Фармацевтическая этика и деонтология. Современные проблемы в системе фармацевтической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая цель - сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан:
•информировать врача о лекарственных средствах, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;
•предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах;

Содержание

I.Введение
II.Фармацевт и врач.
III.Фармацевт и пациент.
IV.Взаимодействие фармацевтов и врачей с медицинскими представителями.
V.Предмет исследования: взаимодействие представителей фармацевтического бизнеса и врачей.
VI.Выводы
VII.Практические рекомендации
VIII.Авторитет врача
IX.Повышение профессионального уровня
X.Фармацевтический работник
XI.Заключение
XII.Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.30 Кб (Скачать)

Возникает вопрос, где та мера, которая позволяет положительным  компонентам взаимоотношений врачей и фармацевтического бизнеса  уравновешивать или даже элиминировать  негативные компоненты этих отношений? Как можно оптимизировать связь  в системе «врачи—фармацевтический бизнес» так, чтобы это принесло максимальную пользу пациентам? Нам представляется, что необходима специальная этико-пра-вовая регламентация данных отношений, легитимизированная в законах и подзаконных актах о деятельности фармацевтических компаний и о правах и обязанностях врачей по отношению к пациентам в связи с этой деятельностью.

Предмет исследования: взаимодействие представителей фармацевтического бизнеса и  врачей.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые  проведен социологический анализ взаимоотношений  фармацевтического бизнеса и  врачей, который позволил определить их медико-социальные последствия, выявить  недостатки нормативно-правовой базы фармацевтической отрасли и рассмотреть  возможные варианты ее изменения.

Фармацевтический рынок  соответствует общемировым тенденциям и характеризуется расширением  и быстрым обновлением номенклатуры лекарственных средств, предназначенных  для удовлетворения одной и той  же потребности, насыщением потребительского спроса и резким обострением конкуренции  между их производителями. В новых  условиях для успешного продвижения  лекарств используются различные социальные средства.

Были проведены конкретные социологические исследования, подтвердившие  гипотезу о том, что, руководствуясь интересами прибыли, производители  могут распространять несбалансированные сведения об эффективности и безопасности лекарственных средств. Основными  агентами информационного воздействия  являются все три группы представителей компаний, но непосредственно с врачами  контактируют не фармацевтические или  торговые, а именно медицинские представители.

Так же были проанализированы существующие в мире способы регуляции  взаимоотношений медицинских представителей и врачей и отобраны те, которые  могут быть использованы в Казахстане.

Научная новизна раскрывается в положениях, выносимых на защиту:

1. Для продвижения лекарственных  средств на рынок фармацевтический  бизнес нуждается в агентах,  не включенных в структуру  фармацевтической отрасли. Основными  среди них являются врачи, рекомендующие  своим пациентам продукцию тех  или иных компаний, но формально  не зависимые от них. 

2. Поскольку врачи функционально  не связаны с фармацевтической  отраслью, необходимы специальные  средства влияния на них. Эти  средства делятся на информационные и коммуникативные. Последние являются наиболее дорогостоящими, но и наиболее эффективными, поскольку персонифицируют результаты деятельности производителей лекарственных средств в личностно значимой для врачей форме. К таким средствам относится институт медицинских представителей.

3. Большинство врачей  общаются с медпредставителями как минимум раз в неделю. 38% врачей оценивают информацию, предоставленную медпредставителями, как актуальную, что характерно преимущественно для участковых врачей. 24% опрошенных российских врачей доверяют тому, что им рассказывают медпредставители, однако большинство (65%) считает, что информация нуждается в проверке.

4. Влияние фармацевтических  компаний на рекомендации врачей  содержит не только положительные,  но и отрицательные моменты.  Представители не упоминают по  собственной инициативе побочное  действие продвигаемого препарата  и взаимодействие лекарств. Каждый  третий не называет противопоказаний. При этом каждый пятый представитель  и на вопросы врачей относительно  побочных эффектов, противопоказаний  и взаимодействия лекарств отвечает  неохотно, хотя эта информация, по  мнению врачей, необходима.

5. Казахстанское законодательство  в сфере продвижения лекарственных  препаратов ограничивается установлением  норм, касающихся фармацевтической  рекламы. Необходимо расширение  правовой базы и установление  норм, регулирующих другие способы  продвижения ЛС. При этом необходимо  использовать зарубежный опыт  в сфере законодательства, поскольку  деятельность фармкомпаний носит транснациональный характер.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время значительное количество врачей имеют взаимоотношения  с фармацевтическими компаниями и при назначении лекарственных  препаратов врачи чаще всего преследуют личную финансовую заинтересованность, а не целесообразность лечения тех  или иных заболеваний. В результате этого законодательство были внесены  поправки, позволяющие регулировать отношения фармацевтических компаний с врачебным сообществом для  устранения лоббирования интересов  конкретной фирмы при выписывании  врачами рецептов пациентам.

ВЫВОДЫ

1. Отношения врачей и  фармацевтического бизнеса объективно  необходимы, но могут иметь положительный  и отрицательный эффект для  пациента. К положительному относится: информированность врача о новейших препаратах, упрощение процедуры их получения, возможность дополнительного повышения квалификации, более активного участия в жизни научного сообщества. К отрицательному относится: возможность избыточного назначения ЛС, возможность назначения более дорогих ЛС, возможное недоверие со стороны пациентов.

2. Врачи не воспринимают  производителей лекарственных пре-

паратов в качестве партнеров. Отношения с компаниями воспринимаются только как функциональные, основанные на материальной выгоде отношения. В самых лучших отношениях, которые рассматриваются респондентами, фармкомпания видится, скорее, в роли посредника/помощника, чем полноценного партнера.

3. Врач доложен четко  осознавать те проблемы, которые могут у него возникнуть в отношениях с фармбизнесом:

— Юридические — отсутствие нормативных документов.

— Финансовые — формы  и размер поощрений со стороны  компаний, соотношение затрат компании на поощрение врача и приносимой им пользы.

— Научные — достоверность  информации, предоставляемой компанией, ее доказательность, объем, соответствие специализации и опыта врача  получаемой информации.

— Психологические —  зависимость от компании, а не от пациента.

4. Наиболее вероятное  количество визитов медицинских  представителей различных фармацевтических  фирм к врачу составляет 1—5  в месяц; средняя частота посещения  врача представителями одной  фармацевтической фирмы — 7—11 раз в год. Возможны два варианта  ведения политики продвижения:  фирма активно работает либо  с небольшим количеством врачей (эксклюзивная тактика), либо с  большим количеством врачей при  меньшей частоте визитов к  одному врачу (интенсивная тактика  продвижения).

5. Лишь представители  небольшого числа фирм дают  полную информацию о продвигаемом  препарате по собственной инициативе, не оказывая давления на врача.  Однако, несмотря на неполноту  информации о лекарственных препаратах, предоставляемой медицинским представителем  по собственной инициативе, доверие  врачей к ним достаточно велико. Более половины респондентов  отметили необходимость предоставления  медицинским представителем данных  о фармакологической сопоставимости, каждый второй врач высказался  за ценовую сопоставимость.

6. Большинство широко  используемых приемов продвижения  фармацевтической продукции в  России юридически не закреплено, и нормы их регулирования носят  исключительно этический характер. Ограничительным фактором, инструментом, с помощью которого можно оценить этичность действий компаний-производителей, информировать о них не только национальную, но и мировую фармацевтическую и медицинскую общественность являются международные кодексы, хотя они и не могут заменять действующее законодательство стран, где были приняты.

Практические  рекомендации

1. Поскольку основной  проблемой является сокрытие  производителями негативных свойств своей продукции, в первую очередь сведений о безопасности препаратов, должны быть установлены стандарты, определяющие какие именно блоки информации будут содержаться в промоционных материалах. Необходима предварительная экспертиза промоционных материалов, осуществляемая общественными советами или органами власти, контролирующими сферу обращения лекарственных средств.

2. В связи с недостаточной  регламентацией этико-правовых норм  фармбизнеса, необходимо создание института подготовки квалифицированных кадров медицинских представителей.

3. Целесообразно создание  Ассоциации фармацевтических производителей  РФ для координации этического  ведения бизнеса в России.

4. Продвижению лекарственных  средств на фармрынке должна способствовать не только индивидуальная работа медицинского представителя и врача, но и проведение научных конференций с целью адекватного двустороннего общения и полноценной информированности медицинского работника и представителя фармацевтического бизнеса.

Авторитет врача

Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для  сохранения веры пациента в эффективность  лекарственного средства. В его присутствии  недопустимо высказывание критических  замечаний в адрес врача или  выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить  ее без его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.

 

Повышение профессионального уровня

Аптечный работник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки: хорошо знать фармацию и основы клинической фармакологии, ориентироваться в различных  разделах клинической медицины, чтобы  уметь дать квалифицированную консультацию врачу.

Совершенствование знаний и  методов работы - один из главных  деонтологических принципов, так как от квалификации провизора зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура лекарств значительно увеличилась. К тому же многие хозяева аптек, не являющиеся провизорами по специальности, не понимают важности информационной работы среди сотрудников, врачей и населения. Поэтому провизоры вправе в вежливой форме требовать от владельца аптечной организации информационного обеспечения (справочники, отраслевые журналы и газеты) и внедрения современных информационных технологий (компьютер, доступ к Интернету).

Сегодня нет провизоров-информаторов, утрачена существовавшая в советское  время тесная связь между клиниками  и аптеками. Поэтому крупным аптекам  желательно иметь информационные центры с филиалами в ЛПУ в виде кабинетов медико-фармацевтической информации. Однако следует помнить, что информировать врачей следует  ненавязчиво, тактично, учитывая их знания и опыт в области применения лекарств.

Профессиональная информационная работа аптеки в конечном итоге положительно отражается не только на качестве продаж, но и на рентабельности. Ведь лекарство - это лекарственное средство плюс информация о нем. В аптеку, где  клиент получил исчерпывающие сведения от грамотного провизора, он, вероятнее  всего, придет многократно.

В своей профессиональной деятельности провизор (фармацевт) должен:

  • соблюдать этические нормы и принципы в отношении больного:
  • вселять уверенность в эффективность лечения, лекарственное средство и выздоровление пациента;
  • уметь общаться с больными, учитывать их интересы и привычки, сочувствовать им, разделять чужое горе, поднимать настроение, преодолевать чувство безнадежности и безысходности пациента, оценивать невербальные признаки состояния больного (выражения лица, поза, тон голоса и т.п.). Быть доброжелательным, заслуживать доверие и расположение больного;
  • не допускать ошибки общения, невнимания к тому, что и как говорит пациент, неподобающего внешнего вида;
  • избегать поспешности действий, непродуманности в подготовке рабочего места;
  • соблюдать врачебную тайну и конфиденциальность информации в ходе ведения профессиональной практики;
  • владеть основами психотерапевтическогого (межличностного повседневного общения) воздействия для улучшения взаимопонимания с пациентами;
  • не допускать ятрогений и псевдоятрогений;
  • качественно и квалифицированно обслуживать посетителей аптеки:
  • максимально сократить время приготовления лекарственного средства с учетом строгого соблюдения технологии изготовления;
  • исключать ошибки в своей работе, предупреждать их в приготовлении и выдаче лексредства;
  • совершенствовать контроль качества лекарственных средств с обязательным разбором каждой выявленной ошибки;
  • сообщать необходимую информацию о лекарственных средствах (о фармакологическом действии, способе, времени и частоте приема, хранения в домашних условиях, возможной несовместимости с пищей или другими препаратами и т.д.);
  • обеспечить качество и необходимый ассортимент лексредств и изделий медицинского назначения с учетом территориальных и географических особенностей месторасположения аптечного учреждения и финансовых возможностей покупателя;
  • квалифицированно оказывать первую медицинскую помощь;
  • критически оценивать рекламные сообщения о лекарственных средствах. Предупреждать пациента о бдительности при сенсационной рекламе, особенно по радио и телевидению;
  • проводить санитарно-просветительскую работу среди населения. Разъяснять посетителям аптек вредность самолечения, бесконтрольного приема лек. средств и знахарства

Информация о работе Фармацевтическая этика и деонтология. Современные проблемы в системе фармацевтической помощи