Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель курсовой работы: Выделить особенности обучения учащихся методом геометрических преобразований в контексте УДЕ.
Задачи курсовой работы:
1) исследовать методы геометрических преобразований плоскости;
2) проанализировать проблему УДЕ в научной литературе и обосновать её использование в обучении учащихся методам геометрических преобразований плоскости;
3) изучить понятие блока взаимосвязанных задач, выделить приёмы образования таких блоков;
4) разработать конкретные блоки взаимосвязанных задач для обучения учащихся методам геометрических преобразований плоскости.
Введение
1. Становление и развитие технологии укрупнения дидактических единиц в научной литературе. Блоки взаимосвязанных задач
2. Метод геометрических преобразований плоскости
3. Использование блоков взаимосвязанных задач в обучении учащихся методам геометрических преобразований плоскости
Заключение
Список использованных источников
Приведенный пример позволяет выделить еще одно специфическое преобразование теории УДЕ, направленное на установление внутрипредметных и межпредметных связей. Оно находит свое отражение в хорошо известной идее фузионизма, предполагающей совместное изучение планиметрии и стереометрии, и даже в документах, регламентирующий процесс обучения в средней школе. Поскольку в последних изданиях базисного плана образовательных учреждений Российской Федерации имеют место так называемые образовательные области, включающие в себя несколько учебных предметов на основе различных связей между ними.
Таким образом, теория укрупнения дидактических единиц с момента зарождения идеи укрупнения в целом прошла долгий путь своего развития, претерпевая различные изменения. Условно этот путь можно разделить на несколько основных этапов, наглядно представленных на рисунке 1 (двойными стрелками указаны переходы от одного этапа к другому):
В современный период с учетом вышесказанного
можно выделить новый акцент в
совершенствовании научных
Действительно, подобные
взгляды привели И. В.
В 1912 году на первом съезде преподавателей математиков в докладе К. Ф. Лебединцева [14] отмечалось, что «если пересмотреть сборники задач по всем отделам математики, то можно убедиться, что входящие в них задачи состоят из ряда вопросов, чисто механически связанных в одно целое». Впервые связать разрозненный задачный материал по математике попытался П. Цветков, уже спустя пару-тройку лет опубликовав сборник задач, расположенных по «новой системе», и методические рекомендации по их решению [18; 9], Под «новой системой» автор понимал задачи, взаимосвязанные между собой содержанием и решением. Построение данной системы П. Цветков осуществлял на основе простой задачи с решением в одно действие. Затем одно из данных этой задачи автор делал неизвестным, но при этом для его нахождения добавлял ряд утверждений. Таким образом, возникала новая задача . Для составления других задач такой процесс повторялся нужное количество раз, при этом каждая последующая задача опиралась на результат решения предыдущей. В итоге подобных преобразований возникает целый цикл взаимосвязанных задач, процесс конструирования которых наглядно можно изобразить в виде схемы, представленной на рисунке 2.
Приведем пример цикла задач 1.1-1.3, образованных по данной схеме.
С течением времени циклы взаимосвязанных задач, именуемые авторами блоками, системами, совокупностями и т.д., не раз становились объектами исследования. Сегодня примеры таких блоков можно встретить в работах Э. Г. Готмана, Г. В. Дорофеева, Т. М. Калинкиной, Е. С. Канина, И. Я. Куприяновой, И. Я. Кушнира, Н. С. Мельник, Г. И. Саранцева, Г. В. Токмазова, И. В. Ульяновой, Б. Ф. Харитонова, П. М. Эрдниева и многих других. В основу составления циклов таких задач авторами кладется либо содержательный аспект взаимосвязи между задачами, либо деятельностный (на основе деятельности, но их решению).
Первый аспект оказывается более распространенным. Многие исследователя при составлении задачных блоков опираются именно на непрерывность линии содержания. Хотя используемые ими при этом принципы объединения задач в такие блоки нередко различаются. Это может быть общая конфигурация, встречающаяся в каждой задаче и являющаяся ключом к ее решению (Б. Ф. Харитонов), или различные вариации одной и той же конфигурации (Э. Г. Готман, И. А. Кушнир), или одна и та же «окрестность» задач, то есть определенный круг понятий, теорем, методов рассуждений и т.д.
Наиболее популярной основой объединения
задач в блоки выступает
Подобно П. М. Эрдниеву, некоторые авторы, приводя примеры готовых блоков взаимосвязанных задач, также не раскрывают механизма их получения (Н. С. Мельник). Однако в ряде научно-методических работ такие приемы прописаны достаточно четко. Например, Е. С. Канин выделяет следующие приемы составления новых задач [5]:
Впервые наиболее полно методика использования блоков взаимосвязанных задач в обучении математике была исследована и раскрыта в диссертационном исследовании Т. М. Калинкиной «Динамические задачи как средство совершенствования процесса обучения геометрии в средней школе» [14]. Под динамическими задачами автор понимает совокупность задач, построение которых удовлетворяет одному или нескольким требованиям:
Данное определение
Подробно исследуя различные аспекты включения динамических задач в учебный процесс, Т. М. Калинкина отмечает, что методика их использования на уроках геометрии предполагает организацию работы трех видов:
Дальнейшие исследования в области разрешения проблемы использования блоков взаимосвязанных задач в обучении математике показали, что указанные этапы имеют смысл и для включения в процесс обучения учащихся задач, взаимосвязанных между собой в контексте деятельностного аспекта, т.е. на основе деятельности по их решению.
Попытки связать воедино несколько задач, учитывая какую-либо взаимосвязь между их решениями, встречались в методической литературе неоднократно. Но, в целом, они сводились либо к использованию в условии или решении новой задачи результата решения предыдущей задачи, либо к объединению задач на основе общего метода, приема или способа их решения. Более глубоко, на наш взгляд, связь между решениями задач раскрывается лишь в блоках, так называемых укрупненных задач - конструкциях, содержащих в себе две или более задачи, взаимосвязанные между собой так, что решение каждой последующей из них включает в себя как составную часть решение одной из предшествующих ей задач, расширяя его (укрупняя) посредством выполнения одного или нескольких новых действий [15; 17]. Приемами образования таких блоков выступают [15; 16]:
Современные исследования показывают, что блоки укрупненных задач можно использовать на уроках математики как средство достижения различных образовательных целей: формирования у учащихся математических понятий, организации их работы с теоремой, осуществление контроля за уровнем усвоения школьниками изучаемого учебного материала и др. Работа с такими блоками эффективно способствует активизации мыслительной деятельности обучаемых, воспитания у них многих положительных личностных качеств, систематизации и обобщения их знаний, умений и навыков и т.д. В соответствии с темой нашей курсовой работы ниже представим примеры таких блоков взаимосвязанных задач, предназначенных для формирования у учащихся действий, адекватных методам геометрических преобразований плоскости. Однако прежде на таких действиях остановимся подробно.
Метод геометрических преобразований
Сущность метода геометрических преобразований
при решении геометрических задач
заключается в привлечении того
или иного геометрического
Процесс овладения умением решать задачи методом преобразований требует не только знания самих преобразований, но и активного использования общей геометрической и графической культуры, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие геометрической интуиции, необходимой при решении любых задач.
Рассмотрим применение этого метода по каждому отдельному геометрическому преобразованию.
Метод геометрических преобразований делится на следующие методы:
В курсе основной школы изучается лишь несколько методов, такие как: метод параллельного переноса, метод осевой и центральной симметрии, метод поворота.