Клиническое обследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

ПМПК может быть представлена в виде составляющих единый комплекс, и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов: клинического, психологического, логопедического и педагогического. В каждом из них выдвигаются определенные задачи, решение которых позволяет обобщить разнообразные данные, в интегрированном виде поставить диагноз и определить важнейшие индивидуально - психологические особенности ребенка.
Целью данной работы является изучить содержание и организацию клинического обследования ребенка на базе ПМПК.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………… 3
2. Клиническое обследование………………………………………. 4
2.1. Педиатрическое обследование……………………………… 4
2.2. Неврологическое обследование…………………………….. 6
2.3. Психопатологическое обследование……………………….. 11
2.4. Нейропсихологическое обследование……………………… 18
3. Заключение……………………………………………………….... 19
Литература………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по ПМКП.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

      Психиатрический диагноз должен  быть многосторонним, отражающим различные клинические и социальные аспекты жизни ребенка и его семьи.

    Современные параклинические методы обследования:

    1. Компьютерная электроэнцефалография  — ЭЭГ

    Электроэнцефалографическое  обследование с использованием широкого набора методов отведения биопотенциалов мозга, с использованием адекватных функциональных проб, с по следующим визуальным и математическим автоматизированным спектральным анализом энцефалограмм, с построением топограмм позволяет оценить функциональное состояние мозга детей выявить или уточнить генез церебральных нарушений, локализацию патологического очага, компенсаторных возможностей  мозга при его поражении, функциональное состояние различных анализаторных систем, проводящих путей, обуславливающих наличие нарушений в психофизическом состоянии обследуемых детей.

    2. Компьютерная ЭХО-энцефалография (ЭХО-гр.) — ультразвуковая диагностика

    ЭХО-графия с последующим автоматизированным анализом  параметров отраженного сигнала используется с целью диагностики органического поражения головного мозга, черепно-мозговых травм, гематом, опухолей, определения размеров основных глубоких структур мозга, выявления внутричерепной гипертензии, гидроцефалии, гипертензионно-гидроцефального синдрома.

    3. Компьютерная реоэнцефалография (РЭГ)

    Исследование  кровеносной системы головного  мозга, основанное на изменении электропроводности, обусловленное пульсовыми колебаниями объема крови исследуемой области  мозга.

    Использование автоматизированного математического  анализа параметров РЭГ позволяет выявить и объективизировать сосудистые изменения при церебральных сосудистых нарушениях, состояния сосудов, их реактивность, адаптационные возможности нейрососудистого аппарата, компенсаторные возможности коллатерального кровообращения, интенсивность  мозгового кровотока в больших полушариях головного мозга,  проследить изменения гиподинамики в вертебрально-базилярном бассейне. 

    2.4. Нейропсихологическое обследование

    При дифференциальной диагностике детей  для невропатолога и психиатра важное значение имеет оценка состояния высших психических функций. Для этого применяют комплекс нейропсихологических методик, предложенных А. Р. Лурия (1962) и разработанных детально его учениками для исследования детей с отклонениями в развитии. Их использование представляется весьма важным потому, что оно сближает психологический и клинический аспекты диагностического обследования, дополняет неврологическое исследование и в ряде случаев имеет перед ним преимущества, не только выявляя тонкие отклонения высших психических функций, но и достаточно точно локализуя их в определенных отделах правого или левого полушария.

    Для оценки особенностей высших психических  функций в схему обследования включены тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных движений и действий, зрительного и слухового гнозиса и др.

    Одним из характерных нарушений является снижение мнестической деятельности, причем как способности запечатления, так и воспроизведения. Поэтому  необходимо обследовать состояние  памяти (зрительной, слухоречевой, произвольной и непроизвольной), особенности понимания смысла сюжетных картин, рассказов и т. д.

    Таким образом, нейропсихологический анализ высших психических функций у  детей позволяет не только уточнить неврологический, психиатрический, логопедический диагнозы, но и при  отборе детей в различные типы школ или классы составить индивидуальный план для психолого-педагогической коррекции детей, что увеличит эффективность их обучения. 

 

     3. Заключение 

    Клиническое обследование должно осуществляться в первую очередь. Первичность клинического обследования объясняется тем, что предварительные данные, позволяющие построить предварительную гипотезу о структуре нарушенного (отклоняющегося) развития ребенка вытекают, как правило, из клинически подтвержденного анамнеза, когда клиницист делает первую попытку установить, какого рода факторы привели к подобным наблюдаемым особенностям развития. Клиническое обследование проводится в два этапа. На первом этапе с помощью соматического, неврологического, психиатрического и других обследований накапливаются     данные     о     ребенке.     При     необходимости     проводится     дополнительное параклиническое обследование (ЭЭГ, РЭГ, аудиография и т.п., различные лабораторные обследования). На втором этапе эти данные тщательно анализируются, и делается предварительное заключение о своеобразии структуры отклоняющегося развития ребенка. Клинические данные должны учитываться и дополнять картину целостного исследования, которая окончательно формулируется во врачебном заключении в ситуации обследования ребенка.

    Предварительно врач (или группа специалистов медицинского профиля) должен ознакомиться с имеющейся медицинской документацией, внешними заключениями специалистов: отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др., обращается внимание на снижение слуха, зрения, особенности опорно-двигательного аппарата, другие характеристики отклоняющегося развития ребенка. В случае подозрения на какие-либо отклонения в развитии данных функций необходимо провести дообследование в соответствующих профильных учреждениях. Эти данные медицинского характера должны быть донесены в удобной для понимания других специалистов форме с целью адекватного построения программы обследования различными специалистами. 

    Литература 
 

1. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. - М.: Академия, 2003.

2. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под ред. М. М. Семаго. — М., 1997.

3. Схема нейропсихологического обследования детей /Под ред. А.В.Семенович. — М., 1998.

4.  Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики

детей. — М., 1998.

5.  Шипицына  Л.М. Психолого-педагогическое консультирование  и сопровождение развития ребенка. – М.: ВЛАДОС, 2003. 
 

Информация о работе Клиническое обследование