Бронхиальная астма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Выделяют две формы бронхиальной астмы - иммунологическую и неиммунологическую - и ряд клинико-патогенетических вариантов: атонический, инфекционно-аллергический, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический, адренергического дисбаланса, первично измененной реактивности бронхов (в том числе «аспириновая» астма и астма физического усилия), холинергический.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАБОЛЕВАНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 5
1.1. Этиология и патогенез 5
1.2. Симптомы, течение 5
1.3. Клиника, лечение 7
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ 11
2.1. Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме 11
2.2. Физические тренировки в период ремиссии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

астма 1.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

     2.1. Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме

 

     Лечебная  физкультура является составной  частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных бронхиальной астмой, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.

     Цель  этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.

     В комплекс лечения бронхиальной астмы  обязательно включается лечебная физкультура - ЛФК.

     ЛФК при бронхиальной астме способствует регуляции процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, улучшает кровообращение, дыхание, окислительно-восстановительные процессы, положительно влияет на нервно-психическое состояние больного.

     При выполнении физических упражнений щадят  область легких. В остром периоде  заболевания при наличии болей ЛФК не показана.

     Физические  упражнения назначают спустя 2 - 5 дней после прекращения острой боли. В этот период процедура лечебной гимнастики не должна превышать 10 - 15 минут. В положении лежа выполняют упражнения для рук, ног с ограниченной амплитудой движения.

     При прекращении острых явлений физическую нагрузку постепенно увеличивают. Во избежание  обострения делают это осторожно, с  учетом реакции больного на нагрузку. Упражнения выполняют в исходном положении лежа, сидя, стоя. В стационарах занятия проводятся специально подготовленными методистами ЛФК.

     В санаторно-курортных условиях объем  и интенсивность занятий ЛФК  увеличиваются; широко используются терренкур (лечебная, дозированная ходьба), прогулки, игра в воллейбол, катание на лыжах и коньках, плавание в свободном режиме (без соревнований).

     Таким образом, объем физических нагрузок зависит от фазы заболевания.

     Начнем  с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в  центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании  происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.

     Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.

     При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.

     Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения.

     Отмечается  благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

     ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:

  1. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
  2. Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.
  3. Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.

     Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

     ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий  с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для  достижения подобающих результатов.

     Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физическая подготовленность учащихся.

     Важно и другое: занимаясь физическими  упражнениями, больной сам активно  участвует в лечебно-оздоровительном  процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

     Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

     2.2. Физические тренировки в период ремиссии

 

     В период ремиссии проводят гипосенсибилизирующую  терапию, санацию очагов инфекции, лечебную физкультуру, физические тренировки (прогулки, плавание), физиотерапию, санаторно-курортное лечение. Наибольшее значение имеет лечение на местных курортах, так как стало очевидным, что процессы адаптации к новым климатическим условиям и через короткое время реадаптация не оказывают тренирующего действия. Значительно улучшает эффект комплексной терапии квалифицированная психотерапия.

     ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ

Содержание  курса Дозировка в  минутах Задачи разделов
1 Ходьба простая  и усложненная (сочетает движения рук и ног). Ритмично, в спокойном темпе. 5-10 Постепенное втягивание в нагрузку, развитие координации  движений.
2 Стоя. Упражнения в метании и ловле мячей, эстафеты. Чередование с дыхательными упражнениями. 10-15 Обще физиологическая  нагрузка. Создание условий для развития положительных эмоций. Развитие функций полного дыхания.
3 Упражнения  на развитие равновесия в чередовании  с упражнениями на гимнастической стенке типа смешанных висов. 10-15 Общетонизирущее воздействие на нервную систему, развитие статико-динамической устойчивости.
4 Лежа. Элементарные упражнения для конечностей в  сочетании с глубоким дыханием. 5-7 Снижение нагрузки. Развитие полного дыхания.
    ВСЕГО 37-61  

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Лечение при бронхиальной астме должно быть строго индивидуализировано с учетом варианта течения, фазы болезни, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний, переносимости больным лекарственных средств и наиболее рационального их применения в течение суток. Поликлиника - аллергологический кабинет - специализированное отделение стационара и в последующем постоянное наблюдение в аллергологическом кабинете - примерные этапы преемственности в лечении таких больных.

     Больным инфекционно-аллергической формой астмы рекомендуют лечение аутовакциной, аутолизатом мокроты, гетеровакцинами, которые в настоящее время готовят по новой технологии. Лечение вакцинами проводят в условиях специализированного стационара. При нарушениях в системе иммунитета назначают соответствующую иммунокорригирующую терапию (левамизол, пирогенал и др.). В период ремиссии санируют очаги хронической инфекции. Вопрос о показаниях к антибактериальной терапии решают по характеру воспаления на данный момент. Ориентиром служит клеточный состав мокроты: при эозинофилии антибактериальные препараты не рекомендуют. У этой категории больных чаще применяют глюкокортикоиды; интал и задитен менее эффективны.

     В связи с нарушением мукоцилиарного клиренса необходима разжижающая мокроту терапия: обильное теплое питье, щелочные теплые ингаляции, 3% раствор йодида калия (по 1 столовой ложке 5-6 раз в день при условии переносимости), отвар трав - багульника, мать-и-мачехи и др., муколитические средства.

     При инфекционно-зависимой форме астмы  показаны оздоровительные мероприятия: физическая активность, регулярные занятия  лечебной гимнастикой, закаливающие процедуры.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания. М.: СМОЛГИЗ, 1998.

     2. Козырева О.В. Лечебная физкультура  при заболеваниях органов дыхания. М., 1993.

     3. Мошков В.Н. Лечебная физкультура  в клинике внутренних болезней, М.,1992.

     4. Справочник практического врача.  Под ред. Т.Н. Савиновой. –  М., 1999.

Информация о работе Бронхиальная астма