Личная и общественная гигиена

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

Основами сохранения здоровья человека является личная и общественная гигиена и, несомненно, врачебный контроль.
Гигиена — медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обес­печение его высокой работоспособности.
Как наука о здоровье гигиена находит все возможности для своего развития во многих странах, в том числе и в России. И это понятно, так как наше государство берет на себя заботу об охране и постоянном улучшении здоровья всего населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА............................................. 4
Личная гигиена........................................................................................... 4
Рациональный режим дня и объем двигательной активности............. 4
Уход за телом и полостью рта................................................................... 6
Рациональное питание.............................................................................. 7
Гигиена одежды и обуви.......................................................................... 10

Работа содержит 1 файл

реферат физ.docx

— 27.89 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

 

 

Тема:  « Личная и общественная гигиена »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Асатана 2012

 

План 

 ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

 ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ  ГИГИЕНА............................................. 4

 Личная гигиена........................................................................................... 4

 Рациональный режим  дня и объем двигательной активности............. 4

 Уход за телом и  полостью рта................................................................... 6

 Рациональное питание.............................................................................. 7

 Гигиена одежды и  обуви.......................................................................... 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 Основами сохранения  здоровья человека  является личная  и общественная гигиена и, несомненно, врачебный контроль.

Гигиена — медицинская  наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека. Целью  гигиены является профилактика заболеваний, обеспечение оптимальных условий  жизнедеятельности организма, сохранение здоровья и продление жизни человека, обес­печение его высокой работоспособности.

 Как наука о здоровье  гигиена находит все возможности  для своего развития во многих  странах, в том числе и в  России. И это понятно, так как  наше государство берет на  себя заботу об охране и  постоянном улучшении здоровья  всего населения. 

 Общественная гигиена  неразрывно связана с личной. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное значение.

 

ЛИЧНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГИГИЕНА 

Личная гигиена.

 Личная гигиена включает  в себя общие гигиенические  правила: правильное чередование  умственного и физического труда,  занятия физкультурой, регулярные  приемы полноценной пищи, чередование  труда и активного отдыха, полноценный  сон. К личной гигиене относятся  гигиенические требования к уходу  за телом и полостью рта,  отказ от вредных привычек, разрушающих  здоровье и тренированность.

 Большое значение для  здоровья имеет гигиена занятий  физическими упражнениями, направленная  на то, чтобы физические упражнения  и внешние условия их выполнения  оказывали благотворное влияние  на организм физкультурника, спортсмена.

 Многие гигиенические  положения, нормы и правила  широко используются в практике  физического воспитания, в том  числе и в системе профессионально-технического  образования. 

 В конечном итоге  гигиенические мероприятия и  занятия физической культурой  преследуют общие цели: укрепление  здоровья, повышение закаленности, умственной и физической работоспособности,  повышение готовности учащихся  к высокопроизводительному труду  и защите Родины.

Рациональный режим дня  и объем двигательной активности

 Основой сохранения  здоровья человека  является рациональный  режим дня: правильное чередование  труда и активного отдыха, регулярный  прием пищи, определенное время  подъема и отхода ко сну,  выполнение ряда гигиенических  мер. 

 При правильном режиме  вырабатывается слаженный ритм  деятельности, в организме формируется  динамический стереотип нервных  процессов, определяемый как уравновешенная  система условных рефлексов. Отсутствие  постоянного режима или частое  изменение сло­жившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

 Рациональный распорядок  дня дает возможность лучше  планировать свое время, приучает  учащихся к сознательной дисциплине.

 Функциональная активность  организма человека ритмически  изменяется. Ритмы функционирования  организма, получившие название  биологических, имеют различные периоды. Основным ритмом является суточный. Ночью снижаются показатели обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, температура тела. Днем увеличиваются интенсивность обмена веществ, двигательная активность и связанная с ними работа сердца и дыхания. При этом на протяжении дня работоспособность также ритмически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает высокого уровня в 10-13 ч, а затем понижается к 14 ч. После этого начинается вторая волна повышения работоспособности, которая после 20 ч постепенно снижается.

 Лучшее время для  занятий по физическому воспитанию - с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. 

 Большое значение имеют  правильная организация учебных  занятий, рациональное распределение  труда и отдыха, объемы нагрузок  в различных видах деятельности.

 На рост и развитие  подростков существенное влияние  оказывает двигательная активность. Недостаточная двигательная активность не­благоприятно влияет на многие функции растущего организма, в частности на сердечно-сосудистую и нервную системы.

 Оптимальная доза двигательной  активности должна определяться  как при плановых занятиях  спортом, так и при самостоятельных  занятиях. Гигиеническая норма двигательной  активности учитывает прежде всего требования и закономерности укрепления здоровья и всестороннего гармонического развития всего организма. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития учащимся необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сут.

 При рациональной режиме учащихся продолжительность ночного сна должна быть не менее 8,5 в для подростков 15—16 лет и 8 ч для учащихся 17—18 лет. При различных нарушениях режима и переутомлении может наступить бессонница. Перед соревнованиями также нередко отмечается нарушение сна, связанное с излишним волнением перед стартом. От бессонницы поможет избавиться строгое соблюдение всех гигиенических норм. Не рекомендуется пить на ночь крепкий чай, кофе, заниматься до позднего вечера напряженной умст­венной работой, поздно тренироваться, перед сном нужно совершить небольшую прогулку, а затем принять теплый душ.

 В рабочие дни недели  рекомендуется примерный режим  дня учащихся.

Элементы режима                                                                      Время 

 Подъем                                                                                           7.00

 Утренний туалет, зарядка  с закаливающими процедурами     7.00— 7.30

 Уборка постели, одевание                                                           7.30— 7.40

 Завтрак                                                                                           7.40— 8.00

 Время на дорогу  в учебное заведение                                        8.00— 8.30

 В дни теоретических  занятий

 Линейка, вводная гимнастика                                                    8.30— 9.00

 Занятия                                                                                           9.00—15.10

 Обед                                                                                               11.35—12.30

 В дни производственного  обучения

 Вводная гимнастика, инструктаж, обучение                            8.30—1430

 Обед                                                                                               11.20—12.00

 Свободное время                                                                          до 15.30

 Полдник                                                                                         15.30—16.00

 Секционные и самостоятельные  занятия физкультурой и спортом          16.00—17.30

 Приготовление уроков                                                                17.30—19.45

 Ужин                                                                                              19.45—20.00

 Прогулка                                                                                        20.00—21.00

 Свободное время, чтение                                                             21.00—22.00

 Вечерний туалет, отход  ко сну                                                   22.00—22.30

Уход за телом и полостью рта 

 Чистота кожи —  основное условие ее нормального  состояния. Скапливающиеся на  поверхности кожи продукты жизнедеятельности  организма (пот, минеральные соли, кожное сало и т. д.), соединяясь  с грязью и пылью, раздражают  кожу, закупоривают отверстия потовых  и сальных желез, что может  привести к фурункулезу и другим  воспалительным процессам. 

 Уход за кожей начинается  с утреннего туалета. Каждый  учащийся должен ежедневно утром  мыть с мылом лицо, руки и  шею, не реже одного раза  в неделю посещать баню, мыть  руки с мылом после всякого  соприкосновения с грязными предметами, посещения туалета и особенно  перед едой во избежание желудочно-кишечных  заболеваний (дизентерии, брюшного  тифа и др.). Для рук нужно  иметь отдельное полотенце. Ногти  следует коротко стричь, а при  мытье рук пользоваться специальной  щеточкой.

 Волосы необходимо  своевременно и коротко подстригать  и мыть в мягкой теплой воде  с моющими веществами не реже  одного раза в неделю. Жирные  или сухие волосы нуждаются  в специальном уходе. Уход за  полостью рта не только способствует  сохранению целостности зубов,  но и предупреждает многие  заболевания, так как больные  зубы являются очагом инфекции. Важную роль в предупреждении  инфекции в полости рта играет  правильный уход за зубами  и полостью рта.

 Каждый учащийся должен  твердо усвоить несложные правила  ухода за полостью рта: иметь  индивидуальную зубную щетку;  ежедневно утром И вечером чистить зубы мягкой щеткой (лучше из натуральной щетины); полоскать рот теплой водой после каждого приема пищи; не удалять остатков пищи с помощью металлических предметов, пользоваться только специальными зубочистками; зубы чистить пастой с наружной и внутренней стороны в течение 1—2 мин только в вертикальном направлении. Начинают чистить зубы с коренных, постепенно перемещая щетку в сторону передних зубов.

 Два раза в год  обязательно следует проходить  профилактические осмотры у зубного  врача. 

Рациональное питание 

 Рациональное питание прежде всего подразумевает правильный режим питания. Время приема пищи должно быть строго определено и приходиться на одни и те же часы. Нерегулярный прием ее ухудшает условия пищеварения и способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта.

 Нецелесообразно принимать  пищу непосредственно перед занятием  по физическому воспитанию. Это  ведет к плохому ее перевариванию  и усвоению, мешает тренировочному  процессу, так как наблюдается  уменьшение секреции желудочного  сока и сока поджелудочной  железы, что зависит не только  от тормозящего влияния физической  нагрузки на деятельность желез,  но и от того, что при мышечной  работе уменьшается кровоснабжение  внутренних органов. Пища дольше  остается в желудке, вызывая  ощущение тяжести. Наполненный  желудок поднимает диафрагму  и тем самым затрудняет деятельность  сердечно-сосудистой и дыхательной систем, к которым при физических упражнениях предъявляются повышенные требования.

 Не рекомендуется принимать  пищу сразу же после занятий  физическими упражнениями. В это  время секреция пищеварительных  соков будет еще угнетена, аппетит  отсутствует. Если подождать 20—30 мин, то создадутся нормальные  условия для секреции соков  и пища будет легко усваиваться. 

 Завтрак должен быть  за 1—1,5 ч до занятия физическими  упражнениями и за 3 ч до соревнования; обед за 2—3 ч до занятия  и за 3,5— 4 ч до соревнования. Ужин за 1,5—2 ч до сна. 

 Учащемуся-спортсмену  следует ежедневно взвешиваться, допустимы лишь небольшие отклонения  от нормы (в пределах 200—300 г). Снижение  массы тела указывает на перетренированность и приводит к потере работоспособности.

 Питание учащегося-спортсмена  должно быть полноценным, т.  е. содержать необходимые питательные  вещества и полностью покрывать  расходы энергии, связанные с  его учебной и спортивной деятельностью. 

 Важно, чтобы в рационе  содержались полноценные в питательном  отношении животные белки —  не менее 60% всего белка пищи. Для этого в рацион надо  включать мясо и мясные продукты, рыбу, а также молоко и молочные  продукты. Количество молочных продуктов  (сыр, творог), не считая молока, должно составлять не менее 120 г/сут. Помимо животных белков полезны полноценные белковые комбинации, такие, как гречневая каша с молоком, треска и творог, но интервал в приеме этих продуктов не должен превышать 5—6 ч, только тогда они усваиваются как полноценная белковая комбинация.

 Учащимся-спортсменам  надо повседневно включать в  рацион животные и растительные  жиры. .

 Большое значение в  питании должно придаваться углеводам,  которые нужны для нормального  усвоения организмом жиров и  для обеспечения организма энергией, необходимой для нормальной жизнедеятельности.  Чем интенсивнее физическая нагрузка, тем больше объем мышечной  работы, тем выше потребность  в углеводах. 

Информация о работе Личная и общественная гигиена