Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:06, курсовая работа
Выделяют две формы бронхиальной астмы - иммунологическую и неиммунологическую - и ряд клинико-патогенетических вариантов: атонический, инфекционно-аллергический, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический, адренергического дисбаланса, первично измененной реактивности бронхов (в том числе «аспириновая» астма и астма физического усилия), холинергический.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАБОЛЕВАНИЕ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ 5
1.1. Этиология и патогенез 5
1.2. Симптомы, течение 5
1.3. Клиника, лечение 7
2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ 11
2.1. Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме 11
2.2. Физические тренировки в период ремиссии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных бронхиальной астмой, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.
В комплекс лечения бронхиальной астмы обязательно включается лечебная физкультура - ЛФК.
ЛФК
при бронхиальной астме способствует
регуляции процессов
При выполнении физических упражнений щадят область легких. В остром периоде заболевания при наличии болей ЛФК не показана.
Физические упражнения назначают спустя 2 - 5 дней после прекращения острой боли. В этот период процедура лечебной гимнастики не должна превышать 10 - 15 минут. В положении лежа выполняют упражнения для рук, ног с ограниченной амплитудой движения.
При прекращении острых явлений физическую нагрузку постепенно увеличивают. Во избежание обострения делают это осторожно, с учетом реакции больного на нагрузку. Упражнения выполняют в исходном положении лежа, сидя, стоя. В стационарах занятия проводятся специально подготовленными методистами ЛФК.
В санаторно-курортных условиях объем и интенсивность занятий ЛФК увеличиваются; широко используются терренкур (лечебная, дозированная ходьба), прогулки, игра в воллейбол, катание на лыжах и коньках, плавание в свободном режиме (без соревнований).
Таким образом, объем физических нагрузок зависит от фазы заболевания.
Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов поступают в центральную нервную систему, сигнализируя об интенсивности функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение рефлекторной регуляции, возникают патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие течение нормальных процессов в организме человека.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения болезни.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.
ЛФК
эффективна только при условии длительного,
систематического проведения занятий
с постепенным увеличением
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физическая подготовленность учащихся.
Важно
и другое: занимаясь физическими
упражнениями, больной сам активно
участвует в лечебно-
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.
В период ремиссии проводят гипосенсибилизирующую терапию, санацию очагов инфекции, лечебную физкультуру, физические тренировки (прогулки, плавание), физиотерапию, санаторно-курортное лечение. Наибольшее значение имеет лечение на местных курортах, так как стало очевидным, что процессы адаптации к новым климатическим условиям и через короткое время реадаптация не оказывают тренирующего действия. Значительно улучшает эффект комплексной терапии квалифицированная психотерапия.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА В ПЕРИОДЕ РЕМИССИИ
|
Лечение при бронхиальной астме должно быть строго индивидуализировано с учетом варианта течения, фазы болезни, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний, переносимости больным лекарственных средств и наиболее рационального их применения в течение суток. Поликлиника - аллергологический кабинет - специализированное отделение стационара и в последующем постоянное наблюдение в аллергологическом кабинете - примерные этапы преемственности в лечении таких больных.
Больным
инфекционно-аллергической
В связи с нарушением мукоцилиарного клиренса необходима разжижающая мокроту терапия: обильное теплое питье, щелочные теплые ингаляции, 3% раствор йодида калия (по 1 столовой ложке 5-6 раз в день при условии переносимости), отвар трав - багульника, мать-и-мачехи и др., муколитические средства.
При
инфекционно-зависимой форме
1. Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях органов дыхания. М.: СМОЛГИЗ, 1998.
2.
Козырева О.В. Лечебная
3.
Мошков В.Н. Лечебная
4.
Справочник практического