Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 01:21, реферат
Понятие натурального числа, нумерация целых неотрицательных чисел и действия над ними являются основными темами начального курса математики. При изучении нумерации у учащихся должен быть сформированы знания, которые являются основой работы над арифметическими действиями.
Материал по нумерации изучается в четырех концентрах: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. При этом изучение каждого вопроса опирается на предыдущий концентр, дополняется новым содержанием и тем самым получает свое развитие.
2. Сотня
В концентре "Сотня" изучаются следующие вопросы: нумерация чисел, сложение и вычитание, умножение и деление. Эти вопросы выделяются в особый концентр по следующим причинам:
- учащиеся знакомятся с новой счетной единицей - десятком и новым понятием - понятием разряда;
-
учащиеся овладевают приемами
устных и письменных
-
учащиеся усваивают таблицы
- вводятся составные задачи и продолжается работа над простыми задачами;
-
изучаются математические
В результате изучения нумерации в пределах 100, учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-
научиться считать предметы
-
усвоить порядок следования
-
уметь сравнивать числа,
- уметь читать и записывать числа в пределах 100.
Нумерация в концентра "Сотня" изучается в два этапа: 1) устная нумерация; 2) письменная нумерация.
Подготовительной работой к изучению нумерации в пределах 10 является повторение нумерации в пределах 10: образование числа (присчитывание и отсчитывание по 1), последовательность чисел от 1 до 10, прямой и обратный счет. Каждый раз учитель говорит: эти же приемы мы будем использовать при изучении нумерации чисел больше 10, но там вместо единиц мы будем употреблять десятки.
Изучение устной нумерации в пределах 100 начинается с формирования у учащихся понятия о десятке. Предлагается отсчитать десять палочек и завязать их в пучок. Можно сказать "десять", "десяток" - т.е. десять единиц образуют десяток. Отсчитав по 10 палочек, мы получим еще 1 десяток и будет 2 десятка и т.д. Практически выясняем, что эти десятки можно сложить и вычитать как простые единицы.
После ознакомления с понятием "десяток", повторяем основные упражнения по образованию чисел в пределах 10 и то же самое проделываем используя термин "десяток": считаем 1 десяток, 2 десятка, ... и наоборот, выясняем: к 1 десятку прибавим 3 десятка, получим 4 десятка; из 7 десятков вычитаем 2 десятка, получим 5 десятков и т.д. Учащиеся должны понять, что при изучении
нумерации принципы и приемы работы с числами переходят из одного концентра в другое.
При изучении образования чисел от 11 до 20 из десятков и единиц может быть проведена такая практическая работа с дидактическим материалом: отсчитайте10 палочек, как сказать иначе, сколько у вас палочек? (1 десяток.) Завяжите палочки в пучок. Положите 1 палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (Один – на - дцать.) Сколько здесь десятков палочек? Возьмите десяток в левую руку и покажите. Покажите, сколько еще есть отдельных палочек. Значит, сколько десятков и единиц содержится в числе 11? Положите на десяток еще 1 палочку. Сколько палочек лежит на десятке? (Две.) Сколько всего палочек? Сколько десятков и сколько от дельных палочек? Сколько единиц и сколько десятков в числе "две – на - дцать"? Вместо палочек можно работать с полосками (рис.88).
Рис. 88
Аналогично
рассматриваются следующие
Для закрепления устной нумерации учитель подбирает такие упражнения:
1) Отсчитайте 14 палочек, покажите сколько десятков и сколько единиц.
2) У меня в руках 1 десяток палочек и 8 отдельных палочек. Каким числом вы это назовете?
3) Положите 12 палочек, передвигайте по одной палочке и называйте, сколько палочек стало.
4)
Положите 19 палочек, отодвиньте в
сторону по 1 палочке и называйте,
сколько палочек стало.
При изучении письменной нумерации учитель использует абак (рис.89), где в кармашках верхнего ряда ставятся палочки, нижнего ряда – цифры. Кроме этого большую помощь оказывает более раннее ознакомление с нумерационной таблицей (рис. 90) и общей схемой разбора числа.
Предлагая нумерационную
таблицу, учитель говорит, что к
концу обучения в 3 классе мы будем
знать эту таблицу полностью.
Сегодня начнем с ней работать и постепенно
будем усваивать то, что пока нам доступно.
Таблица разрядов и классов
3-й
класс –
класс миллионов |
2-й класс
–
класс тысяч |
1-й класс
–
класс единиц | ||||||
Разряды | Разряды | Разряды | ||||||
Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы | Сотни | Десятки | Единицы |
миллионов | тысяч | |||||||
9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Рис. 90
Аналогично мотивируется схема разбора числа, которую приводим ниже (в скобках - примеры для читателя -А.А.).
Схема разбора числа
1. Прочитайте число (9409 - девять тысяч четыреста девять).
2. Назовите число единиц каждого разряда и каждого класса ( 9 ед.1 разряда, или 9 ед; 4 ед. 3 разряда, или 4 сотни; 9 ед. 4 разряда, или 9 тысяч; 409 ед. 1 класса и 9 ед. 2 класса).
3. Назовите общее число единиц каждого разряда (9409 ед., 940 дес., 94 сот., 9 тыс.).
4.
Замените число суммой
5.
Назовите число,
6.
Назовите наименьшее и
( 1000, 9999).
7.
Укажите, сколько всего цифр
понадобилось для записи
8. Используя все цифры данного числа, запишите наименьшее и наибольшее числа (4099, 9940).
Использование этих пособий позволяет поэтапно усваивать и запоминать необходимые моменты (особенно терминологию).
Ознакомление с письменной нумерацией может быть проведено таким образом.
Учитель кладет в верхний правый карман палочки по одной до 10 (например, 7, 8, 9, 10), а дети считают. Сколько здесь палочек? (10.) Как назвать иначе? (1 дес.) Десять палочек будем вкладывать во второй карман, если считать справа налево (завязывает палочки в пучок и ставит его во второй карман, а в первый карман кладет 1 палочку). Сколько здесь всего палочек? (11) Сколько десятков и отдельных единиц? (1 дес. и 1 ед.) Вкладывает еще одну палочку и повторяет вопросы, затем добавляет еще одну палочку и т.д. Кто разложит в карманы 15 палочек? (Дети раскладывают.) Сколько здесь всего палочек? (15.) Сколько десятков? (1 дес.) Обозначим это цифрой (вставляет в нижний левый карман цифру 1). Что показывает цифра 1? (1 дес.) Сколько отдельных единиц в числе 15? (5 ед.) Обозначим цифрой (ставит в нижний правый карман цифру 5). Что обозначает цифра 5? (5 ед.) Здесь записано число 15. На первом месте, считая справа налево (указывает), записано 5 единиц, а на втором 1 десяток.
Аналогично рассматриваются еще 2-3 числа (19,11,10). Можно предложить обратное упражнение: положить столько пучков десятков и отдельных палочек, сколько обозначено цифрами, и прочитать число.
После этого обозначение числа 15 выставляют в нумерационной таблице. Названия "разряд", "класс" будут говорить по мере появления этих терминов на уроках по программе.
Рассмотрев несколько чисел, учитель начинает приучать учащихся к работе по общей схеме разбора числа. Учащиеся отвечают так: 1) число восемнадцать; 2) в этом числе 1 десяток и 8 единиц; 3) в числе всего 18 единиц; 4) перед числом идет число 17, за числом 18 следует 19; 5) для записи понадобилось две цифры. Остальные пункты вводятся по мере дальнейшего усвоения знаний о нумерации.
Нумерация чисел от 20 до 100 идет по такому же плану.
Для
закрепления нумерации в
При изучении нумерации учащиеся знакомятся с разрядом и разрядным числом. Учитель поясняет, что в числе 57 содержится 5 десятков и 7 единиц, или иначе: 5 единиц второго разряда и 7 единиц первого разряда. После этого знакомятся представлением числа в виде суммы разрядных слагаемых: 57=50+7.
На знании разрядного состава числа основано решение примеров вида 10+2=12, 12-2=10, 12-10=2. Например, 12 - это 1 десяток и 2 единицы, вычитаем 2 единицы, остается 1 десяток; значит 12-2=10. Учащиеся знакомятся с понятиями: однозначное и двузначное число, четное и нечетное число. В дальнейшем при изучении сложения и вычитания включаются упражнения, связанные с нумерацией.
3.Тысяча
Нумерация в пределах 1000 и арифметические действия выделяются в особый концентр по следующим причинам:
-
здесь заканчивается изучение
нумерации чисел первого
- закрепляются знания устных и письменных приемов вычислений;
-
вводятся устные приемы
-
далее продолжается решение
В результате изучения нумерации учащиеся должны:
- уметь читать и записывать трехзначные числа;
- понимать образование чисел из сотен, десятков, единиц;
-
усвоить названия разрядных
-
уметь применять знание
Методика изучения нумерации в пределах 1000 аналогична методике изучения нумерации в пределах 100. Разница только в том, что здесь добавляется еще один разряд - разряд сотен.
Перед изучением нумерации в пределах 1000 учитель посвящает один урок повторению всех видов упражнений по нумерации в пределах 100, работает по общей схеме разбора числа, повторяет все термины.
Информация о работе Методика формирования понятия числа и изучения нумерации