Автор: Оля Лунькова, 02 Октября 2010 в 19:58, курсовая работа
Решение текстовых задач занимает большое место в обучении математике в начальной школе. От того, насколько глубок и разнообразен подход к решению задач, во многом зависит успех дальнейшего обучения математике.
Разнообразие видов простых и составных задач в учебниках для 1-4 классов не только способствует развитию математического мышления и формированию приёмов самостоятельной работы, но и служит одним из основных методов по отработке и закреплению теоретических основ начального курса математики.
Наибольшую трудность у учащихся вызывают задачи, текст которых начинается с вопросительной формы, и задачи, в которых вопрос сформулирован в непривычной для учащихся форме. Но, пожалуй, самую большую трудность вызывает не сам текст задачи, а поход к прочтению и осмыслению её содержания и выбор действия при решении.
На первой стадии обучения решению задач главное место отводится работе над усвоением терминологии, относящийся к задаче и её решению, но в тоже время уделяется внимание к формированию у учащихся элементарных умений работать над задачей. Этому способствуют различные приёмы выполнения всех этапов решения задач.
Важно сформировать у учащихся элементарные навыки и умения решать текстовые задачи, что способствует дальнейшему усвоению последующего курса математики.
- по данному тексту;
- по модели.
3)Замена
неизвестного переменной и
- по данному тексту;
- по модели.
III)Выполнение плана решения.
Цель: найти ответ на вопрос задачи.
Приёмы и формы выполнения:
1. Устное выполнение каждого пункта плана.
2.Письменное
выполнение каждого пункта
- арифметического решения;
- алгебраического решения;
- графического и геометрического решения;
- табличного решения;
- логического решения.
3.Выполнение
решения путём практических
- реальное;
- мысленное.
4.Выполнение
пунктов плана с помощью
IV.Проверка решения.
Цель: установить соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
Приёмы выполнения:
1)Прогнозирование
результата и последующее
2)Установление
соответствия между
3)Решение другим методом или способом.
4)Составление и решение обратной задачи.
5)Определение
смысла составленных в
6)Сравнение
с правильным решением – с
образцом хода и (или)
7)Повторное решение тем же методом и способом.
8)Решение
задач «с малыми числами» с
последующей проверкой
9)Решение
задач с упрощёнными
10)Обоснование
(по ходу) каждого шага решения
через соотнесение с более
общими теоретическими
V)Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
Цель: дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи).
Формы и способы выполнения:
1)Построение
развёрнутого истинного
2)Формулировка
полного ответа на вопрос
3)Формулировка
краткого ответа устного или
письменного с помощью
VI)Исследование решения.
Цель: установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос), удовлетворяющие условию задачи.
Приёмы выполнения:
1)Изменение
результата решения в
2)Подбор
другого результата решения и
установление соответствия (возможности
соответствия) условию задачи. Оценка
степени возможности
4.Виды работы с текстовыми задачами.
Текстовые задачи на уроке
математики в начальных
Наиболее распространённый вид работы с задачами на уроке – это решение задач.
Варианты организации и
1)Фронтальное (коллективное) решение задачи под руководством учителя.
2)Фронтальное (коллективное) решение задач под руководством учащихся.
3)Самостоятельное решение задачи учащимися:
- самостоятельный
выбор средств, методов,
- применение
указанных учителем или
В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить следующие виды решения задач:
1)Решение задач с лишними данными.
2)Решение задач с недостающими данными.
3)Решение задач определённого вида при разных классификациях видов.
4)Решение
нестандартных задач разных
Другой вид работы – выполнение части решения.
В методической литературе
Виды дополнительной работы с решённой задачей:
1)Изменение
условия задачи так, чтобы
2)Постановка нового вопроса к уже решённой задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые ещё можно найти по данному условию.
3)Сравнение содержания данной задачи и её решения с содержанием и решением другой задачи.
4)Решение задачи другим способом или с помощью других средств – другим методом: графическим, алгебраическим и др.
5)Изменение
числовых данных задачи так,
чтобы появился новый способ
решения или, наоборот, чтобы один
из способов решения стал
6)Исследование решения.
7)Обоснование
правильности решения (
Следующие виды работы с
Виды работ:
1)Установление
соответствия между
2)Выбор среди
данных задач (среди задач на
данной странице учебника, задач,
записанных на доске, карточке
и т. п.) той, которая соответствует
данному рисунку (чертежу,
3)Классификация простых задач по действиям, с помощью которых они могут быть решены.
4)Определение числа арифметических способов, которыми может быть решена данная задача.
5)Обнаружение ошибок в решении задачи.
6)Решение вспомогательной задачи или цепочки таких задач перед решением трудной для детей задачи.
7)Дополнение
содержания задачи
8)Выбор на странице тех задач, которые ученик может решить устно (знает, как решить).
Важно помнить, что нет и
не может быть раз и навсегда
принятого алгоритма работы с
задачами на уроке. Вид и
форма организации
III.Нестандартные задачи.
1.Понятие о нестандартной задачи.
В общей системе обучения
Раздел обучения решению задач
считается наиболее трудным. И
это естественно, так как
Главная цель задач –
Достичь этой цели с помощью
обычных стандартных задач
Решение нестандартных задач вызывает у детей наибольшие затруднения.
«Нестандартные задачи – это
такие, для которых в курсе
математики не имеется общих
правил и положений,
Однако следует заметить, что
понятие «нестандартная задача»
На детской площадке 8 двухколёсных и трёхколёсных велосипедов. Всего у них 21 колесо. Сколько двух- и сколько трёхколёсных велосипедов на площадке?
Эта задача является нестандартной до тех пор, пока учащиеся не познакомятся со способом её решения. Но если учащиеся после решения этой задачи предложить несколько аналогичных задач, такие задачи становятся для учащихся стандартными.
Таким образом, нестандартная задача – это задача, алгоритм решения которой учащимся неизвестен, т. е. учащиеся не знают заранее ни способов её решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение.
2.Виды нестандартных задач.
Первый тип – задачи с «естественным рассуждением», их педагогическая цель состоит в том, чтобы приучить школьников проводить последовательную цепочку рассуждений (к чему сводится решение любой которых нет сколько- либо необычных математических идей, такие, как простейшие логические и комбинаторные задачи, математические ребусы.
Примеры: 1)На острове живут рыцари, которые всегда говорят правду, и купцы, которые всегда лгут. Островитянин в присутствии другого островитянина говорит, что по крайней мере один из них лжец. Кто они?
2)Миша, Серёжа, Дима, Валера и Костя рисовали маширы:
-кто-то рисовал
пожарную машину красным
-кто-то - гоночную машину синим фломастером;
-кто-то - грузовик коричневой ручкой;
-кто-то – легковую машину синим карандашом;
-кто-то –
легковую машину коричневым
Миша и Серёжа рисовали карандашом. Сережа и Дима рисовали одинаковым цветом. Кто что рисовал?
Информация о работе Обучение младшего школьника решению нестандартных задач