Охрана здоровья среднего медицинского персонала в МУЗ Карагайская ЦРБ. Роль сестры-организатора

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Далеко не каждое лечебно-профилактическое учреждение может похвастаться безопасной больничной средой — идеально сформированной больничной средой, не причиняющей вреда всем участникам лечебного процесса. Сотни тысяч работников здравоохранения заняты во вредных и неблагоприятных условиях труда.

Содержание

Введение.
Безопасность на рабочем месте.
Роль сестры-организатора.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 40.08 Кб (Скачать)

 Значительная часть врачей и СМР имеет средний (соответственно 36,4% и 33,5%>) или близкий к среднему уровень конфликтности (59,8% и 62,0% соответственно). Каждый второй работник в условиях конфликта выбирает активную позицию. Уровень конфликтности увеличивается в возрасте старше 50 лет, при стаже работы свыше 10 лет, при совмещении ночных смен, неудовлетворённости работой, а также с повышением требований к профессионализму специалиста.

 В здравоохранении отмечаются  высокие уровни заболеваемости. В структуре профессиональных  заболеваний медицинских работников  преобладают туберкулёз органов  дыхания и вирусный гепатит  (85%). В течение 2003-2005 годов отмечается  рост числа дней с ВУТ и  средней длительности пребывания  на больничном листе (соответственно  на 7,5% и 12%). 56,1% человек имеют хронические  заболевания, из которых 75,7% составляют  болезни костно-мышечной системы,  органов кровообращения и органов  пищеварения. Среди ведущих факторов  риска развития хронических заболеваний  первые три места занимают  возраст, стаж работы, среднемесячный  доход семьи. У СМР весовые  индексы факторов выше, чем у врачей. Риск хронического заболевания у врача поликлиники более выражен, чем у врача стационара.

Показатель качества жизни медицинских работников снижен. Снижение уровня обусловлено ухудшением психологического функционирования (особенно у врачей). У врачей приоритетными факторами качества жизни выступают: удовлетворённость жизнью, удовлетворённость работой и в меньшей степени — питание, стаж работы, возраст, доход семьи и место работы; у СМР соответственно среднемесячный доход семьи, питание, затем возраст, удовлетворённость жизнью, стаж работы, удовлетворённость работой, личный доход.

 Для  медицинских работников  здоровье является наиболее важной жизненной ценностью. Большая часть (до 66%) специалистов оценивает уровень своего здоровья как «средний», ухудшение самочувствия по сравнению с предыдущим годом отметили 27,7% человек. К причинам ухудшения здоровья работники относят: невнимание к здоровью (29%), возраст (21%), наследственность (13%), стресс (14%), жизненную неустроенность (13%>), условия труда (11%), недоступность медицинской помощи (11%). По данным социологического опроса 18% медицинских работников курят, 68% - употребляют спиртные напитки.

 Основными направлениями системы охраны здоровья работников здравоохранения должны стать: формирование политики и стратегии оздоровления условий жизнедеятельности; создание мотивации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у работодателя, органов исполнительной власти всех уровней, человека; использование методологии выявления факторов риска, оценки индивидуального риска для определения плана лечебно-оздоровительных, реабилитационных мероприятий; мониторирование показателей здоровья и факторов их определяющих; информирование властных структур о состоянии здоровья медицинских работников.

 

 Безопасность

Программа медицинского учреждения по безопасности предназначена для  обеспечения безопасных условий  персоналу благодаря систематическому контролю окружающей среды. Среди важных характеристик программы безопасности - вопросы отчетности и обзора всех несчастных случаев, травм и рискованных ситуаций, а также соответствующие меры по их отслеживанию.

Ни одна программа мер безопасности не сможет обеспечить полной гарантии того, что пациенты, посетители и  персонал никогда не получит травму от несчастного случая. Однако эффективная  программа управления безопасностью  разрабатывается с целью создания условий, представляющих минимальную  степень риска для пациентов  и работы медицинского персонала, по снижению риска человеческих травм. Правильно применяемая программа  безопасности может предложить множество  преимуществ, включая:

·  снижение риска получения  травмы;

·  снижение затрат;

·  подотчетность;

·  соответствие внешним требованиям;

Внедрение эффективной программы  безопасности сможет понизить возможности  случайных травм при создании для пациентов, персонала и посетителей  безопасного окружения. Должным  образом управляемая программа  безопасности может также повысит  экономическую эффективность услуг, снизив количество и объем жалоб  и претензий, компенсационных выплат персоналу в результате производственных несчастных случаев. Кроме того, эффективная  программа безопасности может привести к уменьшению страховых выплат медицинского учреждения.

Можно предположить, что пациенты предпочитают получать медицинскую  помощь в учреждениях с хорошей  репутацией и достойным общественным имиджем. Программа безопасности сможет повысить репутацию медицинского учреждения благодаря гарантии безопасных условий  предоставления медицинской помощи.

Во всеобъемлющей программе  безопасности должны быть представлены следующие элементы:

·  выявление, разработка, осуществление  и обзор стратегии и мер  по обеспечению безопасности для  всех отделений и служб;

·  система для выявления и  изучения всех несчастных случаев в  связи с травмами пациентов, персонала, посетителей, профессиональных заболеваний  или повреждениями имущества;

·  документирование и обобщение  всех отчетов и мер по их ликвидации.

Эффективное управление вопросами  безопасности предусматривает выполнение программы обучения новых сотрудников, как по вопросам общей безопасности, так и для конкретного отделения. Программа безопасности также включает данные по результатам программы  обеспечения качества, комитета безопасности, комитета по контролю за инфекциями и других соответствующих комитетов; таким образом, имеются постоянные возможности обмена информацией, существующие для всех уровней и типов медицинского персонала.

Такая программа обеспечивает компетентное разрешение всех типов возникающих  непредвиденных ситуаций. Непрерывная  ориентация и обучение персонала  на рабочем месте представляют собой  дополнительные важные средства для  информирования и обновления знаний персонала по вопросам изменений  в стратегии и мероприятиях по вопросам безопасности данного лечебного  учреждения. Для практической готовности лечебное учреждение должно проводить  учебные тренировки и обучение для  всего персонала. Важно, чтобы такой  план включал аварийные ситуации, не представляющие непосредственной угрозы для жизни и не наносящие материальный вред, не приводил к прерыванию работы оборудования и т.п.

Эффективная программа безопасности является необходимо динамическим, непрерывным  процессом, который должен отражать общие изменения в области  здравоохранения, а также специфические  слабые стороны, выявленные внутри организации  здравоохранения. Использование результатов  внедрения программ безопасности и  контроля за инфекциями, а также информации из других источников за пределами данного учреждения, поможет обеспечить настоящий успех программы управления безопасностью.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. При разработке программ охраны  здоровья медицинских работников  целесообразно использовать многоуровневый  подход организации оздоровительных  и профилактических мероприятий  с учётом потребностей медицинских  работников субъекта РФ в целом,  отдельных профессиональных, возрастных  групп и лечебно-профилактического  учреждения.

2. Оценка состояния здоровья  работающих должна строиться  на результатах научных исследований, позволяющих выявлять основные  факторы риска, оказывающих негативное  влияние на здоровье.

3. Метод оценки качества жизни  медицинских работников целесообразно  применять при проведении оценки  эффективности комплексных программ  оздоровления, что позволит дать  количественную оценку многокомпонентных  характеристик жизнедеятельности  человека (физического, психологического  здоровья и социального функционирования).

4. Для обоснования плана диспансерного  наблюдения целесообразно формировать  группы благоприятного прогноза, повышенного внимания и неблагоприятного  прогноза. При этом учесть, что  группа риска может измениться  в связи с добавлением новых  отрицательных или положительных  факторов, и это приведёт к  изменению комплекса лечебно-профилактических  мероприятий. 

5. Лечебно-профилактические учреждения  должны иметь паспорт здоровья, в котором отражать уровень  материально-технического оснащения,  санитарно-гигиенического благополучия, санитарно-бытового обслуживания, участие  работодателя в оздоровлении  сотрудников, а также показатели  ЗВУТ, профессиональной заболеваемости, травматизма, удовлетворённости  оказанной медицинской помощью. 

6. С целью получения достоверной  и полноценной информации о  здоровье медицинских работников  целесообразно возродить во всех  лечебно-профилактических учреждениях  учёт заболеваемости с ВУТ  по форме ВН-16, создать систему  регионального автоматизированного  учёта показателей. 

7. С целью профилактики профессиональных  заболеваний, развития хронических  болезней, предупреждения инвалидности  повысить качество предварительных  и периодических медицинских  осмотров работников ЛПУ. 

8. На основе социального партнёрства  возродить санитарно-гигиеническую  аттестацию рабочих мест, усилить  службу охраны труда в учреждениях  здравоохранения. 

9. Учитывая существенную роль  психологической компоненты здоровья  в качестве жизни медицинских  работников, необходимо формировать  политику и стратегию повышения  их социального статуса в обществе.

10. Программы оздоровления следует  ориентировать на здоровый образ  жизни на всех этапах профессиональной  карьеры, включать членов семьи  медицинского работника.

 Медицинская сестра – менеджер должна сочетать в себе разнообразные личностные качества, обладать хорошими коммуникативными способностями, навыками педагогического мастерства, компетентностью в самых разнообразных областях знаний: экономических, правовых, психологических, способностью самостоятельно принимать решения, быть лидером в коллективе.

Профессионализм в деятельности медицинских  сестер-руководителей всех уровней  управленческой иерархии, начиная от старшей сестры отделения больницы и заканчивая старшей сестрой  министерства здравоохранения, является залогом успеха не только в работе сестринских служб, но и всей системы  здравоохранения в целом, в повышении  качества медицинской услуги и эффективности  здравоохранения.

По мнению Министерства здравоохранения  РФ, резервом повышения качества сестринской  помощи является эффективная организация  работы сестринских служб: рациональная расстановка кадров, перераспределение  функций между средним и младшим  медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и т. п. И  здесь немаловажная роль отводится  руководителям сестринского персонала  отделений - старшим медицинским сестрам.

От личных, профессиональных и деловых  качеств сестры-организатора во многом зависит качество организации деятельности отделения и, соответственно, качество медицинской услуги. Это касается и сестры организатора ЦСО клинической  больницы, может быть даже в большей  степени.

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела  исключительно большое значение для всех стран мира. Бурные темпы  роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, искусственное  подавление иммунитета при пересадке  органов и тканей - эти, а также  многие другие факторы усиливают  угрозу распространения инфекций среди  пациентов и персонала лечебных учреждений.

Современные научные факты, приводимые в работах зарубежными и отечественными исследователями, позволяют утверждать, что ВБИ возникают по меньшей мере у 5-12% больных, поступающих в лечебные учреждения. Так, в США ежегодно регистрируется до 2 000 000 заболеваний в стационарах, в ФРГ 500000-700000, что составляет примерно 1% населения этих стран. В США из 120000 и более больных, зараженных ВБИ, погибают около 25% заболевших и, по оценкам экспертов, ВБИ представляют собой основную причину летальных исходов. Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах, а наносимый ими ущерб ежегодно составляет от 5 до 10 млрд. долларов в США, в ФРГ - около 500 млн. марок.

Условно можно выделить три вида ВБИ:

·  у пациентов, инфицированных в стационарах;

·  у пациентов, инфицированных при получении поликлинической  помощи;

·  у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской  помощи больным в стационарах  и поликлиниках.

Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение.

В целях правильного понимания  основных направлений профилактики ВБИ целесообразно кратко охарактеризовать их структуру.

Анализ имеющихся данных показывает, что в структуре ВБИ, выявляемых в крупных многопрофильных ЛПУ, гнойно-септические инфекции (ГСИ) занимают ведущее место, составляя до 75-80% от их общего количества. Наиболее часто ГСИ регистрируются у больных хирургического профиля, в особенности в отделениях неотложной и абдоминальной хирургии, травматологии и урологии. Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей штаммов резидентного типа среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсеменности воздуха, окружающих предметов и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними.

Информация о работе Охрана здоровья среднего медицинского персонала в МУЗ Карагайская ЦРБ. Роль сестры-организатора