Медицина Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и Тибете, поражает цельностью своих философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае ………… 5
2. Особенности китайской философии, ее влияние на развитие медицины
3. Методы лечения китайской медицины ………………………………... 18
Заключение ……………………………………………………………… 24
Список литературы ………………………………………………........... 26

Работа содержит 1 файл

медицина Древнега Китая.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

  Введение ………………………………………………………………… 3
1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем  Китае ………… 5
2. Особенности китайской  философии, ее влияние на развитие медицины ………………………………………………………………...  
13
3. Методы лечения  китайской медицины ………………………………... 18
  Заключение  ……………………………………………………………… 24
  Список литературы ………………………………………………........... 26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Восточная медицина, сложившаяся в глубокой древности в Китае, Индии и  Тибете, поражает цельностью своих  философских основ, комплексным подходом к лечению и разнообразием терапевтических методов и систем. Основной особенностью этих методов является мобилизация внутренних ресурсов организма человека.

     Сложившиеся в современном мире европейские  медикаментозные методы лечения принесли с собой неожиданные осложнения и проблемы, неведомые древним медикам. Массовое применение антибактериальных и других препаратов резко снизило иммунитет людей. На психологическом уровне также появились осложнения, связанные с быстродействием современных химических препаратов. Развивается и усиливается специализация врачей, приводящая к потере нравственных и профессиональных ориентиров.

     Большинство людей считают, что европейская традиционная лекарственная медицина занимается только нашими болезнями, а вовсе не здоровьем человека. Узконаправленное действие препаратов, полученных искусственным путем химического синтеза, их побочное влияние на разные физиологические процессы, увеличение числа соматических, психических, душевных болезней, в том числе смертельно опасных (массовая аллергия на лекарства и химикаты, используемые на производстве и в быту), подталкивают к поиску иного решения. Люди, наконец, начинают понимать, что действие употребляемых лекарств далеко не всегда помогает организму справляться с болезнью, а часто и мешает ему, ослабляя развитие естественных реакций. Страдают другие органы и системы организма, ухудшаются его функции, что кладет основание для будущих болезней.

     В настоящее время происходит отвержение узкоспециализированной медицины и формирование принципиально другой медицины, которая использует физиологические механизмы самого организма для предупреждения, профилактики болезней и компенсации развивающихся нарушений. При сложном и мучительном процессе выработки научной медициной других, более цельных и комплексных подходов двадцативековой опыт восточной медицины может оказать неоценимую помощь.

     По  существу, предполагается интересная и творческая работа по слиянию достижений Востока и Запада, причем нельзя упускать даже крупицы полезного и у тех, и у других. Это не представляет собой неразрешимую задачу, как может показаться на скорый взгляд, так как со времен своих основателей Асклепия и Гиппократа до недавно (250-300 лет тому назад) начавшегося бурного развития физиологии европейская и восточная медицины оперировали весьма схожими понятиями и образами.

     Итак, целью данного реферата является рассмотрение самобытности древнекитайской культуры, а также медицины и фармации.

     Для достижения поставленной цели важно выполнить следующие задачи:

     - объяснить основные термины и понятия, иметь представление об основных этапах культурного развития Древнего Китая, его вкладе в копилку мировой культуры,

     - знать и уметь охарактеризовать основные взгляды на причины и происхождение болезней в китайской медицине, классические методы диагностики и специфические виды терапии, нашедшие широкое применение в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Культура врачевания и лекарствоведение в Древнем Китае 

     В первобытнообщинный строй (до 14 в. до н.э.) на территории северного Китая, где зародилась китайская цивилизация, археологическими раскопками обнаружены остатки ранних первобытных культур. Люди культуры Ян-шао (примерно с середины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия до н.э.) уже знали земледелие и скотоводство, но занимались также охотой и рыболовством. Луншаньскую культуру сменила культура бронзы эпохи Шан (или Инь) (16-11 в.в. до н.э.). Обе эти культуры имеют много общих черт. По преданиям, приводимым более поздними литературными источниками можно проследить в общих чертах развитие первобытнообщинного строя и его разложение, начавшееся в неолитический период и закончившееся в эпоху бронзы становлением классового общества.

     Рабовладельческое общество (14 в. до н.э. – первые века н.э.). О характере раннего классового общества в эпоху Шан (Инь) можно судить по иньским надписям на панцирях черепах и костях животных, самые ранние из которых относятся к концу 14 - началу 13 в. до н.э.

     Во  главе государства, представлявшего  интересы землевладельческой аристократии, стоял наследственный монарх - Ван. Угнетенные классы состояли из общинников-земледельцев, ремесленников, а также из рабов, главным образом военнопленных. Труд рабов в основном использовали в скотоводстве. В иньском обществе сохранялись значительные пережитки первобытнообщинных отношений. Государство Инь вело длительные завоевательные войны с соседними племенами, в результате чего его территория расширилась и к 11 в. до н.э. охватывала современные провинции Хэнань, Шаньси, частично Шэньси, Хэбэй. В иньскую эпоху развивалась культура, положившая начало китайской цивилизации времен достоверной истории. Появились зачатки лунного календаря, возникла письменность - прообраз современного иероглифического китайского письма.

     Классовые противоречия и обострившаяся политическая борьба между различными царствами нашли своё отражение в области идеологии. В 6-3 в. до н.э. сформировались основные философские школы. Между ними велась острая борьба.

     Войны между государствами закончились  победой царства Цинь и созданием  первой в Китае централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нём были соединены стены северных царств и создана Великая китайская стена. Многие китайские авторы относят начало феодализма в Китае к 3 веку до н.э. - 1  веку н.э.

     Феодальный  Китай (с первых веков н. э. до 40-х г.г. 19 в.). В первых веках н.э. окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом свободной купли-продажи, окрепло крупное землевладение «сильных домов», получило развитие система надельного землевладения на государственных землях. Свыше 100 лет продолжалась борьба на Севере Китая между некитайскими царствами, в ходе которой наиболее сильное из них государство Тоба Вэй, созданное сяньбийским племенем тоба, уничтожило соперников и объединило под своей властью весь северный Китай.

     Период  до конца 6 века известен в истории под названием Нань бэй чао, он характеризовался войнами между северными и южными царствами, а также междоусобной борьбой феодалов внутри царств. В 4-6 веке развивается церковное (буддийское) землевладение, главным образом на Севере Китая, где к началу 6 века было около 30 тысяч буддийских монастырей с 2 млн. монахов (буддизм проник в Китай из Индии в 1 в. н.э.).

     Итак, в Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3 - го и начале 2 - го тысячелетия до нашей эры. В этот период  рабовладения в Китае возникла иероглифическая письменность, удержавшаяся в течение тысячелетий.

     Сложность этой письменности делала грамотность и образование труднодоступными и превратила их в монополию небольшой группы жрецов и аристократов.

     Во 2-ом веке до н.э. в Древнем Китае  была начата выработка бумаги, а  овладение техникой ее производства произошло во 2 веке н.э. Поэтому большая  часть древних книг вырезана на деревянных бамбуковых дощечках, черепашьих панцирях, каменных барабанах или написана на шелке.

     В Древнем Китае были известны порох, бумага и компас. Больших успехов  достигли точные науки. Лекарствоведение занимала особое место в культуре Древнего Китая. Ее история начинает свои корни более чем 4 тысячелетия назад.

     Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.

     Один  из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя  по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).

     В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 - растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:

     - неядовитые лекарства (омолаживающие) - около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;

     - тонизирующие лекарства - около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;

     - токсические лекарства - около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.

     В травнике упоминаются такие лекарственные  формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.

     При императоре Шэнь Нуне был составлен  самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.

     Первым  многотомным источником истории  Древнего Китая был «Ши цзи» - исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145-86 г.г. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.

     Древнейшим  из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди  Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен  около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа - Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых - «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих девяти томах - «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение.

     Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия - истории болезни.

     Изучение  действия растительного сырья позволило  обогатить имеющие травники, и  в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь  нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.

     Справочник  «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун  Цзин (452-536 г.г.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов. 

     Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.

Информация о работе Медицина Древнего Китая