений,
“волнений”, “переживаний”, “опасений”,
“нетерпение”. Затрудняется смена масок
и ролевых форм поведения, что создает
проблемы в общении и межличностных отношений,
что заставляет пациентов избегать смены
стереотипа. Истощение психической деятельности
определяется в целом теми же психическими
расстройствами, что и астенический синдром,
но здесь преобладают избирательные количественные
нарушения функционирования личности.
Субъективно
осознаваемые изменения
“Я”. Мнестические и интеллектуальные
способности и задатки личности формально
остаются сохранными. Нарастающие изменения
касаются в основном проявлений темперамента,
характера и самосознания. Пациенты отмечают,
что прежняя быстрота и автоматизированное
использование прежних интеллектуально-мнестических
способностей затруднены, новые приобретаются
с некоторым трудом и требуют усилий и
более длительного времени. У ряда пациентов
падает интенсивность психической деятельности,
замедляется темп мышления, воспоминаний,
деятельности, появляется рефлексия. У
других отмечается некоторая ригидность,
появляется эмоциональная возбудимость,
сензитивность. Нарушается пластичность,
устойчивость, твердость, активность в
характере, нарастают обидчивость, застенчивость,
нерешительность, самокопание. Пациенты
прислушиваются и отмечают изменения
собственной активности, произвольности,
идентичности и целостности личности.
Направленность личности не изменяется,
но ее реализация затруднена. Набор ролей
и масок остается в прежнем объеме, но
пациенты отмечают некоторую скованность,
неестественность, обеднение в их исполнении
и применении, что необходимы большие
усилия для их реализации, в то же время
их реализация не дает прежней эмоциональной
удовлетворенности, радости, интереса.
В силу этих изменений пациенты стремятся
избегать применения в прежнем объеме
и частоте психической и физической деятельности.
Пациенты охотно констатируют наблюдающиеся
в них изменения, “наслаждаются” самоанализом,
самокопанием, но никаких активных усилий
для их устранения не принимают.
Объективно определяемые изменения личности. Если предшествующий негативный синдром в основном определяется по субъективному предъявлению симптомов изменений личности, то при данном наблюдающиеся расстройства заметны родным, близким, знакомым пациента. Идет дальнейшее нарастание утраты преморбидных индивидуальных свойств темперамента и черт характера. У одних пациентов происходит заострение и огрубление преморбидных черт темперамента и характера, приводящих к социальным затруднениям. У других появляются черты характера, не свойственные личности ранее. Эти изменения отчетливо замечаются окружающими как проявления болезни, нарастают подчиняемость, конформность, впечатлительность, ранимость. Больные охотно принимают опеку, руководство со стороны близких и родных, а, подчиняясь другим людям, давать внезапные взрывы недовольства, раздражительности, даже легкой злобы.
Поведение
и жизнь пациента приобретает
монотонно-пассивный, зависимый характер,
отмечается сужение круга интересов,
в первую очередь, в выборе активности,
сфер деятельности; обедняются побуждения;
новое, неизвестное страшит, вызывает
пассивное сопротивление. Творческий
-потенциал личности существенно снижается,
что отмечают окружающие и субъективно
меньше переживается самим пациентом.
Нарастают чрезмерная реактивность, сензитивность,
эмоциональная возбудимость со склонностью
к экспансивным вспышкам, нередко не соответственно
раздражителю, заметно усиливается ригидность
всех психических процессов. У ряда пациентов
появляется педантичность, мелочность,
пунктуальность, прилежание, добросовестность,
чрезмерная аккуратность, ханжество. Нарастание
этих изменений личности сопровождается
уменьшением творческой активности, продуктивности
и увеличением социальных затруднений
и конфликтов.
Дисгармония личности. Характеризуется формальной сохранностью задатков и способностей. Однако они теряют свою социальную значимость в силу выраженной диспропорции между отдельными компонентами темперамента, характера, потребностей и мотивов деятельности личности. Это может проявляться чрезмерно повышенной ранимостью, эмоциональной возбудимостью, сенситивностью, лабильностью темпа реакций личности, часто сочетающимися с утрированной экстраверсией и ригидностью. Мышление становится аффективным. В других случаях может отмечаться снижение количественных параметров темперамента, что обычно сочетается с подчеркнутой интроверсией.
Значительно нарушаются целостность, глубина, сила, устойчивость, пластичность свойств характера, что внешне проявляется в изменении ранее присущих человеку отношений к самому себе, людям, коллективу, труду, вещам. Снижаются уровень и выраженность потребностей, наблюдается регресс мотивов деятельности. Объективно падает социальная активность и продуктивность.
В
рамках шизоидизации дисгармония личности
проявляется усиливающейся интровертированностью,
нелюдимостью, отгороженностью, утратой
духовной связи с людьми, интереса к общественной
жизни, рефлексией. Наступающее обеднение
аффективности сочетается с появлением
эмоциональной хрупкости, ранимости (симптом
«стекла и дерева»). Нарушаются связи сознания
«Я» и реального мира в силу усиливающейся
рационалистичности, схематичности мышления,
разрыва его с реальными отношениями.
Нарастают стереотипность поведения,
его ригидность, иногда с утрированной
педантичностью. Утрачиваются психическая
гибкость, пластичность. Активность личности
значительно снижается. Углубляется пассивная
подчиняемость жизненным обстоятельствам.
Нарушается интегрированность высших
и низших влечений с регрессом мотивов
деятельности до эгоистически- утилитарных
или гедонических. В ряде случаев коренным
образом изменяется мировоззрение. Например,
убежденный атеист становится глубоко
верующим человеком.
Снижение энергетического потенциала. Характеризуется более существенной редукция всей психической деятельности, в первую очередь психической активности, продуктивности, значительном затруднении в активном использовании имеющегося объема знаний, навыков, умений. Формальная сохранность предпосылок к интеллекту, его возможность функционирования и дальнейшего совершенствования становится все беднее или почти невозможным. Нарастают изменения характера, и направленность личности становится столь выраженной, что начинает сказываться на отношении больного к самому себе, окружающим, труду. Продолжают нарастать явления аутизации и обеднения эмоциональной сферы, достигающие достаточной выраженности. Имеющиеся изменения меняют облик и поведение больных. Они становятся замкнутыми, скрытными, молчаливыми, пассивными, безынициативными. Утрачивается интерес к окружающему, работе, в первую очередь творчеству. Эмоциональные реакции теряют свою силу, быстроту, отчетливую дифференцированность, становятся тусклыми, неглубокими, маловыразительными. Развиваются черствость, эгоистичность, эмоциональная скудость, отличаются холодностью, жестокостью.
сновные свойства темперамента претерпевают выраженную редукцию: падает реактивность, сензитивность, активность, сила, подвижность психических процессов.
Можно
выделить три группы пациентов с
несколько разной негативной симптоматикой.
В первой нарастает эмоциональная
уплощенность, нивелировка с появлением
странностей и чудачеств
Снижение уровня личности. На фоне нарастающих признаков падения энергетического потенциала происходит дальнейшая нивелировка индивидуальных личностных черт. Качественные и количественные изменения индивидуальных параметров темперамента, характера и направленности личности столь значительны, что личность теряет свой индивидуальный облик, значительно снижается круг интересов, интересы ограничивают утилитарно-гедонистические потребности.
У одних больных продолжается прогрессирующее нарастание эмоционально-волевого снижения, что доходит до степени выраженной гипобулии, нивелировки и выраженного снижения эмоций. Мышление характеризуется оторванностью от реальности, выхолощенностью, обнаруживаются признаки соскальзывания, резонерства, разноплановость, аморфность, паралогичность и символизм, в целом мышление становится стойко непродуктивным.
У
других пациентов снижение уровня личности
связано с нарастанием
У третьих больных значительное снижение личности сочетается с благодушно-беспечным, легкомысленным настроением, рефлекторным, облегченным поведением, недоосмыслием и поверхностно-рефлекторным нарастанием интеллектуальных расстройств.
Регресс личности. Характеризуется выраженным распадом индивидуального облика личности. Так же, как и при предыдущем негативном синдроме, различия связаны с нозологической принадлежностью.
При
одной из форм наблюдается почти
полное равнодушие, безразличие к
окружающему, к своей собственной
судьбе, пребыванию в стационаре, приходу
родных (апатия). Резко падает интенсивность
волевых устремлений и
При
другой форме в клинической картине
преобладают крайняя
При третьей ведущим являются беспечность, благодушие, облегченность, бестактность с невозможностью осмысления и предвидения своих поступков, эмоциональных реакций, бытовых ситуаций, снижение памяти, расторможенность низших влечений при полной акритичности к поведению и высказываниям.
Амнестические расстройства. Поражение предпосылок интеллекта, в первую очередь памяти. Высшие интеллектуальные функции при этом страдают вторично. Нарушения памяти проявляются в основном гипомнезиями, степень выраженности которых может нарастать. Наблюдаются сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость и отвлекаемость внимания. Эти расстройства могут иметь «мерцающий» характер. Данное психопатологическое состояние по своему содержанию совпадает с лакунарной деменцией. Одной из главных его отличительных особенностей является относительно длительная сохранность основных личностных свойств. Долгое время не обнаруживается нарушений в сфере морально-этических качеств. У больных сохраняется критическое отношение к интеллектуально-мнестическим расстройствам. Однако при этом встречаются заострение преморбидных свойств темперамента и характера и появление несвойственных черт: раздражительности, аффективной неустойчивости, ослабления контроля над аффективностью, истощаемости волевых побуждений. В ряде случаев у амнестических расстройств отмечается прогрессирующее течение.