Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской Республики)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:42, автореферат

Описание работы

Реформирование здравоохранения, научный подход к оценке качества здоровья и медицинской помощи в условиях нестабильной социально-экономической среды, перенос расходов здравоохранения из Федерального бюджета на региональный и снижение муниципального финансирования превратились в ключевые проблемы, от решения которых фактически зависит деятельность лечебно-профилактических учреждений. В этих условиях вопросы совершенствования здравоохранения и охраны здоровья, особенно сельского населения, в связи с его ухудшением, являются приоритетными.

Содержание

Введение

Глава 1. История и современное состояние организации медицинской помощи сельскому населению

1.1. Становление и развитие сельского здравоохранения.

1.2. Становление и развитие здравоохранения сельских районов Удмуртской республики.

Глава 2. Информационная база и методы исследования

2.1. Общая характеристика информационной базы

2.2. Характеристика основных ресурсов здравоохранения сельских районов

2.3. Характеристика Игринского района

Глава 3. Оценка здоровья населения как основа планирования лечебно-профилактических мероприятий

Глава 4. Комплексная многофакторная оценка заболеваемости населения и ресурсов здравоохранения на селе

4.1. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях

4.2. Оценка финансовых ресурсов здравоохранения

4.3. Организационно методическая работа по охране здоровья сельского населения 116 Заключение 128 Выводы 142 Практические рекомендации 144 Внедрение результатов исследования в практику здравоохранения 145 Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Автореферат.doc

— 280.50 Кб (Скачать)

Введение 

 

Глава 1. История и современное  состояние организации медицинской  помощи сельскому населению 

 

1.1. Становление и развитие сельского  здравоохранения. 

 

1.2. Становление и развитие здравоохранения  сельских районов Удмуртской  республики.

 

Глава 2. Информационная база и методы исследования

 

2.1. Общая характеристика информационной  базы 

 

2.2. Характеристика основных ресурсов  здравоохранения сельских районов 

 

2.3. Характеристика Игринского района 

 

Глава 3. Оценка здоровья населения  как основа планирования лечебно-профилактических мероприятий

 

Глава 4. Комплексная многофакторная оценка заболеваемости населения и  ресурсов здравоохранения на селе

 

4.1. Оценка качества медицинской  помощи в лечебно-профилактических  учреждениях 

 

4.2. Оценка финансовых ресурсов здравоохранения

 

4.3. Организационно методическая  работа по охране здоровья  сельского населения 116 Заключение 128 Выводы 142 Практические рекомендации 144 Внедрение результатов исследования  в практику здравоохранения 145 Список использованной литературы

Введение диссертации (часть автореферата)

На тему "Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской Республики)"

 

Актуальность темы.

 

Реформирование здравоохранения, научный подход к оценке качества здоровья и медицинской помощи в условиях нестабильной социально-экономической среды, перенос расходов здравоохранения из Федерального бюджета на региональный и снижение муниципального финансирования превратились в ключевые проблемы, от решения которых фактически зависит деятельность лечебно-профилактических учреждений. В этих условиях вопросы совершенствования здравоохранения и охраны здоровья, особенно сельского населения, в связи с его ухудшением, являются приоритетными.

 

Ряд авторов (Кучеренко В.З., 1997; Рогожников В.А., 2004) отмечают, что в условиях социально-экономического кризиса упадок сельского хозяйства, ухудшение социальной инфраструктуры села и многоукладная экономика здравоохранения негативно отразились на объемах медицинской помощи и ее доступности для сельского населения. Проводимые мероприятия по оптимизации использования имеющихся ресурсов не позволили в последние пять лет повысить качество общественного здоровья, улучшить демографическую ситуацию, снизить заболеваемость (О.П. Щепин, Н.В. Дмитриева, Р.В. Коротких, 1996; А;Л. Линденбратен , 1999; В.И. Стародубов, 1999).

 

Рост общей и первичной заболеваемости, снижение рождаемости и высокие  потери в связи со смертностью  населения, способствуют повсеместной естественной убыли сельского населения (В.М. Школьников, 2000; В.А. Рогожников, В.И. Стародубов, Г.Г. Орлова, 2004). Проблемы заболеваемости и смертности сельского населения России за последние годы были предметом исследования многих авторов (Ю.П. Лисицын, 1996; А.С. Артюхов, Е.М. Гуда-нова, 2000; В.И. Стародубов, 2002; К.Ш. Зыятдинов, 2004).

 

За период осуществления реформ в системе здравоохранения и  перехода к децентрализации управления и финансирования медицинской помощи на территории Российской Федерации (РФ), особенно с дефицитом ресурсов оказалась Удмуртская Республика (УР). Анализ показателей медицинской помощи, оказанной гражданам УР по Территориальной программе ОМС свидетельствовал, что совершенствование внебольничной помощи в республике не способствовало уменьшению объемов госпитализации. Реструктуризация медицинской помощи, запланированная в Территориальной программе, не отражалась в аналогичных программах муниципальных образований и государственных заказах лечебно-профилактическим учреждениям. В результате выполняемые объемы медицинской помощи муниципальных образований превышали показатели Территориальной программы ОМС. Так, в Иг-ринском районе УР на 2000 г. она была принята с финансовым дефицитом 24,0%, в 2001 г. - 41,0%, в 2002-2003 г. - 21,0. и 22,9% соответственно. Подобное финансово-экономическое положение складывалось в ряде других сельских районов республики.

 

Ухудшение материально-технической  базы сельских лечебно-профилактических учреждений, причем она всегда была ниже, чем городских, недостаточное кадровое обеспечение, ослабление профилактической работы и перевод ее на платную основу привели к снижению объемов медицинской помощи сельским жителям и росту заболеваемости населения. Ежегодно в УР регистрируется более 2,5 млн. случаев острых и хронических заболеваний, из которых до 1,5 млн. с впервые установленным диагнозом. Особенно высокая заболеваемость - сельского населения, уровень которой в 2000 г. составлял 1139,7%о при этом, доля первичной заболеваемости была равна 74,2%.

 

Показатели заболеваемости населения определяют объем и характер деятельности лечебных учреждений, затраты бюджетных и страховых средств на проведение профилактических, лечебно-диагностических и организационно-структурных преобразований, проводимых в России (Т.Н. Макарова, Н.Н. Лебедева, 1995; А.А. Лившиц, 1998; Н.В. Полунина, Е.И. Несте-ренко, О.Т. Безроков, 1998; Т.М.Максимова, 2002; Л.А. Меламед, Г.А. Комаров, 2004). В связи с этим научное обоснование дифференцированных мероприятий по улучшению здоровья сельских жителей в зависимости от уровня и структуры заболеваемости, ресурсного обеспечения медицинских учреждений без снижения доступности и качества лечения, представляет собой актуальную задачу, имеющую важное теоретическое и практическое значение, что и послужило основанием для выбора темы настоящего исследования.

 

Цель исследования:

 

Целью исследования является разработка мер по совершенствованию организации  медицинской помощи и улучшению  состояния здоровья сельского населения  на основе комплексной оценки заболеваемости и ресурсов здравоохранения.

 

Задачи исследования.

 

1. Дать оценку заболеваемости  сельского населения Удмуртской  республики за период с 2000 по 2004 гг.

 

2. Изучить динамику финансирования  здравоохранения и ресурсного  обеспечения сельских лечебно-профилактических учреждений на примере типовых районов за 5 лет.

 

3. Провести анализ качества медицинской  помощи, социальной удовлетворенности  населения и организационно-методической  работы ЛПУ анализируемых районов. 

 

4. Разработать структурно-организационную  модель и основные мероприятия по улучшению здоровья сельского населения.

 

Новизна исследования.

 

В настоящей работе впервые на основе комплексного социально-гигиенического исследования дано обоснование дифференцированного  подхода по улучшению здоровья сельского населения с учетом имеющегося ресурсного обеспечения и проводимой организационно-методической работы лечебно-профилактических учреждений. Выявлена корреляционная зависимость между уровнем заболеваемости и обеспеченностью средствами бюджета, уровнем охвата профилактическими осмотрами и диспансеризацией сельского населения, показано влияние общего технико-экономического обеспечения лечебных учреждений, оснащенности койки медицинским оборудованием на качество медицинской помощи сельскому населению. Впервые на основе системного анализа ресурсов здравоохранения районов разработана и апробирована структурно-организационная модель охраны здоровья сельского населения. Это является новым подходом к реализации государственных гарантий обеспечения сельского населения медицинской помощью и эффективному использованию ресурсов лечебно-профилактических учреждений.

 

Практическая значимость исследования.

 

Полученные данные о зависимости  заболеваемости сельского населения  от обеспеченности муниципальных ЛПУ  основными ресурсами при использовании их в планировании деятельности, будут способствовать улучшению организационно-методической работы и управления системой оказания медицинской помощи на селе. Дифференцированный подход к финансированию сельских лечебно-профилактических учреждений приведет к выравниванию их ресурсного обеспечения. Внедрение разработанной структурно-организационной модели охраны здоровья сельского населения на уровне муниципальных образований способствует снижению заболеваемости и улучшению медицинского обслуживания сельского населения.

 

Положения выносимые на защиту:

 

1. Особенности заболеваемости сельского  населения в районах Удмуртской  республики.

 

2. Зависимость заболеваемости и  качества медицинской помощи  населения сельских районов от  ресурсного обеспечения и организационно-методической работы центральных районных больниц.

 

3. Структурно-организационная модель  охраны здоровья сельского населения  и комплекс мероприятий по  её реализации.

 

Объект исследования.

 

Объектом исследования явились  состояние здоровья населения и деятельность лечебно-профилактических учреждений сельских районов.

 

Внедрение результатов исследования.

 

Научно обоснованная структурно-организационная  модель охраны здоровья сельского населения  и мероприятия по ее реализации использованы для принятия управленческих решений при составлении муниципальных целевых программ «Социальное развитие села до 2010 года». Основные положения настоящего исследования отражены в программе обучения руководителей лечебно-профилактических учреждений и их заместителей на кафедре общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП ИГМА. По материалам проведенного исследования подготовлено информационно-методическое письмо «Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов» для использования организаторами здравоохранения и руководителями муниципальных органов, утвержденное министром здравоохранения Удмуртской Республики и Советом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГОУ ВПО ИГМА протокол №5 от 2.11.05 г.

 

Апробация работы. Основные положения  диссертационной работы были доложены и обсуждены на республиканских, региональных и Всероссийских научно-практических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов (Тула, 2002), за участие в которой автор награжден дипломом лауреата I степени; Российской научно-практической конференции «Здоровье населения, политика и технология развития здравоохранения» НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А. Семашко РАМН (Москва, 2003); II межрегиональной межвузовской конференции молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы биологии и медицины» (Ижевск, 2004) выступление на котором отмечено дипломом Государственного комитета УР по делам молодежи.

 

Публикации. По теме диссертации опубликовано 12 работ, в том числе информационно-методическое письмо.

 

Объем и структура диссертации:

 

Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и практических рекомендаций. Изложена на 162 страницах машинописного текста, иллюстрирована 44 таблицами, 30 рисунками. Библиографический указатель включает 158 наименований литературы, из них 142 источника отечественных и 16 - иностранных авторов.

Заключение диссертации 

по теме "Общественное здоровье и здравоохранение", Хохряков, Юрий Юрьевич

 

Выводы 

 

1. В условиях глобальных социально-экономических  преобразований, происходящих в  России, задачи улучшения здоровья  и совершенствования медицинской  помощи сельскому населению по-прежнему остаются актуальными. В Удмуртской республике за период 2000-2004 гг. средний уровень общей заболеваемости населения в целом составил 1346,1 %о и увеличился на 22,4%, а в сельских районах - на 29,1%, превышая федеральные показатели в 2,0 и в 2,6 раза соответственно. Темпы роста первичной заболеваемости в целом по республике за анализируемый период составили 14,6%, а среди сельского населения— 19,2%. Наибольшую распространенность имели болезни органов кровообращения, дыхания, пищеварения, осложнения беременности и родов, травмы и отравления, частота которых превышала средние уровни по Российской Федерации в 1,5 - 2,0 раза. При углубленном медицинском осмотре выявлена хроническая патология у 65,2% сельского населения трудоспособного возраста, у трети отмечено сочетание нескольких нозологических форм. Частота выявленных хронических заболеваний более чем в 2,5 раза превышала уровни заболеваемости по обращаемости. Проведенное районирование территорий республики по уровню заболеваемости позволяет дифференцированно проводить мероприятия по ее снижению.

 

2. Уровень расходов на здравоохранение  в сельских ЛПУ был в 1,7 раза  меньше, чем в среднем по Удмуртской  республике. Выявлена статистически  достоверная зависимость между  уровнем первичной заболеваемости, общими затратами на здравоохранение в расчете на 1 жителя, обеспеченностью населения врачами и уровнем их квалификации, частотой профилактических осмотров и диспансеризацией.

 

3. Существующая система многоисточникового  финансирования, низкая материально-техническая база, недостаточный уровень квалификации части врачей и организационно-методической работы в большинстве анализируемых сельских учреждений не соответствуют задачам повышения качества медицинской помощи (УКЛ варьировал от 0,81 до 0,90, составляя в среднем

 

0,85). Прогнозирование по формуле  Байеса показало, что если бы  доля вклада средств ОМС увеличилась  в структуре феномена до 8,9% (при  фактической 6,4%), а число врачей, регулярно повышавших квалификацию, - с 38,8% до 79,0%, то уровень качества лечения достиг бы. 0,89.

 

4. Проведенный социологический  опрос показал, что 79,7 из 100 пациентов  удовлетворены организацией медицинской  помощи, приемом и отношением  медицинского персонала (соответственно 75,1 и 83,4 из 100 респондентов). Наличие  современного медицинского оборудования и возможность проходить обследование в своей поликлинике отметили 53,5 и 63,9 из 100 опрошенных соответственно. Выразили тревогу в связи с сокращением объемов бесплатной медицинской помощи 53,9 из 100 респондентов, - высокой стоимостью лекарственных препаратов - 74,3 из 100 опрошенных пациентов.

Информация о работе Комплексная оценка здоровья населения и ресурсного обеспечения здравоохранения сельских районов (по материалам Удмуртской Республики)