Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:48, реферат
Карл Фридрих Гаусс, которого современники называли королем математиков, родился в Брауншвейге (Германия) в семье водопроводчика, фонтанных дел мастера и садовника. Еще ребенком Гаусс обнаружил удивительные способности к различным вычислениям в уме.
Введение……………………………………………………..……………………………………………………………………………………..….3
Дебют Гаусса……………………………………………………………………………………………………………………..…………………..4
Золотая теорема……………………………………………………………………………………………………..…………………………..16
Открытия Гаусса в других областях науки………………………………………………………….……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы......................………………………………………………………………………………..
Квадратичные вычеты. Всюду ниже мы будем предполагать, что р = просто число, причем р≠2. Делить целые числа можно «с недостатком» или «с избытком». Иными словами, остатки можно считать положительными или отрицательными. Условимся выбирать остаток наименьшим по абсолютной величине.
Нетрудно доказать, что если р нечетно, то всякое целое число n единственным образом представляется в виде
где q и r - целые.
Будем называть r остатком от деления n на р или вычетом числа n по модулю р. Это обозначается так: n r (mod p)
Выпишем в таблицу 1 вычеты для нескольких первых простых чисел p>2. Нас интересует, какие вычеты (остатки) могут иметь квадраты целых чисел. Эти остатки мы будем называть квадратичными вычетами, а остальные – квадратичными невычетами.
Числа n2 и r2, где r – остаток числа n по модулю р, имеютодин и тот же остаток при делении на р. Поэтому, если мы хотим найти квадратичные вычеты, то достаточно возводить в квадрат лишь вычеты, т.е. целые числа r, IrI≤k = (p – 1)/2. При этом, разумеется, достаточно рассматривать r ≥ 0.
Проведем
вычисления для простых чисел
из предыдущей таблицы. Составим новую
таблицу,в которой «жирые»
Попытаемся
подметить некоторые
Теорема Ферма и критерий Эйлера. Далее, очевидно, что 0 и 1 являются жирными во всех строчках. Что касается остальных столбуов, то сразу не видна закономерность, согласно которой в них появляются жирные числа. Начнем с а = – 1 . Оно является жирным при р = 5, 13, 17, … и не является при р = 3, 7, 11… Простые числа первой группы при делении на 4 дают остататок 1, а второй – остаток -1 (простые числа р≠2 других остатков вообще давать не могут). Итак,можно предположить, что -1 является квадратичным вычетом для простых чисел вида р = 4l+1 и квадратичным невычетом для р = 4l – 1. Эту закономерность первым заметил Ферма, однако оставил ее без доказательства.
Первое доказательство после нескольких неудачных попыток нашел в 1747 году Эйлер. В 1755 году Эйлер нашел другое, очень изящное доказательство, использующее малую теорему Ферма: Если р – просто число, то для всякого целого а, 0<IaI<p,
Доказательство. При р = 2 утверждение очевидно, и можно считать р нечетным. Рассмотрим р чисел 0, ±а, ±2а, ±3а, … , ±ka; k = (р – 1)/2. Все эти числа при делении на р дают разные остатки, так как в противном случае r1a – r2a, r1> r2, Ir1I≤k, Ir2I≤k, делится на р, так как 0<r1 – r2<p. Перемножим те из рассматриваемых чисел, которые отличны от нуля; получим (-1)k(k!)2ар-1. Поскольку среди остатков сомножителей содержатся все ненулевые вычеты и учитывая правило вычисления остатка произведения, получаем, что произведение имеет тот же вычет, что и (-1)k(k!)2, т.е. (k!)2(ар-1 – 1) делится на р. Так как k! не делится на р(0<k<p), то на р делится ар-1 – 1 и доказательство окончено.
Следствие (критерий Эйлера квадратичности вычета). Вычет b≠0 является квадратичным тогда и только тогда, когда
bk1 (mod p), (3)
Доказательство . Необходимость условия (3) устанавливается легко. Если а2b(mod p), 0<a<p, то а2k = ap-1 и bk! должны иметь одинаковые вычеты, равные, в силу (2), единице. Достаточность показывается сложнее. Выведем ее из следующей леммы.
Лемма 1. Если Р(х) – многочлен степени l, р – простое число и имеется более l различных вычетов r по модулю р, для которых
то (4) имеет место для всех вычетов.
Доказательство будем вести индукцией по l. При l = 0 утверждение очевидно. Пусть оно справедливо для многочленов степени не выше l – 1. Пусть далее r0, r1, … , rl, 0≤rj<p, удовлетворяют сравнению P(r) 0 (mod p). Представим Р(х) в виде Р(х) = (x – r0)Q(x)+P(r0), где Q(x) – многочлен степени l – 1, а P(r0) делится на р. Тогда, поскольку P(r0) делится на р, (rj – r0)Q(rj) делится на р при 1≤j≤l. Так как rj – r0 не может делиться на р, то Q(rj) делится на р, а тогда по предположению индукции Q(r) будет делится на р при всех r. Следовательно, P(r) делится на р при всех r.
Применим лемму к многочлену Р(х) = xk – 1. Тогда соотношению (4) удовлетворяет k ненулевых квадратичных вычетов. Однако имеется вычет (r = 0), не удовлетворяющий (4); значит, по лемме, все квадратичные невычеты должны не удовлетворять (4) и, следовательно, условие (3) достаточно.
Замечание. Для квадратичного невычета b имеем: b(p-1)/2 – 1(mod p). Действительно, если бы b(p-1)/2 r(mod p), то r2 1(mod p), откуда r = – 1 (Сравнению r21(mod p) удовлетворяют только два вычета: r1(mod p), r2 -1(mod p).)
Критерий Эйлера позволяет мгновенно решить вопрос о том, для каких р вычет –1 является квадратичным. Подставляя в (3) b =– 1 , получаем, что при p = 4l + 1 (3) выполняется (k - четно), а при p = 4l – 1 (3) не выполняется (k - нечетно). Сформулированная выше гипотеза стала теоремой.
Задача 1. Доказать, что если р≠2 есть простой делитель числа n2+1, то р = 4l+1.
Итак, мы доказали, что –1 – квадратичный вычет для p = 4l+1 и квадратичный невычет для p = 4l – 1.
Это утверждение состоит из двух частей: отрицательное утверждение для p = 4l – 1 и положительное для p = 4l+1. В первом случае естественно пытаться найти некоторое свойство, которому квадратичные вычеты удовлетворяют, а -1 не удовлетворяет, что и сделал Эйлер. Найденное свойство оказалось характеристическим, т.е. одновременно удалось доказать и вторую часть гипотезы. Доказательство Эйлера не эффективно в том смысле, что оно не дает явной конструкции для числа n по р, а лишь утверждает его существование. Иными словами, гарантируется, что если перебирать числа 1, 2, … , 2l, возводить их в квадраты, брать остатки от деления квадратов на р, то рано или поздно получится -1. Остается открытым вопрос, нельзя ли указать более явную конструкцию N и р, не использующую процедуры перебора. Положительный ответ дал Лагранж в 1774 году, используя следующую теорему.
Теорема Вильсона. Если p = 2k+1 есть простое число, то
(-1)k(k!)2
-1 (mod p).
Для доказательства этой теоремы воспользуемся леммой 1. Положим Р(х) = (х2 - 1)(х2 - 4)…(х2 – k2), Q(x) = x2k-1 – 1. Тогда R(x) = P(x) – Q(x) – многочлен степени не выше 2k – 1, который при x = ±1, ±2, …, ±k делится на р (этим свойством обладают P и Q). По лемме R(x)0 (mod p) для всех х. Собственно, новым фактом является лишь то, что R(0)0 (mod p). Поскольку R(0) = (-1)k(k!)2+1? Получаем (5).
Следствие Лагранжа. При p = 4l+1 имеем: [(2l)!]2-1(mod p).
Задача 2. Доказать, что если (5) верно, то р – простое число.
Эта задача дает повод отметить, что в конструкции Лагранжа простота р существенна.
Выяснив, когда а = -1 является квадратичным вычетом, Эйлер, используя огромный числовой материал, пытается найти аналогичные условия для других а. Он подмечает, что при а=2 все зависит от остатка при делении на р на 8; 2 оказывается квадратичным вычетом для простых р=8l±1 и невычетом при р=8l±3 (простое число при делении на 8 может давать остатки ±1, ±3). Далее, 3 является квадратичным вычетом при р = 12l±1 и квадратичным невычетом при р = 12l±5. Эйлер высказывает гипотезу, что и в общем случае все определяется остатком от деления р на 4а .
Гипотеза Эйлера. Число а одновременно является или квадратичным вычетом или квадратичным невычетом для всех простых чисел, входящих в арифметическую прогрессию 4aq+r, q = 0,1,2,…; 0<r<4a.
Ясно, что 4а и r имеют общий делитель s>1, то в арифметической прогрессии не будет ни одного простого числа. Если же первый член и разность прогрессии взаимно просты, то, как утверждает теорема Дирихле (1805 – 1859), в этой прогрессии имеется бесконечное число простых чисел (обобщение теоремы о бесконечности числа простых чисел в натуральном ряду).
Возвратимся к гипотезе Эйлера. Оказалось, что критерий Эйлера, который выполнялся при а = -1, не действует при а = 2. Эйлеру не удалось разобраться в этом случае. Ему удалось доказать свою гипотезу, не считая а = -1, лишь при а = 3. Затем Лагранж доказал гипотезу при а = 2,5,7; Лежандр в 1785 г. предложил доказательство гипотезы для общего случая, которое однако, содержало существенные пробелы.
Доказательство Гаусса. Вначале Гаусс, как и его предшественники, замечает утверждение для а = -1, затем, уже угадав результат для общего случая, последовательно разбирает случай за случаем, продвинувшись дальше других: им рассмотрены а = ±2,±3,±5,±7. Общий случай (гипотеза Эйлера) не поддался первой атаке: «Эта теорема мучила меня целый год и не поддавалась напряженнейшим усилиям». Заметим, что это было то место, где Гаусс «догнал» современную математику: усилия крупнейших математиков, пытавшихся доказать гипотезу Эйлера, были безрезультатными.
Наконец,
8 апреля 1796 г. он находит общее доказательство,
которое Кронекер (1823 - 1891) очень метко
назвал «пробой сил гауссова гения».
Доказательство проводится двойной
индукцией по а и р; Гауссу приходится
придумывать существенно
Лемма2.Пусть р = 2k+1 – простое число, а – целое число, 0<IaI≤2k; r1, r2, … , rk – вычеты чисел а, 2а, … , ka; v – число отрицательных среди них. Тогда
ak(-1)v(mod p)
Применяя критерий Эйлера, получаем такое следствие:
Критерий Гаусса квадратичности вычета. Вычет является квадратичным тогда и только тогда, когда фигурирующее в лемме 2 число v четно.
Доказательство леммы 2. Заметим, что все вычеты r1, … , rk различны по абсолютной величине. Это следует из того, что сумма и разность любых двух из них не делится на р: ri±rj=(i+j)a, i≠j; I i+j I<p, IaI<p. Таким образом, набор модулей Ir1I, … , IrkI – это числа 1,2,…,k в некотором порядке. В результате а×2а … ka = akk! при делении на р дает тот же остаток, что и r1, … , rk = (-1)vk!. Учитывая, что k! не делится на простое число р, получаем (6).
Доказательство гипотезы Эйлера. Заметим, что в приводимом рассуждении уже не используется простота р – она в полной мере использована в лемме Гаусса. Отметим на числовой оси точки (рис. 1, а, б) mp/2, если a>0, и –mp/2, если a<0; m=0,1,2,…,IaI. Занумеруем интервалы с концами в этих точках по номерам левых концов. Отметим теперь крестиками точки а, 2а, … , ka; так как а – целое число, неделящееся на р, то крестики не могут совпасть с ранее отмеченными точками, причем все крестики попадут в какие-то из построенных интервалов (IaIp/2>IaIk). Легко заметить, что фигурирующее в лемме число v – это число крестиков, попавших в интервалы с нечетными номерами.
Подвергнем теперь нашу картинку преобразованию подобия с коэффициентом 1/а (рис. 1 перейдет в рис. 2).
При этом точки mp/2 перейдут в точки, делящие отрезок [0, р/2] на IаI равных частей, а крестики – в целочисленные точки 1, 2, …, k.
Нумерация
интервалов теперь будет зависеть от
знака а: при а>0 они нумеруются
номерами левых концов, при a<0 –
номерами правых концов; v – число
целочисленных точек в