Монастырская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение истории монастырской медицины на примере больницы Киево-Печерской лавры с выделением наиболее выдающихся значимых моментов.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2
2. Монастырская медицина………………………………………………………3
2.1 Историческая характеристика рассматриваемого периода……………...3
2.2 Источники сведений о монастырской медицине………………………..4
2.3 Киево-Печерская лавра…………………………………………………….9
3. Заключение…………………………………………………………………….16
4. Иллюстрации…………………………………………………………………..18
5. Список использованной литературы………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Монастырская медицина4.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...2

2. Монастырская  медицина………………………………………………………3

    2.1 Историческая характеристика рассматриваемого периода……………...3

    2.2  Источники сведений о монастырской медицине………………………..4

    2.3 Киево-Печерская лавра…………………………………………………….9

3. Заключение…………………………………………………………………….16

4. Иллюстрации…………………………………………………………………..18

5. Список использованной  литературы………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение. 

      Врачебная деятельность народов мира проходила на фоне общего исторического развития общества, формируясь по законам, единым для всякой науки. Великие открытия в медицине находились в неразрывной связи с достижениями в философии, естествознании, искусстве и точных науках. Если древние люди руководствовались в основном религиозными догмами, то начиная с позднего Средневековья развитие врачебной практики проходило под знаменем великих научных открытий.

      Актуальность  выбранной темы. Вопрос о древнерусской медицине, о ее роли и статусе является одним из основных в истории медицины. Изучение ее, наряду с теоретическим, имеет и практическое значение, поскольку дает возможность использования знаний, сформировавшихся на протяжении многих веков. В связи с этим изучение истории древнерусской медицины, а именно одного из ее направлений – монастырской медицины, является одной из задач современной медицины.

      Цель  работы: изучение истории монастырской медицины на примере больницы Киево-Печерской лавры с выделением наиболее выдающихся значимых моментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Монастырская  медицина. 

2.1 Историческая характеристика  рассматриваемого  периода. 

      Восточные славяне основали свое государство  в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.

      На  Руси были значительные продвижения  в социально-экономическом плане: стали разделяться земледелие и  ремесло, общины постепенно мельчали, формировались слои населения, различавшиеся  доходами, а потому получили развитие раннефеодальные отношения. Крупнейшими центрами торговцев и ремесленников были Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Псков, в которых росло народонаселение, а следовательно, и спрос на товары общего пользования.

      Важнейшей торговой артерией Древней Руси был  «Великий путь из Варяг в Греки». Начинаясь в Варяжском (Балтийском) море, он оканчивался в Русском (Черном) море и связывал Русь со Скандинавией и Византией. На противоположных концах этого пути стояли крупнейшие города земли Русской: на севере – Ладога и Новгород, на юге – Киев.

     Окончательное объединение всех земель восточных  славян в составе Киевской Руси завершилось  при князе Владимире Святославовиче (978 – 1015гг.), прозванным в народе «Красное Солнышко». Формирование единой народности требовало принятия единой государственной религии (т.е. замены языческого многобожия монотеизмом). После глубокого ознакомления со всеми религиями Владимир избрал христианство (988г.) в восточном (византийском) варианте, позднее получившим название православие.

     Этот  серьезный политический акт не был случайным событием. Христианство на Руси было известно с IX в. Некоторые приближенные князя Игоря (912 – 945 гг.) были христианами. Княжившая после Игоря его жена княгиня Ольга (945 – 969 гг.) в 946 г. посетила Константинополь и приняла крещение, став первым на Руси правителем, принявшим христианство. В Киеве была христианская община и церковь св. Ильи. Таким образом к концу X в. Киевская Русь уже вошла во взаимодействие с византийской христианской культурой. Кроме того в западном варианте христианства Владимира не устраивало ведущее положение церковной власти в сравнении со светской. В Западной Европе латинский язык господствовал в культуре и в богослужении, а православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии наряду с монахами (черным духовенством) действовали приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации.

     Кроме того причинами являются:

  • Социальное неравенство людей требовало оправдания и объяснения;
  • Необходимость объединить племена;
  • Повышение международного авторитета

   Тем не менее распространение и утверждение  новой религии в народе растянулось  на многие десятилетия и даже века.

   Одним из выдающихся достижений славянской культуры того времени явилось создание в середине IX в. славянской азбуки – кириллицы, положившей начало славянской письменности. Несмотря на то, что до крещения на Руси были предпосылки письменного объяснения, начало славянской письменности относят именно к этому периоду. Заслугу эту стоит отнести на счет Константина (в монашестве Кирилла (827–869)) и брата его Мефодия, которые и придумали кириллицу, состоявшую изначально из 38 букв, для того чтобы доступно можно было проповедовать христианскую религию людям, не владеющим иными языками кроме славянского.

      С той поры в Европе официально были утверждены три монарха высшего  ранга: император священной Римской  империи, цесарь Византии и великий  князь Киевский. Это облегчало  обмен политической и культурной информацией между странами, а  также дало начало такому феномену как средневековая русская культура. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые рукописи. На славянский язык их переводили монахи – самые образованные люди того времени. Монахами были летописцы Никон (XI в.), Нестор и Сильвестр (XII в.). Написанные на пергаменте в эту эпоху Киевской Руси, эти книги сохранились и до наших дней.   

2.2 Источники сведений  о монастырской  медицине. 

     Древнерусская немедицинская письменность. Как оригинальная, так и переводная древнерусская литература, изданная и сохранившаяся в виде рукописей, чрезвычайно богата и разнообразна.

  • Летописи. Первое место среди памятников немедицинской письменности должно быть отведено летописям. Непревзойденное источниковедческое значение приобретают летописи при изучении «моров» в русской земле. От внимания летописцев не ускользают такие вопросы, как началась эпидемия, появился ли «мор» спонтанно в государственных границах Руси или зараза была принесена из-за рубежа. Особенно важны указания на возрастные особенности. Почти всегда находит соответствующее отражение на страницах летописей, поражаются ли «мором» только взрослое население или эпидемия одновременно захватывает и детей.  Примечательна яркая картинность описаний клинических признаков некоторых заболеваний в летописях, особенно псковско-новгородского происхождения. Это относится прежде всего к симптомам «характерного мора» (легочной чумы) – кашлю, специфической мокроты; колотье в груди при этом образно сравнивается с внезапным ударом рогатины между плеч.

       На страницах летописей открывается большая галерея древнерусских национальных «лечьнов», начиная от лекарей-волхов домонгольского периода и кончая учеными врачами и писателями эпохи централизованного Русского государства. Отражая древнерусские традиции, летописцы высказывали правильный взгляд на врача как на одного из наиболее полезных членов общества, а профессиональный труд его рассматривали как  «ремьство» (мастерство), как искусство, как дело, достойное всякой похвалы и уважения.

      Одно  из важнейших явлений в истории отечественной медицины – зарождение и развитие больничной помощи на Руси – также удобнее всего проследить и изучить по данным летописных свидетельств: по биографиям Феодосия Печерского, Ефрема Переяславского. Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского и т.д.

  • Древнерусские сборники. Они содержат обширный свод сведений по самым разнообразным и подчас совсем неожиданным вопросам древнерусского медико-санитарного дела.

         « Изборник Святослава», переведенный в  Х веке с греческого на болгарский язык в Болгарии, он был впоследствии переписан на Руси для Киевского князя Святослава, сына Ярослава Мудрого. Важно отметить  высказывания сборника о врачебной профессии. Сборник богат указаниями на приемы врачевания, в нем указываются распространенные в древности лекарственные средства растительного, минерального и животного происхождения. Понятия «врач», «врачевание» как выразители уже сложившегося врачебного института в «Изборниках» выступают со всеми присущими им общепризнанными чертами. Высказывается правильная идея о возможности пользы больному от врачевания лишь при условии, когда «врачьба» бывает направлена «на плотьное пегование», т.е. на внимательный уход, на удовлетворение всех нужд и желаний больного. Конечная цель медицины в «Изборниках» представлена только как утилитарная. У врача нет более задачи, как «исцелить» больного и « здравие подать» ему (подробнее см.след.главу).

  • Агиографическая литература. Обособленную группу источников представляет литературу, называемая патериками, или отечниками, или «житиями святых». Исторической наукой  эта литература признана одним из важнейших источниковедческих материалов. Для истории русской медицины первоочередный интерес должны вызывать русские «жития святых», т.е. те, редакция которых целиком принадлежала русскому авторству, в которых описаны типично русские черты, потому что весь материал для них черпался из конкретной русской действительности. Принято считать, что показания «житий» нередко дополняли свидетельства русских летописцев. Отсюда делается понятным их значение для уяснения некоторых сторон истории русского врачевания.  

         «Житие  Феодосия Печерского». Выдающееся значение этого «Жития», приписываемого перу великого Нестора и сохранившегося в списке XII века, определяется прежде всего тем, что этот памятник  письменности содержит редчайшее свидетельство о факте организации самой первой больницы на Руси в третьей четверти XI века, следовательно на несколько десятков лет ранее постройки больницы в Переяславле Южном (1091 год), если даже признать правильным на указание на этот факт в Никоновской летописи. Больница Феодосия не была плодом его личной филантропии, как это рисуется в «Житии», а ее возникновение  в Киеве явилось делом государственным. Она служила своевременным ответом на возраставшие потребности крепнувшего русского феодального княжества  в сосредоточении больных и инвалидов войны в таком месте, где бы им были обеспечены организованный уход, питание, лечение под присмотром лиц, сведующих во врачевании. Сохраняя значение основного исторического документа о первоистоках больничного и амбулаторного строительства на Руси, «Житие Феодосия Печерского» должно рассматриваться, помимо того, как важнейший и наиболее ранний источник сведений по вопросам древнерусской патогеографии, частной патологии, нозологии и симптоматики болезней русского народа. В нем приведено несколько клинических описаний заболеваний, способов ухода и лечения больных. Попутно в «Житии» сообщается много таких данных, которые имеют интерес для истории санитарного быта: упоминается о пищевых средствах и продуктах питания, о транспортировке и хранении их, о водоснабжении, об особенностях домашней обстановки, описывается одеяние русских людей, картины домашнего воспитания детей, перечисляются некоторые паразитические насекомые и грызуны – передатчики болезней человека и домашних животных и т.п.

         «Киево-Печерский  патерик». Этот источник должен быть рассмотрен вслед «Житием Феодосия Печерского», т.к. имеет с ним очень тесную связь. Хотя древнейшая рукопись этого  произведения относится к XV веку, однако такая дата может быть приурочена только к окончательному литературному оформлению «Патерика», а само первоначальное появление надо отодвинуть к гораздо более раннему времени. В составлении «Патерика» принимали участие бывшие иноки Киево-Печерского монастыря Симон и Поликарп, которые, придя в зрелый возраст, описали один в конце XII века, а другой в начале XII века более чем в 20 рассказах факты «подвижничества» в Киево-Печерском монастыре. В «Патерике» нашло отражение глубокое влечение его русских авторов к славной Киевской старине, поэтому на первое место ими выдвинут национальный момент. Основной задачей ставилось возвеличивание Печерского монастыря как русского религиозного центра. Одновременно создавалась апология Киевского государства, к тому времени утратившего свое былое значение. Медико-санитарные мотивы тоже должны были в «Патерике» звучать  довольно заметно. И действительно, он им отводит большое место. «Патериком» категорически утверждается факт существования вполне оформленной  амбулаторно-больничной организации, которая восходила еще ко временам Феодосия (подробнее см.след.главу).

Информация о работе Монастырская медицина