Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 22:48, реферат
Карл Фридрих Гаусс, которого современники называли королем математиков, родился в Брауншвейге (Германия) в семье водопроводчика, фонтанных дел мастера и садовника. Еще ребенком Гаусс обнаружил удивительные способности к различным вычислениям в уме.
Введение……………………………………………………..……………………………………………………………………………………..….3
Дебют Гаусса……………………………………………………………………………………………………………………..…………………..4
Золотая теорема……………………………………………………………………………………………………..…………………………..16
Открытия Гаусса в других областях науки………………………………………………………….……………………………….21
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы......................………………………………………………………………………………..
zn – 1 = (z – 1)(zn-1 + zn-2 + … + z + 1) = 0
Получим два уравнения: z = 1 и zn-1 + zn-2 + … + z + 1 = 0 (2)
Уравнение (2) имеет своими корнями при 1≤ k ≤ n – 1. В дальнейшем будем иметь дело с уравнением (2).
При n=3 получаем уравнение z2+z+1=0. Его корни:
. При n=5 дело обстоит сложнее, так как мы получаем уравнение четвертой степени
z4+z3+z2+z+1=0,
имеющее четыре корня . Хотя и существует формула Феррари для решения общего уравнения 4-й степени, пользоваться ею практически невозможно. В нашем случае помогает специальный вид уравнения (3). Чтобы решить его, разделим сначала уравнение (3) на z2. Получим
z2 + 1/z2 + z + 1/z + 1 = 0 или (z + 1/z)2 + (z + 1/z) – 1 = 0.
Сделаем подстановку ω =
Отсюда
ω1,2 =
Далее можно найти
=
ω1
, =
ω2
,
Но это нам не нужно; для построения достаточно знать, что удвоенная вещественная часть равна
2cos (2π/5) = = + = ω1 =
Из того, что ω1 – квадратичная иррациональность, следует, что и представляют собой квадратичные иррациональности. Для рассуждаем в точности также.
Итак, для n=5 решение нашей задачи удалось свести к последовательному решению двух квадратичных уравнений: сначала решается уравнение (2), корнями которого являются суммы + и + симметричных корней уравнения (3), а затем из уравнений (5) находятся и сами уравнения (3).
Именно
таким путем Гауссу удалось осуществить
построение правильного 17-угольника: здесь
тоже выделяются группы корней, суммы
которых находятся
Построение правильного 17-угольника. «30 марта 1796 года наступает для него (Гаусса) день творческого крещения… Гаусс уже занимался с некоторого времени группировкой корней из единицы на основании своей теории «первообразных» корней. И вот однажды утром, проснувшись, он внезапно ясно и отчетливо осознал, что из его теории вытекает построение семнадцатиугольника… Это событие явилось поворотным пунктом жизни Гаусса. Он принимает решение посвятить себя не филологии, а исключительно математике». (Ф. Клейн).
Остановимся
подробнее на пути, по которому двигался
Гаусс. Одна из математических игр юного
Гаусса состояла в следующем. Он делил
1 на различные простые числа р,
выписывая последовательно
Известно, что Гаусс не сразу попытался доказать периодичность получающейся дробив общем случае (р≠2, 5). Но вероятно, доказательство не затруднило его. В самом деле, достаточно лишь заметить, что следить надо не за знаками частного, а за остатками! Знаки начинают повторяться после того, как на предыдущем шагу остаток равнялся 1. Значит надо найти такое k, что 10k – 1 делится на р. Так как имеется лишь конечное число возможных остатков (они заключены между 1 и р-1), для каких-то k1 > k2 числа 10k1 , 10k2 при делении на р дадут одинаковые остатки. Но тогда 10 k1 – k2 – 1 делится на р.
Несколько труднее показать, что в качестве k всегда можно взять р – 1, т.е. 10р-1 – 1 при р ≠2,5 всегда делится на р. Это частный случай теоремы, носящей название малой теоремы Ферма. Когда Ферма (1601 – 1655) открыл ее, он писал, что его «озарило ярким светом». Теперь ее переоткрыл Гаусс. ОН всегда будет ценить это утверждение: «Эта теорема… заслуживает величайшего внимания как вследствие ее изящества, так и ввиду ее выдающейся пользы».
Гаусса интересует наименьшее k, для которого 10k – 1 делится на р. Такое k всегда является делителем р – 1. Иногда оно совпадает с р – 1 (например, для р=7, 17, 19, 23, 29). До сих пор неизвестно, конечно или бесконечно число таких р.
Гаусс заменяет 10 на любое число a и интересуется, когда аk – 1 не делится на р при k<р – 1 (предполагается, что а не делится на р). Такие р принято называть первообразными корнями для а. Условие того, что р – первообразный корень, равносильно тому, что среди остатков от деления 1, а, а2, … , ар-2 на р встречаются все ненулевые остатки 1, 2, … , р – 1.
Гаусс не знал тогда, что первообразными корнями интересовался уже Эйлер (1707 – 1783) , который предполагал (но не смог доказать), что для каждого простого числа существует хотя бы один первообразный корень. Первое доказательство гипотезы Эйлера дал Лагранж (1752 – 1833); очень изящное доказательство дал Гаусс. Но это было позднее, а пока Гаусс манипулировал с конкретными примерами. Он знал, например, что для а = 17 число 3 является первообразным корнем. В приводимой ниже таблице в первой строке стоят значения k, а под ними остатки от деления 3k на 17. Стоит обратить внимание на то, что во второй строке встречаются все остатки от 1 до 16, что и означает первообразность 3 для 17.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | 3 | 9 | 10 | 13 | 5 | 15 | 11 | 16 | 14 | 8 | 7 | 4 | 12 | 2 | 6 |
Эти вычисления и легли в основу группировки корней уравнения
Z16
+ z15 + z14 + … + z + 1 = 0
(с
тем чтобы свести решение его
к цепочке квадратных
Именно, на первом шагу берутся σ2,0 , σ2,1 – соответственно сумы корней ε[l] с четными и нечетными l (в каждой сумме по 8 корней). Эти суммы оказываются корнями квадратного уравнения с целочисленными коэффициентами. Далее, берутся суммы σ4,0 , σ4,1 , σ4,2 , σ4,3 четверок корней ε[l] , у которых l при делении на 4 дает фиксированный остаток. Показывается, что эти величины являются корнями квадратных уравнений, у которых коэффициенты арифметически выражаются через σ2,0 , σ2,1 . Наконец, образуются суммы σs,I пар корней ε[l] , у которых l при делении на 8 дает остаток i. Для них выписываются квадратные уравнения с коэффициентами, просто выражающимися через σ4,j . Имеем: σs,0 = 2 cos (2π/17) и из квадратичной иррациональности σs,0 следует возможность построения правильного семнадцатиугольника циркулем и линейкой. Поучительно записать разбиение корней на группы в старой нумерации. Но в таком виде угадать разбиение не возможно. Теперь реализуем только что описанный путь.
Подробные вычисления. Теперь мы докажем квадратичную иррациональность корней 17-й степени из единицы. Отметим, что εkεl = εk+l (если k+l ≥17, то k+l заменяется остатком от его деления на 17), εk = (ε1)k. Прежде всего отметим, что ε1 + ε2 + … + ε16 = ε[0] + ε[1] + … + ε[15] = – 1 .
(В
этом можно убедиться,
Обозначим через σm,r сумму ε[k] с теми k, которые дают остаток r при делении на m. Получаем
Ясно, что
Можно показать, что
Теперь, воспользовавшись теоремой Виета, мы можем составить квадратное уравнение, корнями которого будут σ2,0 , σ2,1 :
Чтобы различить корни, опять воспользуемся рисунком. В каждую из сумм корни входят вместе со своими сопряженными. Ясно, что σ2,0 > σ2,1 (в первом случае нужно сложить и удвоить вещественные части корней ε1 , ε2, ε4 , ε8, во втором – ε3, ε5 , ε6 , ε7). Итак,
Рассмотрим суммы четверок корней:
Имеем: σ4,0 + σ4,2 = σ2,0 ; σ4,1 + σ4,3 = σ2,1 . Можно показать далее, что σ4,0 × σ4,2 = σ2,0 × σ2,1 = – 1 , а значит, σ4,0 , σ4,2 – корни уравнения x2 – σ2,0 x – 1 = 0. Решая это уравнение и учитывая, что σ4,0 > σ4,2, получаем после несложных преобразований
Аналогично показывается, что
Переходим к заключительному этапу. Положим
Можно было бы рассмотреть еще шесть такого рода выражений, но нам они не потребуются, так как достаточно доказать квадратичную иррациональность σs,0 = 2 cos (2π/17), что уже позволяет построить правильный семнадцатиугольник. Имеем σ8,0 + σ8,4 = σ4,0 ; σ8,0 × σ8,4 = σ4,1 ; из рисунка видно, что σ8,0 > σ8,4 , а потому σ8,0 – больший корень уравнения x2 – σ4,0 x + σ4,1 = 0, т.е.
Мы
несколько преобразовали
Пользуясь полученной формулой для cos (2π/17), построение правильного 17-угольниука можно выполнить при помощи элементарных правил построения выражений, являющихся квадратичными иррациональностями. Разумеется, получится весьма громоздкая процедура. В настоящее время известны довольно компактные способы построения. В одном отношении формула для cos (2π/17) не оставляет сомнения. Прийти к ней в рамках традиционных геометрических идей времени Евклида невозможно. Решение Гаусса принадлежало другой эпохе в математике. Отметим, что наиболее содержательное утверждение – принципиальная возможность построение правильного 17-угольника. Сама процедура построения не столь существенна. Для доказательства возможности построения было достаточно убедиться, что на каждом шаге возникали квадратные уравнения с коэффициентами – квадратичными иррациональностями, не выписывая точных выражений (это становится особенно существенным при переходе к большим показателям).
В рассказанном решении уравнения (6) остался совершенно невыясненным вопрос о том, почему оказалось удачным разбиение корней, использующее нумерацию ε[l], как можно догадаться положить ее в основу решения? Сейчас мы, по существу, еще раз повторим решение, обнажив ключевую идею – исследование симметрий в множестве корней.