Личная и общественная гигиена

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:23, реферат

Описание работы

Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста; правильное чередование умственного и физического труда, регулярный прием полноценной пищи, занятия физкультурой, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

Содержание

• ВВЕДЕНИЕ
• ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА
o Личная гигиена.
o Рациональный режим дня и объем двигательной активности
o Уход за телом и полостью рта
o Рациональное питание
o Гигиена одежды и обуви
• ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

 

 

 

 

План

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА
    • Личная гигиена.
    • Рациональный режим дня и объем двигательной активности
    • Уход за телом и полостью рта
    • Рациональное питание
    • Гигиена одежды и обуви
  • ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Личная гигиена определяется совокупностью гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья и включает общие гигиенические правила для любого возраста; правильное чередование умственного и физического труда, регулярный прием полноценной пищи, занятия физкультурой, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. 
К личной гигиене относят: 
1) гигиенические требования к содержанию в чистоте белья, одежды; 
2) требования к содержанию в чистоте жилища; 
3) соблюдение чистоты при приготовлении пищи. 
Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, постоянно населяющих покровы тела, создаются благоприятные условия для размножения гноеродных микробов, паразитарных грибков и других вредных микроорганизмов. Особенно много бактерий обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход и тщательное мытье рук. Чистота рук работников общественного питания — обязательное условие работы. 
Необходимо тщательно ухаживать за кожей тела и волосами — принимать душ, посещать баню. Необходимо помнить, что при нарушении целости кожного покрова легко могут возникнуть грибковые заболевания и гнойничковые заболевания кожи. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целости зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов. Чистить зубы нужно каждый день, полоскать рот после каждого приема пищи. Не реже двух раз в год посещать стоматолога. 
Помимо общегигиенических мероприятий, личная гигиена включает уход за наружными половыми органами. Эти специальные мероприятия нужно начинать с момента рождения ребенка и проводить постоянно. 
Важное место занимает соблюдение чистоты нательного белья, рабочей одежды, ежедневная смена носков (чулок), особенно при повышенной потливости ног. Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельную постель и полотенца (личное и банное); перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку. 
Соблюдение чистоты тела и одежды немыслимо без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне, а также в производственных помещениях. 
Все эти гигиенические мероприятия приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, так как несоблюдение гигиенических требований может отрицательно сказаться на здоровье и трудоспособности окружающих больного людей.

Гигиена -- медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обеспечение его высокой работоспособности.

Как наука о здоровье гигиена  находит все возможности для  своего развития во многих странах, в  том числе и в России. И это понятно, так как наше государство берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения.

Общественная гигиена  неразрывно связана с личной. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное значение.

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена.

Личная гигиена  включает в себя общие гигиени-ческие правила: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся гигиенические требования к уходу за телом и по-лостью рта, отказ от вредных привычек, разрушающих здоровье и тре-нированность.

Большое значение для здоровья имеет гигиена занятий физичес-кими упражнениями, направленная на то, чтобы физические упражнения и внешние условия их выполнения оказывали благотворное влияние на организм физкультурника, спортсмена.

Многие гигиенические  положения, нормы и правила широко ис-пользуются в практике физического воспитания, в том числе и в си-стеме профессионально-технического образования.

В конечном итоге гигиенические  мероприятия и занятия физичес-кой культурой преследуют общие цели: укрепление здоровья, повы-шение закаленности, умственной и физической работоспособности, по-вышение готовности учащихся к высокопроизводительному труду и защите Родины.

Рациональный  режим дня и объем двигательной активности

Основой сохранения здоровья человека является рациональный режим дня: правильное чередование  труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема  и отхода ко сну, выполне-ние ряда гигиенических мер.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм дея-тельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных реф-лексов. Отсутствие постоянного режима или частое изменение сло-жившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Рациональный распорядок дня дает возможность лучше планиро-вать свое время, приучает учащихся к сознательной дисциплине.

Функциональная активность организма человека ритмически из-меняется. Ритмы функционирования организма, получившие название биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом явля-ется суточный. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Днем увеличиваются интенсивность обмена веществ, двигательная актив-ность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: посте-пенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.

Лучшее время для занятий  по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч.

Большое значение имеют правильная организация учебных занятий, рациональное распределение труда и от-дыха, объемы нагрузок в различных видах деятельности.

На рост и развитие подростков существенное влияние оказывает  двигательная активность. Недостаточная двигательная активность не-благоприятно влияет на многие функции растущего организма, в част-ности на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Оптимальная доза двигательной активности должна определяться как  при плановых занятиях спортом, так  и при самостоятельных за-нятиях. Гигиеническая норма двигательной активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоровья и все-стороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития уча-щимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.

При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 в для подростков 15--16 лет и 8 ч для учащихся 17--18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним вол-нением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умст-венной работой, поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.

В рабочие дни недели рекомендуется  примерный режим дня уча-щихся.

Элементы режима Время

Подъем 7.00

Утренний туалет, зарядка  с закаливающими процеду-рами 7.00-- 7.30

Уборка постели, одевание 7.30-- 7.40

Завтрак 7.40-- 8.00

Время на дорогу в учебное  заведение 8.00-- 8.30

В дни теоретических  занятий

Линейка, вводная гимнастика 8.30-- 9.00

Занятия 9.00--15.10

Обед 11.35--12.30

В дни производственного  обучения

Вводная гимнастика, инструктаж, обучение 8.30--1430

Обед 11.20--12.00

Свободное время до 15.30

Полдник 15.30--16.00

Секционные и самостоятельные  занятия физкультурой и спортом 16.00--17.30

Приготовление уроков 17.30--19.45

Ужин 19.45--20.00

Прогулка 20.00--21.00

Свободное время, чтение 21.00--22.00

Вечерний туалет, отход  ко сну 22.00--22.30

Уход за телом  и полостью рта

Чистота кожи -- основное условие ее нормального состояния. Скапливающиеся на поверхности кожи продукты жизнедеятельности организма (пот, минеральные соли, кожное сало и т. д.), соединяясь с грязью и пылью, раздражают кожу, закупоривают отверстия пото-вых и сальных желез, что может привести к фурункулезу и другим воспалительным процессам.

Уход за кожей начинается с утреннего туалета. Каждый учащийся должен ежедневно утром мыть с  мылом лицо, руки и шею, не реже од-ного раза в неделю посещать баню, мыть руки с мылом после всякого соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета и осо-бенно перед едой во избежание желудочно-кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др.). Для рук нужно иметь отдель-ное полотенце. Ногти следует коротко стричь, а при мытье рук пользоваться специальной щеточкой.

Волосы необходимо своевременно и коротко подстригать и мыть в мягкой теплой воде с моющими  веществами не реже одного раза в неделю. Жирные или сухие волосы нуждаются  в специальном уходе. Уход за полостью рта не только способствует сохранению целостности зубов, но и предупреждает  многие заболевания, так как больные  зубы являются очагом инфекции. Важную роль в предупреждении инфек-ции в полости рта играет правильный уход за зубами и полостью рта.

Каждый учащийся должен твердо усвоить несложные правила ухода  за полостью рта: иметь индивидуальную зубную щетку; еже-дневно утром И вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из нату-ральной щетины); полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предме-тов, пользоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и внутренней стороны в течение 1--2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, по-степенно перемещая щетку в сторону передних зубов.

Два раза в год обязательно  следует проходить профилактические осмотры у зубного врача.

Рациональное  питание

Рациональное  питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухуд-шает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Нецелесообразно принимать  пищу непосредственно перед заняти-ем по физическому воспитанию. Это ведет к плохому ее переварива-нию и усвоению, мешает тренировочному процессу, так как наблю-дается уменьшение секреции желудочного сока и сока поджелудоч-ной железы, что зависит не только от тормозящего влияния физичес-кой нагрузки на деятельность желез, но и от того, что при мышечной работе уменьшается кровоснабжение внутренних органов. Пища доль-ше остается в желудке, вызывая ощущение тяжести. Наполненный желудок поднимает диафрагму и тем самым затрудняет деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физичес-ких упражнениях предъявляются повышенные требования.

Не рекомендуется принимать  пищу сразу же после занятий физи-ческими упражнениями. В это время секреция пищеварительных соков будет еще угнетена, аппетит отсутствует. Если подождать 20--30 мин, то создадутся нормальные условия для секреции соков и пища будет легко усваиваться.

Завтрак должен быть за 1--1,5 ч до занятия физическими упраж-нениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2--3 ч до занятия и за 3,5-- 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5--2 ч до сна.

Учащемуся-спортсмену следует  ежедневно взвешиваться, допусти-мы лишь небольшие отклонения от нормы (в пределах 200--300 г). Снижение массы тела указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.

Питание учащегося-спортсмена должно быть полноценным, т. е. содержать  необходимые питательные вещества и полностью покры-вать расходы энергии, связанные с его учебной и спортивной деятель-ностью.

Важно, чтобы в рационе  содержались полноценные в питательном  отношении животные белки -- не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные продукты. Количество молочных продуктов (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбина-ции, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интер-вал в приеме этих продуктов не должен превышать 5--6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.

Учащимся-спортсменам надо повседневно включать в рацион жи-вотные и растительные жиры. .

Большое значение в питании  должно придаваться углеводам, ко-торые нужны для нормального усвоения организмом жиров и для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жиз-недеятельности. Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной работы, тем выше потребность в углеводах.

Суточная норма сахара в любом виде не более 200--300 г и 100 г единовременно, так как большее  количество не успевает усвоиться организмом.

Важное значение в питании  имеет также клетчатка, которая  со-держится в хлебе из муки грубого помола, овощах и улучшает дея-тельность кишечника.

В жизнедеятельности организма  огромную роль играют витамины. В натуральных  продуктах (овощи, фрукты) витамины содержатся в виде комплексов и хорошо усваиваются. В зимне-весенний период естественных витаминов недостаточно, поэтому  следует принимать до-полнительно поливитаминные препараты.

Важно своевременно выявлять первые признаки гиповитаминоза в напряженные  периоды тренировки и учебных  занятий: утомляемость к концу занятий, ухудшение сна, раздражительность, понижение ин-тереса к учебе и спорту, нежелание работать. Чаще всего гиповитаминозы развиваются ранней весной.

Отметим значение витаминов  при занятиях спортом.

Витамин С (аскорбиновая кислота) рекомендуется как при ско-ростных, так и при длительных нагрузках на выносливость по 150-- 200 мг за 30--40 мин до старта. Необходимо перед приемом витами-нов проконсультироваться с врачом.

Информация о работе Личная и общественная гигиена