Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:31, курсовая работа
Сюжетные задачи имеют достаточно большое значение. С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель, и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями: знакомится с новой ситуацией, описанной для решения задачи и т.д. Иными словами, при решении задач человек приобретает математические знания, повышает свое математическое образование. При овладении методом решения некоторого класса задач у человека формируется умение решать такие задачи, а при достаточной тренировке - и навык, что тоже повышает уровень математического образования.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
ГЛАВА I СЮЖЕТНЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ_________ 4
I 1 История использования текстовых задач в России_____________________4
I 2 Анализ учебников математики 5-6 классов__________________________ 8
I 3 Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов__________________________________________________________12
ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАБОТЫ С СЮЖЕТНОЙ ЗАДАЧЕЙ НА КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ_______________________________________________________ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________28
ЛИТЕРАТУРА______________________________________________________29
Задача 3. Через 2 крана бак наполняется за 9 минут. Если бы бал открыт только первый кран, то бак наполнился бы за 36 минут. За сколько минут наполнился бы бак через один второй кран?
Работа над текстом задачи.
Задаем вопросы:
Что происходит в задаче?
Известно ли время за которое наполняется бак с помощью двух кранов?
С помощью первого крана?
С помощью второго крана?
Через второй кран бак будет наполняться больше или меньше девяти минут?
Какая часть бака наполняется за 1 минуту 2 кранами вместе?
Какая часть бака наполняется 1 краном за 1минуту?
Перевод текста на математический язык, установление соотношений между
данными и вопросом.
Составляем таблицу:
Время заполнения бака Часть бака наполняется за 1 мин.
24
1 кран 36
2 кран ?
вместе 9
План решения.
Какая часть бака наполняется за 1 минуту 2 кранами вместе?
Какая часть бака наполняется за 1 минуту первым краном?
Какая часть бака наполняется за 1 минуту вторым краном?
За какое время наполняется бак через один 2 кран?
Решение в тетради учеников должно выглядеть следующим образом:
1: 9 = часть бака наполняется за 1 мин 2 кранами вместе
1: 36 = часть бака наполняется за 1 мин первым краном
- = = часть бака наполняется за 1 мин вторым краном
1: = 12 (мин) наполняется бак одним вторым краном
Ответ: 12 мин
По окончанию решения задачи делаем проверку и оценку решения задачи, задавая такие вопросы учащимся:
Что показалось трудным в решении задачи?
Есть ли другие способы решения?
Придумать похожую задачу про заполнение бассейна.
Задача 4. Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны, 3 части сахара. Определите мессу каждого продукта в отдельности для приготовления 1 кг теста.
Работа над текстом задачи.
1 кг будем рассматривать в граммах.
Вопросы на понимание:
К какому типу относиться задача?
О чем говориться в задаче?
25
В чем выражены данные задачи?
Известен ли общий вес теста в кг, в частях?
Как найти общий вес теста в частях?
Как находиться вес одной части, если известен вес нескольких частей?
Какие величины в задаче нужно найти?
Перевод текста на математический язык, установление соотношений между данными и вопросом.
Масса В частях В г
Творог 16 ?
Мука 2 ?
Масло 1 ?
Сметана 3 ?
Сахар 3 ?
Всего ? 1000 г
План решения.
Сколько всего частей приходиться на 1000 г теста?
Каков вес 1 части?
Сколько граммов творога содержится в тесте (сколько граммов приходиться на 16 частей)?
Сколько граммов муки содержится в тесте?
Сколько граммов масла содержится в тесте?
Сколько граммов сметаны содержится в тесте?
Сколько граммов сахара содержится в тесте?
Решение в тетради учеников должно выглядеть следующим образом:
10 + 2 + 1 + 3 + 3 = 25 частей приходиться на 1000 г теста
1000: 25 = 40 (г) вес одной части
16 * 40 = 640 (г) творога содержится в тесте
26
2 * 40 = 80 (г) муки содержится в тесте
1 * 40 = 40 (г) масла содержится в тесте
3 * 40 = 120 (г) сметаны содержится в тесте
3 * 40 = 120 (г) сахара содержится в тесте
Ответ: 640 г, 80 г, 40 г, 120 г, 120 г
По окончанию решения задачи делаем проверку и оценку решения задачи, задавая такие вопросы учащимся:
Понравилась ли задача?
Есть ли другой способ решения?
В кулинарных справочниках взять рецепт и составить задачу.
Рассмотренные методики
работы над текстовыми задачами дают
возможность формировать у
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Использование арифметических способов решения задач развивает смекалку и сообразительность, умение ставить вопросы, отвечать на них, то есть развивает естественный язык, готовит школьников к дальнейшему обучению. Использование исторических задач и разнообразных старинных (арифметических) способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями и т.п.) стимул к поиску решения задач и изучению математики.
Решение сюжетных задач дает положительный результат при условии, что решаются они на каждом уроке, учитель использует разные способы решения, не ограничивается только одним учебником, а использует учебники разных авторов, организует конкурсы, блиц-турниры и другие формы поддержки интереса к решению сюжетных задач.
В ходе работы были решены следующие задачи:
Рассмотрены основные этапы деятельности по решению задач.
Выделены основные приемы работы над задачей.
Проанализированы учебники математики 5 - 6 классов.
Рассмотрена методика
работы с сюжетной задачей на конкретных
примерах.
28
ЛИТЕРАТУРА
1. Лященко, Е.И.
Лабораторные и практические
работы по методике
2. Арнольд, В.И.
Избранное. - М.: ФАЗИС, 1997.
3. Шевкин, А.В. Текстовые
задачи в школьном курсе
4. Шевкин, А.В. Текстовые
задачи в школьном курсе
5. Шевкин, А.В. Текстовые
задачи в школьном курсе
6. И. Володарская,
Н. Салмина. Общий прием
7. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. - мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев; Сост.В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. –
29
416 с.
8. Канин, Е.С. Учебные
математические задачи: Учебное
пособие. / Е.С. Канин - Киров: Издательство
ВятГГУ, 2003. - 191 с.
9. В.Д. Латышев.
Руководство к преподаванию
10. Хинчин А.Я. О
воспитательном эффекте уроков
математики // Повышение эффективности
обучения математике в школе:
[Сб.] / Сост. Г.Д. Глейзер - М.: Просвещение,
1989.
11. Математика - 5 кл.
/ под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина
И.Ф. - М.: Просвещение, 2000
12. Математика - 6 кл.
/ под ред. Дорофеева Г.В., Шарыгина
И.Ф. - М.: Просвещение, 2000.
13. Зубарева И.И., Мордкович
А.Г. Математика - 5 кл. М.: Мнемозина,
2003.
14. Зубарева И.И., Мордкович
А.Г. Математика - 6 кл. М.: Мнемозина,
2003.
15. Математика - 5 кл.
/ под ред. Виленкина Н.Я., Жохова
В.И. - М.: Мнемозина, 2006.
16. Математика - 6 кл.
/ под ред. Виленкина Н.Я., Жохова
В.И. - М.: Мнемозина, 2006.
30
17. Дорофеев Г.В., Петерсон
Л.Г. Математика - 5 кл. "Баллас",
"С-инфо".
18. Дорофеев Г.В., Петерсон
Л.Г. Математика - 6 кл. "Баллас",
"С-инфо".
31
Информация о работе Методика обучения решению сюжетных задач в курсе математики 5-6 классов