Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего проекта – показать, что развитие ЧГП может стать важнейшим фактором успеха в нашем крае. С помощью ЧГП можно достигнуть заметных результатов в профилактике и лечении различных заболеваний. ЧГП добиваются успеха за счет одновременного привлечения ресурсов многих участников, что позволяет усиливать программы, проводимые министерствами здравоохранения или местными сообществами, действующими в интересах охраны здоровья, за счет усилий различных правительственных структур, представителей частного сектора, СМИ и ряда благотворительных организаций и частных лиц в сообществах, затронутых проблемой.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..3
Раздел 1:
Роль частно-государственного партнёрства в здравоохранении…………3
Сферы использования и направления частно-государственного партнёрства в сфере здравоохранения……………………………………..4
Условия для успешной работы частно-государственного партнёрства, роль государства и частного сектора ……………………………………...5
Задачи бизнеса, некоммерческого сектора в рамках ЧГП ……………….6
Распределение ролей в партнёрствах в сфере здравоохранения и текущие задачи развития частно-государственного партнёрства ……….7
Раздел 2:
Концепция развития частной системы здравоохранения………………...7
Раздел 3:
Стратегические аспекты государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения …………………………………………………………….9
Основные принципы государственно-частного партнёрства в сфере здравоохранения …………………………………………………………...10
Формы, связи и форматы частно-государственного партнерства в здравоохранении, мотивации государственных и частных партнеров…10
Заключение ………………………………………………………………………............12
Список литературы………………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения.doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 

Роль государства

Ни одно ЧГП не может работать без заинтересованности государства, которая принципиально  важна для обеспечения общего политического руководства и  предоставления ресурсов в сфере  здравоохранения  

Задачи  государственных структур в рамках ЧГП:

  • Развитие стратегий программ, основанных на практическом опыте;
  • Принятие и проведение в жизнь законов и правовых норм, необходимых для эффективной и бесперебойной деятельность ЧГП;
  • Финансирование образования, служб здравоохранения и социальных служб;
  • Обеспечение вовлеченности заинтересованных государственных органов.

Участие государства может исходить от двусторонних агентств по развитию, федеральных  структур, региональных, местных и  муниципальных структур 

 
Роль частного сектора

В международном масштабе все более широко признается ключевая роль социально ответственного бизнеса в решении социальных проблем, в том числе – в противодействии распространению таких социально значимых заболеваний, как ВИЧ/СПИД, туберкулез, малярия, полиомиелит и т.п. Используя свой опыт и возможности для противодействия распространению ВИЧ/СПИДа и других социально значимых заболеваний, бизнес-структуры способны продуктивно работать в сотрудничестве с гражданским обществом..  

1.4. Задачи бизнеса, некоммерческого сектора в рамках ЧГП

  • Мобилизация высококвалифицированных специалистов и ресурсов делового сообщества;
  • Развитие в рамках компании принципов корпоративной этики, обеспечивающих предотвращение стигматизации и дискриминации, понимание сотрудниками путей уменьшения рисков, связанных с ВИЧ-инфекцией;
  • Оказание поддержки сотрудникам, живущим с ВИЧ/СПИДом
  • Предоставление экспертной поддержки в таких областях, как исследовательская деятельность, технологии, производство и распространение продукции, маркетинг и управление. Расширение услуг здравоохранения через использование имеющейся инфраструктуры и системы поставок.

Программы, осуществляемые на рабочих местах, идеально подходят для предоставления обучения и лечения для сотрудников  и членов их семей. Распространение данного успешного опыта на широкие слои населения является не менее важным. Эта задача достижима лишь при партнерском участии государства и гражданских организаций, способствующих охвату сельского населения и групп повышенного риска.

  Задачи некоммерческого сектора в рамках ЧГП:

  • Обеспечение сотрудничества между ключевыми структурами в регионе;
  • Распространение информации об опыте успешной работы на национальном и международном уровне
  • Обеспечение доступа к труднодоступным группам населения благодаря непосредственным личным контактам
  • Контроль над тем, чтобы лекарственные препараты и медицинские услуги доходили до людей, нуждающихся в них, и ЧГП действовали в интересах получателей услуг
  • Обеспечение финансирования широкого спектра деятельности ЧГП - от медикаментозного обеспечения до анализа эпидемиологической ситуации
 
 

1.5. Распределение ролей в партнерствах в сфере здравоохранения и текущие задачи развития ГЧП

В успешных ЧГП каждый из участников – государство, частный сектор, гражданское общество – как правило, несет ответственность за ряд аспектов деятельности партнерства. При этом роли партнеров меняются по мере изменения ситуации.  

Основные роли участников в рамках ЧГП:

  • Руководитель – адвокация борьбы с заболеваниями, увеличения финансирования, активизации деятельности, улучшения политического климата, привлечение внимания к проблеме стигматизации и правам человека совместно с другими партнерами и международной общественностью.
  • Исполнитель – реализация плана действий, рекомендаций и стратегий, принятых партнерством;
  • Эксперт и критик – надзор за деятельностью партнерства, обеспечение независимой экспертизы, способствующей максимально эффективной реализации планов и стратегий;
  • Инструктор и советник – обеспечение партнеров информацией как о конкретных потребностях и ресурсах того или иного сектора, так и о технических приемах, передовом опыте разработки и осуществления тематических программ; анализ путей развития и деятельности программ, планирование мониторинга и оценки;
  • Представитель – обеспечение связи между партнерством и внешними заинтересованными сторонами, повышение информированности общества, обеспечение поддержки и мобилизация новых ресурсов для осуществления задач партнерства 
     

Текущие задачи развития ЧГП

Для эффективного развития частно-государственных партнерств в сфере здравоохранения наиболее актуально решение следующих задач:  

Развитие взаимодополняющих региональных законодательств

Успешная  работа партнерств, осуществляющих противодействие  ВИЧ/СПИДу, туберкулезу и малярии  на уровне регионов, зависит от способности федеральных структур обеспечить общие для всех регионов стандарты сбора данных, адаптации и использования опыта успешной работы, законодательные условия для защиты прав человека, законодательства в области потребления наркотиков и лечения наркотической зависимости, ценообразования в сфере лекарственного обеспечения, производства и распространения дженериков, миграции.   

Четкие правовые рамки

Частно-государственные  партнерства регулярно сталкиваются с трудностями из-за недостаточно четкого правового регулирования деятельности общественных организаций. Механизмы правового регулирования деятельности НКО часто запутаны и рассредоточены в национальном законодательстве. 

2.1. Концепция развития частной системы здравоохранения

 
Частная система здравоохранения является неотъемлемой частью здравоохранения Российской Федерации, потенциал которой в должной мере не востребован государством. Мировой опыт эволюции здравоохранения свидетельствует о том, что частная медицина, в большинстве стран мира способна эффективно выполнять задачи по охране здоровья граждан международного и государственного масштаба. Именно частная медицина, во всем мире является для государств эффективным ресурсосберегающим инструментом воспроизводства трудового потенциала нации. Частная система в здравоохранении нуждается в государственном переосмыслении ее значимости в общенациональной системе охраны здоровья граждан. Она относится к здравоохранению, но никак не к коммерции, поскольку это низкорентабельная, ресурсоемкая, высокозатратная и высокорисковая отрасль социальной сферы. Следовательно, при определении стратегии развития частной системы здравоохранения, необходимо исходить из общих норм функционирования социальнойсферы.  
Любая национальная система здравоохранения координирует государственные меры по охране здоровья граждан, с целью максимальной их эффективности, которая реализуется на уровне базового структурного элемента здравоохранения – системы ВРАЧ-ПАЦИЕНТ. Вся деятельность государства в этом направлении направлена на конечный результат – индивидуальное и общественное здоровье. Для достижения этого результата, от государства требуется:

1) достаточное  бюджетное финансирование здравоохранения

2) незатратное  управление, а скорее – координация  всех элементов системы здравоохранения

3) обеспечение  максимальной эффективности функционирования  системы «ВРАЧ-ПАЦИЕНТ».  
 
Мы думаем, что в целях эффективности социального развития и получения максимальной отдачи затрат на охрану здоровья граждан Российской Федерации, частная система здравоохранения должна получить государственную поддержку, гарантированную Конституцией.

Основными направлениями этой поддержки являются: 1) сохранение и развитие существующей системы

2) постепенный  и поэтапный переход к современной,  высокотехнологичной, саморегулируемой частной системе здравоохранения.  
 
1. Развитие существующей, слабоструктурированной частной системы здравоохранения с поэтапным переходом к современной, высокотехнологичной, саморегулируемой системе. 
 
Частная система здравоохранения Российской Федерации играет важную роль в общенациональной системе охраны здоровья граждан, однако на сегодняшний день, представляет собой разрозненную, слабоструктурированную совокупность частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей. Основным преимуществом частной медицины является эффективность функционирования базового структурного элемента здравоохранения – системы ВРАЧ-ПАЦИЕНТ, определяющим в конечном итоге качество медицинской помощи.  
 
Настоящая концепция ставит своей главной целью – развитие существующей, слабоструктурированной частной системы здравоохранения с постепенным и поэтапным переходом к современной, высокотехнологичной, саморегулируемой системе, которая должна стать полноценным участником национального здравоохранения, способным решать масштабные социальные задачи охраны здоровья граждан. Что невозможно сделать без существенной государственной поддержки.  
 
1.1. Развитие существующей частной системы здравоохранения.  
 
1.1.1. Развитие законодательного и нормативного регулирования деятельности частной системы здравоохранения. 
 
Целый ряд отдельных положений законов и подзаконных актов Российской Федерации содержат ограничения на осуществление определенных видов медицинской деятельности в частной системе здравоохранения. Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей медицинских услуг.
 
 
В пересмотре и внесении поправок нуждаются следующие: статьи 22, 29, 37, 39, 42, 43, 54, 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в которых содержится прямые ограничения на выполнение тех или иных видов медицинской помощи в частной системе здравоохранения; статья 55 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах". Лицензирование данных видов медицинской деятельности в частных медицинских организациях следует отнести на федеральный уровень. В связи с принятием закона «О саморегулируемых организациях», Государственной Думе РФ необходимо снять с рассмотрения устаревший проект закона № 97802597-2 "О регулировании частной медицинской деятельности", и вместо него, совместно с Правительством РФ и системообразующими организациями частной системы здравоохранения, разработать и внести на рассмотрение проект закона «О саморегулировании предпринимательской и профессиональной деятельности в частной системе здравоохранения Российской Федерации».  
 
Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ введен п. 4 ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании», выводящий из сферы его применения, отношения, связанные применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи. В связи с чем, становится актуальной необходимость законодательного регулирования стандартизации в здравоохранении, которое должно быть регламентировано соответствующим федеральным законом.  
 
Ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", напрямую дискриминирует работников частной системы здравоохранения. Не смотря на Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. N 11-П, в эту статью до сих пор не внесены изменения.  
 
В российском законодательном поле о здравоохранении имеются существенные недостатки, которые необходимо исправлять с использованием системного подхода. Этот подход, вполне может быть реализован в виде принятия Кодекса об охране здоровья граждан, в котором будут сконцентрированы все законодательные нормы, действующие в нашей сфере. 
 
Необходимо привести ряд положений о порядке лицензирования медицинской деятельности в соответствие реальным возможностям субъектов частной системы здравоохранения. 
 
В обновлении нуждаются санитарные нормы, которые не учитывают реальных условий деятельности субъектов частной системы здравоохранения и существенно отстают от прогресса в строительстве и технической сфере.
 

3.1. Стратегические аспекты  развития государственно-частного  партнёрства в  сфере здравоохранения

  Еще Гай Юлий Цезарь в первом веке до нашей эры сказал: "Здоровье граждан  — высшая забота государства".

  Массивные финансовые вливания и изменения  управлением здравоохранения, проведенные  в последние годы, не обеспечивают требуемого эффекта роста человеческого потенциала. Прогрессивное развитие здравоохранения возможно только посредством постоянных инвестиций и инноваций с использованием механизма государственно-частного партнерства.

  Здравоохранение  - это социальная тема. Особенно это  касается медицинской  помощи.

  Ни  в коем случае нельзя противопоставлять  государственное и муниципальное  здравоохранение частному. И здесь и там одна цель – здоровье социума. И если врача делят по принадлежности к той или иной системе здравоохранения (по форме собственности организации, в которой он работает), тем самым происходить приравнивание врача к продавцу.

  Исходя  из социального равенства и единства социальных целей, не допустимо рассматривать частную систему здравоохранения как часть торгово-бытовой коммерции. Частная система здравоохранения выполняет важные социальные задачи охраны здоровья граждан.

  Именно  поэтому частной системе здравоохранения необходимы существенные экономические преференции, которые сейчас имеют государственная и муниципальная системы. В противном случае, отечественное здравоохранение ни когда не будет развиваться динамично, ни когда не станет единой, мощной и высокотехнологичной отраслью.

  Только  после того, как государственная  власть научится позитивно воспринимать частное здравоохранение, изменится  отношение к здоровью людей как  со стороны общества, так и со стороны работодателей.

  3.2. Основные принципы государственно-частного партнерства в здравоохранении.

  А) Принцип доминирования глобальной цели.

  Вектор  развития должен быть направлен в  сторону общества, здоровья его членов, а не в сторону взаимной выгоды партнеров.

  Б) Непосредственные партнерские отношения должны способствовать укреплению системы охраны здоровья граждан.

  Партнерство должно быть в гармонии с национальным приоритетом в области здравоохранения, оно должно дополнять а не подменять  государственные инициативы и должно быть оптимально интегрировано в национальную систему здравоохранения, без какого либо конфликта интересов. Следует четко понимать, что у государства и частного партнера – разные мотивации участия в ГЧП, но цель одна – укрепление здоровья граждан России. Основными структурообразующими элементами государственно-частного партнерства в здравоохранении должны стать не отдельные медицинские организации или сети клиник, а стратегические альянсы органов власти, профессиональных саморегулируемых организаций и частных инвесторов.

Информация о работе Государственно-частное партнёрство в сфере здравоохранения