Мозговая организация речевых функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или ее нарушения у детей и взрослых. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической или феноменологической. По ней можно судить, какие стороны речи и в какой степени развились у ребенка в том или ином возрасте, какие звуки произносятся правильно, а какие искажаются или заменяются другими; каков объем словаря, грамматических средств языка, каковы речевая активность, способность к связному высказыванию и т.д. Между тем для подлинного понимания того или иного явления, с которым логопед имеет дело, этого явно недостаточно.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Нейропсихологическое понятие речевой функции………………………3
3. Виды и функции речи……………………………………………………..4
4. Мозговая организация речи……………………………………………….8
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Мозговая организация речевых функций.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Внешняя речь. Мозговые механизмы внешней речи следует рассматривать дифференцированно, так как они относятся к разным уровням (одни — к гностико-праксическому, другие — к языковому) и разным модальностям.

Импрессивная речь (восприятие речи) осуществляется пре­имущественно за счет левой височной коры. При этом первич­ные поля этой области, являясь корковым концом слухового анализатора, обеспечивают (совместно с первичными полями правой височной доли) физический слух. За счет вторичных по­лей приобретается и используется в дальнейшем функция рече­вого слухового гнозиса, т.е. способность узнавать (различать) речевые сигналы. Благодаря деятельности коры на уровне тре­тичных полей обеспечивается формирование и дальнейшее пользование фонематической системой языка. Это осуществля­ется зоной перекрытия височной, теменной и затылочной долей (ТРО). Она ответственна также за понимание сложных логи­ко-грамматических оборотов речи.

Экспрессивная речь, также, как и импрессивная, реализуется за счет разных уровней мозга. На гностико-праксическом уровне осуществляется артикуляционный праксис: афферентный (кинестетический) связан с функционированием нижнетеменной (постцентральной) зоной, эфферентный (кинетический) артику­ляционный праксис обеспечивается премоторной корой мозга.

На символическом (языковом) уровне мозговые механизмы речи актуальны для фонологической (фонематической) системы языка, а также для лексической и синтаксической системы. В рамках лексической системы языка основным видом речевой деятельности является называние — функция, которая осуществ­ляется преимущественно третичной (височно-затылочной) зо­ной слева (по Е.П. Кок). Мозговая организация синтаксической системы языка (фразовой речи) имеет наиболее сложную разно­уровневую структуру. На уровне глубинного («ядерного») син­таксиса основную роль играют лобные доли мозга. Ядерная син­таксическая структура фразы — это, по «существу», ее предельно свернутая программа. Она отличается высокой степенью логич­ности и, следовательно, близка к мыслительной деятельности в целом.

Поверхностная синтаксическая структура фразы представля­ет собой «разворот» ее ядерной части. Она осуществляется пре­имущественно за счет задне-лобных отделов левого полушария, где «хранятся» типовые модели фраз, а также за счет теменных долей мозга, ответственных за морфологические языковые опе­рации.

Овладение и дальнейшее пользование функциями чтения и письма зависит, в основном, от взаимодействия височной и за­тылочной областей мозга, т.к. они требуют выработки ассоци­ативной связи «фонема-графема». Как отмечалось ранее, реали­зация фонемы — функция височной (слуховой) коры, а графемы — зрительной (затылочной) коры.

Заключение

Итак, речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциально-видовым признаком биовида homo sapiens («человек разумный»).

Главные виды речи — внутренняя и внешняя. Также выделяют импрессивную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспроизведение) речь. По функциям речь делят прежде всего на коммуникативную и номинативную. Единицей номинативной речи является отдель­ное слово. Единицей коммуникативной речи является предложе­ние (фраза).

Речевая функция занимает ключевую позицию в разви­тии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми и главным инструментом познания мира.

Только совокупность всех рече­вых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, од­нако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные от­делы мозга.

Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.

Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Брока П., выделивший в 1861 году двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр  К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи).

Как правило, основные звенья мозговой системы обеспечения речевой функции сконцентрированы у человека в левом полушарии. Это, прежде всего, зоны Брока и Вернике.

Речь очень важна в жизни человека, особенно она важна для человека, как члена общества. Благодаря речи современный мир и существует в таком развитом виде. Благодаря речи происходит передача опыта, накопленного всем человечеством за всю его историю младшему поколению.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Бадалян Л.О. Невропатология. М.: ИЦ «Академия», 2009 г.

2.      Волкова Л.С. Логопедия. М.: Владос, 2009 г.

3.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

4.      Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика// Психологический журнал. – 1991. – Т.12, №6 – С. 12-25.

5.      Психологические и психофизические исследования речи: сборник. Институт психологии; отв. Ред. Т.Н. Ушакова. – Москва: Наука, 1985.

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Мозговая организация речевых функций