Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, реферат
развития здравоохранения до и после Алматинской конференции
Международная общественная поддержка
Общественные движения в защиту здоровья и природы являются важным
фактором международного здравоохранения. Так, в 1995 г. «Гринпис» -
международная организация по защите окружающей среды - боролась
против сброса нефтяных отходов в Северное море и принудила известную
нефтяную компанию искать другое решение, которое было бы менее
разрушительным для окружающей среды. Эта организация пытается также
прекратить испытание Францией атомных бомб в районе Тихого океана.
Главной формой создания атмосферы, позволяющей эффективно вести работу по охране окружающей среды и здоровья населения, являются международные конференции. Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам детей (1990 г.), Всемирный форум по проблемам народонаселения в Каире(1994 г.), Всемирный форум по проблемам женщин в Пекине (1995 г.), а также Международная конференция по проблемам бедности в Стокгольме (1996 г.) — в ходе этих встреч осуществляется общественная поддержка на международном уровне для достижения целей, важных для общественного здравоохранения, что невозможно на уровне одной страны.
Участие добровольцев и вовлеченность общины
Общественная поддержка
здравоохранения и участие
движении идут рука об руку. Добровольное участие может выражаться в
разных формах - от создания фондов и изыскания средств для развития
определенных служб до осуществления общинных программ. Таким образом
могут создаваться фонды для строительства районных лечебниц и больниц или для обеспечения медицинскими услугами престарелых и инвалидов; подростки могут добровольно помогать в больницах, делая то, что не входит в обязанности профессионального персонала. Добровольцев можно привлекать и к проведению профилактических мероприятий, например, при проведении иммунизации, помощи в транспортировке инвалидов и престарелых, доставке горячих обедов и многих других услуг, не входящих в национальную корзину услуг, предоставляемых государством, системой медицинского страхования и службами общественного здравоохранения.
Роль медицинской помощи в системе общественного здравоохранения
Сферы влияния здравоохранения и клинической медицины не всегда
совпадают: здравоохранение доминирует в системе контроля инфекционных
болезней, охраны материнства и детства, улучшения качества питания и
экологической обстановки. Медицина сильна в контроле широко распростра-
ненных хронических заболеваний - гипертонии, диабета, ишемической
болезни сердца и др. Однако без государственного и общественного
вмешательства ни здравоохранение, ни клиническая медицина не смогли
бы похвастаться нынешними достижениями.
Определение приоритетов и целей охраны здоровья
В 60-е гг. возникли концепции, уделявшие особое внимание новому подходу
к проблеме целевого управления и его вариантов (составление смет с нуля),
которые основывались на деятельности организации, ее бюджете и задачах, а
не на том, как решались эти проблемы в прошлом. Несмотря на то, что такой
образ мышления был принят в других сферах деятельности, он повлиял также на подход к планированию здравоохранения. Логичным применением этой идеи было: определить задачи здравоохранения, а затем искать пути
финансирования этих целей.
Этот процесс требует
определения степени
заболевания в настоящий момент (пункт А), что означает наличие соответст-
вующей системы наблюдения и контроля, основанной на полной отчетности
врачей в отношении всех зарегистрированных случаев заболевания, данных
лабораторных исследований и эпидемиологическом мониторинге. Определение задач программы (пункт В) требует наличия эффективного механизма профессионального обсуждения и проведения дискуссии с участием квалифицированных специалистов как внутри, так и вне выполняющего задачу ведомства, т. е. департамента здравоохранения. В жизни прямая линия между пунктами А и В не всегда является кратчайшим или наиболее легким путем; достижение поставленной цели может потребовать непрямых и разнообразных
подходов. Однако четкая постановка задачи является крайне существенной для процесса в целом.
Кибернетика и управление здравоохранением
Кибернетика - наука об управлении,
связи и переработке
Идеи кибернетики и систем контроля были выдвинуты в 1948 г.
математиком Норбертом Винером и очень скоро стали основой развития
технологии и систем маркетинга во второй половине XX в. Однако в
науке управления социальными системами принципы кибернетики
применяются реже, хотя, на наш взгляд, в общем виде они и здесь вполне
уместны. Поддержание и улучшение состояния здоровья общины или населения страны - динамический процесс, требующий постоянной обратной связи: данных об изменении индикаторов здоровья с целью своевременной
переориентации здравоохранных программ. Основой здравоохранной
деятельности является отлаженная информационная система, включающая сбор и анализ эпидемиологических, демографических, социально-психологических, экономических и других данных. Только на их основе могут быть приняты верные управленческие решения.
Новое общественное здравоохранение
Новое общественное здравоохранение является продуктом синтеза мно-
жества идей и практического опыта, накопленного человечеством, пре-
образованного в соответствии с требованиями конкретного времени и места.
Современное здравоохранение превращается в стратегию ради достижения
главной цели - улучшения здоровья и продления жизни каждого человека,
общины и общества в целом.
Новое общественное здравоохранение - это единый комплекс, составленный
из нескольких концепций, выработанных профессиональным мышлением в
течение последнего века, главным образом, начиная с 60-х гг. Все части этого
комплекса являются составными концепции Нового общественного
здравоохранения.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1. Историческая основа общественного здравоохранения:
- древние традиции - санитарные нормы в античном мире, контроль за качеством продуктов питания, концепция «в здоровом теле - здоровый дух»;
- средневековье - господство церкви, крепостное право, плохое питание и
здоровье, пандемии инфекционных болезней;
- Ренессанс - рост городов, развитие торговли и сельского хозяйства;
- развитие науки, прав личности, возникновение эпидемиологии;
- промышленная революция,
понимание влияния условий
2. Организованное становление здравоохранения:
- санитарная революция, теория миазмов (1850-1880);
- открытия в области бактериологии (1880-1910) - развитие микробиологии и
использование научных данных для борьбы с инфекционными заболеваниями;
- организация и распределение ресурсов на научной основе и совершенствование
качества медицинского обслуживания (1910-1960);
- демографический переход
- снижение рождаемости и
- эпидемиологический переход
- преобладание хронических
Вторичное распространение инфекционных заболеваний;
- социальная направленность здравоохранения (1960-1975) - усилия общества
обеспечить общедоступность медицинского обслуживания.
3. Эффективность и доступность медицинского обслуживания:
- терапия, хирургия, психиатрия;
- достижения фармакологии и технологический прогресс - вакцины, антибиотики, противогипертонические средства, психотропные и кардиотонические препараты, инфузионная и оральная регидратационная терапия, развитие методов лабораторного анализа;
- социальная защищенность
и системы частного
- всеобщее медицинское
страхование и комплексные
- профилактическая медицина,
первичная медико-санитарная
- первичная медико-санитарная
помощь, ориентированная на
- реформа системы
4. Концепция Нового общественного здравоохранения:
- Алма-атинская декларация «Здоровье для всех»;
- концепция «поле здоровья»;
- укрепление состояния здоровья населения, повышение мотивации;
- задачи здравоохранения;
- ценность и качество медицинского обслуживания;
- общественная защита и консумеризм здравоохранения;
- здоровые общины (города, села, районы, регионы);
- кибернетика, эпидемиология
систем здравоохранения,
- управление медицинскими службами как экономическими системами.
Концепция Нового общественного здравоохранения была сформулирована после Алма-атинской конференции ВОЗ в 1978 г., принявшей декларацию, которая легла в основу программы «Здоровье для всех», что явилось выражением наметившейся во второй половине 70-х гг. тенденции к определению задач в области здравоохранения как основы планирования. В конце 80-х - начале 90-х гг. активизировались дискуссия о будущем общественного здравоохранения на обоих американских континентах и поиски новых моделей и подходов к исследованиям и подготовке специалистов в области здравоохранения. Была предпринята попытка переоценки традиционных подходов к социальной, общинной и профилактической медицине. Поиск «новых путей» продолжился в рамках концепции «Здоровье для всех», сформулированной ВОЗ, суть которой сводится к тому, что здоровье отдельных людей и общества в целом зависит от организации индивидуальных и общинных медицинских служб.
Новое общественное здравоохранение (НОЗ) является не столько
концепцией, сколько идеологией, выходящей за рамки традиционного
представления об общественном здравоохранении. Занимаясь одновременно
здоровьем отдельного человека и здоровьем населения в целом, НОЗ
связывает решение современных
проблем и обеспечение
медицинского обслуживания с проблемами окружающей среды, поли-
тической власти, социальным и экономическим развитием.
И наконец, Новое общественное
здравоохранение
активный подход. Оно пытается выявить наиболее актуальные проблемы
современности, стараясь разработать практические мероприятия, способные
обеспечить решение этих проблем.
НОВОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Новое общественное здравоохранение - это комплексный подход к охране и
укреплению здоровья отдельных людей и общества в целом. Оно основано на сочетании санитарных мер, охраны окружающей среды, укрепления здоровья населения, индивидуальных и общинных профилактических программ, его деятельность координируется с работой широкого ряда индивидуальных профилактических, лечебных, реабилитационных служб и подразделений долгосрочного ухода. НОЗ предполагает координацию выполнения на государственном, региональном и местном уровнях государственных и неправительственных программ, основная цель которых - создание здоровых социальных и физических условий окружения и обеспечение здорового питания населения. Содержание, качество, организация и управление служб и программ, действующих в рамках НОЗ, имеют первостепенное значение. Независимо от принципа организации системы здравоохранения -централизована она или нет, - для выполнения поставленных задач и достижении конкретных целей Новому общественному здравоохранению необходим системный подход. НОЗ использует различные средства для улучшения здоровья населения, включая все уровни государственных органов здравоохранения и смежных ведомств, средства массовой
информации, группы лоббирования академических, профессиональных и потребительских интересов, частные и государственные предприятия, страхование, фармацевтическую и медицинскую промышленность, сельское хозяйство и пищевую промышленность, средства массовой информации, индустрию развлечений и спорта, законодательство, правоохранительные органы и другие.В своей деятельности НОЗ опирается на определенные группы населения, экономические системы, которые способствуют достижению намеченных целей благодаря эффективному руководству и экономически целесообразному использованию финансовых,
человеческих и других ресурсов. Для интегральной части процесса управления службами здравоохранения, оценки их деятельности и планирования мероприятий по охране здоровья населения необходим постоянный мониторинг эпидемиологических, экономи-
ческих и социальных аспектов состояния здоровья населения.
НОЗ обеспечивает организационные рамки системе медицинского обеспечения в индустриальных и развивающихся странах.
На конференции ВОЗ в ноябре 1995 г. по новым проблемам в
здравоохранении отмечалось, что Новое общественное здравоохранение
является не столько заменой, сколько продолжением и развитием
традиционного общественного
здравоохранения и «
усилиями общества, направленными на разработку политики,
обеспечивающей его здоровье, профилактику развития заболеваний,
достижение социального равенства при поступательном экономическом
развитии. Новое общественное здравоохранение сохранит традиционные
функции санитарии, охраны здоровья населения, контроля и регуляции,
дополнив их новыми расширенными функциями» (World Health Organization,
Geneva, personal communication).
Новое общественное здравоохранение является, таким образом, развиваю-
щейся концепцией, вобравшей множество идей и использующей мировой опыт здравоохранения, накопленный человечеством. На данную концепцию большое влияние оказывает растущее осознание социального неравенства в здравоохранении даже в наиболее развитых странах с гарантированным всеобщим медицинским обеспечением и необходимости контроля и ограничения быстро растущей даже в наименее развитых странах стоимости медицинских услуг. Свой вклад в осознание необходимости поиска новых подходов в здравоохранении внесла неспособность государственных систем медицинского обеспечения соответствующим образом отреагировать на драматические изменения распространенности заболеваний, поражающих население в их странах, а также недавнее утверждение Мирового банка о необходимости уделения большего внимания экономической оправданности здравоохранных и клинических программ и методик. Новое общественное здравоохранение берет на вооружение традиционные подходы общественного здравоохраненияи управления медицинскими службами.
Информация о работе Концепция нового общественного здравоохранения