Методические приёмы обучения младших школьников решению текстовых задач на пропорциональную зависимость между величинами

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Давно не секрет, что математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения и обобщения. На практике некоторые учителя используют сравнительно небольшой арсенал методических приёмов, что порождает однообразие в работе над задачами и, как следствие, угасание интереса учеников к решению задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования.
1.1 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач…………………………………………………………................
1.2 Определение основных понятий исследования (текстовая задача, решение задачи, функция, прямая и обратная пропорциональность, основные величины, изучаемые в начальных классах, связанные с пропорциональной зависимостью)…………………………………………………………………….
1.3 Содержание и этапы подготовительной работы к изучению функциональной зависимости по программе Л.Г. Петерсон ………………….
Глава 2. Методические особенности обучения младших школьников решению задач на пропорциональную зависимость между величинами.
2.1 Классификация задач на пропорциональную зависимость между величинами………………………………………………………………………
2.2 Анализ школьных учебников математики с точки зрения применения различных методических приёмов в процессе обучения младших школьников решению задач на пропорциональную зависимость между величинами………………………………………………………………………
2.3 Анализ опыта учителей начальных классов………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

     В вазе 10 яблок. Сколько  яблок останется, если возьмут 2 яблока? 3 яблока? 5 яблок? Запиши решение в таблице. От чего зависит результат? На сколько единиц он изменяется? Почему?

     В данной задаче фактически представлена функция у = 10 – х, где переменная х принимает значения 2, 3, 5. В результате выполнения данного задания учащиеся должны сделать вывод: чем больше вычитаемое, тем меньше значение разности.

     Идея  функционального соответствия присутствует и в упражнениях вида:

     Соедини стрелкой математические выражения и соответствующие  численные значения: 

     15 + 6  18 + 9  21 – 4  38 – 19

     27  19  17  21  35  40  15 

     Введение  буквенной символики позволяет познакомить учащихся с важнейшими понятиями современной математики – переменная, уравнение, неравенство, что способствует развитию функционального мышления, поскольку с ними тесно связана идея функциональной зависимости. При работе с переменной школьники осознают, что буквы, входящие в выражение, могут принимать различные числовые значения, а само буквенное выражение является обобщенной записью числовых выражений.

     Одни  из примеров системного использования  буквенной символики являются задачи, представленные в блиц-турнирах. Отсутствие конкретных чисел заставляет учеников искать путь решения задачи, опираясь на существенные связи между данными  и искомыми. Эта модель задачи –  знаковая, она более абстрактна, чем числовое выражение. При этом ученик не может вычислить промежуточные  результаты, а должен представлять всю цепочку связей между величинами и выстраивать соответствующую  последовательность действий. Исследование решения задач с буквенными данными  предполагает рассмотрение различных  соотношений между значениями букв, а так же выявление возможности  или невозможности принятия буквой конкретных числовых значений, установление влияния числовых значений переменных на количество способов решения задачи.

     Огромное  пропедевтическое значение имеет опыт общения учащихся с упражнениями на установление закономерностей в числовых последовательностях и их продолжение: 

     1, 2, 3, 4… (у = х + 1)

     1, 3, 5, 7… (у = 2 · х + 1) 

     Понятие величины, наряду с понятием числа, является основным понятием начального курса математики. Материал данного раздела является богатейшим источником для осуществления опосредованной функциональной пропедевтики. Во-первых, это зависимость (обратнопропорциональная) между выбранной единицей величины (меркой) и ее численным значением (мерой) – чем больше мерка, тем число, полученное в результате измерения величины данной меркой, меньше. Поэтому важно, чтобы при работе с каждой величиной (длиной, массой, площадью, объемом и пр.) учащиеся приобретали опыт измерения величин разными мерками с целью осознанного выбора сначала удобной, а затем и единой мерки.

     Во-вторых, при изучении величин, характеризующих  процессы движения, работы, купли-продажи  формируются представления о  зависимости между скоростью, временем и расстоянием, ценой, количеством  и стоимостью в процессе решения  текстовых задач следующих видов  – на приведение к единице (нахождение четвертого пропорционального), нахождение неизвестного по двум разностям, пропорциональное деление.

     Особую  сложность для учащихся представляет осознание взаимосвязи между  этими величинами, поскольку понятие  «пропорциональная зависимость» не является предметом специального изучения и усвоения. В программе Л.Г. Петерсон методически эта проблема решается за счет использования следующих  приемов:

     - Решение задач  с недостающими  данными («открытым»  условием):

     Васе  от дома до школы  540 м, а Паше – 480 м. Кто ближе живет? Кто быстрее дойдет?

     - Фиксация условия задач не только в таблице (как это предложено в классической методике), но и в виде схемы. Это позволяет «визуализировать» зависимости, рассматриваемые в задаче. Так, если одно и тоже расстояние в 12 км движущиеся объекты проходят за разное время (2 ч, 3 ч, 4 ч, 6 ч), то с помощью схемы наглядно интерпретируется обратная зависимость – чем больше частей (время), тем меньше каждая часть (скорость).

     - Изменение одного  из данных задачи  и сравнение результатов  решения задач.

     В школьную столовую привезли 48 кг яблок. Сколько ящиков могли привезти, если во всех ящиках яблок было поровну? Здесь полезно обратить внимание на кратное отношение рассматриваемых величин – во сколько раз больше одна из величин, во столько же раз больше (меньше) другая при постоянной третьей.

     В начальной школе учащиеся в неявном виде знакомятся с табличным, аналитическим, словесным, графическим способами задания функций.

     Так, например, зависимость между скоростью, временем и расстоянием можно  выразить:

     а) словесно: «чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время»;

      б) аналитически: s= u ·t;

     в) таблично: u =5 км/ч

     г) графически (с помощью координатного  луча или угла).

     В курсе Л.Г. Петерсон учащиеся в неявном  виде знакомятся с линейной зависимостью, как частным случаем функции. Эту функцию можно задать формулой вида у = + b, где х – независимая переменная, k и b – числа. Ее областью определения являются множество всех действительных чисел.

     Пройдя  350 километров, поезд стал идти в течение t часов со скоростью 60 км/ч. Сколько всего километров прошел поезд? (350 + 60 · t)

     Выполняя  задания с именованными числами, учащиеся осознают зависимость численного значения величин от использования различных единиц измерения.

     Один  и тот же отрезок  измерили сначала  в сантиметрах, затем  в дециметрах. В  первом случае получили число на 135 больше, чем во втором. Какова длина отрезка  в сантиметрах? (Зависимость  у = 10 · х)

     В курсе математики 3–4 классов значительное внимание уделено обучению учащихся использованию формул, их самостоятельному выводу. Здесь важно научить учащихся представлять одну и ту же информацию в различной форме – графически и аналитически, предоставив школьникам право выбора формы в соответствии с их познавательными стилями.

     Чтобы сформировать у учащихся способность  к выводу формул, нужно научить  их записывать различные утверждения  на математическом языке (в виде равенств):

     - ручка в три раза дороже  карандаша (р = к + 3);

     - число а при делении на 5 дает в остатке 2 (а = 5 · b + 2);

     - длина прямоугольника на 12 см больше ширины (а = b + 12).

     Обязательным  условием является обсуждение возможных  вариантов значений данных величин  с заполнением соответствующих  таблиц.

     Особое  место в курсе Л.Г. Петерсон занимают задания, связанные с математическими исследованиями:

     Представь число 16 в виде произведения двух множителей разными  способами. Для каждого  способа найди  сумму множителей. В каком случае получилась меньшая  сумма? Проделай это  же с числами 36 и 48. Каково предположение?

     При выполнении подобных заданий (на исследование зависимости между количеством  углов многоугольника и суммарным  значением градусных мер углов, между значением периметра различных  по форме фигур с одинаковой площадью и пр.) учащиеся совершенствуют навыки работы с таблицей, так как решение удобно фиксировать в таблице. Кроме этого табличный способ фиксации решения используется при решении нестандартных математических задач методом упорядоченного перебора или рационального подбора.

     В классе 13 детей. У  мальчиков столько  зубов, сколько у  девочек пальцев  на руках и ногах. Сколько в классе мальчиков и сколько  девочек? (У каждого  мальчика ровно 32 зуба).

     Обучение  математике по программе Л.Г. Петерсон обеспечивает усвоение учащимися взаимосвязи  между результатами и компонентами арифметических действий, формируется  представление о «скорости» изменения результата арифметических действий в зависимости от изменения компонентов:

     - упражнения на состав числа;

     - частные приемы вычислений (36 + 19 = 35 + 20; 36 – 19 = 37 – 20; 12 · 5 = 12 ·  10 : 2);

     - оценка суммы, разности, произведения, частного.

Понятие функции в старших классах связано с системой координат. В курсе Л.Г. Петерсон содержится материал для пропедевтической работы в этом направлении:

     - числовой отрезок, числовой луч,  координатный луч;

     - таблица Пифагора, координаты на  плоскости (координатный угол);

     - графики движения;

     - круговые, столбчатые и линейные  диаграммы, наглядно представляющие  зависимость между дискретными  величинами.

     Обобщая, отметим, что основные цели изучения учебного содержания функциональной линии  курса Л.Г. Петерсон:

     1) развитие функционально-аналитического  мышления школьников, характеризующегося  способностью рассматривать объекты,  в том числе и математические, во взаимосвязи и взаимозависимости;

     2) формирование у учащихся способности  к выражению зависимости между  величинами разными способами  (таблично, аналитически, графически).

     Кроме этого, результатом пропедевтики функциональной зависимости должна стать высокая  умственная активность младших школьников, развитие интеллектуальных, общепредметных и специфических математических умений и навыков. Все это создает  прочную основу не только для решения  методических проблем начальной  математики – формирование вычислительных навыков, умения решать текстовые задачи и др., но и для реализации развивающих  возможностей математического содержания и, что не менее важно, для успешного  изучения функций в средней школе. 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах. / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Педагогика, 1977. – 262
  2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М.: Педагогика, 1984. – 301 с.
  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
  4. Петерсон Л.Г. Математика, 3 класс. Ч. 1, 2. Учебник для 4-летней начальной школы. – М.: «Баласс», 2001.

Информация о работе Методические приёмы обучения младших школьников решению текстовых задач на пропорциональную зависимость между величинами