Модели моральной медицины в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:46, реферат

Описание работы

Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня, как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому пути. Однако эта норма, как моральное требование, завоевывает все большее признание. В осуществление этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная.

Работа содержит 1 файл

биоэтика.docx

— 46.22 Кб (Скачать)

Злоупотребления психиатрией  в политических целях можно считать  следствием извращенной патерналистской  врачебной позиции, но в весьма циничной форме. Характерно, что жертвами “картельной  психиатрии” стали многие активисты  правозащитного движения в нашей  стране. Именно независимая медицинская  экспертиза состояния психического здоровья у них подняло волну  возмущения во всем мире. В итоге  в 1988 г. началась демократизация отечественной  психиатрии.

2. Эвтаназия

Термин “Эвтаназия”  происходит от греческих слов eu- “хорошо” , и thanatos – “смерть” , означая буквально “добрая” , “хорошая” смерть. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящие к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения некупируемой боли и страданий.

На практике применяется  достаточно четкая классификация эвтаназии.

  1. Medical decision concerning end of life (MDEL) , или “медицинское решение о конце жизни” . MDEL можно разделить на две большие категории:
  2. Собственно эвтаназия - случаи активного участия врача в смерти пациента. Это, собственно, производимое врачом убийство больного с информированного согласия (см. выше) последнего;
  3. Ассистируемый врачом суицид (Phisician assisted sucide - PAS) , когда врач приготовляет смертельное лекарство, которое больной вводит себе сам.

Случаи, когда роль врача сводится к согласованному с пациентом отказу от назначений, позволяющих продлить жизнь больного, или же к осуществлению мер и/или увеличению доз облегчающего страдания лекарства (например, обезболивающего или снотворного) , в результате чего жизнь больного сокращается. В основном - это прием опиоидных анальгетиков. Также, к данной группе следует отнести сознательное информирование безнадежно больного о смертельной дозе принимаемого им препарата.

В настоящее время  в обществе имеется две противоположных  подхода к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники каждого подхода приводят свои аргументы в пользу эвтаназии.

Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допустимой по нескольким соображениям:

    • Медицинским - смерть, как последнее средство прекратить страдания больного.
    • Заботы больного о близких - “не хочу их обременять собой” .
    • Эгоистическим мотивам больного - “хочу умереть достойно” .
    • Биологическим – необходимость уничтожение неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека, как биологического вида, вследствие накопление патологических генов в популяции.
    • Принцип целесообразности – прекращение длительных и безрезультатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных больных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступивших с меньшим объемом поражений.
    • Экономические – лечение и поддержание жизни ряда неизлечимых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств.

Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения “неполноценных” , умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны.

Противники эвтаназии  в любой форме приводят другие аргументы:

    • Прежде всего, религиозные моральные установки - “не убий” и “любовь к ближнему ради Бога” (самоочищение и путь к Спасению через заботу о тяжело больных людях) .
    • Медицине известны редкие случаи самопроизвольного излечения рака, само развитие медицины суть борьба со смертью и страданием (изыскание новых средств и методов лечения) .
    • При активной социальной позиции общества возможна практически полная реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, позволяющая вернуть человека к жизни как личность.

В целом, наиболее активными  и последовательными противниками эвтаназии являются представители  духовенства. Так, они рассматривают  любой вид эвтаназии как убийство пациента врачом (в случае активной эвтаназии) , или как попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия) , что и в том, и в другом случае есть преступление законов, положенных Богом.

Ниже приводятся два примера из реальной жизни: скандал  вокруг деятельности доктора Джека  Кеворкяна (США) и исследование действительных причин смерти мужчин-гомосексуалистов, больных СПИДом, в Голландии.

Трагическая история, произошедшая в США и получившая огромный общественный резонанс: за период с 1990 по 1997 гг. в результате суицида, ассистированного доктором Джеком Кеворкяном наступила смерть нескольких десятков (!) пациентов, больных различными формами рака, болезнью Альцгеймера, синдромом хронической усталости и др. неизлечимыми на сегодняшний день заболеваниями. Джек Кеворкян разработал специальное приспособление для введения яда в организм пациента, оно приводилось в действие, когда пациент сам нажимал особую кнопку, приводящую механизм в действие. И это только те случаи, которые расследованию удалось связать с личностью Джека Кеворкяна.

Установлено, что  в Нидерландах 2,1% всех смертей предшествовало так называемое медицинское решение  о конце жизни. Эвтаназия и PAS разрешены  там, в ограниченных законом случаях, однако, правомерность их применения все еще обсуждается.

Многие исследователи  полагают, что частота эвтаназии  и PAS у больных СПИДом должна превышать  официальные 2,1%. Обращает на себя внимание, проведенный Bindels анализ данных 131 мужчины-гомосексуалиста, которым в период с 1992 по 1995 г. был поставлен диагноз СПИДа, и умерших до 1 января 1995г. Два описанных выше варианта MDEL сравнивали со случаями естественной смерти, к которым относили умерших без какого-либо медицинского вмешательства, что также могло укорачивать жизнь больного.

Мультивариантный анализ показал, что 29 (22%) человек умерли в результате эвтаназии/PAS и 17 (13%) - в результате других MDEL, т.е. одна треть (!) этих мужчин приняла предложенные им медицинские решения о конце жизни.

Существенные статистически  значимые различия были обнаружены в  возрасте больных на момент постановки диагноза: в группе “эвтаназия/PAS” 72% пациентов были в возрасте 40 лет  и старше, тогда как среди умерших  естественной смертью таковых было только 38%. Это позволяет предполагать наличие относительного риска применения эвтаназии или ассистируемого суицида.

Возможным объяснением  большей частоты MDEL в этой когорте  следует считать осведомленность  пациентов о течении СПИДа  и неэффективности современных  методов его лечения.

Приведенные выше факты  говорят о готовности ряда врачей оказать содействие в ускорении  наступления смерти и готовности некоторых категорий больных  принять предложение врача об эвтаназии, что должно заставить  общество серьезно задуматься о реальной угрозе того, что в скором будущем  оно рискует обратиться к моральной  модели, описываемой Ф. Ницше: “…Больной  – паразит общества. В известном  состоянии неприлично продолжать жить…” .

3. Аборты, ЭКО и контрацепция

Отношение к проблеме медицинского аборта неоднозначно со времен античности до наших дней. В  “Клятве” Гиппократа (V в. до н.э.) четко  сформулировано: “…Я не вручу никакой  женщине абортивного пессария…” . Напротив, Аристотель в “Политике” пишет, что если “…должен родится ребенок сверх положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, прежде, чем у зародыша появится чувствительность к жизни…” . В “Клятве российского врача” и “Этическом кодексе российского врача” , принятых на 4-й конференции Ассоциации врачей России в 1994г. отношение к искусственному прерыванию беременности никак не отражено.

Следует также отметить и юридический аспект данной проблемы. Сама операция искусственного прерывания беременности прошла путь от полного  запрещения под страхом смертной казни до полной легализации в  наши дни, как права женщины распоряжаться  функцией собственного тела.

Революционным достижениями XX века является возможность контрацепции и искусственного оплодотворения. Контрацепция длительное время отвергалась христианством, которое признавало единственной формой предупреждения зачатия воздержание  в браке. Это сформировало воззрения  врачей, продержавшиеся до начала ХХ века, и только в конце нашего столетия врачебным сословием была принята  официальная политика медицинской  помощи по контрацепции. ЭКО была неоднозначно встречено духовенством, так как  данная процедура, с одной стороны, вмешивается в сам процесс  зарождения жизни, а с другой –  все-таки позволяет иметь желанного  ребенка в бесплодном браке. Нельзя не отметить, что христианские ученые даже самых либеральных взглядов признают только оплодотворение спермой  мужа, так как, по их мнению, донорство  в подобной ситуации угрожает разрушить  сам институт семьи, освященный Богом.

Аборт и ЭКО тесно  связаны со статусом эмбриона, со сроком, с которого следует считать его живым существом. В первом случае уничтожается всякий эмбрион, во втором уничтожаются “эмбрионы-дублеры” .

С точки зрения католицизма  со времен Ф. Аквинского “одушевление”  происходит на 40-й после зачатия  у мужчин и на 80-й день - у женщин. Врачи длительное время считали  плод живым со времени его первого  шевеления, регистрации сердцебиения. Несколько в стороне стоит  вопрос жизнеспособности (способности  выжить вне организма матери) , связанный с формированием легочной системы (не ранее 20 недель от зачатия) .

С точки зрения современной  биологии и эмбриологии человек  как биологический индивидуум формируется  сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов.

Таким образом, врач должен решить для себя вопрос “когда считать эмбрион человеком?” , что бы произвести аборт или уничтожение “запасного” эмбриона, не нарушив заповеди “не убий” .

4. Терапия фетальными тканями

Терапия фетальными тканями представляет собой введение в лечебных целях тканей, взятых от плода, извлеченного в результате операции прерывания беременности на поздних сроках (аборты по социальным и медицинским показаниям) . Вопрос об этичности подобных процедур следует рассматривать в контексте допустимости абортов вообще.  

 

Список  литературы

 

  

  1. Силуянова И. В., “Современная медицина и православие” , М., Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры” , 1998г.
  2. Журнал “Вопросы философии” , № 3,1994 г.
  3. Современная философия: словарь и хрестоматия. “Феникс” , Ростов-на-Дону, 1995г.
  4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. “Феникс” , Ростов-на-Дону, 1995г.

Информация о работе Модели моральной медицины в современном обществе