Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:58, дипломная работа
Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений....
Введение
Глава I Теоретическое обоснование проблемы особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
1.1 Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
1.2 Структурный компонент псевдобульбарной дизартрии как речевого нарушения
1.3 Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Выводы по I главе
Глава II Организация исследования особенностей формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.1 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: первичная диагностика
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
2.3 Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
Выводы по II главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Таблица 7
Уровень развития коммуникативных навыков до и после коррекционной работы
№ | Имя, фамилия ребенка | Уровень развития коммуникативных навыков | |
До коррекционной работы | После коррекционной работы | ||
1 | Алеша К. | Низкий | Низкий |
2 | Андрей Т. | Очень низкий | Низкий |
3 | Ваня К. | Низкий | Низкий |
4 | Даша О. | Низкий | Низкий |
5 | Кристина П. | Средний | Средний |
Вывод: если до проведения коррекционной работы уровень развития коммуникативных навыков оказался очень низким у одного ребенка (Андрей Т.), низким у трех (Алеша К., Ваня К., Даша О.), средним у одного (Кристина П.), то после коррекционной работы очень низкого уровня развития коммуникативных навыков зафиксировано не было, у четырех детей он оказался низким (Алеша К., Андрей Т., Ваня К., Даша О.) и у одного ребенка остался средним (Кристина П.)
Сравнительный анализ уровня развития коммуникативных навыков до и после проведения коррекционной работы представлен в диаграмме 2.
Диаграмма
2. Уровень развития
коммуникативных навыков
до и после проведения
коррекционной работы
Условные обозначения: 1 – очень низкий уровень развития коммуникативных навыков, 2 – низкий, 3 – средний, 4 - высокий.
Таким образом, из диаграммы видно, что у одного ребенка из группы уровень развития коммуникативных навыков увеличился: у Андрея Т. он возрос с очень низкого до низкого. У трех детей уровень развития коммуникативных навыков остался низким (Андрей Т., Ваня К., Даша О.), у одного ребенка средним (Кристина П.)
Диаграмма
3. Уровень развития
коммуникативных навыков
до коррекционной работы
Диаграмма
4. Уровень развития
коммуникативных
навыков после
коррекционной работы
Как видно из диаграммы 3, у 20% детей до коррекционной работы был зафиксирован очень низкий уровень развития коммуникативных навыков, у 60% низкий, у 20% детей средний уровень, в то время как после коррекционной работы у 80% детей оказался низкий уровень развития коммуникативных навыков, у 20% средний, очень низкого уровня зафиксировано не было, что свидетельствует о положительной динамике в развитии коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией после проведения коррекционно-логопедической работы.
4. Коэффициент взаимности.
На основании числа взаимных положительных выборов и общего количества положительных выборов мы определили, что коэффициент взаимности после коррекционной работы равен 42%, что может рассматриваться как положительный показатель, так как он больше 20%. Таким образом, после коррекционной работы коэффициент взаимности возрос на 2% в связи с увеличением общего количества положительных выборов и взаимовыборов на 2 выбора.
5. Критерии выбора партнера для общения.
В результате проведения повторной беседы, мы увидели, что после коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией мотивы выбора партнера для общения изменились: появились дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его нравственные качества («Она - веселая», «Он - добрый») (Ваня К., Кристина П.), тогда как в начале эксперимента дети выделяли только общее положительное отношение к сверстнику («Я ее люблю»), не опираясь на его положительные качества. Несколько детей мотивировало свой выбор интересом к совместной деятельности («Я хочу с ней играть») (Алеша К., Даша О.), несколько уменьшилось количество детей без осознанного мотива выбора, которые сразу не могут объяснить причин своего положительного или отрицательного отношения к партнеру по общению (Андрей Т.) У большинства детей критерий отрицательного выбора по-прежнему был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется») (Алеша К., Даша О.) Несколько детей выделили общее отрицательное отношение к сверстнику («Я ее не люблю», «Он плохой») (Ваня К., Кристина П.)
В начале проведения эксперимента мы определили, что основными причинами изоляции детей с псевдобульбарной дизартрией являются: ограниченность речевых возможностей, неразборчивость речи; отставание в психофизическом развитии, тяжесть двигательной патологии. После проведения коррекционной работы мы увидели, что у детей, у которых возрос уровень речевых возможностей, соответственно возрос и социометрический статус.
В завершении своей работы нам хотелось бы дать несколько рекомендаций для родителей, воспитывающих и обучающих ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Рекомендации для родителей.
Стимуляция речевого развития у детей в семье тесно связана с развитием предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение значений слов. Игрушки оказывают большое влияние на развитие ребенка. Они помогают и общению, и развитию действий, и психическому развитию, и общему состоянию малыша. Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия.
Таким
образом у ребенка
Для развития слухового внимания используют специальные игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?» и др. Ребенок должен сосредоточить свой взгляд на издающих звуки игрушках и предметах. Одновременно со взрослым он произносит звуки, слова, изменяет голос по высоте и тембру, регулирует громкость голоса и темп речи.
В дошкольном возрасте стимуляция речевого развития направлена на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями и полученные представления закрепляют в игре. С ребенком постоянно разговаривают о том, что он видит в данный момент.
По
мере наращивания словаря и
Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим членам семьи. Если ребенок общается с удовольствием, и вы отмечаете всплеск его речевой активности, можно попытаться продемонстрировать его достижения, побуждая его к высказыванию: «Папа, послушай, как мы пели песенку для мишки. Баю-бай, мишка, баю-бай. Как Дима пел песенку...» Слова «скажи» и «повтори» по-прежнему остаются запретными. Если же ребенок стеснительный по характеру, то публично похвалить его нужно, а вот демонстрацию достижений можно отложить на более поздний период работы, когда он сам начнет проявлять активность в общении.
Также
у ребенка формируется
Во время повседневного бытового общения детей приучают вслушиваться в речь, выполнять действия в соответствии с инструкцией на основе усложняющегося и расширяющегося словарного запаса. Например, усложнение заданий происходит за счет увеличения слов в инструкции и введении различных признаков предмета: «Принеси чашку», «Унеси чашку», «Принеси красную чашку», «Возьми самое большое колесико (от пирамидки)», «Дай мне большой красный кубик», «Возьми маленький зеленый кубик». При этом помощь в виде жестов исключается полностью.
На первых порах, чтобы облегчить ребенку выполнение задания, взрослый может использовать семантизированную интонацию. Слово «маленький» произносится высоким тоном голоса, а слово «большой» - низким. Но постепенно необходимо отказаться и от такого вида помощи. При этом дети должны ориентироваться только на смысл услышанного, чтобы выполнить задание правильно. Правильное выполнение инструкции поощряется, а вот если действие выполнено неправильно, то взрослый должен показать образец и не переходить к более сложному виду высказывания, пока не будут отработаны простые формулировки.
Каждая инструкция должна быть повторена не более 2-3 раз перед ее выполнением. Если у ребенка рассеянное внимание, ему необходимо дать предварительную установку: «Послушай, о чем я тебя прошу: сделай так, как я скажу». Использование такой предварительной установки более эффективно, чем многократное повторение задания на фоне рассеянного внимания, когда родитель повторяет одну и ту же просьбу, а ребенок ее игнорирует не в силу особенностей характера, но потому что увлечен чем-то более ему интересным.
Следите,
чтобы игра и общение с вами доставляли
ребенку удовольствие!
Выводы по II главе
У детей с псевдобульбарной дизартрией на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями. Большинство детей с псевдобульбарной дизартрией с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.
Исходя из этого, необходимым является изучение особенностей коммуникативной сферы детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. С этой целью было организовано исследование.
Экспериментальное изучение детей с псевдобульбарной дизартрией включало выявление следующих показателей: статусное положение, уровень благополучия взаимоотношений, социометрический статус, уровень развития коммуникативных навыков, коэффициент взаимности, критерии выбора партнеров для общения.
В результате определения статусного положения детей с псевдобульбарной дизартрией на констатирующем этапе эксперимента мы установили, что большинство детей (60%) оказалось в категории «непринятых», 20% детей было отнесено к категории «принятых», 20% детей – к категории «изолированных», «предпочитаемых» детей выявлено не было,. Уровень благополучия взаимоотношений оказался низким, поскольку количество детей, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях («непринятые» и «изолированные») – 4 человека – значительно превышает число детей, находящихся в благоприятных статусных категориях («принятые») – 1 человек. Социометрический статус оказался наибольшим (50%) у одного ребенка, что соответствует среднему уровню развития коммуникативных навыков; у трех детей социометрический статус равен 25%, что соответствует низкому уровню развития коммуникативных навыков; у одного ребенка социометрический статус составляет 0%, что соответствует очень низкому уровню развития коммуникативных навыков. Коэффициент взаимности в исследуемой группе равен 40%, что может рассматриваться как положительный показатель. Изучение межличностных критериев в группе детей с псевдобульбарной дизартрией показало, что почти половина испытуемых затрудняется при мотивации своего выбора. У большинства детей критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка («Он дерется», «Она щиплется»).