Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:31, реферат
Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово "миопс", означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин "миопия".
1. Понятие миопии 3
2. Причины миопии 4
3. Коррекция миопии 4
4. Лечение миопии 9
5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости 9
6. Ограничения к занятиям физкультурой студентов по состоянию органа зрения 10
7. Физическая культура для студентов с близорукостью 11
8. Лечебная физкультура при близорукости 12
9. Список используемой литературы 16
Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.
Группа занятий по физкультуре:
I. Основная (занятия по полной программе, сдача норм, участие в спортивных секциях и соревнованиях). Не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу. Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
II. Подготовительная (основная программа физического воспитания удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в соревнованиях). Не допускаются учащиеся с корригированной остротой зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу. Не допускаются учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
III. Специальная. Занимаются по специальной индивидуальной программе учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.
Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.
В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.
Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.
Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в приложении.
Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.
Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано , очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических нарушений труда и быта.
При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями.
Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.
Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.
При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.
Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.
Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении . Используются следующие формы физического воспитания:
а) обязательные и факультативные занятия;
б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.
В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции, улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных мышц. Кроме того дыхательные упражнения служат средством периодического снижения нагрузки.
Занятия лечебной физкультурой можно приводить дома под наблюдением родителей. Для этого им нужно внимательно следить за выполнением упражнений, руководствуясь методическими указаниями.
Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, составляет 3 месяца. Целесообразно разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный).
Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней.
Задачами этого периода являются:
Данный период характеризуется преимущественно выполнением общеразвивающих, корригирующих и дыхательных упражнений.
В помещении – занятие может быть построено по типу утренней гигиенической гимнастики, но его необходимо дополнить общеразвивающими, корригирующими, танцевальными и дыхательными упражнениями, а также элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная продолжительность 25-30 мин.
Занятия лечебной физкультурой
Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ЛЕЧЕБНОГЙ ГИМНАСТИКИ:
1. Исходное положение - стоя, кисти на затылке. 1-2-поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПО ИЗБРАННОЙ ПРОГРАММЕ
Программа самостоятельных занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней степени, может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия лёгкой атлетикой, женской и ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако важно учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений.
Лицам с близорукостью средней степени противопоказано принимать участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из-за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это совсем не значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы футбола и баскетбола, тренируясь на площадке или на стадионе. Во время игры очки необходимо прочно закреплять с помощью резинки.
Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом трусцой в медленном и среднем темпе, прыжками в длину и высоту (количество прыжков ограничивать до 6-8), бегом по пересечённой местности. Перед началом прыжков в длину или высоту необходимо хорошо взрыхлить песок в яме, приземляться мягко, сгибая ноги в момент касания песка. Чтобы лучше видеть планку для отталкивания, нужно поставить рядом с ней флажок. При кроссовых тренировках лучше выбирать ровную местность, не бежать между деревьями с низкой кроной.
Занимаясь ритмической гимнастикой, используйте музыку с темпом не более 100-110 тактов в минуту, делайте паузы для отдыха, включайте в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.
Находясь в турпоходе, чаще делайте привал, при этом снимайте рюкзак с плеч.
Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется использовать при самостоятельных занятиях физической культурой. Эти комплексы составлялись с учётом как общеоздоровительных задач (улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, сгонка лишнего веса), так и специальных (профилактика и снижение прогрессирования близорукости).
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЖЕНЩИН
Приготовьте место для занятия, постелите коврик, поставьте цветной предмет (лучше зелёного или голубого цвета), на который будете смотреть, выполняя отдельные упражнения. Это может быть мяч, ваза, чашка и другие предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите музыку, возьмите волейбольный (резиновый) мяч и начинайте: