Мозговая организация речевых функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или ее нарушения у детей и взрослых. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической или феноменологической. По ней можно судить, какие стороны речи и в какой степени развились у ребенка в том или ином возрасте, какие звуки произносятся правильно, а какие искажаются или заменяются другими; каков объем словаря, грамматических средств языка, каковы речевая активность, способность к связному высказыванию и т.д. Между тем для подлинного понимания того или иного явления, с которым логопед имеет дело, этого явно недостаточно.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Нейропсихологическое понятие речевой функции………………………3
3. Виды и функции речи……………………………………………………..4
4. Мозговая организация речи……………………………………………….8
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Мозговая организация речевых функций.doc

— 85.50 Кб (Скачать)


МОСКОВКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

Клиника речевых нарушений

 

 

 

На тему:

«Мозговая организация речевых функций»

 

 

 

 

Регистрация №

 

Дата регистрации:

 

 

 

Выполнила: студентка II курса, заочного отделения,

24 группы, специальность «Логопедия»

Короткова Е.В.

 

 

 

 

 

Контрольная работа зачтена ­­_________________­­­___ Шилова Е.А.

      (подпись преподавателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

                            Оглавление:

1.      Введение ……………………………………………………………………3

2.      Нейропсихологическое понятие речевой функции………………………3

3.      Виды и функции речи……………………………………………………..4

4.      Мозговая организация речи……………………………………………….8

5.      Заключение………………………………………………………………..11

6.      Список литературы……………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В центре внимания логопеда обычно оказывается внешняя сторона процесса развития речи или ее нарушения у детей и взрослых. Эту внешнюю сторону принято называть симптоматической или феноменологической. По ней можно судить, какие стороны речи и в какой степени развились у ребенка в том или ином возрасте, какие звуки произносятся правильно, а какие искажаются или заменяются другими; каков объем словаря, грамматических средств языка, каковы речевая активность, способность к связному высказыванию и т.д. Между тем для подлинного понимания того или иного явления, с которым логопед имеет дело, этого явно недостаточно. Не менее, а может быть и более важно то, что обеспечивает полноценное владение речью или составляет причину ее дефектов – мозговые механизмы речи в норме и патологии. Знание этих механизмов требует ориентации в основах нейропсихологии.

Нейропсихологическое понятие речевой функции

Общепризнанно, что речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциально-видовым признаком биовида homo sapiens («человек разумный»). Не­даром обозначение «логос» применимо и к логической мысли, и к слову. В соответствии с этим в способности мыслить и говорить играет одна и та же область мозга — лобные доли.

В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологиче­ских особенностей, так и мозговой организации. Подчеркивает­ся сложность структуры речи, в составе которой выделяются два основных уровня. 1) гностический и праксический, 2) смыс­ловой.

Гностические и праксические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми сис­темно надстраивается в течение жизни смысловой уровень ре­чевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка — словами, фразами, построенными по правилам грамма­тики

Важную роль А. Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требу­ет различных невербальных опор, таких, как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т.д. Это означает, что:

- приобретение речи требует огромных, и при этом полимо­дальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными зонами мозга;

- овладение любой высшей психической деятельностью не­ возможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в существенно ограниченном объеме или же обходным путем, как например, при глухоте, не­ редко обозначаемой в быту как глухонемота.

Виды и функции речи

В теории речевой деятельности принято выделять виды и функции речи, мозговые механизмы которых до конца изучены, и, следовательно, их нейропсихологическое освещение пока что является неполным.

Главные виды речи — внутренняя и внешняя. Понятие внут­ренней речи является основополагающим для понимания рече­вой деятельности в целом. Наиболее полное и убедительное описание специфики внут­ренней речи принадлежит Л.С. Выготскому. Соответственно его представлениям, внутренняя речь является симультанной, максимально насыщенной смыслом, минимально оформленной фо­нетически. В отличие от Ж. Пиаже, считавшего, что внутренняя речь приходит на смену отмирающей эгоцентрической («речи для себя»), Л.С. Выготский указывал, что внутриречевой план образуется путем сворачивания эгоцентрической, усвоенной по подражанию речи взрослых. Этот факт он рассматривал как свидетельство ее социального и опосредованного происхождения. Л.С. Выготский как бы подвел черту под вопросом о соотноше­нии внутренней речи и мышления. В речи, указывал он, «мысль не воплощается, а совершается». Это означает, что речь и мысль взаимодействуют, совершенствуя друг друга: речь возникает на базе аморфной мысли, не имеющей дискретной структуры, но становится таковой под воздействием ею же рожденной речи.

В ряде работ более поздних авторов высказывается особое мнение по поводу природы внутренней речи. Так, английский ученый М. Критчли (М. Cnthly), вслед за известнейшим немец­ким исследователем нарушений речи А. Куссмаулем (A. Kussmaul), выделяет особый компонент внутренней речи — превербитум, включающий стадии подготовки к высказыванию, внут­реннего проговаривания, артикуляции. Принципиально важно, что М. Критчли считает превербитум промежуточным звеном между внутренней и внешней речью, который следует за внут­ренней речью и длится до стадии соответствия с нормативами построения высказывания, принятыми в языке.

Помимо внешней и внутренней выделяют импрессивную (восприятие и понимание) и экспрессивную (воспроизведение) речь.

Дифференциация речевой деятельности на экспрессивную и импрессивную, также получившая широкое распространение, привлекает внимание и к другим ее важным свойствам. Импрес­сивную устную речь принято рассматривать как включающую способность различать звуковые речевые сигналы, и в первую очередь, звуки речи, а на этой основе понимать слова, фразы, логико-грамматические конструкции. Разумеется, каждый из этих видов импрессивной речи включает задачи различной сте­пени сложности, определяемые особенностями воспринимае­мых текстов.

В экспрессивной речи особое место занимает артикуляцион­ная деятельность. Она невозможна без необходимого тонуса мышц и объема движений артикуляционного аппарата, которые иннервируются со стороны черепно-мозговых нервов. Необхо­димо также участие более высокого по иерархии артикуляцион­ного праксиса, управляющего речевыми мышцами.

В современной нейропсихологии его принято подразделять на: а) афферентный (способность воспроизводить отдельную артикулему); б) эфферентный (способность воспроизводить серию артикулем, входящих в слово или фразу). Исследователи детской речи (Р.Е. Левина и др.) обращают внимание на то, что ребенок, способный уже говорить целые слова, продолжает тяготеть к зву­коподражаниям, уточняющим способ произнесения звуков ре­чи. Это свидетельствует о том, что афферентный и эфферентный артикуляционный праксис осваиваются параллельно.

По функциям речь делят прежде всего на коммуникативную и номинативную. Единицей номинативной речи является отдель­ное слово. Единицей коммуникативной речи является предложе­ние (фраза). Коммуникативная речь характеризуется большей прагматичностью (практичностью). Она необходима всем людям и постоянно, в основном, для обмена мыслями. Диапазон номи­нативной речи иной. Она не только служит для общения, но и для своеобразного дублирования мира. Каждый предмет и явле­ние получают в слове-номинации «вторую жизнь», имеющую значительную степень абстрактности. В этом смысле можно го­ворить о «магии слова», превращающего все сущее в образы.

Существует еще один вид речи — индикативная. Она служит для индивидуального обозначения (индикации) каких-либо предметов. Наиболее важную часть индикативной речи состав­ляет топонимика — слова, обозначающие имена, фамилии лю­дей, географические названия и т.д. Многие из них, кочуя из языка в язык, утеряли свое первоначальное значение, и сейчас делаются многочисленные попытки их расшифровки. Более все­го привлекают людей «загадки» имени, т.к. существует мнение, что имя накладывает определенный отпечаток на судьбу человека.

Коммуникативная речь делится на диалогическую (ситуатив­ную и не ситуативную) и монологическую. Диалогическая речь, особенно ситуативная, оценивается как более простая, посколь­ку в ней гораздо большее место, чем в монологической, занимают паралингвистические средства выражения мысли (жесты, мимика, интонация). Обычно к речевым автоматизмам относят порядковую и аффективно окрашенную речь (возгласы, брань и пр.).

В зависимости от назначения речь имеет разные стили. Наи­более важны разговорно-бытовой и профессионально-деловой стили речи. Выделяют также научный, художественный, сленго­вый (жаргонный) и другие стили речи. У многих людей вызывает сожаление то, что практически отмирает овеянный дымкой ро­мантизма эпистолярный жанр речи, используемый в написании писем. Однако некоторые из нас владеют им и до сих пор, несмо­тря на появление интернета, факса и прочих чудес технического прогресса.

Наиболее крупным делением речи на виды является ее раз­граничение на устную и письменную, представленную чтением и письмом. Как известно, эти речевые функции являются наибо­лее поздними (молодыми), как в истории развития человечества (филогенезе), так и отдельного человека (онтогенезе). Помимо владения фонематическим строем языка, а также способности членораздельно артикулировать, письменная речь требует уме­ния соотносить фонему с соответствующей графемой (буквой). Буква является дополнительным звеном в структуре речевой де­ятельности, в значительной мере усложняющей ее.

Чтение отличается меньшей сложностью, чем письмо, в том числе и по особенностям мозговой организации, т.к. в нем (чте­нии) уже присутствует буква (графический эквивалент фонемы). Оно строится по алгоритму «графема-фонема» Это облегчает ус­воение ассоциативной связи «фонема-графема», необходимой для письма. Большую роль в выработке связи «фонема-графема» играет артикулема. Внешне это выражается в феномене, извест­ном как проговаривание. Известно, что всякий обучающийся пи­сать ребенок проговаривает все, что пишет. Взрослый тоже при­бегает к проговариванию — в случае затруднения.

Зрелая письменная речь — результат целого ряда изменений в структуре письменной деятельности. Наиболее ярко это изло­жено в работе А. Р. Лурии «Очерки устной психофизиологии письма» (1959) Вначале письмо предельно развернуто по струк­туре, но по мере овладения им сворачивается. Целый ряд состав­ляющих его звеньев, и прежде всего проговаривание, становятся ненужными. Грамотный человек пишет на основе упроченных типовых моделей. Значительную роль играет в них двигательный автоматизм.

Итак, речевая функция занимает ключевую позицию в разви­тии психики. Она является основным способом коммуникации между людьми и главным инструментом познания мира.

Мозговая организация речи

Современные представления о мозговой организации речевой функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет ди­намическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Речевые зоны мозга представлены на рисунке.

 

Только совокупность всех рече­вых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, од­нако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные от­делы мозга.

Органом сознательной деятельности человека, является кора больших полушарий.

Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый Брока П., выделивший в 1861 году двигательный центр речи. Затем немецкий психиатр  К. Вернике в 1873 году обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания речи). Анализ факторов клинических наблюдений  свидетельствовал, что нарушение таких сложных психических процессов, как речь, письмо, чтение, счет могут возникнуть при совершенно различных по местоположению поражениях коры головного мозга. Значительную территорию в коре мозга занимают клетки, связанные с мышцами губ и языка – органов речи.

Как правило, основные звенья мозговой системы обеспечения речевой функции сконцентрированы у человека в левом полушарии. Это, прежде всего, зоны Брока и Вернике. Однако операции по поводу эпилепсии, начатые в нашей стране в Л.М.Пуссепом в 1904 году, показали, что для речевых функций очень значительным может быть правое полушарие.

О том, что речевая деятельность связана у правшей с левым полушарием, стало известно более 100 лет тому назад. Вначале было открыта связь нарушения моторной речи с очаговыми поражениями левого полушария. Значительно расширились знания о речевых функциях левого полушария благодаря успехам нейрохирургии. Преобладающее значение левого полушария для осуществления речевой деятельности подтвердилось и при исследовании здоровых лиц с помощью метода дыхательного прослушивания.

За счет правого полушария происходит компенсация речевых расстройств, возникающих при поражении левого полушария.

Внутренняя речь. Мозговые механизмы внутренней речи от­носятся к числу проблем, не изученных к настоящему времени. Не вызывает сомнений, что она осуществляется за счет интегративной работы мозга, однако доминантную роль в ее организа­ции играют лобные доли. Это обусловлено тем, что внутренняя речь содержит программу любого высказывания, а функция программирования вообще принадлежит лобному отделу мозга. Очевидно и то, что в возникновении внутриречевого замысла принципиально важное значение имеет «глубина» мозга, обес­печивающая интенцию и мотивацию внешней речи Роль ви­сочных, теменных и затылочных долей в мозговых механизмах внутренней речи не вполне ясна. Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что внутренняя речь предельно свернута акустически (внутреннее звучание слов), можно думать, что ле­вая височная доля (слуховая, речевая кора) задействована незна­чительно. Относительно теменно-премоторной коры (внутрен­них артикуляционных опор будущего высказывания) также не имеется каких-либо определенных данных. То же самое отно­сится к затылочным отделам коры мозга, ответственным за зри­тельные образы и символы, «стоящие за словом».

Информация о работе Мозговая организация речевых функций