Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:15, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие проблемы черепно-мозговой травмы. Задачами станут определение социального диагноза, составление плана реабилитационных мероприятий, выделение этапов реабилитации, определение критериев эффективности реабилитации и разработка индивидуального плана реабилитации.
Введение 3
1. Социальный диагноз 5
2. План реабилитационных мероприятий 13
3. Этапы (фазы) реабилитации 15
4. Критерии эффективности реабилитации 17
5. Индивидуальная программа реабилитации 18
Заключение 20
Список используемых источников 21
Приложение 1 22
3
У больных отмечается снижение способности производить адекватное впечатление на окружающих в ситуациях общения (выражающееся в отклонении от общепринятых норм поведения); незначительно снижается способность правильно понимать, интерпретировать и справляться с ситуациями в повседневной жизни; значительно снижается способность к полноценному участию в домашних делах; умеренно затрудняется выполнение профессиональной роли (участие в общепринятом графике работы, организации рабочего дня).
Одним из наиболее часто встречающихся ограничений жизнедеятельности при ЧМТ является способность к трудовой деятельности.
Легкое снижение способности к трудовой деятельности наблюдается при незначительном снижении профессионально значимых функций и качеств, когда больные могут продолжать труд в обычных производственных условиях с небольшими изменениями в условиях труда в зависимости от особенностей производства (освобождение от ночных смен, командировок, дополнительные перерывы в работе без ограничения объема работ).
Умеренное снижение способности к трудовой деятельности наблюдается при умеренном снижении профессионально значимых функций и качеств. Отмечается необходимость значительного изменения профессионального труда, выполняемого в обычных производственных условиях (проявляющееся в необходимости снижения квалификации, ограничении объема профессиональной деятельности) [6].
В профессиональной реабилитации (если ее рассматривать как процесс
восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда) нуж
даются более трети инвалидов вследствие черепно-мозговых травм. Причем в большинстве случаев это касается их рационального трудоустройства.
Трудоустройство - одна из важнейших форм профессиональной реабилитации, направленная на создание возможности участвовать в общественно-полезном труде для эффективной реализации профессиональных способностей и осознания себя равноправным членом общества. Достаточно большое число инвалидов нуждаются в профессиональной ориентации, меньшему числу больных необходима профессионально-
Профессиональная ориентация - это комплексное мероприятие, учитывающее медицинский, психологический и социальный аспекты и направленное на определение структуры наиболее развитых способностей инвалида для оценки пригодности и склонности к работе в определенной профессии.
Медицинский аспект профессиональной ориентации включает изучение и клиническую оценку состояния здоровья инвалида (диагноз, степень выраженности функциональных нарушений, сохранности функций, клинический и трудовой прогноз, учет медицинских противопоказаний к различным видам работ).
Психологический аспект включает определение установки инвалида на труд, профессиональных интересов, оценку трудовой мотивации, свойств нервной системы и темперамента, определение уровня психомоторного развития, эмоционально-волевых, интеллектуально-мнестических особенностей, индивидуальных свойств личности, проведение психологической коррекции.
Социальный аспект предполагает учет пола, возраста, образования, основной профессии и профессионального маршрута, семейного положения, жилищно-бытовых условий.
Следовательно, инвалиды вследствие черепно-мозговой травмы
нуждаются в профессиональной реабилитации в основном в виде
рационального трудоустройства, потребность в других видах профессиональной реабилитации несколько меньше, что
обусловлено клинико-функциональными, возрастно-половыми особенностями контингента и социально-психологическими факторами.
Если рассматривать социальную реабилитацию как процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности, то потребность в ней такая же высокая, как и в медицинской реабилитации.
Под социально-средовой ориентацией подразумевается процесс определения наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Социально-бытовое образование рассматривается как процесс овладения знаниями, навыками и умениями в области реализуемой общественной или семейно-общественной деятельности.
Под социально-бытовой адаптацией понимается система мероприятий, направленная на создание оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособление к ним (постоянный уход на дому, расширение дверных проемов, установку пандусов, поручней, расширение площади кухни и т.д.)
Таким образом, особенности выявленной потребности инвалидов вследствие черепно-мозговой травмы обусловлены характером, тяжестью заболевания, возрастом инвалидов, социально-экономическими и другими причинами, и приоритеты при этом отдаются методам медицинской и социальной реабилитации. Удовлетворение потребности инвалидов является одной из основных задач органов здравоохранения и социальной защиты населения Республики Беларусь. На основании определения степени выраженности нарушений основных видов жизнедеятельности, реабилитационных возможностей и выявленной потребности разрабатываются конкретные программы медико-социальной реабилитации.
Медико-социальная реабилитация инвалидов вследствие черепно-мозговой травмы реализуется в рамках функционирования государственной системы медико-социальной реабилитации.
3
2.План реабилитационных мероприятий
Социальная реабилитация при ЧМТ включает в себя ряд следующих мероприятий:
1. формирование социально-средовой ориентации;
2. организацию социально-бытового образования;
3. помощь в социально-бытовой адаптации:
3.1.уход:
- постоянный посторонний уход на дому;
- частичный посторонний уход на дому;
3.2 адаптация квартиры инвалида к возможностям (расширение дверных проемов, установка пандуса и др.);
3.3. удовлетворение потребности во вспомогательных технических
средствах в том числе: рабочие приспособления для быта (для ухода за
инвалидами, приготовления и приема пищи, досуга, домашней работы и др.),
тифлотехника, сурдотехника, функциональные кровати;
3.4. обеспечение средствами передвижения в том числе: кресло-коляска,
автомобиль с ручным управлением или с обычным управлением;
4. организация социально-бытовых услуг в том числе:
- надомное обслуживание (приготовление пиши, уборка жилых помещений, доставка горячей пищи, продуктов, медикаментов, топлива, почты, ремонт жилья, покупка промышленных товаров, санитарно-гигиеническая обработка, организация досуга, получение услуг прачечной, парикмахерской и др.);
- обслуживание в специально закрепленных учреждениях;
5. при необходимости социально-бытовое устройство: проживание в доме-интернате, пребывание в центре социального обслуживания, пребывание в пансионате;
6. создание социально-психологической адаптации;
7. социальная помощь в том числе: улучшение жилищных условий (увеличение жилой площади, отдельная комната, установка телефона и др.), натуральная помощь (одежда, обувь, мебель, бесплатное посещение столовой
и др.), материальная помощь;
8. Обеспечение социальной обеспеченности в том числе: юридические консультации, доступ к информации о правах и льготах, оказание помощи в реализации прав, льгот. [4, с.11-17]
Для обеспечения оптимальной реабилитации пациента необходимы совместные действия многопрофильной реабилитационной бригады, состоящей из: врачей специалистов: невролог, психотерапевт, физиотерапевт, психиатр, терапевт, врач по лечебной физкультуре, рефлексотерапевт, врач функциональной диагностики, оторинголог; средний медицинский персонал, инструктор ЛФК, медицинская сестра по массажу, инструктор по трудовой терапии; младший медицинский персонал — младшая медицинская сестра по уходу за больным, санитарки, санитарка (ваннщица); другого персонала – медицинский психолог, инструктор - методист по ЛФК, инструктор по труду, логопед (дефектолог), музыкальный руководитель, социальный работник. При такой организации работы эффективность реабилитации значительно повышается. При работе необходимо соблюдать основные принципы реабилитации: раннее начало, преемственность, последовательность, комплексность, этапность.
Планируемые реабилитационные мероприятия носят следующий
характер: психологический, коррекционный, информационный, консультационный, социально-бытовой, технический, адаптационный, патронажный, образова-тельный, юридический.
Медицинская реабилитация последствий ЧМТ включает: психотерапию, аутогенную тренировку, а также элементы медико-профессиональной реабилитации: профориентацию, трудотерапию, режим занятости. По окончании реабилитации устанавливается диспансерное наблюдение.
3. Этапы (фазы) реабилитации.
Первый этап реабилитационного процесса — экспертно-реаби-литационная диагностика - включает оценку последствий травмы, которые являются объектом реабилитации. В соответствии с современной концепцией последствий болезни, они рассматриваются на трех уровнях:
- органном, который отражает морфо-функциональные нарушения, вызванные травмой;
- организменном - нарушение сложной интегративной деятельности целостного организма, его основных способностей, ограничение жизнедеятельности (передвижения, самообслуживания, ориентации, общения, способности к труду и др.);
- социальном - социальная недостаточность или дезадаптация, которая является основным критерием инвалидности.
Для унификации оценки выраженности нарушенных функций и критериев жизнедеятельности используется подход, базирующийся на определении функциональных классов (ФК). ФК отражает состояние функции или критерия жизнедеятельности и ранжируется по 5-балльной шкале, принимаемой за 100%.
ФК-0 - характеризует нормальное состояние параметра, ФК-1 - легкое его нарушение (до 25%), ФК-2 - умеренное (от 26% до 50%), ФК-3 значи-тельное (от 51% до 75%), ФК-4 - резко выраженное и полное нарушение данного параметра (от 76% до 100%).
Следующий не менее важный этап - медицинский (стационарный) Эта фаза охватывает острый период травмы и начало раннего восстановительного периода. Важнейшим реабилитационным элементом этого этапа является создание и соблюдение лечебно-охранительного режима и постепенная активизация больного, в том числе при легких ЧМТ: ранняя госпитализация, постельный режим, постепенная активизация с учетом вида, тяжести и течения ЧМТ. Эта фаза включает в себя:
- определение клинического течения ЧМТ, периода травмы, степени выражен-ности и обратимости ее последствий на органном и организменном уровне, эффективности лечения и реабилитации, потребности в поддержи-вающем лечении для стабилизации патологического процесса и др.;
- определение наличия и выраженности сопутствующих заболеваний;
- установление функциональных резервов организма, способностей к развитию компенсаторных процессов, работоспособность в условиях физических и психоэмоциональных нагрузок и «цена» адаптации к ним;
- физическое развитие пациента и его тренированность (толерантность к нагрузкам);
Амбулаторный этап включает постепенное расширение физической активности, лечебную физкультуру и другие методы активной кинезотерапии, групповую психотерапию, терапию занятостью, предпрофессиональную трудотерапию. Параллельно проводится кратковременная медикаментозная активирующая терапия. Важным является постепенная адаптация больных к нагрузкам, вначале в стационаре, затем в амбулаторных условиях и соблюдение оптимальных сроков ВН. При неполном восстановлении трудоспособности показана медико-профессиональная реабилитация.
При сохранении последствий травмы в виде различных дезадаптирующих синдромов составляется индивидуальная программа реабилитации на амбулаторном этапе.
Психологический этап:
- выявление психологических особенностей личности реабилитанта;
- установка на продолжение трудовой деятельности или на инвалидность, возможность коррекции отрицательных мотиваций;
- наличие пре- или постморбидных нервно-психических нарушений;
Социалъно-средовый этап.
- определение места жительства реабилитанта;
- определение уровня и разносторонности образования и профессиональной
подготовки;
- выявить профессиональную пригодность в основной профессии, наличие
других квалифицированных специальностей;
- при необходимости помощь в приобретении другой, показанной по
состоянию здоровья профессии (при проф. непригодности в основной профессии);
- создание условий для рационального трудоустройства;
- с помощью социальных дотаций, по возможности улучшение экономического положения реабилитанта и его семьи;
- восстановлением функций, у которых наступила утрата профпригодности [5].
3
4. Критерии эффективности реабилитации.
Проведенные реабилитационные мероприятия оказывают различное влияние на восстановление трудоспособности, снижение ограничений жизнедеятельности и социальную недостаточность. Эффективность проведенной в достаточном объеме реабилитации оценивается по следующим показателям:
- снижение (повышение, без динамики) степени нарушения функции (в ФК);
- снижение (повышение, без динамики) степени ограничения критериев
жизнедеятельности, в том числе трудоспособности (в ФК);
Информация о работе Инвалиды вследствие черепно-мозговых травм (ЧМТ)