Монастырская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение истории монастырской медицины на примере больницы Киево-Печерской лавры с выделением наиболее выдающихся значимых моментов.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Монастырская медицина………………………………………………………3
2.1 Историческая характеристика рассматриваемого периода……………...3
2.2 Источники сведений о монастырской медицине………………………..4
2.3 Киево-Печерская лавра…………………………………………………….9
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Иллюстрации…………………………………………………………………..18
5. Список использованной литературы………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Монастырская медицина4.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

      Вторым  хроники отмечают «преподобного  Алимпия» (XI в.), судя по имени, также пришел на Русь из Палестины (рис.10). Он излечивал прокаженных, которых не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Как уже отмечалось, Алимпий был талантливым художником-иконописцем и нередко с большим успехом использовал некоторые иконописные краски в качестве мазей при лечении заболеваний кожи (возможно, они содержали известь или другие лечебные компоненты).

      В «Патерике» приведен рассказ об излечении  Алимпием одного больного, который  страдал тяжелым заболеванием кожных покровов. Этот больной, киевлянин, очень  богатый человек, безуспешно пытался  лечиться в своем городе: «И много  от волхвов и от врачев врачюемь бываше и от иноверных человек искаше помощи и не получи».  Если под «волхвами» здесь следует понимать народных «лечьцов», представителей языческого врачевания, к которым «Патерик» не мог иначе отнестись как с пренебрежением, то врачи – это образованные представители нецерковной, светской медицины. К ним принадлежало не мало русских врачей.

      Третьим и особенно славным врачевателем Киево-Печерской лавры назван «святой  и блаженный Агапит» (умер в 1095г) – ближайший ученик Антония (рис.11). Он бесплатно лечил и обитателей монастыря, и мирян, сам готовил лекарства, сам ухаживал за ними и пользовался большой известностью в народе. Однажды он исцелил внука Ярослава Мудрого черниговского князя Владимира Всеволодовича (который впоследствии стал киевским князем (1113-1125 гг.) и был известен в истории как Владимир Мономах). Потеряв надежду на исцеление, князь Владимир попросил преподобного Агапита прийти к нему. Однако Агапит, не выходивший за пределы Киево-Печерской лавры и лечивший только на территории обители, наотрез отказался исполнить волю князя: «Если я пойду из монастыря для князя, - ответил он, -  то должен буду делать то же самое и для простых людей». Тем не менее послал князю своего «зелья», от которого Владимир быстро поправился. По выздоровлении князь пожелал щедро вознаградить своего исцелителя и послал Агапиту богатые дары. Отражая общую для русских людей того времени точку зрения, авторы «Патерика» рисуют врача как лицо, которому претит всякая мысль о личном обогащении за оказанную медицинскую помощь. «О, чадо мое, - сказал посланнику Агапит, - я никогда и ни от кого не брал даров за лечение». И только после усиленных просьб взял преподобный Агапит княжеские дары и раздал их нищим.

      По  воззрениям «Патерика», врач должен быть образцом высшей гуманность, граничащей с самопожертвованием. Этим в высокой мере обладал «лечець» Агапит, который без зова шел к больному и служил ему, выполняя самые черновые работы до тех пор, пока недужный не вставал с постели. Вот в этом непосредственном и конкретном участии врача в судьбах больного «Патерик» и видит цель и внутреннее содержание врачебного призвания: «И сего ради (Агапит) бысть прозван лечець». Сердечное отношение к больному создает ему необычайную популярность и любовь больных, уважение народа: «И в граде слышно се бысть, некто в монастыри лечець, и мнози приношаху к нему болящая, и сдрави бываху».

      Гуманность  врача составляет лишь одну сторону  врачебного дела. Кроме того, врач должен обладать совершенным знанием медицины. Врачи «Патерика» искусно владеют способами диагностики и прогноза. Один только наружный осмотр больного дает им основание к правильному и твердому предсказанию. Такой прогностической способностью отличался, например, Киевский врач «Арменин», который настолько «хытр бе врачевати», что «токмо видев болнаго, познаваше и поведааше смерть ему», указывая при этом день и даже час; после этого уже никто не брался врачевать больного. Этот же просвещенный врач умел по «жилобитию» (по пульсу) ставить удивительно меткий диагноз: «Ем его (больного) за руку, рече яко в третий день умрет».

     Однако  диагностические приемы, доведенные даже до совершенства, играют по «Патерику» лишь соподчиненную роль в медицине. Главную же роль во врачевании составляет умение оказать конкретную помощь больному. Эта замечательная идея «Патерика» передана от лица русского врача Агапита, обратившегося с укором к «Арменину», который, пытаясь лечить Агапита, ничего не в состоянии был сделать, как только ограничиться предсказанием смерти ему через три дня на основании исследования пульса: «Се ли есть твоего врачевания разум? Смерть ми поведаеши, а помощи ми не можеши!». Высшее выражение врачебного искусства заключено в достижении полного излечения: «Аще еси хитр, то дажь ми живот», - говорит Агапит. Агапит в ответ ему сказал, что умрет не через три дня, а через три месяца. Предсказание Агапита исполнилось: он скончался через три месяца. Это, по словам «Патерика», так поразило «Арменина», что он принял православие и постригся в иноки той же обители, в которой подвизался преподобный  Агапит.

     Одновременно  с этим в «Патерике» высказывается  правильная идея об ограниченности врачебных  возможностей, знания врача имеют  свои пределы: «Ли врачеве воскресять?»  Не все болезни доступны излечению, часто труд врача не увенчивается благополучным исходом.

      Лечебная  слава Агапита в значительной мере покоилась на его тонком умении выбирать обычные пищевые средства и умело применять их у постели  больного. Ассортимент различных  местных «былий» пополнялся импортными средствами. Так, при посещении Агапита «Арменином» последний нашел у него одно зелие, которое было определено им, как зелие иноземное потому что его «от Александоия приносять».

      Скромность, по убеждению авторов «Патерика, является лучшим украшением врача. Агапит доступен каждому больному, ему чужды черты профессионального тщеславия. 

      Демьян (рис.12) лечил главным образом  детей: «И аще убо, когда приношаше  кто детищь болен каковем убо  недугом одржим бяше, приношаху в  монастырь к преподобному Феодосию, той же повелевашесему Дамиану молитву створити над болящим, а абие творящее, и маслом святом помазываше, и примаху исцеление приходящими к нему» (4, стр.169).

      Таким образом «Киево-Печерский патерик» содержит первые конкретные сведения о врачебной этике на Руси XI-XII столетий: лечец должен был быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного выполнять самые черные работы; быть терпимым и сердечным по отношению к нему; делать все, что в его силах для излечения больного и не заботиться о личном обогащении и профессиональном тщеславии. В этот период русской истории лечцы-монахи пользовались большим уважением. Многие из них были впоследствии канонизированы Православной церковью.

      Древнерусские монастырские больницы были так же очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи обучали медицине. В процессе перевода текстов с греческого и латыни на славянский язык монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Широкой известностью в Древней Руси пользовались «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского (переведенный в Х веке), «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (ок. 549 года, перевена на славянский в XII веке), «Физиолог» (II век, переведен на славянский в XIII веке).

        В XII веке одной из самых популярных книг был «Изборник», переведенный с болгарского оригинала в 1073 году по заказу сына Ярослава Мудрого великого князя киевского Святослава Ярославича (1027-1076 гг.). «Изборник» состоит из фрагментов библейских книг и сочинений  авторитетнейших византийских богословов и проповедников (начиная с Василия Великого) по вопросам богословия, христианской нравственности и мироведения.

      В 1076 году был записан другой «Изборник». Его составитель Иоанн собрал извлечения из сочинений византийских писателей, фрагменты из библейских книг и житий.

      Основной  целью русского перевода «Изборников» было связать общественные отношения  на Руси с нормами новой христианской морали. В то же время, по ходу изложения  в них описаны и некоторые  болезни, представления об их причинах, лечении и предупреждении, приведены советы по питанию (например, «силы в овощи велики» или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

        В «Изборнике» говорится и  о лечцах-резаликах (хирургах), которые умели «разрезать ткани», ампутировать конечности и другие больные или омертвевшие части тела, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа (каутеризацию) и лечить поврежденное место травами и мазями. Описаны ножи для расчленения и точила врачебные. Вместе с тем в «Изборнике» приведены недуги неисцелимые, перед которыми медицина того времени была бессильна.

      По  свидетельству Поликарпа и Симона в монастыре наряду с богословием  довольно интенсивно поддерживались интересы к светскому прикладному искусству, некоторым отраслям техники и естествознания. Среди «мужей чудных», подвизавшихся в монастыре, не было недостатка в энтузиастах-книжниках. Здесь долгое время жил большой книголюбец и философ Святоша (князь Святополк Черниговский). До пострижения он был обладателем большой библиотеки, тратил на книги свою казну и дарил их монастырю. Страстной любовью к книгам отличался инок Григорий, который ничего не имел кроме книг, дарил их другим, а продавая, раздавал деньги нищим. Григорий проявил большую склонность к огородничеству и садоводству: Имеаше же сей блаженный малый огородець, идее же зелие сеаше и древа плодовита.»

      Среди обитателей  монастыря было не мало хороших строителей зданий. Некоторые  умели делать правильные прогнозы погоды, разрешать собственными силами подчас довольно сложные меллиоративно-гидротехнические задачи. Химия нашла себе приверженца в лице инока Прохора. О нем рассказывается, что во время голода, когда не было ни пшеницы, ни соли, он сумел поставить на широкую ногу выработку соли высокого качества из печной золы, собиравшейся им по келиям. Прохору же удалось в одну из голодовок, то ли путем нахождения каких-то примесей к хлебу, то ли используя цельные части диких растений, изготовить по одному ему известному рецепту настолько высококачественный суррогат хлеба, что благодаря этому была поддержана жизнь как самого изобретателя, так и многих бедняков, обращавшихся к Прохору за хлебом.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение. 

      Изучив  вопрос о монастырской медицине в Древней Руси, мы приходим к выводу, что монастырская медицина играла немаловажную роль в охране здоровья населения Древней Руси.

     Мы  обнаруживаем борьбу монастырской медицины и мирской, причем борьба эта разрешается  победой первой (это мы видим из спора Агапита и «Арменина»).

     Уже к тому моменту определились те основные черты характера, которыми должен обладать любой врач и в настоящее время: гуманность, самопожертвование, сердечное  отношение к больным, совершенное  знание медицины, умение оказать качественную помощь больному, не зависимо от его социального положения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список использованной  литературы 

  1. Сорокина  Т.С. История медицины. М.: Академия, 2008
  2. Мирский М.Б. Медицина России X-XX веков. Очерки истории. М.: РОССПЭН, 2005
  3. Заблудовский П.Е. История отечественной медицины: часть 1. Период до 1917 года. М.: Б.и., 1960
  4. Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1960
  5. Кузьмин М.К. Лекции по истории русской медицины. Лекция 1-ая: Медицина Древней Руси, М., 1960
  6. Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной России. Казань, 1891
  7. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. Вече, 2003

Информация о работе Монастырская медицина