Исследование функций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:50, научная работа

Описание работы

Целью изучения курса алгебры и начала анализа является
систематическое изучение функций, раскрытие прикладного значения общих
методов математики, связанных с исследованием функций.
Выбрав тему реферата «Исследование функции с помощью производной» я поставила следующие задачи:
- систематизировать свои знания о функции, как важнейшей математической модели;
- усовершенствовать свое умение в применении дифференциального исчисления для исследования элементарных функций.

Содержание

Введение
1. Понятие производной
2. Признаки возрастания и убывания
3. Схемы исследования
4. Примеры исследования функций
Примеры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

научная работа (full version).docx

— 630.39 Кб (Скачать)

, b], то х0 является точкой минимума функции f(x).

Для отыскания экстремальных точек  функции нужно найти ее критические  точки и

для каждой из них проверить выполнение достаточных условий экстремума.

3.4. Наибольшие и наименьшие значения  функции.

     Правила отыскания наибольшего  и наименьшего значений функций  в промежутке.

Для отыскания наибольшего и наименьшего  значений функции, дифференцируемой в

некотором промежутке, нужно найти все критические точки, лежащие внутри

промежутка, вычислить значения функции в  этих точках и на концах промежутка и

из  всех полученных таким образом значений функции выбрать наибольшее и

наименьшее.

Глава IV. Примеры применения производной  к исследованию функции.

     Пример 11. Исследовать функцию y=x3+6x2+9x  и построить график.

y=x3+6x+9x

1)     D(y)=R

2)     Определим вид функции:

y(-x)=(-x)3+6(-x)2+9(-x)=-x+6x2-9x  функция общего вида.

3)     Найдем точки пересечения с  осями:

Oy: x=0, y=0 (0;0) – точка пересечения с осью y.

Ox: y=0,

x3+6x2+9x=0

x(x2+6x+9)=0

x=0 или x2+6x+9=0

D=b2-4ac

D=36-36=0

D=0, уравнение имеет один корень.

x=(-b+D)/2a

x=-6+0/2

x=-3

(0;0) и (-3;0) – точки пересечения  с осью х.

4)     Найдем производную функции:

y’=(x3+6x2+9x)’=3x2+12x+9

5)     Определим критические точки:

y’=0, т.е. 3x2+12x+9=0  сократим на 3

x2+4x+3=0

D=b2-4ac

D=16-12=4

D>0, уравнение имеет 2 корня.

x1,2=(-b±√D)/2a,  x1=(-4+2)/2 , x2=(-4-2)/2

x1=-1     x2=-3

6)     Обозначим критические точки  на координатной прямой и определим  знак

функции:

0                             

+                                 -                             +

-3                         -1

x=-4, y’=3*16-48+9=9>0

x=-2, y’=12-24+9=-3<0

x=0, y’=0+0+9=9>0

7)     Найдем xmin и xmax:

xmin=-1

xmax=-3

8)     Найдем экстремумы функции:

ymin=y(-1)=-1+6-9=-4

ymax=y(-3)=-27+54-27=0

9)     Построим график функции:

10)Дополнительные  точки:

y(-4)=-64+96-36=-4

     Пример 12. Исследовать функцию y=x2/(x-2) и построить график

y=x2/(x-2)=x+2+4/(x-2)

Найдем  асимптоты функции:

x≠  2, x=2 – вертикальная асимптота

_x2              x-2

x2-2x    x+2

_2x

2x-4

4

y=x+2 – наклонная асимптота, т.к.

lim 4/(x-2)=0

x→∞

Найдем  область определения.

1)     D(y)=R \ {2}

2)Определим  вид функции.

y(-x)=(-x)2/(-x-2)=x2/(-x-2), функция общего вида.

3)Найдем  точки пересечения с осями.

Oy: x=0, y=0 (0;0) – точка пересечения с осью y.

Ox: y=0,

x2/(x-2)=0

x3-2x2=0

x2(x-2)=0

x=0 или x=2  (2;0) – точка пересечения  с осью х

4) Найдем производную функции:

 

y’=(2x(x-2)-x2)/(x-2)2=(2x2-4x-x2)/(x-2)2=(x(x-4))/(x-2)2=(x2-4x)/(x-2)2

5) Определим критические точки:

                                    x2-4x=0                  x(x-4)=0

y’=0, (x2-4x)/(x-2)2=0 <=>                       <=>

                           (x-2)2≠ 0                 x≠ 2

x2-4x=0, а (x-2)2≠ 0, т.е. х≠ 2

x(x-4)=0

x=0  или x=4

6) Обозначим критические точки  на координатной прямой и определим  знак функции.

  +                -                       -                      +

0                    2                    4

x=-1, y’=(1+4)/9=5/9>0

x=1,  y’=(1-4)/1=-3<0

x=3,  y’=(9-12)/1=-3<0

x=5,  y’=(25-20)/9=5/9>0

7) Найдем точки минимума и максимума  функции:

xmin=4

xmax=0

8) Найдем экстремумы функции:

ymin=y(4)=16/2=8

ymax=y(0)=0

9) Построим график функции:  

10) Дополнительные точки:

y(-3)=9/-5=-1,8              y(3)=9/1=9

y(1)=1/-1=-1                  y(6)=36/4=9

     Пример 13. Исследовать функцию y=(6(x-1))/(x2+3) и

построить график.              1) Найдем область определения функции:

D(y)=R

2)     Определим вид функции:

y(-x)=(6(-x-1))/(x2+3)=-(6(x+1))/(x2-3) – функция общего вида.

3)     Найдем точки пересечения с  осями:

     Oy: x=0,  y=(6(0-1))/(0+3)=-2,  (0;-2) – точка пересечения с осью y.

(6(x-1))/(x2+3)=0

Ox: y=0, <=>

x2+3≠  0

6x-6=0

6x=6

x=-1

(1;0) – точка пересечения с осью  х

4) Найдем производную функции:

y’=(6(x-1)/(x2+3))’=6(x2+3-2x2+2x)/(x2+2)2=-6(x+1)(x-3)/(x2+3)2

5) Определим критические точки:

y’=0, т.е. -6(x+1)(x-3)/(x2+3)2=0

-6(x+1)(x-3)=0

y’=0, если х1=-1 или х2=3 , значит х=-1 и х=3, критические точки.

6) Обозначим критические точки  на координатной прямой и определим  знак функции:

-3                         2

-                                +                              -

-1                         3

x=-2,    y’=-6(-2+1)(-2-3)/(4+3)2=-30/49<0

x=0,     y’=-6(0+1)(0-3)/(0+3)2=2>0

x=4,     y’=-6(4+1)(4-3)/(16+3)2=-30/361<0

7) Найдем точки минимума и максимума:

xmin=-1

xmax=3

8) Найдем экстремумы функции:

                   ymin=y(-1)=(6(-1-1))/(1+3)=-12/4=-3

                   ymax=y(3)=(6(3-1))/(9+3)=12/12=1

9) Построим график функции:

    

10) Дополнительные точки:

y(-3)=(6(-3-1))/(9+3)=-24/12=-2

y(6)=(6(6-1))/(36+3)=30/39=10/13≈  0,77

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  основании приведенных результатов  можно провести полное исследование функции с качественным построением  ее графика. План этого исследования был следующим:

1) находят область определения  функции;

2) определяют точки разрывов функции  и их характер;

3) находят корни функции;

4) определяют четность или нечетность  функции;

5) проверяют функцию на периодичность;

6) вычисляют производную функции,  находят ее критические точки,  находят интервалы монотонности  и экстремумы;

7) вычисляют вторую производную  функции и по ней определяют  интервалы выпуклости, вогнутости  и точки перегиба;

8) находят асимптоты функции;

9) по полученным данным строят  качественный график исследуемой  функции.

Над этой темой работали многие ученые и философы. Много лет назад  произошли

эти термины: функция, график, исследование функции и до сих пор они

сохранились, приобретая новые черты и признаки.

Я выбрала эту тему, потому что мне  было очень интересно пройти этот путь

исследования  функции. Мне кажется, что многим было бы интересно побольше

узнать  о функции, о ее свойствах и  преобразованиях. Сделав эту научную, я

систематизировала свои навыки пополнила свой запас знаний об этой теме.

Я хочу посоветовать всем глубже изучить эту тему.

 

 

 

 

 Список литературы

 

  1. Зайцев И.А. Высшая математика. ДРОФА, 2005. – 400 с.
  2. Краснов М. Вся высшая математика т. 1 изд. 2. Едиториал УРСС, 2003. – 328 с.
  3. Мироненко Е.С. Высшая математика. М: Высшая школа, 2002. – 109 с.
  4. Мироненко Е.С., Розанова С.А., ред., др, Розановой С.А., Кузнецова Т.А. Высшая математика. Изд-во: ФИЗМАТЛИТ®, 2009. – 168c.
  5. Михеев В.И., Павлюченко Ю.В. Высшая математика. Изд-во: ФИЗМАТЛИТ®, 2007. – 200c.
  6. Пак В.В., Носенко Ю.Л. Высшая математика. Сталкер, 1997. – 560 с.\
  7. Allbest.ru
  8. Ziyonet.uz
  9. Mathematics.com
  10. Algebra.uz
  11. Geo-matem.ru

 

 


Информация о работе Исследование функций