Вакуумные шины наполнены гранулами. Чтобы
такая шина приобрела иммобилизационные
свойства, необходимо выкачать из неё
воздух.
При осуществлении транспортной
иммобилизации, как правило, возникает
необходимость в использовании медицинских
носилок.
Функциональные
положения пострадавших (укладки) при
транспортировке в лечебное учреждение. Во время оказания первой помощи
в ожидании транспорта и при транспортировке
в лечебное учреждение существенное значение
имеет положение тела пострадавшего. Положение
тела должно предупреждать осложнения
и не препятствовать физиологическим
функциям организма.
При черепно-мозговых травмах пострадавшего укладывают на
бок. Если травмирована, например, и рука, его кладут
на здоровый бок. Если и это невозможно,
то следует в любом положении голову повернуть
набок, что предупредит асфиксию при попадании рвотных масс
или крови в дыхательные пути.
При травмах грудной
клетки (например, при переломах рёбер)
пострадавшему придают полусидящее положение.
В этом положении он легче и удобнее удерживается,
если под коленные суставы положить валик
из одежды. Можно также усадить его на
косо поставленный стул. Указанное функциональное
положение облегчает дыхание. Припроникающих ранениях
груди накладывают герметичную повязку
на рану. Для этой цели можно использовать
оболочку индивидуального пакета (внутренней
стороной к ране) или сложенную в несколько
слоёв марлю, ватно-марлевую подушку индивидуального
пакета, смоченную дезинфицирующим раствором,
целлофановый пакет. В крайнем случае,
при отсутствии перевязочного материала,
прикладывают ладонь пострадавшего к
месту ранения, и кисть фиксируют к грудной
клетке.
При повреждениях позвоночника пострадавшего укладывают на
спину на жёсткое основание. Для этого
можно использовать широкую доску, лист
фанеры, дверь и другие подручные средства,
так как обычно жёстких специальных носилок
на месте происшествия не бывает. Если
подручных средств нет, пострадавшего
укладывают животом вниз и кладут под
грудь валик толщиной 15 – 20 см. В таком
же положении его можно транспортировать
на обычных мягких носилках. Указанное
функциональное положение предупреждает
подвижность отломков позвонков и травмирование
спинного мозга.
При переломах тазовых
костей пострадавшего укладывают на
спину, подложив под согнутые коленные
суставы толстый валик (около 30 см). Указанное
функциональное положение предупреждает
дальнейшее повреждение органов и сосудов
малого таза. Положение «лягушки», при
котором бёдра в тазобедренных суставах
разведены, не рекомендуется, так как в
случаях нарушения целостности тазового
кольца расхождение костей усиливается.
При травмах живота пострадавшего кладут на спину
с согнутыми в коленях ногами. Голову поворачивают
набок для предупреждения аспирации рвотными
массами. Не разрешается давать питьё.
При шоке и кровопотере пострадавшего укладывают на
спину с приподнятыми ногами (не только
бёдрами, но и коленями). Положение туловища
и головы выбирают в зависимости от других
повреждений. Подушку под голову не подкладывают.
Указанное положение полезно в случаях обморока, так как при нём улучшается
кровоснабжение головного мозга и сердца.
Транспортная
иммобилизация при травмах
Иммобилизация
применяется при переломах костей,
повреждениях суставов, нервов, обширных
повреждениях мягких тканей, воспалительных
процессах в конечностях, ранении
крупных сосудов и обширных ожогах. Иммобилизация
при повреждениях бывает транспортной
и лечебной.
Транспортная иммобилизация,
или иммобилизация на время доставки
больного в стационар, несмотря на то,
что является временной мерой, имеет
существенное значение как для жизни пострадавшего,
так и для дальнейшего течения и исхода
повреждения. Она осуществляется посредством
специальных шин, шин, изготовленных из
подручных материалов, или путем наложения
повязок.
Транспортные шины делятся
на фиксирующие и сочетающие фиксацию
с вытяжением.
Из фиксирующих шин
наибольшее распространение получили
фанерные, проволочно-лестничные, дощатые,
картонные, пневматические; к шинам
с вытяжением относят шины Томаса
- Виноградова и Дитерихса. При
транспортировке на большие расстояния
пользуются также временными гипсовыми
повязками.
Так как на месте происшествия
не всегда оказываются шины для транспортной
иммобилизации, приходится пользоваться
подручным материалом или импровизированными
шинами. Для этого можно использовать
палки, дощечки, куски фанеры, картона,
зонтики, лыжи, плотно скатанную одежду
и др.
Можно также прибинтовать
верхнюю конечность к туловищу, а
нижнюю - к здоровой ноге (так называемая
аутоиммобилизация).
Основные принципы транспортной
иммобилизации:
- шина обязательно должна захватывать два, а иногда (нижняя конечность) и три сустава;
- при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать ей физиологическое положение, а если это невозможно, то такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется;
- при закрытых переломах необходимо до окончания иммобилизации произвести легкое и осторожное вытяжение поврежденной конечности по оси;
- при открытых переломах вправление отломков не производится, накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находилась в момент повреждения;
- при закрытых переломах снимать одежду с пострадавшего не нужно;
- нельзя накладывать жесткую шину прямо на тело, необходимо подложить мягкую подстилку;
- во время перекладывания больного с носилок поврежденную конечность должен держать помощник;
- надо помнить, что неправильно выполненная иммобилизация может принести вред в результате дополнительной травматизации. Так, недостаточная иммобилизация закрытого перелома может превратить его в открытый и тем самым утяжелить травму и ухудшить ее исход.
Транспортная иммобилизация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В медицине
под иммобилизацией понимают устранение подвижности
поврежденной части тела с целью обеспечить
ей покой. Различают 2 вида иммобилизации:
транспортную и лечебную. Лечебная иммобилизация
является основным терапевтическим мероприятием
при том или ином заболевании или повреждении.
Она выполняется в специализированных
стационарах врачами — хирургами, травматологами,
ортопедами, нейрохирургами и пр. Впервые
четкое определение роли транспортной
иммобилизации, а также функциональных
свойств иммобилизирующих повязок было
дано нашим выдающимся соотечественником,
создателем военно-полевой хирургии Н.
И. Пироговым.
Транспортная иммобилизация выполняется
на месте происшествия для эвакуации пострадавшего
в лечебное учреждение, где ему будет оказана
квалифицированная хирургическая помощь.
Транспортную иммобилизацию нужно осуществлять
при переломах костей, ранениях суставов,
обширных повреждениях мягких тканей
рук и ног, травмах магистральных кровеносных
сосудов и нервов конечностей, их термических
повреждениях и острых воспалительных
процессах.
При недостаточной иммобилизации области
повреждения у пострадавшего может развиться
тяжелое состояние — шок. Особое значение
имеют вопросы транспортной иммобилизации
при повреждениях и ранениях на войне.
В период Великой Отечественной войны
хорошая иммобилизация при переломах
конечностей позволила вдвое снизить
частоту шока у раненых, поступающих в
медсанбаты.
Применяемые в настоящее время транспортные
шины подразделяют на фиксирующие и дистракционные,
т. е. действующие по принципу растягивания.
Примером фиксирующей шины является лестничная
шина Крамера, дистракционной — шина Дитерихса.
Для транспортной иммобилизации используют
стандартные, нестандартные и импровизированные
шины.
Стандартные транспортные шины — это
средства для иммобилизации, которые выпускаются
промышленностью и поставляются для оснащения
в медицинские учреждения. К стандартным
шинам относится фанерная желобоватая
шина длиной 125 и 70 см, шириной 8 см. Лестничная
шина (типа Крамера) получила среди транспортных
шин наибольшее распространение, поскольку
она легко моделируется и дезинфицируется.
Лестничная шина выпускается длиной 120
см (масса 0,5 кг) и 80 см (масса 0,4 кг), шириной
11 и 8 см. Транспортная шина для нижней
конечности (типа Дитерихса) изготовлена
из дерева, масса 1,5 кг, в сложенном виде
шина имеет длину 115 см. Транспортная пластмассовая
шина предназначена для иммобилизации
верхней конечности, голени и стопы. Медицинская
пневматическая шина представляет собой
съемное устройство из прозрачной двухслойной
пластмассовой полимерной оболочки. Шина
состоит из следующих элементов: двухслойной
герметичной оболочки-камеры, застежки-молнии,
клапанного устройства с трубкой для нагнетания
воздуха в камеру. Выпускается в виде 3
типоразмеров: I — для кисти и предплечья,
масса 0,25 кг; II — для стопы и голени, масса
0,25 кг; III — для коленного сустава и бедра,
масса 0,4 кг.
Преимущество медицинских пневматических
шин заключается в малой массе, простоте
и быстроте наложения с минимальной травматизацией
пострадавшего, возможности наблюдения
за состоянием конечности, хорошей рентгенопроницаемости.
Эти шины особенно удобны в работе скорой
медицинской помощи, в экспедициях, а также
в военное время, на поле боя. Однако наложения
такой шины недостаточно для иммобилизации
при переломах бедренной или плечевой
кости.
Пластмассовая пращевидная шина применяется
для транспортной иммобилизации при переломах
нижней челюсти. Она состоит из 2 основных
деталей: жесткой подбородочной пластмассовой
пращи и матерчатой опорной шапочки. Праща
соединяется с опорной шапочкой при помощи
резинок.
Иммобилизирующие вакуумные носилки предназначены
для транспортной иммобилизации при переломах
позвоночника и костей таза, а также для
создания щадящих условий при эвакуации
пострадавших с другими травмами и ожогами.
Принцип действия носилок таков: при создании
разрежения внутри резиновой оболочки
до 500 мм рт. ст. расположенные там гранулы
пенополистирола сближаются, сцепление
между ними резко увеличивается и носилки
приобретают жесткость, что обеспечивает
хорошую иммобилизацию. При необходимости
придания пострадавшему полусидячего
положения (травме груди) следует в период
создания вакуума поддерживать больного
в нужном положении, пока носилки не приобретут
достаточной жесткости.
Все стандартные транспортные шины, кроме
пневматических и пластмассовых, требуют
перед наложением предварительной подготовки
— для предупреждения длительного сдавления
подлежащих тканей конечности или туловища.
Это осуществляется путем наложения на
шины со стороны, обращенной к поверхности
тела, пластов ваты и укрепления их с помощью
бинтов.
Очень часто на месте, где произошло несчастье,
не оказывается стандартных транспортных
шин. В таких случаях приходится использовать
подручные средства — палки, дощечки,
полосы фанеры, толстый или многослойный
картон, пучки хвороста, деревянные рейки,
бруски достаточной длины, лыжи, лопаты
и т. д. Когда таких импровизированных
средств под руками не оказывается, самую
примитивную транспортную иммобилизацию
можно осуществить, использовав части
тела человека — прибинтовав поврежденную
руку к туловищу, а ногу — к здоровой ноге.
При выполнении транспортной иммобилизации
необходимо обеспечить полноценную фиксацию
и вытяжение поврежденного сегмента конечности.
Фиксация заключается в создании неподвижности
участка конечности с обязательным выключением
движений минимум в 2 суставах, прилегающих
к поврежденной области. Это достигается
с помощью различного рода жестких или
полужестких шин в сочетании с бинтовыми
повязками. Второй принцип иммобилизации
— вытяжение поврежденного сегмента конечности,
обеспечение устойчивости отломков кости
в натянутом положении за счет фиксации
их окружающими мышцами.
При наложении транспортных шин необходимо
соблюдать определенные правила:
перед
наложением иммобилизирующей шины пострадавшему
вводят подкожно или внутримышечно обезболивающее
средство (морфин, промедол, пантопон);
шины должны соответствовать поврежденному
участку. Обязательна фиксация не менее
2 суставов, выше и ниже места повреждения,
а при переломе плеча и бедра — не менее
3 суставов;
шины должны обладать достаточной прочностью,
по возможности быть легкими и удобными
при наложении;
подгонку шин осуществляют, используя
здоровую конечность пострадавшего, конечность
оказывающего помощь, а также измеряя
участки повреждения сантиметровой лентой
и откладывая эти размеры на шине;
шину накладывают поверх одежды и обуви.
На месте соприкосновения с костными выступами
помещают ватную прокладку для предупреждения
чрезмерного сдавливания кожи;
шину накладывают в функционально выгодном
положении конечности (рука — отведение
в плечевом суставе и сгибание в локтевом
суставе под углом 90°; нога — отведение
в тазобедренном суставе, легкое сгибание
в коленном суставе, положение стопы перпендикулярно
к голени);
оказание первой медицинской помощи при
открытых переломах начинают с остановки
кровотечения различными способами в
зависимости от вида кровотечения (наиболее
частый способ — наложение давящей повязки,
реже — резинового жгута или жгута-закрутки),
закрытия раны с помощью индивидуального
перевязочного пакета или другого стерильного
перевязочного материала. При фиксации
шины нельзя закрывать место наложения
жгута, чтобы была возможность в любой
момент ослабить жгут или переложить его.
Замок жгута должен быть легко доступен.
Наличие у раненого жгута на конечности
должно быть четко и ярко обозначено с
указанием времени его наложения в минутах;
прибинтовывание шины осуществляют мягкими
бинтами, тесемками или другим материалом
от периферии к центру, осторожно, чтобы
не причинить дополнительных болей;
после наложения шины и ее фиксации пострадавшего
укрывают, чтобы устранить возможность
переохлаждения.
Наложение шин требует умения и
выучки. Неправильная транспортная иммобилизация
может оказаться не только бесполезной,
но и вредной. Наиболее распространенная
ошибка при выполнении транспортной иммобилизации
— применение необоснованно коротких
шин. Следствие этого — недостаточная
иммобилизация поврежденного участка
тела или конечности с дополнительной
травматизацией места повреждения при
переноске и перевозке пострадавшего.
Это может явиться причиной шока или раневых
осложнений. Недопустимы наложение жестких
стандартных шин без предварительного
обертывания их ватой или марлей, а также
недостаточная фиксация шины к поврежденной
конечности бинтом. Нечастой, но опасной
ошибкой является закрытие кровоостанавливающего
жгута повязкой, в результате чего жгут
своевременно не снимают и это приводит
к омертвению конечности. Очень опасны
перетяжки конечности, образующиеся при
бинтовании транспортной шины и приводящие
к ухудшению кровообращения, появлению
отеков и расстройств чувствительности.
Недостаточное утепление иммобилизированной
конечности в холодное время года чревато
отморожением. Поэтому положение Н. И.
Пирогова о том, что первая помощь в значительной
степени решает дальнейший исход повреждения,
приобретает при иммобилизации особое
значение. Во всех случаях нужно обращать
внимание не только на поврежденную часть
тела, но и на общее состояние пострадавшего.
Транспортная иммобилизация при повреждениях
отдельных областей тела имеет свои особенности.
При травме головы во время транспортировки
необходима амортизация для предупреждения
грубых сотрясений головного мозга. Эвакуация
в лечебное учреждение осуществляется
только на носилках, даже если потеря сознания
была кратковременной. Голову пострадавшего
следует уложить на приспособленное углубление
в виде валика (ватно-марлевого, свернутой
одежды, одеяла), использовать слегка надутый
резиновый подкладной круг. Фиксация головы
шинами нецелесообразна, так как она ограничивает
поворот головы при рвоте, что может привести
к попаданию рвотных масс в дыхательные
пути и асфиксии.
Транспортную иммобилизацию при повреждениях
челюстно-лицевой области производят
с помощью стандартной пластмассовой
пращевидной шины, пращевидной повязки,
других импровизированных шин и повязок.
При повреждениях шеи и шейного отдела
позвоночника для транспортной иммобилизации
применяют картонно-марлевый воротник
(типа Шанца). При повреждении грудного
и поясничного отделов позвоночника используют
жесткие или вакуумные носилки. При отсутствии
носилок можно использовать деревянные
рейки, лист фанеры и т. д. При переломе
позвоночника допустимы и мягкие носилки,
но укладывать пострадавшего при этом
следует на живот.
Транспортную иммобилизацию при переломах
таза осуществляют на жестких носилках.
Нижние конечности сгибают в тазобедренных
и коленных суставах, подложив под согнутые
колени пострадавшего сверток одежды
в виде валика. Ноги у коленных суставов
связывают косынкой или бинтом.
Хорошее знание средств транспортной
иммобилизации, правильное их использование,
внимание и усердие при выполнении иммобилизации
позволят избежать ошибок, значительно
облегчить страдания пострадавшего, обеспечат
щадящие условия при транспортировке
его в специализированное медицинское
учреждение. |
|
Транспортная
иммобилизация
Под иммобилизацией понимают создание
неподвижности (по коя) поврежденной части
тела. Иммобилизация применяется при переломах
костей, повреждениях суставов, нервов,
обширных повреждениях мягких тканей,
тяжелых воспалительных процессах конечностей,
ранении крупных сосудов и обширных ожогах.
Им мобилизация бывает двух видов: транспортная
и лечебная.
Транспортная иммобилизация, или иммобилизация
на время доставки больного в стационар,
является временной мерой (от нескольких
часов до нескольких дней), однако имеет
большое значение как для жизни пострадавшего,
так и для дальнейшего течения и исхода
повреждения. Осуществляется транспортная
иммобилизация посредством специальных
или изготовленных из подручных материалов
шин и путем наложения повязок.
Транспортные шины подразделяют на фиксирующие
и сочетающие фиксацию свытяжением. Из фиксирующих шин
наи большее распространение получили
фанерные, проволочно-лестничные, дощатые
и картонные. К сочетающим фиксацию с вы
тяжением относят шину Дитерихса. При
транспортировке на боль шое расстояние
используют также временные гипсовые
повязки.
Фанерные шины применяют для иммобилизации
верхних и нижних конечностей.
Проволочные шины (типа Крамера) изготовляют
двух раз меров (110Х10 и 60X10 см) из стальной
проволоки. Такие шины легки, прочны и
получили широкое распространение в практике.
Сетчатая шина изготовляется из мягкой
тонкой проволоки, хорошо моделируется,
портативна, но недостаточная прочность
ограничивает ее применение.
Шина Дитерихса сконструирована советским
хирургом для иммобилизации нижней конечности.
Шина деревянная, но в на стоящее время
ее изготовляют из легкого нержавеющего
металла.
Гипсовая повязка удобна тем, что ее можно
изготовить лю бой формы. Иммобилизация
этой повязкой особенно удобна при повреждении
голени, предплечья, плеча. Неудобство
заключает ся в том, что надо выждать, пока
повязка затвердеет и высохнет.
Так как
на месте происшествия не всегда оказываются
шины для транспортной иммобилизации,
приходится пользоваться под ручным
материалом или импровизированными
ши нами. Для этой цели используют палки, дощечки, куски
фане ры, картона, зонтики, лыжи, плотно
скатанную одежду и др. Можно также прибинтовать
верхнюю конечность к туловищу, а нижнюю
— к здоровой ноге (аутоиммобилизация).
Основные
принципы транспортной иммобилизации
конечности:
- Шина обязательно должна захватывать два, а иногда й три смежных сустава.
- При иммобилизации конечности необходимо по возмож ности придать ей среднефизиологическое положение, а если это невозможно — такое положение, при котором конечность меньше всего травмируется.
- При закрытых переломах необходимо до окончания иммо билизации осуществить легкое и осторожное вытяжение повреж денной конечности по оси.
- При открытых
переломах вправление отломков не произ водится: накладывают стерильную повязку и конечность фикси руют в том положении, в котором она находится.
- Не следует снимать одежду с пострадавшего.
- Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на те ло: необходимо подложить мягкую подстилку (вата, сено, по лотенце и др.).
- Поврежденную конечность во время перекладывания боль ного с носилок должен держать помощник.
Надо
помнить, что неправильно выполненная
иммобилиза ция может принести вред
в результате дополнительной
травматизации. Так, недостаточная иммобилизация
закрытого перело ма может превратить
его в открытый, усугубив травму и ухуд
шив ее исход.
Транспортная
иммобилизация при пов реждении
таза
Иммобилизация
костных повреждений та за — задача трудная, так как даже
непроизвольные движения нижних конечностей
могут вызвать смещение отломков. Для
иммобилизации при повреждении таза пострадавшего
уклады вают на жесткие носилки, придав
ему положение с полусогнуты ми и слегка
разведенными ногами, что приводит к расслаб
лению мышц и уменьшению болей. В подколенные
области подкладывают валик: одеяло, одежда,
свернутая подушка и др. (рис. 1).
Рис. 1.
Транспортная иммобилизация при повреждении
таза
Транспортная
иммобилизация при пов реждениях
нижних конечностей. Правильной иммобилизацией
при повреждении бедра нужно считать такую,
которая захватывает сразу три сустава,
а шину накладывают от подмышечной ямки
до лодыжек.
Иммобилизация шиной
Дитерихса
Эта шина
сочетает необ ходимые условия для
правильной иммобилизации при переломе
бедренной кости — фиксацию и
одновременно вытяжение. Она пригодна
для всех уровней перелома бедра
или голени. Шина состоит из двух
деревянных раздвижных планок различной
длины (одна 1,71 м, другая 1,46 м), шириной
8 см, деревянной подставки под стопу («подошва»)
для вытяжения и палочки- закрутки с шнуром
(рис. 2). Длинную планку накладывают на
наружную поверхность бедра от подмышечной
ямки, а корот кую — на внутреннюю поверхность
ноги. Обе планки имеют вверху для упора
поперечные распорки. Поскольку планки
раздвижные, им можно придать любую длину
в зависимости от роста пострадавшего.
К стопе прибинтовывают «подошву», которая
имеет крепление для шнура; на внутренней
планке шины шарнирно закреплен упор с
отверстием, через которое проводит ся
шнур. После наложения шины закручивают
шнур до натяже ния. Шину фиксируют к телу
мягкими бинтами.
Рис. 2.
Наложение шины Дитерихса
а - медиальная
планка шины; б — латеральная
планка; в — подошвенная часть
шины- г —закрутка; д — фиксация
подошвы; е — фиксация шины поясом
к туловищу и бедру; укрепление закрутки
после вытяжения конечности; з —иммобилизация
конечности шиной в законченном виде.
При одновременных
переломах лодыжек, повреждениях голе
ностопного сустава и стопы шину
Дитерихса накладывать нельзя.
Иммобилизация
лестничной шиной