Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Здравоохранение - гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, использование дополнительных источников финансирования по мере экономического развития первичной медицинской помощи, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, улучшение обеспечения лекарствами.

Содержание

Введение...............................................................................................................3

1. Основы прогнозирования. Важнейшие принципы прогнозирования..................................................................................................5

2. Современное состояние здравоохранения в Российской Федерации....................................................................................................................10

2.1 Демографическая ситуация в Российской Федерации………………………………………………………………………...10

2.2. Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости и смертности населения Российской Федерации……………………………….14

3. Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года…………………………………………………..17

3.1 Формирование здорового образа жизни…………………………………18


3.2 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью ………………………………………22


3.2.1 Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи………………………………………………………….23

3.2.3 Организация медицинской помощи…………………………………..26

3.2.2 Стандартизация медицинской помощи……………………………….28


3.2.4 Инновационное развитие здравоохранения…………………………..36


3.3 Информатизация здравоохранения…………………………………………….37


Заключение……………………………………………………………………...41

Список литературы……………………………………………………………44

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

    Сохранение  и укрепление здоровья населения  Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.  

    Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по:

    1. совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, особенно детей, подростков, молодежи,  через средства массовой информации и обязательному внедрению соответствующих образовательных программ  в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье;
    2. созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.), включающей просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры;
    3. созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, в первую очередь, посредством популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения,  внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан;
    4. созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни;
    5. профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.);
    6. созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья  и формированию здорового образа жизни школьников.
 

   В целях формирования здорового образа жизни будут решены следующие задачи:

  • проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
  • обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра); 
  • разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ, развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений; 
  • организация и развитие медико-профилактической помощи путем  внедрения современных медико-профилактических технологий;
  • организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи;
  • разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний;
  • организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене;
  • организация школ здоровья по основным факторам риска;
  • развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая  обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.

   Мероприятия, направленные на формирование здорового  образа жизни у граждан Российской Федерации, будут осуществляться в  два этапа.

   На  первом этапе (2009 – 2015 гг.) будет разработана  система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, в том числе направленных, учитывая уровень распространенности вредных привычек в стране, на снижение потребления табака и алкоголя, на оказание медико-профилактической помощи населению на основе разработанных методик и стандартов с учетом групп риска и этапов внедрения отдельных медико-профилактических технологий (сначала «пилотные» регионы, затем тиражирование на всю территорию Российской Федерации).

   На  втором этапе (2016 – 2020 гг.) планируется  выйти на необходимый, с точки  зрения эффективности, объем мероприятий  для постепенного увеличения (по отношению к базовым показателям, установленным на первом этапе) потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности употребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза.

              Обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп является важным направлением при формировании здорового образа жизни среди населения Российской Федерации, предусматривающим оптимизацию режима и характера питания, а также образование и обучение различных групп населения по вопросам здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания.

   Меры  по внедрению здорового безопасного питания:

  • поддержка грудного вскармливания детей раннего возраста,
  • поддержка отечественного производства специализированных продуктов для детского питания, полностью удовлетворяющих потребности здоровых детей раннего возраста;
  • создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях;
  • образование и обучение различных групп населения в вопросах здорового питания, в том числе с участием научных и лечебных центров, занимающихся вопросами питания;
  • информационно-коммуникационная кампания по формированию у граждан Российской Федерации рациона здорового безопасного питания;
  • осуществление мониторинга состояния питания населения.
 

    Также важным направлением являются меры по повышению двигательной активности, которая представляет собой важнейшее  условие поддержания здоровья граждан. В числе таких мер должны быть:

  • пропаганда и стимулирование активного образа жизни, образование населения в вопросах физической культуры;
  • восстановление производственной гимнастики и разработка конкретных рекомендаций по её содержанию и формам осуществления с учётом условий труда;
  • развитие лечебной физкультуры и физической культуры, направленной на поддержание здоровья с опорой на имеющиеся в этой области разработки российских учёных и мировой опыт.
 
 

3.2 Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации качественной медицинской помощью  

    Качественная  медицинская помощь основана на применении современных технологий организации и оказания диагностических, лечебных, реабилитационных и профилактических услуг,  эффективность и безопасность которых (при конкретных заболеваниях или патологических состояниях) подтверждена в соответствии с принципами доказательной медицины.

    Гарантированное обеспечение каждого гражданина Российской Федерации качественной медицинской помощью должно обеспечиваться следующими мероприятиями:

  1. конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
  2. стандартизация медицинской помощи;
  3. организация медицинской помощи;
  4. обеспечение лекарственными средствами граждан в амбулаторных условиях;
  5. осуществление единой кадровой политики;
  6. инновационное развитие здравоохранения;
  7. модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;
  8. информатизация здравоохранения.
 

3.2.1 Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи 

      Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской  помощи должны быть законодательно определены, включая:

  • источники финансового обеспечения государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
  • объем государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в части видов, порядка и условий оказания медицинской помощи;
  • порядок оценки эффективности исполнения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
  • ответственность за неисполнение показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;
  • порядок разработки нормативных актов, конкретизирующих установленный законодательством Российской Федерации объем государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

     В соответствии с положениями законодательства Российской Федерации Правительство Российской Федерации должно принимать Программу государственных гарантий на три года, содержащую:

  • минимальный размер подушевого норматива финансового обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
  • нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
  • подушевые нормативы объемов медицинской помощи по видам;
  • минимальные значения критериев оценки качества и доступности медицинской помощи.

     На  основании утвержденной Правительством Российской Федерации ПГГ, субъекты Российской Федерации принимают территориальные программы государственных гарантий, в зависимости от финансовой обеспеченности, устанавливая собственные финансовые нормативы (не ниже установленных Правительством Российской Федерации), а также включая при необходимости дополнительные виды медицинской помощи.

      Мониторинг  реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи должен осуществляться на ежегодной  основе, при этом  информация о  выполнении ПГГ в соответствующем году должна являться основой для формирования показателей государственных гарантий бесплатной медицинской помощи на последующие периоды.

      Финансовые  показатели, должны быть увязаны с  качественными:

  • удовлетворенность населения медицинской помощью;
  • смертность населения субъекта Российской Федерации, в том числе младенческая и материнская смертность, смертность населения  в трудоспособном возрасте, смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологических заболеваний, внешних причин, в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • первичная заболеваемость основными социально-значимыми болезнями;
  • первичная инвалидность;
  • сбалансированность территориальной программы государственных гарантий по видам и объемам медицинской помощи в соответствии с установленными Программой нормативами;
  • сроки ожидания гражданами медицинской и реабилитационной помощи по видам и условиям оказания.

     При этом Программой государственных гарантий должны устанавливаться целевые  значения указанных показателей  и, при необходимости, дополнительные показатели с учетом приоритетов здравоохранения.

     В рамках системы управления реализацией ПГГ субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями должны быть предусмотрены механизмы финансового стимулирования достижения соответствующих показателей через предоставление дополнительных трансфертов из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Цели, задачи и основные направления концепции развития здравоохранения до 2020 года