Характеристика детского травматизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 18:13, реферат

Описание работы

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения в Европе, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей, лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 3
Понятие и классификация детского травматизма …………………………………. 5
Классификация детского травматизма по типовым ситуациям ………………….. 9
Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма ………………. 15
Заключение ………………………………………………………………………….. 23
Список литературы …………………………………………………………………. 25

Работа содержит 1 файл

Реферат по по дисциплине Основы медицинских знаний.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

6. Повреждение  электрическим током (на Западе  эта причина бытового травматизма  стоит на 1-м месте, у нас пока слишком мало электробытовых приборов).

7. Огнестрельные  ранения.

8. Прочие. 
 
 
 
 
 
 

Классификация детского травматизма  по типовым ситуациям 
 

     Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

     I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций [10, 28]:

* Падение  с высоты (со стола, невнимательность  взрослых).

* Падение  с медицинских весов (неудачная  конструкция).

* "Три  раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому человеку не  удалось поймать подброшенного  вверх малыша.

* При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.

* Травма  под колыбельную (обычно о косяк,  мебель).

* Скандал  в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).

* Ребенок  в автомашине (при торможении).

* Ребенок  в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у  стены здания падающим предметом,  при переходе улицы, скрытые  дождевой водой ямы на дорогах,  падающим с балкона окурком,  без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

     II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

* Травма  глаза. Задача взрослых убедить  малыша не бросать снежок в  упор и не целить в голову.

* Катание  со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного  катания младших и старших  детей (съезжание на ногах,  с разгона, подсекание и толчки  младших).

* Несовершенство  рукотворных горок (падение с  верхней стартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).

* Катание  с гор на санках, с природных  холмов, с трамплинчиков, с насыпей,  иногда под колеса автомобилей.

* Катание  на лыжах с гор, зацеп за  сук, удар о дерево. Необходимо  учить детей технике катания, безопасного падения.

* Катание  на коньках. Безопаснее то, что  технично!

* Обморожения  (открытые части тела, температура  до +5°С при 100% относительной влажности,  холодный ветер, низкая температура,  тесная одежда и обувь, нарушение  теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

     III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

     Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях [12]:

1."Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.

2. Горячая  пища на столе должна быть недоступна ребенку.

3. Эксперименты  с открытым огнем (чаще страдают  школьники - бензин в костер, курение  возле канистры с бензином).

4. Огнестрельные  раны (характерны для энергичных "экспериментаторов").

5. Пиротехнические  средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).

6. Брошенные  боеприпасы; без присмотра охотничье  ружье; взрывные устройства (терроризм).

     IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная [9, 41]:

1. Падение  с высоты (из окна ребенок выпадает  сам, обычно из-за любопытства  или его выбросили старшие  дети; прыжки с большой высоты).

2. Катание  на лифте (держась за перекладину  под кабиной лифта).

3. Качели "тарзанка".

4. Безудержная  беготня на переменах и в  подъездах (удар о батарею). Все  батареи должны иметь деревянную  решетчатую рубашку!

5. Остекленные  двери (должны иметь специальное  толстое дверное стекленение).

6. Неисправная  ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).

7. Травмы "неосознанного садизма":

а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может  привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);

б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному  перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);

8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи  избиения старшими младших детей.

     Таким образом, анализ травм этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

9. Группа  травм, связанных с бесконтрольным  использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.

10. Уроки  физической культуры в спортзале  (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

     Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

Наиболее  распространены следующие типовые ситуации [13]:

а) прыжок через "козла". "Козел" - самый  травмоопасный снаряд школьного  спортивного зала. Подразумевает  бдительную страховку прыжка учителем физкультуры; спортивные матрацы здесь не помогут;

б) лазание  по канату (падение сверху);

в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика таких  травм со стоит в отработке  приемов надежной страховки и  безопасного падения;

г) спортивная гимнастика (кувырк, кульбит и "березка");

д) большая нагрузка после длительного перерыва. Например, весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть до отрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзя отменять принцип постепенности.

11. Травма  моды (роликовые коньки и другие "экстремальные" виды спорта). Профилактика - защитные атрибуты, отдельные от городского транспорта трассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

     V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо. При ДТП хирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированную травмы. Сочетана травма - повреждение костей с полостными повреждениями (черепная, брюшная или грудная полости). При множественной - наблюдаются одноименные по характеру повреждения. Например, при ударе бампером автомобиля может быть перелом сразу двух бедренных костей.

При комбинированном  поражении:

63% детей  попадают в ДТП в результате  своего неожиданного появления  на проезжей части из-за стоящей  машины (например, ребенок обошел  автобус сзади, по правилам, но  был сбит машиной, идущей по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП - рельсовые травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному  аппарату (по общему заболеванию).

     VI группа включает укусы животных [3, 36].

Только  в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей  имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна риккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выбить глаз. Если петух или гусь ущипнул в руку или попку - это обычно неучтенная травма. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

     Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

     Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

     VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации [6]:

а) пищевые  продукты (орехи, кости, семечки);

б) бытовые  предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);

в) безоар-конгломерат  волос или растительных волокон  в желудке (формируется чаще у  девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего  инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаи внесения инородных тел в половые органы (бывает сложно извлечь их даже хирургическим путем).

     VIII группа - водяной травматизм.

     Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным РООПСВОДа, 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

     IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

     В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

Информация о работе Характеристика детского травматизма