Вместе
с тем, в случае невыполнения установленных
контрольных значений законодательством
Российской Федерации должны быть установлены
соответствующие санкции и внедрен эффективный
механизм применения этих санкций.
Этапы
реализации:
2010
– 2015 гг. – конкретизация государственных
гарантий на основе стандартизации медицинской
помощи; переход на планирование ПГГ на
три года с ежегодной корректировкой;
паспортизация медицинских учреждений
на предмет оснащенности помещениями
и оборудованием с целью определения возможности
включения инвестиционных расходов в
систему ОМС;
2016
– 2020 гг. – включение в подушевой
норматив ПГГ расходов инвестиционного
характера, а также расходов на приобретение
дорогостоящего оборудования.
3.2.2
Стандартизация медицинской
помощи
Одним
из основных факторов создания системы
качественной и доступной медицинской
помощи является наличие единых для всей
территории Российской Федерации порядков
и стандартов оказания медицинской
помощи при наиболее распространенных
и социально-значимых заболеваниях и патологических
состояниях.
Стандарты
медицинской помощи разрабатываются
в соответствии с показателями Программы
государственных гарантий, и их выполнение
гарантируется гражданам на всей территории
Российской Федерации.
Создание
стандартов медицинской помощи позволит
рассчитать реальную стоимость медицинских
услуг в каждом субъекте Российской
Федерации, определить затраты на реализацию
государственных и территориальных программ
медицинской помощи населению, рассчитать
необходимое лекарственное обеспечение
этих программ (список жизненно необходимых
и важнейших лекарственных средств), обосновать
подушевые нормативы финансирования и
оптимизировать варианты проведения реструктуризации
сети учреждений здравоохранения.
Внедрение
порядков оказания медицинской помощи
позволит оптимизировать ее этапность,
использовать правильный алгоритм
взаимодействия учреждений здравоохранения
и социального обеспечения, обеспечить
преемственность в ведении больного на
всех этапах, что значительно повысит
качество медицинской помощи населению.
Порядки
и стандарты оказания отдельных
видов медицинской помощи выступают
основой программы государственных гарантий
оказания гражданам бесплатной медицинской
помощи, соответствующих современному
уровню развития медицины и обязательных
к исполнению.
Одним
из главных элементов обеспечения
качества следует рассматривать разработку
профессиональными сообществами (ассоциациями)
клинических рекомендаций (руководств),
содержащих сведения по профилактике,
диагностике, лечению конкретных заболеваний
и синдромов, которые будут служить основой
для разработки стандартов медицинской
помощи, индикаторов качества лечебно-диагностического
процесса.
Такой
подход к формированию алгоритма
ведения больных помогает лечащим
врачам планировать лечебно-диагностический
процесс с учетом реальных возможностей
медицинской организации. Руководители
лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ) могут оценивать качество медицинской
помощи по критериям полноты выполнения
обязательных лечебно-диагностических
мероприятий, а также сравнивать качество
работы отдельных врачей и подразделений
и внедрять дифференцированную оплату
труда.
Этапы
реализации:
2010
– 2015 гг.:
- поэтапное
внедрение системы управления качеством
медицинской помощи на основе порядков
и стандартов ее оказания, регистров стационарных
больных, включающих индикаторы качества
оказанной помощи, а также совершенствование
тарифной политики оплаты труда медицинских
работников, зависимой от качества помощи;
- установление
порядка лицензирования медицинских организаций,
исходя не только из наличия соответствующего
материально-технического оснащения и
сертифицированных специалистов, но и
возможности соблюдения технологии оказания
медицинской помощи (наличие достаточного
количества подготовленных медицинских
кадров с допусками к необходимым видам
помощи и материально-технических ресурсов,
позволяющих внедрить график эксплуатации
оборудования в соответствии с технологиями
оказания медицинской помощи);
- внедрение
экономически обоснованной саморегулируемой
системы управления качеством медицинской
помощи на территории Российской Федерации.
3.2.3
Организация медицинской
помощи
Этапы
реализации:
2010 –
2015 гг.:
- развитие
в каждом субъекте Российской Федерации
сети лечебно-профилактических учреждений
для повышения эффективности и обеспечения
этапности медицинской помощи –
перепрофилизация части имеющихся
круглосуточных стационаров и санаторно-курортных
учреждений с целью расширения сети учреждений
для восстановительного лечения (долечивания),
реабилитации и медицинского ухода,
созданием дневных стационаров;
- совершенствование
первичной медико-санитарной помощи:
- развитие
территориально-участкового принципа
оказания амбулаторно-поликлинической
помощи населению, в том числе в сельской
местности и трудно доступных районах;
- доукомплектование
учреждений амбулаторно-поликлинического
уровня квалифицированными медицинскими
кадрами (врачами и средним медицинским
персоналом);
- придание
приоритета профилактической работе (системы
оздоровительных мероприятий, диспансеризации,
скрининговых осмотров, вакцинаций, углубленных
осмотров и др.) на основе спланированной
тарифной политики;
- обеспечение
профилактической помощью населения сельской
местности и трудно доступных районов
страны с помощью формирования мобильных
медицинских бригад, оснащенных необходимым
лабораторным и инструментальным оборудованием;
- развитие
телемедицинских технологий для проведения
дистанционной консультативно-диагностической
деятельности;
- совершенствование
службы активного патронажа, в том числе
оснащение необходимым инструментарием
и оборудованием;
- дооснащение
учреждений, совершенствование и расширение
стационар-замещающих диагностических
технологий;
- внедрение
амбулаторной реабилитационной службы;
- внедрение
целевых показателей работы учреждений
амбулаторно-поликлинического звена,
отражающих долю здоровых лиц среди прикрепленного
населения и процент ранних стадий заболеваний
среди всех впервые выявленных;
- совершенствование
тарифной политики оплаты труда, отражающей
приоритет работы участкового врача –
комплекс профилактических мероприятий;
- совершенствование
работы скорой медицинской помощи:
- оптимизацию
маршрутов доставки больных в стационар
в зависимости от вида патологии,
тяжести состояния больного;
- внедрение
стандартов догоспитального ведения больных
с разными видами патологии;
- обеспечение
бригад скорой медицинской помощи мобильной
связью;
- дооснащение
службы скорой медицинской помощи согласно
стандарту;
- доукомплектование
службы скорой медицинской помощи подготовленными
кадрами;
- внедрение
целевых показателей работы скорой медицинской
помощи (время приезда на вызов, время
транспортировки в стационар, догоспитальная
летальность);
- оптимизацию
работы учреждений стационарного уровня:
- рациональное
распределение функциональных обязанностей
стационаров;
- поэтапное
создание головных региональных центров,
координирующих весь объем профилактических,
диагностических и лечебных мероприятий
по социально-значимым медицинским проблемам;
- внедрение
в деятельность клинических подразделений
стационаров протоколов ведения больных
и стандартов медицинской помощи, регистров
стационарных больных и системы управления
качеством медицинской помощи;
- расширение
объемов и внедрение и новых видов
высокотехнологичной помощи, в том числе
при неотложных состояниях;
- доукомплектование
стационаров квалифицированными кадрами
согласно стандартам;
- дооснащение
стационаров согласно стандартам;
- обеспечение
работы круглосуточной телемедицинской
связи между стационарами муниципального
и субъектового подчинения;
- внедрение
этапности медицинской помощи и разработанных
маршрутов транспортировки больных, создание
в каждом стационаре службы маршрутизации,
ответственной за организацию долечивания
и реабилитации выписывающихся больных
(направление в «стационар на дому»
через связь с патронажной службой учреждения
амбулаторно-поликлинического звена в
соответствии с местом жительства больного,
в специализированные стационары восстановительного
лечения, реабилитации, медицинского ухода);
- интенсификация
работы стационарной койки за счет внедрения
стационар-замещающих диагностических
технологий на амбулаторно-поликлиническом
уровне и организации поэтапного восстановительного
лечения (патронажная служба, система
долечивания и реабилитации);
- совершенствование
целевых показателей работы учреждений
стационарного уровня, отражающих качество
медицинской помощи (летальность, степень
восстановления нарушенных функций);
- совершенствование
тарифной политики, основанной на учете
не только вида и объема оказанной медицинской
помощи, но и ее качества;
- совершенствование
системы поэтапного восстановительного
лечения и реабилитации:
- создание
сети учреждений (отделений) восстановительного
лечения (долечивания), реабилитации, медицинского
ухода, в том числе за счет перепрофилизации
части работающих стационаров и санаторно-курортных
учреждений;
- расширение
сети дневных стационаров восстановительного
лечения и реабилитации;
- укомплектование
учреждений (отделений) восстановительного
лечения (долечивания), реабилитации, медицинского
ухода квалифицированными кадрами согласно
стандартам;
- оснащение
учреждений (отделений) восстановительного
лечения (долечивания), реабилитации, медицинского
ухода согласно стандартам;
- внедрение
высокотехнологичных реабилитационных
технологий;
- создание
системы целевых показателей работы учреждений
патронажно-реабилитационного уровня,
отражающих качество медицинской помощи
(степень восстановления нарушенных функций,
показатели первичной инвалидности и
утяжеления инвалидности);
- совершенствование
тарифной политики, основанной на учете
не только вида и объема оказанной медицинской
помощи, но и ее качества;
- расширение
хозяйственной самостоятельности учреждений
здравоохранения, а также повышение их
ответственности за экономические результаты
своей деятельности, в том числе с изменением
организационно-правовых форм на основе
единой системы критериев;
- создание
правовых и экономических условий для
формирования саморегулируемой системы
оказания медицинской помощи населению,
обеспечивающей мотивированную эффективную
работу медицинских служб каждого уровня,
преемственность их действий на всех
этапах лечения для достижения наилучшего
результата;
- реализация
«пилотного» проекта по переходу на саморегулируемую
систему организации медицинской помощи
в нескольких субъектах Российской Федерации;
2016
– 2020 гг. – «системообразующий»
этап – при успешной реализации пилотного
проекта по переходу на саморегулируемую
систему организации медицинской помощи
в нескольких субъектах Российской Федерации,
будет осуществлено ее повсеместное внедрение
с учетом региональных особенностей.
Развитие
первичной медико-санитарной
помощи (амбулаторно-поликлинический
уровень) должно происходить в направлении
приоритетного обеспечения населения
прикрепленной территории (или учреждения),
прежде всего, здоровых людей и лиц с хроническими
заболеваниями вне обострения,
профилактической помощью. Основными
функциями первичного амбулаторно-поликлинического
уровня должны стать:
- пропаганда
здорового образа жизни и консультирование
по вопросам поддержания и улучшения здоровья
человека (начиная с раннего детского
возраста), семьи или трудового коллектива
(диетология, гигиена труда, физическая
культура, психология и др.);
- диспансеризация
населения с выделением групп риска по
развитию социально-значимых неинфекционных
заболеваний и разработка индивидуальных
программ профилактики (коррекция образа
жизни, превентивное лечение);
- диспансерное
наблюдение (и углубленные осмотры) за
лицами, относящимися к группам риска
и хроническими больными;
- мониторирование
здоровья беременных женщин и перинатальный
скрининг;
- неонатальный
скрининг; диспансеризация детей и подростков;
- профилактика
инфекционных заболеваний, включая все
виды вакцинации;
- лечение интеркуррентных
и других нетяжелых заболеваний и функциональных
отклонений (в рамках нетяжелого обострения
хронического заболевания), не требующих
регулярного активного патронажа.
Целевыми
показателями работы амбулаторно-поликлинических
учреждений будут являться доля здоровых
людей всех возрастных групп из общего
числа прикрепленного населения и процент
ранних стадий заболеваний среди всех
впервые выявленных.
Акцент на профилактической работе позволит
перейти от многокомпонентного тарифа
оплаты труда медицинских работников
(по видам услуг) к «подушевому» тарифу
(по количеству прикрепленного населения).
Создание
системы «внегоспитальной
лечебной помощи, патронажа
и реабилитации»
будет происходить путем ее организационного
выделения из первичной медико-санитарной
и специализированной медицинской помощи.
Формирование системы
«внегоспитальной
лечебной помощи, патронажа
и реабилитации»
планируется для:
- обеспечения
населения (впервые заболевших и лиц с
обострением хронического заболевания)
скорой и неотложной медицинской помощью;
- определения
необходимости (или отсутствия необходимости)
в госпитализации больного в стационар;
- проведения
комплекса диагностических и лечебных
мероприятий при патологических состояниях,
не требующих непрерывного круглосуточного
наблюдения:
- организации
оптимальной этапности долечивания больного
(«домашний стационар», отделения восстановительного
лечения и реабилитации, хоспис) и осуществления
активного или пассивного патронажа.
Будет
осуществляться специально созданной
«парагоспитальной» службой, состоящей
из:
- подразделения
экстренной помощи и маршрутизации больных,
базирующегося при многопрофильных стационарах,
прежде всего, муниципального подчинения,
и включающего:
- бригады скорой
медицинской помощи;
- отделение
экстренной диагностической и лечебной
помощи при неотложных состояниях (может
создаваться на базе приемных отделений
стационаров);
- службу маршрутизации
больных (может создаваться на базе приемных
отделений стационаров);
- участковых
патронажных подразделений, созданных
из патронажных служб первичного амбулаторно-поликлинического
звена, укомплектованных мобильными
патронажными бригадами, оснащенными
мобильным диагностическим оборудованием
(переносные экспресс-лаборатории, портативные
электрокардиографы, ультразвуковые сканнеры),
перевязочным и др. материалом;
- подразделений
восстановительного лечения (долечивания),
реабилитации, медицинского ухода, включающего:
- учреждения
для долечивания, включая дневные стационары;
- реабилитационные
учреждения;
- хосписы.
Включение
в технологическую цепочку оказания
медицинской помощи «парагоспитальных»
подразделений приведет к более
прогрессивным конкурентным отношениям
между всеми уровнями единой системы:
выявлению фактов неадекватного обследования
и малоэффективного лечения больных «парагоспитальной»
сложности врачами первичного (амбулаторно-поликлинического)
уровня, а также непрофильной госпитализации
и необоснованной задержки больных на
дорогостоящей стационарной койке.
Целесообразно
поддержание активной самостоятельной
функциональной роли «парагоспитальной»
службы при одновременном сохранении
тесных связей как со стационаром, так
и с учреждениями амбулаторно-поликлинического
уровня, что позволит обеспечивать преемственность
в ведении больных, а также совместно рационально
использовать кадровый и диагностический
потенциал.
Целевым
показателем эффективности работы
учреждений системы
«внегоспитальной лечебной помощи, патронажа
и реабилитации» является количество
больных, восстановивших полную или частичную
функциональную независимость и трудоспособность,
среди всех пролеченных.
Дальнейшее
развитие стационарной
медицинской помощи
должно происходить в направлении
оказания эффективной помощи больным,
нуждающимся в контроле и коррекции жизненно-важных
функций, проведения диагностических
и лечебных мероприятий, требующих круглосуточного
наблюдения за больными.
Экстренное
поступление больных в стационар
целесообразно организовать через
«парагоспитальную» службу (скорая или
неотложная медицинская помощь, отделение
диагностической и лечебной помощи при
неотложных состояниях); плановую госпитализацию
– по направлению врача амбулаторно-поликлинического
учреждения. Выписка больного из стационара
должна производиться через специализированный
отдел маршрутизации «парагоспитальной»
службы, обеспечивающий организацию поэтапного
восстановительного лечения и реабилитации,
преемственность в ведении больного на
всех этапах, передачу информации о больном
и медико-социальных рекомендаций в участковое
патронажное подразделение по месту жительства
больного.
Целевыми
показателями эффективности стационарной
помощи являются показатели госпитальной
летальности и количество больных,
восстановивших полную или частичную
функциональную независимость и
трудоспособность, среди всех пролеченных.
Внедрение
саморегулируемой системы оказания
медицинской помощи населению обеспечит
реализацию поэтапного технологического
принципа функционального распределения
диагностических, профилактических, лечебных
и реабилитационных мероприятий
в логичной и рациональной последовательности,
что повысит медицинскую и экономическую
эффективность всей системы.
Этапы
реализации: