Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:17, курсовая работа
Математика – одна из древнейших наук, которая изучает действия над арифметическими числами. Знания по математике применяются во многих отраслях науки: экономике, химии, биологии, физике, географии и многих других.
В школьном курсе математики изучаются разные темы, одной из которых являются неравенства. Неравенствами называют выражения вида:
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Виды неравенств и способы их решения
1. Понятие неравенства ………………………………………………………..6
2. Виды неравенств
2.1 Числовые неравенства и их свойства ………………………………….. 7
2.2 Линейные неравенства с одним неизвестным ………………………. .10
2.3 Решение систем неравенств с одним неизвестным …………………....15
2.4 Квадратное неравенство и его решение ……………………………….17
3. Способы и методы решения неравенств
3.1 Решение квадратного неравенства с помощью графика функции ……19
3.2 Метод интервалов…………………………………………………………21
Глава 2. Изучение неравенств в школьном курсе математики основной
школы
1. Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Неравенства»……23
2. Анализ учебников…………………………………………………………….23
Разработка внеклассного занятия ……………………………………………...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Азовский областной музыкально – педагогический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Изучение неравенств в школьном курсе
математики основной школы»
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Виды неравенств и способы их решения
1. Понятие неравенства ………………………………………………………..6
2. Виды неравенств
2.1 Числовые неравенства и их свойства ………………………………….. 7
2.2 Линейные неравенства с одним неизвестным ………………………. .10
2.3 Решение систем неравенств с одним неизвестным …………………....15
2.4 Квадратное неравенство и его решение ……………………………….17
3. Способы и методы решения неравенств
3.1 Решение квадратного неравенства с помощью графика функции ……19
3.2 Метод интервалов……………………………………………………
Глава 2. Изучение неравенств в школьном курсе математики основной
школы
1. Требования к знаниям и умениям учащихся по теме: «Неравенства»……23
2. Анализ учебников………………………………………………………
Разработка внеклассного занятия ……………………………………………...26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………
Математика – одна из древнейших наук, которая изучает действия над арифметическими числами. Знания по математике применяются во многих отраслях науки: экономике, химии, биологии, физике, географии и многих других.
В школьном курсе математики изучаются разные темы, одной из которых являются неравенства. Неравенствами называют выражения вида:
a < b (a ≤ b), a > b (a ≥ b). Неравенства начали изучать еще в древнейшие времена и продолжают изучать в наши дни. Впервые современный знак равенства (=) ввел английский врач и математик Роберт Рекорд. Он был автором первых учебников по арифметике и алгебре на английском языке.
Существует много видов неравенств: числовые неравенства, строгие и нестрогие неравенства, неравенства с одним неизвестным, равносильные неравенства, рациональные и иррациональные неравенства, показательные неравенства, тригонометрические неравенства.
Роль неравенств в школьном курсе математики велика. Неравенства представляют интерес для изучения, т.к. именно с их помощью на символическом языке записывают важнейшие задачи, связанные с познанием реальной действительности. При изучении любой темы неравенства могут быть использованы как эффективное средство закрепления, углубления, повторения и расширения теоретических знаний, для развития творческой математической деятельности учащихся.
Еще задолго до прихода в школу дети приобретают опыт в обращении с понятиями «больше», «меньше», «не равно». С отношениями «больше», «меньше» между числами и знаками этих отношений «>», «<» дети знакомятся в 1классе, при изучении чисел первого десятка. Во втором классе выполняют упражнения на сравнение буквенных выражений.
Но термин «неравенство» еще не употребляется, он вводится в начале 3-го класса, и так далее. В процессе обучения учащиеся все больше знакомятся с неравенствами и их различными видами.
Если сравнить учебнике по алгебре 8 класса, то можно увидеть, что:
- в учебнике авторов Муравина К. С., Муравина Г. К. и других из 102 часов на изучение неравенств отводится 27 часов; Муравин К. С. И др. начинают изучение неравенств начинает лишь в 9 классе;
- в учебнике авторов Алимова Ш. А., Колягина Ю. М. и других из 102 часов на изучение неравенств отводится 28 часов.
Этого времени не хватает, чтобы полностью изучить тему.
Для итоговой аттестации учащихся включают также и неравенства. Если, возьмем Единый государственный экзамен по математике за 2002 год и 2003 год, то увидим, что неравенства здесь тоже присутствуют.
Если тема «Неравенства» включена в Единый государственный экзамен, то значит данная тема является актуальной.
Объектом исследования является процесс усвоения учащимися темы: «Неравенства».
Предмет исследования – обучение учащихся основной школы приемам решения неравенств.
Гипотеза: качество знаний учащихся может быть повышено при применении на уроках математики элемента научного подхода к неравенствам, применение компьютерных программ, наглядных пособий.
Задачи исследования:
1. Изучить научно – методическую литературу по данному вопросу. Выявить особенности усвоения темы в школьном курсе.
2. Разработать дополнительные занятия для углубления знаний по теме: «Неравенства»
3. Разработать серию нестандартных уроков для привития интереса к математике.
ГЛАВА 1. ВИДЫ НЕРАВЕНСТВ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ.
§ 1. Понятие неравенства.
Выражения вида a < b (a ≤ b), a > b (a ≥ b) называют неравенствами.
Неравенства со знаками > (больше) и < (меньше) называют строгими.
(a > b, с < d – строгие неравенства).
Наряду со знаками строгих неравенств < и > используются знаки ≥ (больше или равно) и ≤ (меньше или равно), которые называют знаками нестрогих неравенств. Неравенство a ≤ b означает, что a < b или a = b, т.е. а не больше b. Точно также неравенство a ≥ b означает, что число а больше или равно b , т.е. а не меньше b.
Неравенства, содержащие знак ≥ или знак ≤ , называют нестрогими.
(a ≥ b, с ≤ d – нестрогие неравенства).
Решить неравенство – это значит найти все его решения, или установить, что их нет.
Сравнить числа а и в – значит выяснить, какой из знаков >, =, < нужно поставить между этими числами, чтобы получить верное соотношение.
§ 2. Виды неравенств.
2.1. Числовые неравенства и их свойства
Определение: Число а больше числа b, если разность а – b положительна.
Число а меньше числа b, если разность а – b отрицательна.
Свойство 1. Если a > b и b >c, то a > c.
Доказательство: по условию a > b, т.е. a – b – положительное число. Аналогично, так как b >c, то b – c – положительное число.
Сложив положительные числа a – b и b – c, получим положительное число. Имеем (a – b) + (b – c) = a – c . Значит a – c – положительное число, т.е. a > c.
Свойство 1 можно обосновать, используя геометрическую модель множество действительных чисел, т.е. числовую прямую. Неравенство a > b означает, что на числовой прямой точка а расположена правее точки b, а неравенство b >с – что точка b расположена правее точки с (рис. 1). Но тогда точка а расположена на прямой правее точки с, т.е. a > c.
Свойство 1 обычно называют свойством транзитивности.
Свойство 2. Если a > b, то а + с > b + с.
Свойство 3. Если a > b и m > 0, то am > bm;
если a > b и m < 0, то am < bm.
Смысл свойства 3 заключается в следующем:
если обе части неравенства умножить на одно и то же
положительное число, то знак неравенства следует сохранить;
если обе части неравенства умножить на одно и то же
отрицательное число, то знак неравенства следует изменить.
Свойство 4. Если a > b и с > d, то а + с > b + d .
Доказательство.
I способ. Рассмотрим разность (а + с) – (b + d) . Ее можно преобразовать к виду (а - b) + (c – d). По условию, a > b и с > d, значит, а –b и c – d – положительные числа. Тогда и их сумма, т.е. (а - b) + (c – d) – положительное число. Так как,
(а - b) + (c – d) = (а + с) – (b + d),
то и (а + с) – (b + d) – положительное число, поэтому а + с > b + d.
II способ. Так как a > b, то, согласно свойству 2, а + с > b + с. Аналогично, так как с > d, то с + b > d + b.
Итак, а + с > b + с, с + b > d + b. Тогда в силу свойства транзитивности получаем, что а + с > b + d.
Свойство 5. Если a, b, c, d – положительные числа и a > b, с > d,то ас > db.
Доказательство. Так как a > b и с > 0, то ас > bс. Аналогично, так как
с > d и b > 0, то cd > bd.
Итак, ас > bс, cd > bd. Тогда, согласно свойству транзитивности, получаем, что ас > db.
Свойство 6. Если а и b – неотрицательные числа и а > b, то аn > bn,
где n – любое натуральное число.
Смысл свойства 6 заключается в следующем: если обе части неравенства – неотрицательные числа, то их можно возвести в одну и ту же натуральную степень, сохранив знак неравенства.
Дополнение к свойству 6. Если n – нечетное число, то для любых чисел а и b из неравенства а > b следует неравенство того же смысла аn > bn.
2.2 Линейные неравенства с одним неизвестным
Неравенство с одним неизвестным – это неравенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой.
3х + 4 < 5х + 2
Решение неравенства с одним неизвестным – значение неизвестного, при котором данное неравенство обращается в верное числовое неравенство.
Например, число 3 является решением неравенства х + 1 > 2 – х, так как
3 + 1 > 2 – 3
Решить неравенство – это значит найти все его решения или установить, что их нет.
В записи решений неравенства появляется особенность, которой нет в уравнениях. Практически все уравнения имели небольшое количество корней, которые и перечислялись в ответе. Неравенство же имеет, как правило, бесконечно много решений, что требует специальной формы записи ответа. Одна из этих форм связана с представлением решений на координатной прямой.
Например, решения неравенства х > 4 на координатной прямой лежат справа от точки 4 или, говоря на геометрическом языке, составляют луч. Этот луч обозначается следующим образом: (4; +∞)
Светлая точка на рисунке 2 означает, что число 4 не является решением данного неравенства.
Решения нестрогих неравенств х ≥ а и х ≤ а также образуют лучи, но они содержат начало луча – точку а. На рисунке 3 точка с координатой а отмечена черным кружком.
Эти лучи обозначаются соответственно [а; + ∞) и ( - ∞; а], и их принято называть замкнутыми лучами. Лучи (а; + ∞) и ( - ∞; а) называют открытыми.
Решения двойных неравенств, т.е. неравенств вида
а < х <b, a ≤ x < b, a < x ≤ b, a ≤ x ≤ b,
образуют на координатной прямой промежутки, которые обозначаются соответственно символами (a; b), [a; b), (a; b], [a; b].
Эти промежутки называют конечными, а лучи бесконечными промежутками.
Промежуток (а; b) часто называют открытыми или интервалом, а промежуток [a; b] – замкнутым или отрезком, промежутки [a; b) и (a; b] – полуинтервалами, замкнутыми слева и справа. (рис. 4)
Обычный способ решения неравенств состоит в том, что с помощью некоторых преобразований исходное неравенство приводят к простейшему виду. При этом требуется, чтобы преобразование неравенства не приводило ни к потере, ни к появлению лишних решений. Другими словами, и исходное и полученное в процессе решения неравенства должны иметь одни и те же решения.
Информация о работе Изучение неравенств в школьном курсе математики основной школы