Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: Выделить особенности обучения учащихся методом геометрических преобразований в контексте УДЕ.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать методы геометрических преобразований плоскости;
2) проанализировать проблему УДЕ в научной литературе и обосновать её использование в обучении учащихся методам геометрических преобразований плоскости;
3) изучить понятие блока взаимосвязанных задач, выделить приёмы образования таких блоков;
4) разработать конкретные блоки взаимосвязанных задач для обучения учащихся методам геометрических преобразований плоскости.
Введение
1. Становление и развитие технологии укрупнения дидактических единиц в научной литературе. Блоки взаимосвязанных задач
2. Метод геометрических преобразований плоскости
3. Использование блоков взаимосвязанных задач в обучении учащихся методам геометрических преобразований плоскости
Заключение
Список использованных источников
В то же время эффективность
Пусть имеется некоторый блок укрупненных задач , для решения которых надо выполнить ряд действий . Например, . Тогда школьникам можно предложить:
I.1) лишь задачи и после решения которых потребовать от обучаемых составления и решения новой задачи, решение которой, с одной стороны, будет продолжать решение первой задачи, с другой стороны - являться частью решения второй задачи (то есть учащиеся при выполнении данного упражнения фактически восстанавливают сознательно пропущенную учителем задачу );
I.2) все задачи блока, предварительно нарушив их блочный порядок следования друг за другом, например, (в этом случае от учащихся требуется решить данные задачи, и восстановить их блочную очередность).
К этой группе можно отнести упражнения, где обучаемым требуется:
II.1) продолжить блок готовых задач, но таким образом, чтобы чертежом новой задачи был предварительно данный им какой-то конкретный геометрический чертеж;
II.2) составить весь блок полностью, с первой до последней задачи, по данному им более сложному чертежу. Это значительно расширяет поле творческой деятельности обучаемых, так как в зависимости, например, от того, какой «кусочек» этого чертежа будет взят ими в качестве чертежа первой блочной задачи, составленные в итоге блоки могут быть разными.
Примеры подобных упражнений приведены в работе. Кроме того здесь выделяется и более емкое упражнение на восстановление задачного блока, чем приведенные выше. Оно предполагает развитие темы задачи в два противоположных направления (расширения ее решения и его сужения), так как опирается на два противоположных вида деятельности по трансформации задачи - ее укрупнение и разукрупнение. Укрупнение задачи, в контексте вышесказанного, - это расширение решения задачи за счет добавления к нему новых действий. Тогда разукрупнение задачи можно рассматривать как сужение ее решения посредством выделения из нее элементарных подзадач, таких, что решения каждой последующей из них содержится как часть в решении предыдущей. Поскольку в ходе анализа решения той или иной задачи З можно выявлять не только задачи укрупняющие ее (рисунок 3а), но и задачи для которых она сама будет укрупненной (рисунок 3б)
На такой основе школьникам можно предложить следующее упражнение творческого характера на восстановление задачного блока: «Составьте блок укрупненных задач, в котором начальной (промежуточной, конечной) была бы задача: (текст задачи)». Такое упражнение целесообразно предлагать учащимся в конце второго этапа включения блоков укрупненных задач в процесс обучения или даже на третьем заключительном этапе. Оно, как и сама деятельность по разукрупнению задачи, усиливает эффект, оказываемый укрупнением решения задачи на усвоение школьниками таких эвристических приемов, как прием элементарных задач, прием вспомогательной фигуры и др. способствующих повышению эффективности процесса обучения учащихся математике.
Рисунок 3
А теперь предположим, что у нас имеется некоторая задача-1 для решения которой каким-либо конкретным методом надо выполнить определённую последовательность действий: (рисунок 4).
Эти действия взаимосвязаны между собой. Каждое последующее из них опирается на результат выполнения предыдущего (т.е. ), а вместе они направлены на получение ответа к задаче-1, выполнение её требования. Эту совокупность действий определим как одно целое, укрупнённое действие-1 (Д1). Если мы рассмотрим задачу-1 до задачи-2 так, что решение задачи-2 будет опираться на решение задачи-1, то действия, производимые для решения задачи-2 будут некоторым образом взаимосвязаны между собой так же, как и действия задачи-1. Поэтому в качестве нового целого, укрупнённого действия-2 (Д2) будем рассматривать совокупность действий: . Решение задачи-1 входит как составная часть в решение задачи-2, то есть часть действий, способствующих решению задачи-2, будет тождественно действиям в решении задачи-1.
Рисунок 4
Таким образом, к действиям (то есть к действию Д1) мы добавим несколько новых действий и получим действие-2, которое содержит в себе структурный элемент Д1. Тогда действие-2 (Д2) является укрупнённым действием-1 (Д1). То есть, расширяя задачу до новой задачи, мы укрупняем и действия, соответствующие методу её решения. Расширять же сами задачи можно посредством комплекса методических приёмов:
Ниже приведём примеры блоков задач с укрупнением дидактических единиц.
Метод центральной симметрии:
Параллельный перенос:
Метод поворота:
Комбинированный блок задач (центральная симметрия и поворот):
Интеграция методов:
Понятие "интеграция" трактуется
как восстановление, объединение
в целое каких-либо частей, элементов,
Под интеграцией
Составление и использование в учебном процессе блоков укрупнённых задач способствует всестороннему развитию учащихся, активизации их мыслительной деятельности, воспитанию многих личностных качеств, систематизации и обобщению знаний, умений и навыков учащихся, а также позволяет более эффективно обучать школьников математике, формируя у них, например, математические понятия. Однако в контексте технологии укрупнения дидактических единиц формировать понятия возможно не только в результате использования блоков задач, но и с помощью применения различных методических основ обучения в основной школы.
Заключение.
Систематическое изучение геометрических преобразований необходимо в школьном курсе, так как в процессе изучения задач, развивают навыки практической графики, а блоки взаимосвязанных задач способствуют формированию поисковых навыков решения практических проблем, так же приобщают к посильным самостоятельным исследованиям, способствуют выработке конкретных геометрических представлений, а также к более тщательной обработке умений и навыков.
В этой курсовой работе были рассмотрены роль и место геометрических преобразований в школьном курсе, а так же была методика укрупнении дидактических единиц в школьном курсе геометрии.
Список использованных источников