Концепция нового общественного здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

развития здравоохранения до и после Алматинской конференции

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 58.04 Кб (Скачать)

ВЫСШАЯ ШКОЛА  ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ  МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК

Реферат

КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВЕННОГО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Мамаев  М. 1маг 

20.12.2012




 

 

 



 

 

Введение

    Концепции общественного  здравоохранения со временем  меняются и должны подвергаться  анализу и обновлению. Подход  к организации здравоохранения  зависит от господствующего мировоззрения.  Вместе с изменениями задач,  разработкой новых технологий  и изменением стоимости медицинских  услуг меняется подход к оценке  деятельности систем здравоохранения,  услугам, управлению и уровню  подготовки специалистов и их  готовности к будущим изменениям.        

     Здравоохранение  как мультидисциплинарная область  привлекает для

решения своих задач самые  разные сферы: образование, управление и средства массовой информации, которые влияют на благополучие отдельного человека и общины в целом. Однако оно представляет нечто большее, чем сумма этих компонентов. Здравоохранение включает элементы политики и искусства управления системой здравоохранных мер, а также умение согласовывать деятельность различных общественных и частных служб.

 

Новое общественное здравоохранение - комплексная научная дисциплина

включает разные виды индивидуальной, групповой и государственной деятельности направленной на уменьшение бремени болезней и улучшение здоровья. Новое здравоохранение пытается воздействовать на патогенные факторы социальной и природной среды, чтобы уменьшить или устранить их разрушительное воздействие на человека.

 

Основа  для  разработки принципов Нового общественного  здравоохранения.

В 1946 г. Устав ВОЗ определил  здоровье как «состояние полного  физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или других дефектов».

В 1977 г. ВОЗ расширила определение  здоровья, дополнив его понятием

«социальной и  экономической продуктивности индивида, и поставила задачу

достижения к 2000 г. состояния здоровья населения  всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь».

Разработаны три основные программы (1984-1989, 1990-1995 и 1996-2001 гг.), являющиеся основой национальной и международной деятельности по охране здоровья. В 1995 г., учитывая, что в развивающихся странах меняются демографические, политические и экономические условия, а в развитых странах – потребности систем здравоохранения, ВОЗ призвала весь мир принять обязательство «добиться значительного прогресса на пути к улучшению здоровья и обеспечить соответствующее развитие медицинских служб». Были определены следующие задачи:

- превратить проблемы  здравоохранения и условий жизни  в аспект политического

мировоззрения;

- обеспечить больным общедоступную  медицинскую помощь;

- активизировать деятельность  в области охраны здоровья;

- заняться профилактикой  и контролем отдельных болезней.

 

Социально-экономический  статус и здоровье

Здоровье отдельных людей  и целых популяций определяется не только их

генетическими свойствами, воздействием патогенных факторов и  доступностью медицинской помощи.

Три главных  составляющих социально-экономического статуса: образование,

род занятий и уровень  доходов - оказывают косвенное влияние  на

здоровье, определяя образ  и условия жизни разных слоев  населения.

Различные исследования социально-экономического статуса и здоровья

связывают неравенство в  области состояния здоровья с  характером труда,

уровнем образования и  доходов. Другие факторы, влияющие на здоровье,

- это рискованное поведение,  социально-психологические стрессы,

факторы, связанные с условиями  труда (воздействие токсических  элементов),

отсутствие самоконтроля и неадекватные системы поддержки  в семье или

общине.

Главной целью Нового общественного здравоохранения является предостав-

ление медицинского обслуживания всем нуждающимся. Финансирование,

снабжение и управление службами здравоохранения непосредственно  влияют

на здоровье отдельного человека и общество в целом. Место работы,

социальное обеспечение, образование, уровень семейных доходов, расходов,

условия жизни, бездомность - все эти аспекты имеют отношение  к

состоянию здоровья населения. Распределение доходов в богатой

стране создает огромный разрыв между богатым меньшинством и

большинством, принадлежащим  к низшему, с экономической точки  зрения,

классу. Поэтому задача Нового общественного здравоохранения -

эффективно управлять  системами здравоохранения и  защищать право всех

социальных групп на получение  высококачественного медицинского

обслуживания.

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА  ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Укрепление и  охрана здоровья - это комплекс законодательных, социальных и экологических мер, направленных на устранение или ограничение факторов риска, болезней, травматизма и смерти на уровне индивида, социальной группы и общества в целом.

Первичная профилактика - меры, предотвращающие возникновение болезни, или программы здорового образа жизни.

Вторичная профилактика - выявление и эффективное лечение ранних стадий болезни для предотвращения ее развития и возникновения серьезных осложнений.

Третичная профилактика - предотвращение осложнений и инвалидности или нежелательных последствий, восстановление оптимальных функций организма после перенесенного заболевания.

Методы профилактики

Когда цель - профилактика болезни - определена, следующим шагом

будет выяснение стратегии  ее достижения и промежуточных тактических

целей. Это определяет методы и необходимые меры действия. В  области

укрепления и охраны здоровья существуют три категории методов: первичная, вторичная и третичная профилактика.

Укрепление и охрана здоровья

Укрепление и охрана здоровья - основное направление Нового

общественного здравоохранения, цель которого - создание оптимальных

условий для улучшения  индивидуального и общественного  здоровья. Новое

общественное здравоохранение  проводит мероприятия по снижению

влияния болезнетворных агентов  и факторов, которые наносят ущерб.

 

Связь между основными компонентами системы  здравоохранения

Для того чтобы как можно  полнее обеспечить решение задачи охраны и

улучшения здоровья населения, Новое общественное здравоохранение  в

единой структуре объединяет профилактическую и лечебную медицину, а

также социальные и экологические  программы как взаимосвязанные

элементы единой системы. Эта интеграция функций влияет на распределение

ресурсов, поэтому управление и планирование деятельности различных  служб должны исходить из комплексной модели (т.е. Нового общественного

здравоохранения).

 

Определение здравоохранения  как сферы деятельности

Сам процесс смены определений  здравоохранения как сферы деятельности

помогает понять эволюцию нового здравоохранения. Классическое опреде-

ление общественного здравоохранения (Уинслоу, 1920) таково:

«Наука и искусство  предотвращения болезни, продления  жизни и охраны

здоровья, обеспечения состояния  оптимальной жизнедеятельности  за счет

организованных усилий общества в следующих направлениях:

- оздоровление окружающей  среды, санитарный контроль,

- контроль массовых инфекций,

- просвещение населения  в вопросах здоровья и гигиены,

- организация медицинской  помощи и ухода за пожилыми, ранняя диагнос

тика и предотвращение опасных болезней, развитие социальных услуг,

обеспечение каждому достойного уровня жизни для поддержания  здоровья,

распределение социальных благ таким образом, чтобы каждый гражданин  смог

реализовать свое право на здоровье и долголетие».

 

 

 

 

 

 

Функциональное  единство служб системы здравоохранения

 

Учреждения, входящие в систему  здравоохранения, возникали на различных

этапах развития общества и обслуживали различные направления. Каждая

структурная единица имеет  свою иерархию и систему финансирования. Иногда отдельные структуры вынуждены  бороться за ассигнования, поскольку  ресурсы, предназначенные на здравоохранение, ограничены.

 

Цели системы  здравоохранения и пути их достижения

Определение целей общественного  здравоохранения и пути их достижения

включают как прямые методы, например, иммунизация детей, обеспечение

населения информацией и  средствами регулирования рождаемости, ранняя

диагностика и лечение, так  и косвенные - защита отдельного человека

через воздействие на общину, например, повышение норм контроля

состояния окружающей среды, обеспечение поставки чистой воды, очистка

сточных вод, улучшение качества продуктов питания и т.п.

Иногда прямой и косвенный  методы совмещаются. Например, делая

прививку одному человеку, который, несомненно, выигрывает от нее, можно

косвенным образом уменьшить  риск заболеваемости и для его  неиммунизи-

рованных сограждан. Для  снижения заболеваемости и смертности от диареи

достаточно обеспечить население  чистой водой, а также вести санитарно-

просветительскую работу по вопросам личной гигиены, а матерей  научить

применять метод оральной регидратации при детской диарее. Таким образом,

деятельность общественного  здравоохранения направлена на индивида, семью, общину, т.е., в конечном счете, на всю нацию.

В системе контроля инфекционных заболеваний единицей защиты является

как индивид, так и вся  группа риска, причем выявление каждого  носителя

болезни чрезвычайно важно  для предотвращения распространения  инфекции.

С другой стороны, основой  контроля неинфекционных болезней, для  которых не существует массовых вакцин, становятся знания, установки и поведение людей, рискующих заболеть. Здесь речь идет не о единичных случаях, а о социальном контексте, который может быть направлен на расширение ареала болезни или на его свертывание. Первостепенную важность приобретает также качество медицинского обслуживания, доступного любому члену общества. Иногда косвенные пути достижения целей здравоохранения оказываются более эффективными, чем раньше. Для уничтожения оспы не было необходимости делать прививки каждому жителю планеты, однако надо было иммунизировать достаточное число людей, чтобы в итоге резко снизить циркуляцию возбудителя. На следующем этапе борьбы стали выявлять отдельные случаи и иммунизировать всех, с кем контактировали эти больные, чтобы не допустить передачи заболевания. В конце концов для полного контроля над заболеванием необходимо ставить задачу иммунизации всего населения.

Стратегия борьбы с неинфекционными  заболеваниями также предполагает

гибкое сочетание прямых и косвенных методов воздействия. Прямые меры

состоят, например, в непосредственном обследовании врачом отдельного

пациента и рекомендациях  о средствах профилактики заболеваний  сердечно-

сосудистой системы. Сюда также относятся раннее выявление  у индивида

факторов риска, которые  могут быть ограничены, - запрет курения  в

общественных местах для  ликвидации пассивного курения и  др. Косвенные

меры могут состоять в  законодательном ограничении рекламы  и продажи

табачных изделий; установлении нормативов максимально допустимой

жирности мяса; требовании указывать калорийность продуктов  на упаковке и

регулировании цен.

В современном здравоохранении  залог успеха профилактических программ

состоит в возможности  повлиять на образ жизни индивида, ибо большинство

факторов риска «встроены» в его повседневную жизнь. Влияние  на поведение человека - очень трудная задача, и, пожалуй, единственный реальный путь добиться отклика состоит в том, чтобы понять, как то или иное рискповедение включено в систему личных потребностей, и попытаться помочь индивиду переосмыслить эти потребности. Какая-то часть риск-поведения связана с незнанием, поэтому соответствующая информация может быть очень полезна. Однако часто это знание не останавливает человека от саморазрушительного поведения, потому что вредные привычки выполняют какие-то другие важные социально-психологические функции

(классическим примером  является курение, о вреде которого  сегодня знают

все). Индивид может определять свои нужды иначе, чем общество или  система здравоохранения (скажем, возможность расслабления с помощью курения для него важнее, чем риск заболеть раком легких). Женщины с трудом отказываются от курения, если считают, что курение снижает аппетит.

«Худоба - это красота» - такой  социальный стереотип действует  сильнее,

чем информация о вреде  курения. Только кропотливое изучение мнения

конкретных людей о  месте здоровья в социальных приоритетах  может

помочь общественному  здравоохранению повлиять на поведение  в сторону

уменьшения факторов риска.

Общественное здравоохранение  сравнивает распространенность среди

различных групп населения  определенных факторов и ставит для  себя

соответствующие цели - снизить  или уничтожить те или иные факторы

риска возникновения данного  заболевания. Затем общественное

здравоохранение определяет пути вмешательства в естественную

эпидемиологию болезни и  разрабатывает программу по снижению

Информация о работе Концепция нового общественного здравоохранения