Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:37, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей адаптации к учебным нагрузкам у работающих студентов после ночной смены.
Задачи:
Провести сравнительный анализ вегетативного тонуса у работающих и не работающих студентов с помощью расчета индекса Кердо и методом анкетирования,
Оценить вегетативное обеспечение деятельности работающих студентов в условиях умеренного эмоционального напряжения
Введение
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Понятие адаптации, виды адаптации, адаптационные возможности человека к умственной и физической нагрузке
1.2 Показатели и параметры позволяющие оценить адаптационные возможности человека
1.3 Режим труда и отдыха, основные принципы, позволяющие не превышать адаптационные возможности организма
2. Материалы и методы исследования
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Оценка вегетативного тонуса человека по индексу Кердо
3.2. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного эмоционального напряжения
3.3. Анализ результатов анкетирования
3.4. Оценка адаптационных возможностей
3.5. Рекомендации по рациональному планированию труда
ВЫВОДЫ
Список использованных источников
Адаптация происходит во время взаимодействия факторов внешней среды и организма человека. Эти адаптогенные факторы, к которым происходит адаптация, могут быть экологическими, физиологическими, социальными, психологическими, профессиональными.
Педагогические коллективы вузов осознают важность управления адаптацией к профессиональной деятельности, влияние результатов адаптации на процесс становления будущего специалиста. Вместе с тем даже в старейших профессиональных учебных заведениях страны отсутствует действенная, постоянно обновляющаяся система работа по решению данной проблемы. Проводимые же мероприятия охватывают незначительное число адаптантов, не продолжительны, формальны, а проводимая работа не подвергается соответствующей проверке.
Адаптация
студентов к условиям обучения в
вузах имеет, конечно, свою специфику.
Основной составной частью проблемы
адаптации считают преодоление "дидактического
барьера" (Андреева, 1975), то есть
перестройку школьного отношения к учебному
процессу. Жертвами "дидактического
барьера" могут оказаться люди с совершенно
разным уровнем общих и специальных способностей.
Успешность в обучении может быть не только
и не столько показателем общей одаренности
или высокой трудоспособности, но и показателем
адаптированности.
1.3 Режим труда
и отдыха, основные
принципы, позволяющие
не превышать адаптационные
возможности организма
Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность. Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение учебного дня и рабочей смены. (Рофе, 1994)
Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
В связи с этим следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятиях и в учебном заведении, является такой режим, который наилучшим образом обеспечивает одновременное сочетание повышения работоспособности и производительности, сохранение здоровья трудящихся и учащихся, создания благоприятных условий для всестороннего развития человека.
Разработка режима труда и отдыха основана на решении следующих вопросов: когда должны назначаться перерывы и сколько; какой продолжительности должен быть каждый; каково содержание отдыха.
Динамика работоспособности человека - это научная основа разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность - величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В связи с установившейся суточной периодикой жизнедеятельности в различные отрезки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а его работоспособность и производительность труда в течение суток подвержены определенным колебаниям. В соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы – с 8 до 20 часов. Минимальная работоспособность – в ночные часы. Особенно неблагоприятен промежуток от 1 до 3–4 часов ночи. (Полякова, 1987)
Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием (рисунок 1).
Рисунок 1 – Фазы работоспособности человека в течение рабочей смены:
а) фаза
нарастающей работоспособности, b) фаза
устойчивой высокой работоспособности,
с) фаза развития утомления, d) обеденный
перерыв (Косилов, Леонова, 1974).
Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.
Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов.
Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.
Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.
В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время - с 3 до 4 часов.
При
рационализации суточных режимов труда
и отдыха эффективность во многом
зависит от того, насколько правильно
учитываются закономерности суточного
ритма физиологических
2.
Материалы и методы
исследования
Материалом для выполнения работы послужили данные обследования
Было обследовано 2 группы студентов по 10 человек:
1 группа - работающие студенты (в ночное время суток, посменно);
2 группа - студенты, занимающиеся только учебной деятельностью.
Эксперименты
проводились непосредственно
1. Определение вегетативного тонуса человека по индексу Кердо. По параметрам, характеризующим состояние сердечно-сосудистой системы – артериальному давлению (АД) и частоте сердечных сокращений (ЧСС) можно оценить состояние вегетативного тонуса. АД и ЧСС определяли у студентов с помощью автоматического тонометра марки OMRON, Индекс Кердо (ВИК, %) рассчитывали по формуле:
ВИК=(1-АДд/ЧСС)x100%
По величине ВИК вегетативный тонус оценивается следующим образом:
2. Вегетативный тонус оценивали также методом анкетирования. Текст анкеты приведен в таблице 1.
После заполнения таблицы-опросника подсчитывали сумму баллов по соответствующим графам и формулировали одно из 3 заключений по преобладанию суммы баллов в одной из трех колонок:
Таблица 1 – Опросник для определения вегетативного тонуса
Симптомы, клинические показатели | Симпатикотония | Нормотония | Ваготония |
Кожа
цвет дермографизм |
бледный розовый, белый |
нормальный красный |
склонность к покраснению красный возвышается |
Температура тела | склонность к повышению | нормальная | склонность к понижению |
Масса тела | склонность к похудению | нормальная | склонность к избыточной массе |
Аппетит | повышен | нормальный | снижен |
Сердечно-сосудистые
функции: ЧСС АД Ощущение сердцебиения
в покое Боли в области сердца |
склонность к тахикардии склонность к
повышению характерно возможны |
нормокардия соответственно
возрасту не характерно не характерны |
склонность к брадикардии склонность к
гипотензии не характерно часты |
Дыхательные
параметры
Объем дыхания |
повышен |
нормальный |
снижен |
Физическая работоспособность | повышена | нормальная | снижена |
Сон | беспокойный | спокойный | глубокий |
Психоэмоциональные особенности | рассеянность, часто повышенная возбудимость | уравновешен-ность | апатия |
3. Оценка вегетативного обеспечения деятельности в условиях умеренного эмоционального напряжения. У испытуемого измеряли АД и ЧСС в состоянии покоя, после этого ему давали корректурную таблицу (приложение А) с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом и отмечали время начала работы с ней. В течение 5 минут обследуемый отыскивал в таблице заданную букву и вычеркивал ее слева направо. После 1-й, 3-й, 5-й минуты прерывали эксперимент и измеряли показатели АД и ЧСС. О скорости работы судили по общему числу просмотренных за 5 минут букв. О точности - по общему числу допущенных за 5 минут ошибок (не зачеркнутые или неправильно зачеркнутые буквы). Полученные данные представляли в виде среднего арифметического с ошибкой среднего арифметического. Характер вегетативного обеспечения оценивали на основании полученных данных:
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1.
Оценка вегетативного
тонуса человека по
индексу Кердо
После определения и расчета вегетативного индекса Кердо получили следующие результаты (приложение Б, таблица 2).
Таблица 2 – Результаты расчета индекса Кердо
№ п/п | Значение индекса Кердо, % | |
у работающих студентов | у неработающих студентов | |
1 | -4 ваготония | 9 нормотония |
2 | -16 симпатикотония | 2 нормотония |
3 | 4 нормотония | -5 нормотония |
4 | 12 симпатикотония | -4 нормотония |
5 | 15 симпатикотония | 6 нормотония |
6 | 5 нормотония | 8 нормотония |
7 | 10 симпатикотония | -25 ваготония |
8 | 12 симпатикотония | 2 нормотония |
9 | -8 нормотония | -5 нормотония |
10 | 12 симпатикотония | 19 симпатикотония |
Информация о работе Адаптация работающих студентов «Лечебного дела» к обучению в ВУЗе